рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция новозаветной эсхатологии в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Работа сделанна в 1997 году

Концепция новозаветной эсхатологии в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы" - раздел Литература, - 1997 год - Концепция Новозаветной Эсхатологии В Романе Ф. М. Достоевского Братья Карама...

Концепция новозаветной эсхатологии в романе Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы.Олимпиадная Р А Б О Т А по литературе ученика 10 класса А гимназии 272 x. Преподаватель Ж. С. Тельман Санкт-Петербург, 1997 . Cодержание Введение. 3 Значение эпиграфа романа. 4 Г л а в а I. Апокалиптическое христианство Достоевского. 1. Достоевский о любви и бессмертии. 2. Возможное понятие Царства Божия. 8 Г л а в а II. Тысячелетнее царство в Новом Завете и всечеловеческое братство Достоевского. 11 Г л а в а III. Воплощение идеи о всечеловеческом братстве в романе Братья Карамазовы. 1. Постмилленаризм в романе. Духовное братство. 2. Алексей Карамазов как новый тип христианской духовности. 18 Заключение. 22 Приложение. 23 Используемая литература. 24 Введение Д остоевский обращен к грядущему. Грядущее конец веков в своих сроках и содержании зависит от духовного состояния человека.

Для автора Братьев Карамазовых будущее эсхатологично. Идеей этой проникнуто все повествование романа не только Легенда о великом инквизиторе.

Целью данной работы является попытка поставить проблему какова общая направленность взглядов Ф. М. Достоевского на конечные судьбы мира, человечества в романе Братья Карамазовы Разрешение этой проблемы имеет важность был ли действительно прав К. Леонтьев, обвиняя Достоевского в ереси хилиазма 19, с.186 , или необходимы иные критерии в оценке идей писателя.

В силу различных причин взгляды Достоевского на эсхатологию не подвергались анализу в той же мере, как другие значительные мысли писателя. Поэтому, задача этой работы не столько обзор существующих позиций относительно концепции эсхатологии Достоевского, сколько выявление сути данной проблемы на материале, пожалуй, самого спорного, дискуссионного и что важно последнего романа писателя. Сопоставляя различные источники литературоведческие, философские, теологические автор данной работы приходит к выводу, что роман Братья Карамазовы выражает эволюционные взгляды на эсхатологию.

Эсхатология центральная тема работы. Идея Достоевского о всечеловеческом братстве тождественна понятию тысячелетнего царства так в Откровении Иоанна назван период истории, которому надлежит быть согласно Новому Завету перед концом света, перед наступлением Царства Божия. В ходе исследования были использованы работы признанных философов Н. А. Бердяева Миросозерцание Достоевского, Откровения о человеке в творчестве Достоевского, В. С. Соловьева Три речи в память Достоевского, Н. О. Лосского Достоевский и его христианское миропонимание, а также статьи Вяч. И. Иванова, Б. П. Вышеславцева и прочих.

Основной теологический источник книга проф. Мерилла Тенни Мир Нового Завета на прямую не связана с творчеством Достоевского, но важна для раскрытия темы данной работы. Что значит эпиграф В эпиграф романа Братья Карамазовы Достоевский выносит слова Христа Истинно, истинно говорю вам если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно а если умрет, то принесет много плода. Ев. От Иоанна, 1224. Начало цитаты, а именно повторение слова истинно, часто употреблялось Господом, когда Он изрекал какую-либо важную истину, усиливая подтверждение ее. Введение в эпиграфе можно было опустить, но почему-то Достоевский его оставляет.

И, думается, не случайно. Истинность нравственных ориентиров и ценностей Царства Божия для автора романа абсолютна и несомненна.

Все же остальное именно в наш текущий момент приводит его в некоторое недоумение 1, с.7. Для Достоевского важно значение эпиграфа. Конец цитаты в эпиграфеЕсли пшеничное зерно суть романа, вывод по результатам исследования писателя. По крайней мере, четкое указание на направление художественного исследования, проведенного автором. Мы полагаем, что следует особенно отметить источник эпиграфа Евангелие от Иоанна.

Почему Достоевский ссылается на Евангелие от Иоанна, а не от Матфея, или Луки Контекст в Евангелии от Иоанна эллины пришли к Иисусу. Подчеркнем, что не иудеи, а язычники, то есть весь остальной мир, все человечество. Иисус говоритПришел час прославиться Сыну Человеческому любящий душу свою погубит ее а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. И далее Иоанн. 1226 Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга мой будет и кто мне служит, того почтит Отец Мой. Несколько ранее в этой главе фарисеи говорят между собой Видите ли, что не успеваете ничего Весь мир идет за Ним Ключевые слова у Иоанна душа, мир. Слова эпиграфа вводятся в Евангелие словами о часе славы Сына Человеческого.

Час славы это и есть Царство. Матфей приводит притчу полностью, и контекст иной. Иисус учит народ, говоря притчами. Притча о сеятеле глава 13, стихи 8. Христос заключает ее словами Кто имеет уши слышать, да слышит Ученики спрашивают, почему Он говорит притчами Потому что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют.

Далее Он раскрывает значение притчи о сеятеле, говоря, что семя это слово о Царстве. Итак, Ев. от Матфея 133 семя есть Царство Небесное, там же 1331 Царство Небесное подобно зерну. Семя же вера Матф. 1720 если вы будете иметь веру У Луки семя принесшее плод, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении.

В одном семантическом поле оказываются слова эпиграфа и у Луки терпение и умрет скорбь в Ев. от Марка. Слово умрет в Евангелии от Иоанна встречается еще дважды в 11 главе, предшествующей цитате из 12 главы. Иоанна 1125,26 Я есмь воскресение и жизнь верующий в Меня, если и умрет, оживет И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек. Интересно то, что в обоих случаях и у Луки, и у Иоанна слова негативной окраски имеют позитивную коннотацию.

В цитате из Иоанна конкретное противопоставление если не умрет плохо, но если умрет хорошо. Земля или почва в которую подает семя сердце человеческое, душа. Рискнем предположить, что Евангелие от Иоанна наиболее соответствует духу Восточной церкви, поэтому, самое русское, обращенное к таинственной русской душе, наиболее отвечающее христианским взглядам самого Достоевского Дабы всякий верующий не погиб Иоанн. 316. Книга эта наиболее светло, возвышенно и победоносно возвещает о реальности Царствия Божия уже и сейчас, и о нем, еще только грядущем.

Христианство Достоевского, по словам Н. А. Бердяева, не мрачное христианство, это белое, иоанново христианство. Именно Достоевский много дает для христианства будущего, для торжества вечного Евангелия, религии свободы и любви1, с.149. Несомненно то, что Достоевский избрал эпиграфом к роману цитату, наиболее отвечающую своему кредо, своему Я верую. Таким образом, самим эпиграфом Достоевский определяет общую тему Братьев Карамазовых, поле своего творческого исследования. Можно выделить понятия, относящиеся к этому полю Царство Божие Царство Небесное не от мира сего. В противоположность ему мир, не разумеющий, не слышащий, бесплодный.

Душа, по мнению Достоевского, неопределенное, невыяснившееся 1, с.7. Но при этом идеал почвы для восприятия слова Божия, для принятия Царства Божия Достоевскому вполне очевиден чистое, терпеливое сердце, человек, ненавидящий душу свою в мире сем. Но главное не эти абстрактные понятия, а сам процесс отречения от плотского я для принесения высшего плода.

И в этой системе координат Достоевский и проводит изучение фактов деятельности своего героя 1, с.7, Алексея Федоровича Карамазова. Именно на такое осмысление образа ориентирует читателя эпиграф, взятый из Ев. от Иоанна.

Г л а в а I. Апокалиптическое христианство Достоевского

Достоевский о любви и бессмертии. Исполнение этих заповедей называют верой действенной. Верить в Бога, в... Кроме того Единственного, нет совершенных верующих. Сойдя к человекам, сам Он был олицетворением Добра, в нем вера и любов... Поэтому Христос идеал. Он нагляден, сразу понятен сердцу и вместе с те...

Возможное понятие Царства Божия

Царство Божие теократично, то есть, глава его - Бог, Иисус Христос, ид... Но все внутреннее всегда воплощено, то есть выражено и вовне 21, с.100. Федор Михайлович пишетАнтихристы ошибаются, опровергая христианство сл... В своей книге Миросозерцание Достоевского Н. А.

Г л а в а II. Тысячелетнее царство в Новом Завете и всечеловеческое братство Достоевского

Г л а в а II. С. Для автора проекта всеобщее воскрешение имеет ценность безусловную 29,... Ф. Рассмотрим экзегезы 20-ой главы Откровения Иоанна стихи 4 6.

Г л а в а III. Воплощение идеи о всечеловеческом братстве в романе Братья Карамазовы

Г л а в а III. Воплощение идеи о всечеловеческом братстве в романе Братья Карамазовы 1.

Постмилленаризм в романе. Духовное братство

В. И. И что по расчету человеческому, может быть, еще и весьма отдаленно, то... Сие последнее буди, буди говорит Зосима 1, с.74-75. Последний роман его великое предупреждение и предостережение.

Алексей Карамазов как новый тип христианской духовности

Для воплощения любой идеи необходим деятель. Достоевский указывает это... Изображенное в главе Кана Галилейская перекликается с описанием преобр... Карамазов с каждым мгновение чувствовал явно и как бы осязательно, как... Приготовление к служению в миру завершено вера, высшая идея утвердилас... Карамазов сердцевина целого 1, с.7 не только в композиции романа, но и...

Заключение

Заключение Роман Братья Карамазовы последнее произведение Ф. М. Достоевского. Вероисповедание писателя. Христианство автора Братьев Карамазовых пусть розовое христианство, но оно дает силы жить. Не очевидна ли некая доля истинности в нем пишет Розанов, комментируя свою переписку с К. Леонтьевым.

Пожалуй, Достоевский может быть справедливо назван христианским реформатором. Концепция эсхатологии Достоевского требует деятельности. Человек должен выйти из пассивного состояния, стать деятелем вера без дел мертва. Братство явится тогда, когда человек почувствует себя братом ближнему своему и тогда создастся бытие, исполненное благодати. Ибо рай в каждом из нас затаен и захочу, завтра же настанет он для меня в самом деле и уже на всю мою жизнь 1, с.331. Христианство Достоевского белое, иоанново христианство, чему и является свидетельством последний роман писателя.

Используемая литература

12. Б и б л е й с к а я энциклопедия Сост. В ы ш е с л а в ц е в Б. 17. В.

литература. -Спб 1994. 21. Л о с с к и й Н. О. Бог и мировое зло. - М 1994. 22. М е р и л л Т е н н и К. Мир Нового Завета. -Брюссель, 1990. Merrill C. Tenney. New Testament Survey. 23. М о ч у л ь с к и й К. Гоголь, Соловьев, Достоевский. -М 1995. 24. О Д о с т о е в с к о м. Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 годов Сост. Борисова В.М Рогинский А.Б. -М 1990. 25. С л о в а р ь Древнегреческо-Русский в 2-х т. -М 1958. 26. С о л о в ь е в а В. С. Письма.

Т.2. -Спб 1909. 27. С о л о в ь е в В. С. Философия искусства и литературная критика. -М 1991. 28. С т о л о в и ч Л. Н. Красота. Добро. Истина Очерк истории эстетической аксиологии. -М 1994. 29. Ф е д о р о в Н. Ф. Избр. соч. -М 1982. то есть Достоевский-христианин осознает себя не столько в реальном времени, сколько в грядущем, уже сейчас ощущая конец времн. Понять религиозные идеи Достоевского можно лишь в свете Апокалипсиса.

См. письмо К. Леонтьева в. Розанову от 8 мая 1891 года. Хилиазм то же, что милленаризм, то есть тысячелетнее царство. Библиографический указатель в конце работы, с.24. Пояснения см на с. 14. Эти заповеди выражают значение моисеева десятисловия. Первая из них названа наибольшей. Однажды фарисей спросил Христа, какая заповедь самая главная.

Иисус сказал емуВозлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим сия есть первая и наибольшая заповедь вторая же подобна ей возлюби ближнего твоего, как самого себя на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки Матф 2237 40. новозаветное понятие чистая, святая любовь Бога к человеку 25, с. 17. Jewsi полное перерождение человека, абсолютный идеал личности последнее развитие личности 22, с.174 словами Достоевского, уподобление Богу по возможности Платон.

Теэтет. Подробнее см. книгу Котельникова Православная аскетика и русская литература. то есть В.С. Соловьев. упрек, который Леонтьев бросил Достоевскому в брошюре Наши новые христиане.

– Конец работы –

Используемые теги: Концепция, новозаветной, эсхатологии, романе, Достоевского, Братья, Карамазовы0.098

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция новозаветной эсхатологии в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Образ Ив. Карамазова в романе "Братья Карамазовы" Ф.М. Достоевского
Бунтующий человек М 1990 - такой вопрос ставят перед собой многие писатели, мыслители. Достоевский, будучи художником не ставил вопросов, не… Одно из направлений связывает рождение образа в творческом сознании художника… Сочин. в 2-х т. Т. 2 М 1990 В отличие от русских философов попытку анализа творчества Достоевского с позиций…

"Исторический анализ систем "карандаш", "общество", "договор" в свете четырех основных концепций: концепции системного подхода, концепции самоорганизации объекта, концепции неопределенности (дуализма), концепции ноосферн
Так как грифель находится внутри основы, то для дальнейшего выполнения функции письма происходит воздействие на основу - процесс подтачивания, т.е.… В объекте «карандаш» существует одна связь между элементами системы… При этом каждое положительное действие со стороны основы сопровождается вредным действием со стороны грифеля, т.е.…

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Теперь оно внимательно относится к опыту зарубежного литературоведения, широко использует разработки русских ученых, попавших в эмиграцию и живших в… Смелее и исторически объективнее решаются теперь компаративистские проблемы,… В литературных произведениях, в том числе и в романах Ф.М. Достоевского, выделялись социальный, психологический,…

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Теперь оно внимательно относится к опыту зарубежного литературоведения, широко использует разработки русских ученых, попавших в эмиграцию и живших в… Смелее и исторически объективнее решаются теперь компаративистские проблемы,… В литературных произведениях, в том числе и в романах Ф.М. Достоевского, выделялись социальный, психологический,…

Суд над Россией: осмысление финала романа Федора Михайловича Достоевского "Братья Карамазовы"
Огромное количество работ существует, посвященных исследованию творчества Ф.М. Достоевского и Братьев Карамазовых , конечно, в том числе со стороны… Недаром многие исследователи жизни и творчества этого гения пишут, что… Обращаясь к истории создания романа, источниками которого служили, как известно все больше в основе своей настоящие,…

Библия в системе поэтики романа Достоевского "Братья Карамазовы"
Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог Библии и последнего романа… Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и устойчивые структурные моменты его…

Библия в системе поэтики Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог… Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и… Часто в особенности применительно к Карамазовым почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник правда,…

Библия в системе поэтики Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог… Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и… Часто в особенности применительно к Карамазовым почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник правда,…

Библия в системе поэтики Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"
Прежде всего этот вопрос сравнительно мало изучен в отечественной критике и литературоведении. Большинство исследователей занимал идейный диалог… Преходящая острота этой проблематики зачастую заслоняла более глубинные и… Часто в особенности применительно к Карамазовым почти вовсе забывали, что Достоевский прежде всего художник правда,…

Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова и Ивана Карамазова (по произведениям Ф.М. Достоевского)
Чем противоречивей его герой, чем больше в нем ложного, тем важнее его роль,ток как романы Достоевского являются во многом судебными… Автор провоцирует героя всеми возможными способами тут ивстреча с… И тут бросается в глаза отсутствие одногоимени нет Христа.Этим многозначительным умолчанием Достоевский ставит…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам