рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Восточные поэмы Байрона

Работа сделанна в 2002 году

Восточные поэмы Байрона - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2002 год - Английский романтизм. Восточная поэзия Джорджа Гордона Байрона Восточные Поэмы Байрона. Результатом Путешествия Байрона Я Вились Его Поэмы. ...

Восточные поэмы Байрона. Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название восточных. К этому циклу относятся следующие поэмы Гяур 1813, Абидосская невеста 1813, Корсар 1814, Лара 1814, Осада Коринфа 1816 и Паризина 1816. Определение это в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем в Ларе же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в Осаде Коринфа Байрон переносит нас в Грецию, а в Паризине - в Италию.

В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться байронической Героем восточных поэм Байрона является обычно бунтарь-отщепенец, отвергающий все правопорядки собственнического общества.

Это типичный романтический герой его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Индивидуалистическая и анархическая свобода является его идеалом. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании свом, опршаяся на самое себя. Восхваление индивидуалистического бунтарства было выражением духовной драмы Байрона, причину которой следует искать в гибели освободительных идеалов революции и установлении мрачной торийской реакции.

Этот байроновский индивидуализм был впоследствии весьма отрицательно оценн передовыми современниками английского поэта. Однако ко времени появления восточных поэм это их противоречие не столь резко бросалось в глаза.

Гораздо более важным тогда 1813 1816 было другое страстный призыв к действию, к борьбе, которую Байрон устами своих неистовых героев провозглашал главным смыслом бытия. Самая замечательная черта восточных поэм - воплощнный в них дух действия, борьбы, дерзновения, презрения ко всякой апатии, жажда битвы, которая будила от малодушной спячки изверившихся людей, подымала уставших, зажигала сердца на подвиг. Современников глубоко волновали разбросанные повсюду в восточных поэмах мысли о гибели сокровищ человеческих сил и талантов в условиях буржуазной цивилизации так, один из героев восточных поэм грустит о своих нерастраченных исполинских силах, а другой герой, Конрад, был рождн с сердцем, способным на великое добро, но это добро ему не дано было сотворить. Селим мучительно тяготится бездействием Лара в юности мечтал о добре и т.д. Торжество реакции породило настроения трусливости и ренегатства.

Реакционные романтики воспевали покорность провидению, бесстыдно прославляли кровопролитную войну, угрожали карой небесной тем, кто ропщет на свою судьбу в их творчестве вс сильнее звучали мотивы безволия, апатии, мистики.

Настроение подавленности заражало многих лучших людей эпохи. Безвольным, безликим героям реакционных романтиков Байрон противопоставил могучие страсти, исполинские характеры своих героев, которые стремятся подчинить себе обстоятельства, а если это им не удатся, то они гордо погибают в неравной борьбе, но не идут ни на какой компромисс с совестью, не делают ни малейшей уступки ненавистному миру палачей и тиранов.

Их одинокий протест бесперспективен, и это с самого начала накладывает трагический оттенок на весь их облик. Но, с другой стороны, их беспрестанное стремление к действию, к борьбе придат им неотразимое очарование, увлекает и волнует. Весь мир писал Белинский с затанным волнением прислушивался к громовым раскатам мрачной лиры Байрона. В Париже его переводили и печатали ещ быстрее, чем в самой Англии. Композиция и стиль восточных поэм весьма характерны для искусства романтизма.

Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развртывается на фоне пышной, экзотической природы даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определнной страны. Каждая из восточных поэм является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя.

Вс внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 1816 годов отличаются сюжетной завершнностью главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет е. Зато здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа.

Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей повсюду много недомолвок, многозначительных намков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришл, что ждт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.

Раньше всех восточных поэм увидел свет Гяур. Повесть была написана в мае ноябре 1813 года. Гяуром мусульмане называли иноверцев. Рассказ, составляющий содержание этих разрывных отрывков, основан на происшествиях, менее обычных на Востоке в настоящее время, чем прежде, может быть потому, что дамы стали теперь более осмотрительны, чем в старину, или же потому, что христианам теперь больше улыбается счастье, или же они менее предприимчивы. В законченном виде рассказ должен был заключать в себе историю невольницы, брошенной по мусульманскому обычаю, в море за неверность, за которую мстит молодой венецианец, е возлюбленный.

Событие это отнесено к тому времени, когда Семь Островов были под властью Венеции и вскоре после того, как арнауты были прогнаны из Мореи, которую они опустошили несколько времени спустя после вторжения русских. От падения майнотов после того, как им не дозволили разграбить Мазитр, помешало предприятию русских и привело к разгромлении Мореи, во времена которого жестокость, проявленная всеми, была беспримерной, даже в летописях правоверных. Так начал Байрон свою повесть.

Сюжет этой поэмы сводится к следующему Гяур на смертном одре исповедуется монаху. Его бессвязный рассказ это бред умирающего, какие-то обрывки фраз, последняя мучительная вспышка сознания. Лишь с большим трудом можно уловить нить его мыслей. Гяур страстно любил Леилу, она отвечала ему взаимностью. Радость и свет наполняли вс существо гяура. Но ревнивый и коварный муж Леилы Гессан выследил е и злодейски убил. Гяур страшно отомстил тирану и палачу Леилы. Гессан погиб мучительной смертью от его руки. Однако мщение не принесло гяуру ни удовлетворения, ни покоя.

Его смятенный дух терзаем тайным недугом. Он стремится отстоять сво личное достоинство от покушений какого-то мрачного, тмного мира, который олицетворяется в поэме таинственным и враждебным фоном, окружающим героя. Характер гяура раскрывается в борьбе и в трагических противоречиях его души он яростно сопротивляется угрожающим ему таинственным силам отчаяние не ослабляет его стремление к действию, к битвам Мне прозябанье слизняка В сырой темнице под землю Милей, чем мртвая тоска С е бесплодною мечтою Гяур терзается мыслью о том, что его богатые чувства по-пустому растрачены на бессмысленные вещи. В его монологе звучит обвинение обществу, которое сделало его несчастным отщепенцем, унизило.

В примечаниях к заключительным строкам поэмы Байрон вкратце сообщает о том, что послужило ему основой для создания Гяура Обстоятельства, о которых говорится в этой повести, достаточно обыкновенны в Турции Мне же сюжетом послужила стародавняя, теперь уже почти забытая история одной молодой венецианки. Я случайно слышал этот рассказ в кофейне от одного из бродячих сказочников, которыми кишит Восток я жалею, что память сохранила мне так мало от подлинного рассказа Абидосская невеста Поэма создана в первой половине ноября 1813 года в течение одной недели. 5 декабря 1813 года поэт занс в дневник Абидосская невеста вышла в четверг второго декабря она отвлекла мои мысли от действительности и заняла их вымыслом от себялюбивых сожалений обратила к живым воспоминаниям и увела в страну, которая в моей памяти окрашена самыми радужными и зловещими, но неизменно яркими красками. Действительно, поэма полна красочных описаний Востока.

Абидосская невеста названа Байроном турецкой повестью.

Поэма начинается с описаний далкого и прекрасного края Кто знает край, где небо голубое Безоблачно, как счастье молодое, Где кедр шумит и вьтся виноград, Где ветерок, носящий аромат, Под ношею в эфире утопает, Во всей красе где роза расцветает, Где сладостна олива и лимон, И луг всегда цветами испещрн, И соловей в лесах не умолкает, Где дивно вс, вид рощей и полян, Лазурный свод и радужный туман, И пурпуром блестящий океан, И девы там свежее роз душистых, Разбросанных в их локонах волнистых Сюжет этой повести таков седой султан Яфар решает отдать свою единственную дочь Зулейку в жны Осману.

Но она влюблена в своего брата Селима, и это чувство взаимно.

Селим предлагает ей бежать и назначает место встречи Зулейке, где он должен рассказать всю правду о себе. Когда Зулейка пришла в назначенное время, пред ней предстал новый Селим. Он ей поведал, что он является главарм шайки против е отца Яфара, что он ей не является родным братом, что когда-то давно Яфар отравил своего брата Абдалу, отца Селима. И теперь Селим готов отомстить Яфару. Но ему это не удается. Злобный отец выследил их. Напрасно Селим пытался убежать.

Яфар застрелил его. Вместе с Селимом умирает и Зулейка. Но месть вс таки была свершена. Зулейка была единственной отрадой отца и е не стало. Убийца остатся один. Так же, как и Гяур, Селим из Абидосской невесты выступает против тирана из личной мести. Байрону удается показать особенности характера Селима, формировавшегося в условиях Востока. Поэт смотрит на Восток глазами европейца, отвергая псевдовосточное, поверхностный ориентализм.

Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в Гяуре, в Абидосской невесте и проч. писал А.С. Пушкин. В декабре 1813 года Байрон начал работу над новой поэмой Корсар, написанной с любовью и взятой из жизни. Он поставил эпиграфом стихи Тассо. Повесть начинается с предисловия, которое посвящается Томасу Муру. Поэма состоит из трх песней, из которых каждая начинается с эпиграфа. Эпиграфом служат стихотворные строки Данте. Герой поэмы является вождм пиратов бесстрашных людей, преступивших деспотический закон собственнического общества, ибо они не могут жить среди похотливых рабов и Честолюбивцев, жаждущих утех, Чей сон не крепок, чей не весел смех Они предпочитают вести вольную жизнь на необитаемом острове, вдали от неволи больших городов.

Корсар, их смелый и мудрый предводитель такой же бунтарь и отщепенец, как и Гяур. На острове пиратов все его почитают и боятся. Он суров и властен. Команды пиратских бригов послушны мановению его руки, враги трепещут при одном его имени.

Но он страшно одинок, у него нет друзей, роковая тайна тяготеет над ним, никто не знает ничего о его прошлом. Лишь по двум-трм намкам, брошенным вскользь, можно заключить, что Конрад в юности, подобно другим героям восточных поэм, страстно жаждал творить добро. Как и судьбе Гяура, любовь играет в жизни Конрада роковую роль. Полюбив Медору, он навсегда сохраняет верность ей одной. Со смертью Медоры всякая радость жизни утрачена для Конрада, он таинственно исчезает.

Каков был конец Конрада, никому неизвестно. Герой Корсара как бы вс время погружн в свой внутренний мир, он любуется своими страданиями, своей гордостью и ревниво оберегает сво одиночество, не позволяя никому нарушать своего раздумья в этом скрывается индивидуализм героя, стоящего как бы над другими людьми, которых он презирает за ничтожество и слабость духа. Так, он не в состоянии оценить жертвенной любви красавицы Гюльнары, спасшей его с риском для жизни из темницы.

Образ Гюльнары тоже овеян мрачной романтикой. Раз в жизни она узнала истинную любовь. С тех пор она уже не может мириться с постылой жизнью наложницы и рабы Сеида е бунт против гнусной действительности носит действенные формы она свершает суд над своим тираном Сеидом, убивает его и навсегда отказывается от родины, куда ей больше нет возврата. Конрада роднит с Гяуром и другими героями восточных поэм могучая сила духа. Однако неустрашимая, огненная натура его, несмотря на присущие ей черты индивидуализма, вс же многообразнее и сложнее, чем характеры героев других поэм в ней есть место не только для гнева, но и для сострадания.

Хотя поэма и была взята из жизни, Конрад не был Байроном но это был герой байронического типа свирепый и нелюдимый, дикий, управляемый своим роком, ураган, обрушивающийся на мир. О нм не знают, откуда он, куда стремиться. Он окутан тайной. В его прошлом всегда скрывается преступление, которое нам остатся неизвестным.

Для него не существует ни раскаяния, ни отчаяния, ни искупления, то, что совершенно, не может быть уничтожено нельзя изгладить неизгладимое он обретт покой только в могиле. Это чаще всего вероотступник или атеист, он не ищет рая, он ищет отдыха. Чтобы отвлечься от самого себя он бросается в действие, в борьбу корсар или пират, он объявляет войну обществу гонится за сильными ощущениями. Ждт ли его гибель он готов любой ценой купить избавление от скуки. Конрад был человеком действия, вождм пиратов Байрон, которого угнетала его лень, бездействовал. Конрад был сильный, Байрон хромой Конрад смуглый, Байрон бледный.

Смех Конрада был язвительной насмешкой, которая приводила людей в ярость и в содрогание у Байрона смех был веслый и обаятельный. Загадочный героический образ Конрада пробудил глубокий интерес во всей Европе того времени. Как отметил Пушкин, современники увидели в этом образе романтическое изображение мужа судьбы , Наполеона, с которым Конрада роднит беспредельная власть над войсками и постоянное боевое счастье.

Поэма Корсар шедевр английской поэзии. Страстная сила романтической мечты сочетается в ней со сравнительной простотой художественной разработки темы грозная героическая энергия стиха в Корсаре сочетается с тончайшей его музыкальностью поэтичность пейзажей с глубиной в обрисовке психологии героя. К дальнейшей судьбе Конрада Байрон собирался вернуться в поэме Лара в рукописи было указано, что Лара является продолжением Корсара. Но на этот раз Байрон даже не позаботился о перенесении действия на Восток.

В предисловии к первому изданию Лары он писал Читатель будет, вероятно, рассматривать эту поэму как продолжение Корсара они схожи по колориту, и, хотя характеры поставлены в иные положения, фабулы их в некоторой степени связаны между собою лицо - почти то же самое, но выражение - различно. Лара, как и Конрад, не принимает общества людей, презирает их, но в отличие от Конрада он имеет на них странное и таинственное влияние.

Поэт дает понять, что Лара занимается черной магией по ночам в замке Лары слышался голос сверхземной, а однажды его застали в глубоком обмороке, сраженным нездешним ужасом. Поэма была закончена 14 мая 1814 года, издана 6 августа. Передавая рукопись поэмы издателю Байрон подчеркнул, что не следует уточнять, в какой стране происходит действие, хотя герой носит испанское имя Лара. Лара не имел никакой родины, не принадлежал ни к какой эпохе. Это был настоящий байронический герой великодушный характер, сердце, созданное для любви, но изверившееся с детства, глубокое стремление к юношеским мечтам и порывам, но слишком ясное создание их безрассудства.

Таков был Лара, похожий на Конрада, похожий на Чайльд Гарольда и похожий на Байрона. В некоторых строфах Лары облик самого автора выступал так явственно, с таким презрительным сходством, что многие были поражены. В написанной после Лары поэме Осада Коринфа Байрон раскрывает антисоциальную сущность индивидуализма в его крайнем выражении.

Ставший предателем родины из личной мести, Альп лишен ореола благородства и гордого достоинства, которыми были наделены герои прежних поэм. И не Альп истинный герой поэмы, а старый Минотти, который поднял народ на защиту Коринфа от турецких захватчиков. В последней поэме этого цикла, Паризина, в основу которой взято событие из итальянской хроники, описанное английским историком Гиббоном, вновь появляется благородный романтический герой. Поэма была написана осенью 1815 года, впервые опубликована в феврале 1816 года. Посвящена одному из друзей Байрона Скропу Бердмору Дэвису.

Эту поэму можно рассматривать как вступление к тираноборческим драмам из итальянской истории, написанным Байроном в изгнании.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Английский романтизм. Восточная поэзия Джорджа Гордона Байрона

Романтизм XIX в. во многом противоположен классицизму, предыдущей эпохи и нормами академического искусства. Для романтизма характерно обострнное внимание к душевному миру человека, но, в… Для романтизма характерно убеждение, что не логика и знание, а интуиция и воображение открывают тайны жизни.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Восточные поэмы Байрона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Путешествие Байрона по Востоку
Путешествие Байрона по Востоку. В конце июня 1809 года Байрон со своим другом Хобхаузом отправились в двухлетнее путешествие. Оно имело огромное значение для развития его личности и поэтического да

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги