Южная ссылка

Южная ссылка. Пушкина связана с еще одним географическим местом России Одессой, где он жил до августа 1824 г а уезжая, написал замечательное стихотворение настоящий гимн Черному морю. В годы южной ссылки имя Пушкина сделалось известным всей читающей России.

Он узнал, что такое успех и слава.

А путь его лежал в Псковский край. Всем известны пушкинские заповедные места Псковщины старинные парки и сады усадеб Михайловского, Тригорского, Петровского, былинная стать Святогорского монастыря, где покоится прах поэта. Здесь, на небольшом пространстве, можно увидеть удивительное сочетание глуши лесов сосновых, и светлых, живописных далей, древних городищ и небольших озер лазурных, соединенных тихоструйной речкой. Указом Елизаветы от 12 января 1742 г. прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу была пожалована большая часть Михайловской губы, в которую входила 41 деревня, где проживало 800 крепостных крестьян.

Позже эти деревни были поделены между потомками. Впервые в Михайловском А.С. Пушкин побывал в 1817 году после окончания Лицея. В псковской деревне, в постоянном общении с природой расцвл его поэтический талант. Михайловский парк был любимым местом прогулок поэта, источником его творческого вдохновения.

В нм есть две восхитительные аллеи еловая и липовая. Величавая еловая аллея, где растут двухсотлетние ели-великаны, соединяет лес, с парком и усадьбой. Липовая аллея, где встречались Пушкин и Анна Керн, имеет второе название аллея Керн. Она заканчивается полукружьями деревьев, образующих зелные беседки. В центре усадьбы над рекой Соротью стоит дом Пушкина скромная семьи моей обитель, как называл е поэт. Рядом с ним под сенью большого двухвекового клна стоит маленький деревянный флигелек.

Это знаменитый домик няни, утопающий в зелени кустов. Парк и усадьба замыкаются прудами. В середине одного из них остров уединения любимый уголок Пушкина. Через нижний пруд, обсаженный серебристой ивой, перекинут горбатый мостик. Дорожка отсюда ведт в яблоневые сады. Примерно в километре от усадьбы поэта на берегу реки возвышается Савкина горка, увенчанная часовней. Отсюда открывается превосходный вид на озеро и парк, усадьбу и луга. А в 1819 г. Пушкин писал в Михайловском Приветствую тебя, пустынный уголок, Приют спокойствия, трудов и вдохновенья, Где льется дней моих невидимый поток На лоне счастья и забвенья.

Эти строки из стихотворения Деревня. В этом стихотворении Пушкин нарисовал незабываемые картины природы России. Везде передо мной подвижные картины Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда, За ними ряд холмов и нивы полосаты, Вдали рассыпанные хаты, На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крылаты Везде следы довольства труда Пушкин любил ставшее родным Михайловское.

И здесь он нашел свой последний приют. Еще в 1829г. писал поэт И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне все б хотелось почивать. По широким ступеням каменной монастырской лестницы идут и идут люди, почитатели бессмертного гения Пушкина, к вершине холма, на котором белеет надмогильный памятник поэту. Здесь остро чувствуешь и понимаешь Пушкина, призывавшего Отчизне посвящать души прекрасные порывы. Среди многих памятных мест России, связанных с именем поэта, по-особому примечателен уголок земли в нижегородском имении Пушкиных селе Болдино.

Знаменитая Болдинская осень 1830 г. связана и с именем Натальи Николаевны Гончаровой, будущей жены поэта. Пушкин хорошо знал историю России и постоянно изучал подробности исторических событий. Достаточно вспомнить Полтаву , Медного всадника , Бориса Годунова и др. Осенью 1833 г. Александр Сергеевич отправился в путешествие по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии.

Результатом этих поездок стали История Пугачева и Капитанская дочка. Пушкин много путешествовал по России, его кибитка кочевая многократно появлялась в Твери-Торжке-Грузинах-Малинниках-Берново -Павловском-Курово-Покровском, Старице у своих друзей Вульфов, Полторацких, Понафидиных. Здесь он создал свое знаменитое Зимнее утро, здесь заканчивал поэму Евгений Онегин. На тверской земле поэт черпал впечатления от русских пейзажей, исторических памятников, от усадеб с парками и аллеями и неизменными преданиями и легендами.

Во многих произведениях великого поэта действуют силы природы. Они становятся поэтическими образами. Это и бури завывание То как зверь она завоет, То заплачет как дитя Зимний вечер И легкий ветерок, ласкающий листву древес и разливающий негу Ночной зефир Струит эфир. Шумит, Бежит Гвадалквивир. Ночной зефир Что значит зефир и эфир Зефир, по древнегреческой мифологии это бог западного ветра, а в переносном смысле - легкий, теплый ветер, несущий влагу и вызывающий блаженство. Тихо веющий зефир - так определил поэт его в одном из ранних стихотворений Блаженство. Зефир скользит и веет, говорит он в другом стихотворении Земля и море. Зефир - это аллегоричное название приятной свежести, прохлады Куда вы за город конечно, Зефиром утренним дышать Чиновник и поэт Эфир, по древнегреческой мифологии, верхний, наиболее прозрачный, лучезарный слой воздуха на уровне вершины горы Олимп, на которой обитали боги во главе с Зевсом, богом-громовержцем.

Зефир струит эфир значит легкий ветерок несет чистый свежий воздух, приятную прохладу после дневного зноя. В переносном смысле эфир символ чистоты.

Она чиста была душою, как эфир говорит поэт в поэме Анджело. Встречаются в стихах поэта названия ветров - аквилон и борей. Аквилон - северный холодный ветер у древних римлян его название в латинском имеет тот же корень aquilo, что и слово орел. Не случайно у А.С. Пушкина есть такие слова Таков поэт как Аквилон, Что хочет, то и носит он Орлу подобно, он летает Египетские ночи Борей итальянская форма - бора -северный холодный ветер у древних греков, который представлялся ими в виде крылатого седовласого старца, несущего холод и смерть. Вот строки, написанные АС. Пушкиным в Болдине Смотри, какой здесь вид избушек ряд убогий, За ними чернозем, равнины, скат отлогий, Над ними серых туч густая полоса.

Где нивы светлые где темные леса, Где речка На дворе у низкого забора Два бедных деревца стоят в отраду взора, Два только деревца, и то из них одно Дождливой осенью совсем обнажено, И листья на другом, размокнув и желтея, Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея. Румяный критик мой В одном месте у А.С. Пушкина упоминается Эвр, как древние греки называли юго-восточный теплый ветер то же, что у итальянцев широко распространившееся название его - сирокко Порфирная колоннада, открытая с юга и севера, ожидает дуновения Эвра но воздух недвижим Мы проводили вечер на даче. В стихах А.С. Пушкина встречается и общий поэтический образ ветра - эол повелитель ветров у древних греков, которого они изображали со скипетром в руке, восседающим на вершине скалы, под которой в пещере были заключены ветры Где ныне мчится лишь Эол, Небес жилец.

Обвал Или Летит, как пух от уст Эола Евгений Онегин В своих произведениях поэт употреблял и различные названия снежной бури-метель, вьюга, буран, вкладывая в них определенный смысл, ибо между понятиями метель и вьюга, с одной стороны, и буран -с другой, есть некоторое различие.

Метель - общее название снежной бури, как достаточно сильного ветра со снегом.

Вспомним повесть Метель, в которой можно сказать, дана классическая картина этого явления природы Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не видел. В одну минуту дорогу занесло окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу небо слилось с землею. Вихревой характер снежной бури подчеркивается в другом ее названии - вьюга Вьется вьюга читаем мы в Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях. Метель и вьюга - названия-синонимы Отдайте мне метель и вьюгу И зимний долгий мрак ночей.

Весна, весна, пора любви Буран от тюркской основы бур - крутить, вертеть означает то же, что и вьюга, но это название распространено главным образом в степной полосе юго-востока в частности, в Приуралье, откуда еще несколько веков назад это слово пришло в русский язык. Вспомним повесть А.С. Пушкина Капитанская дочка, действие которой происходит под Оренбургом Ну, барин закричал ямщик беда буран Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь.

Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным. Образы бури в прямом и переносном смысле не раз использовал великий поэт в своих произведениях, например, в стихотворении Буря , Зимний вечер , Туча и других. В стихотворении о туче говорится Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес. Хотя над А.С. Пушкиным в жизни много промчалось бурь, но в этом стихотворении, имеющем точную дату написания 13 апреля 1835 г он едва ли имел в виду конфликт почти годичной давности. Поэтический образ грозной силы природы появляется в последних строках последнего стихотворения поэта, посвященного 25-й годовщине Царскосельского лицея Была пора наш праздник молодой, которое, по свидетельству очевидца, на собрании лицеистов первого выпуска он не мог дочитать столь сильно был взволнован.

Вот они, незавершенные строки И над землей сошлися новы тучи, И ураган их Знал А.С. Пушкин об ураганах не только вообще, но и, в частности, о страшном аравийском урагане самуме, сравнимом с дуновением чумы. Эти примеры показывают, сколь разнообразно и органично использовал великий поэт образы сил природы, которой он посвятил немало своих стихотворений, нарисовав картины, и грозные, и идиллические, в противоборстве сил и в умиротворении.

Обратим внимание на такой интересный факт. В Истории села Горюхина А.С. Пушкин устами своего персонажа говорит о неких обнаруженных им бумагах, которые заключали неоценимый запас экономических, статистических, метеорологических и других ученых наблюдений, относящихся ко второй половине XVIII в. В пушкинское время еще не проводились, за исключением Петербурга, регулярные наблюдения за погодой на метеостанциях.

Они велись отдельными лицами в Москве в 1820-1853 гг Одной из первых метеостанций в России вне столицы стала станция в Нижнем Новгороде, организованная в 1835 г. при Нижегородской мужской гимназии. Постоянная же служба погоды в России была создана в 1872 г. Географы-исследователи друзья поэта Пушкин обращался к географическим исследованиям России и был знаком с учеными-исследователям.

Поэт был лично знаком с К.И. Арсеньевым 1789-1865. Профессор Петербургского университета Арсеньев автор учебника Краткая всеобщая география. В труде Статистические очерки России Арсеньев пытался обосновать экономическое районирование России. Кстати, в библиотеке поэта это несколько тысяч томов почти 10 составляли книги географического содержания. Среди друзей Пушкина известный русский мореплаватель Федор Матюшкин 1799-1872, участник кругосветной экспедиции географа-океанографа Василия Головнина 1817-1827 и полярной экспедиции Ф. В.Врангеля 1825-1827. Матюшкин создатель учебных карт. Полярный исследователь Матюшкин предсказал существование о. Врангеля.

Именно Пушкин наставлял лицейского товарища, как вести журнал путешествий. Федор Федорович Матюшкин 1799-1872 единственный моряк среди лицеистов. Это ему поэт писал Завидую тебе, питомец моря смелый, Под сенью парусов и в бурях поседелый. Это был выдающийся бесстрашный мореплаватель, знаток истории и теории флота, горячий русский патриот.

Именем Матюшкина назван мыс на побережье Ледовитого океана. В стихах к лицейской годовщине 1827 г. Пушкин вспомнил единственного моряка среди лицеистов Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море И в мрачных пропастях земли И друг степей калмык В пушкинских произведениях встречаются имена многих народов как известных, так и малоизвестных одни из этих народов фигурируют под названиями, сохраняющимися до сих пор, а другие под старыми, бытовавшими в прежние времена.

И прежде всего это имена народов, запечатленные в его прозорливом Памятнике Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Выбор поэтом приводимых в Памятнике имен народов не случаен, как бывает у иных поэтов для рифмы, а глубоко продуман. В четырех названиях народов, по существу, охвачена вся огромная территория России. Гордый внук славян представляет и русских, и украинцев, и белорусов финн представитель народов, живущих на обширной территории севера страны тунгус народов Сибири и калмык юга и юго-востока, монголо-тюркских народов.

Правда, работая над этим стихотворением, поэт не сразу определил четыре указанных народа. Как показывает черновик, бесспорным для него были только два имени, фигурирующие во всех вариантах стихотворения, это русский и финн. Тунгус и калмык, включенные в начальный вариант, затем заменялись и намечались такие варианты и финн, грузинец, киргизец, и финн, грузинец и ныне дикой черкес. Как видно, поэт остановился на именах наиболее представительных народов, точнее, на именах народов, населявших обширную территорию страны от берегов Балтики до Охотского моря, от Северного Ледовитого океана до Каспия.

Это лишь подчеркивает осведомленность А.С. Пушкина в вопросах народоведения, знание им истории разных народов, а историю калмыков он хорошо знал по рукописи Н.Я. Бичурина, о чем писал в примечаниях к Истории Пугачева. Пушкин гордился своим народом, русским человеком, прежде всего крестьянином, составлявшим основу русского народа.

Взгляните на русского крестьянина, писал он, есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия.

Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud Франц. ротозей никогда не заметите в нем ни грубого удивление ни невежественного презрения к чужом Путешествие из Москвы в Петербург. Финн у А.С. Пушкина явно собирательное имя, то есть относится не только собственно финнам суоми, как они сами себя называют, составляющим основное население Финляндии, но и к родственны им карелам, эстонцам и другим народам финской языковой группы.

Раньше, в дореволюционное время, их также называл чухонцами финское население в окружении Петербурга По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца. Медный всадник Или Твоя чухоночка, ей-ей, Гречанок Байрона милей, А твой зоил прямой чухонец. К Баратынскому В нашей стране народы финской группы карелы, эстонцы, марийцы, мордва удмурты, коми. составляют более 4 млн.чел а площадь республик, образуемых этими народами, 1375 тыс. кв. км, то есть свыше 14 Европейской территории СССР. Тунгусы, или, как теперь именуют по самоназванию народа, эвенки, хотя и представляют немногочисленный народ всего 28 тыс. чел, образующий автономный округ в составе Красноярского края, но расселен он не только на территории округа, но и далеко за его пределами на большей части Сибири, от Оби до Охотского моря. С калмыками поэт непосредственно общался, был гостем калмыцкой семьи в степной кибитке, отведывал национальное кушанье, правда, оно ему, привыкшему к русской кухне, не понравилось.

Вот как описывает А.С. Пушкин свое посещение калмыцкой семьи по пути на Кавказ в 1829 г. На днях посетил я калмыцкую кибитку клетчатый плетень, обтянутый белым войлоком.

Все семейство собиралось завтракать котел варился посредине, и дым выходил в отверстие, сделанное в верху кибитки. Мне дали кусочек сушеной кобылятины я был и тому рад. Калмыцкое кокетство испугало меня я поскорее выбрался из кибитки и поехал от степной Цирцеи Путешествие в Арзрум. И друг степей калмык Многие народы фигурируют в его произведениях.

Целую поэму поэт посвятил цыганам. которые шумною толпой по Бессарабии кочуют. Он две недели провел в цыганском таборе. Живя в Бессарабии пишет ВА. Мануйлов, Пушкин учился цыганскому языку знакомился с цыганскими песнями, записывал старинные молдавские предания и песни Черная шаль художественная переработка молдавской песни. Не обойдены вниманием поэта и народы Кавказа. Посетив Грузию, он так отозвался о грузинах Грузины народ воинственный.

Они доказали свою храбрость под нашими знаменами. Их умственные способности ожидают большей образованности. Они вообще нрава веселого и общительного Путешествие в Арзрум. Проезжая по земле древней Армении, А.С. Пушкин остановился на ночлег у совсем незнакомых ему людей, которые приняли его весьма приветливо, Скоро старуха приготовила мне баранину с луком, которая показалась мне верхом поваренного искусства. Мы все легли спать в одной комнате я разлегся противу угасающего камина и заснул. Это маленькая этнографическая зарисовка, показывающая быт простых людей Армении.

Находясь в Прибалтике, герой незаконченного поэтом произведения В 179 году возвращался я отмечает Издали слышалась печальная песня молодой эстонки. Г Конечно, А.С. Пушкину были знакомы болдинские соседи мордва, а также другие наши соседи чуваши и черемисы ныне марийцы. Упоминаются в произведениях А.С. Пушкина и разные народы зарубежных стран арнауты, бошняки, далматы, валахи, османы, адехи, сарацины сарачины и другие, что указывает на широкие географические познания поэта. Арнауты турецкое название албанцев, под которым они фигурируют в повести Кирджали арнауты в своем оборванном и живописном наряде, стройные молдаванки с чернолицыми ребятами на руках окружили каруцу каруца плетеная тележка.

Бошняки боснийцы жители Боснии, в прошлом турецкой провинции, а ныне республики в составе Югославии Беглербей со своими бошняками против нас пришел Битва у Зеницы-Великой из Песен западных славян. Далматы жители Далмации, в прошлом австрийской провинции у Адриатического моря, а ныне области в Югославии А далматы, завидя наше войско, свои длинные усы закрутили, набекрень надели свои шапки и сказали Возьмите нас с собою Мы хотим воевать бусурманов Битва у Зеницы-Великой из Песен западных славян. Валахи жители княжества Валахии, находившегося под властью Турции затем, после освобождения, они вошли в состав румынской нации, и Валахия стала частью Румынии.

Герой повести Кирджали, по имени которого она названа, говорит Для турок, для молдаван, для валахов я, конечно, разбойник, но для русских я гость. А родом Кирджали был булгар. Османы старинное название турок по имени турецкого султана XVI в. Османа I основателя Османской империи.

Был и я среди донцов, Гнал и я османов шайку В память битвы и шатров Я домой привез нагайку так вспоминает поэт свое участие в сражении под Арзрумом, о чем умалчивает в Путешествии в Арзрум, поместив только рисунок, на котором изобразил себя на коне с пикой.

Этому есть свидетельство очевидца Н.А. Ушакова Перестрелка 14 июня 1829 г. замечательна потому, что в ней участвовал славный поэт наш А.С. Пушкин Схватив пику одного из убитых казаков, он устремился против неприятельских всадников. Можно поверить, что донцы наши были чрезвычайно изумлены, увидев перед собою незнакомого героя в круглой шляпе и бурке. Это был первый и последний дебют любимца муз на Кавказе. Между прочим, получив от автора книгу, в которой описан этот эпизод, А.С. Пушкин отвечал ему в июне 1836 г. С изумлением увидел я, что Вы и мне даровали бессмертие одною чертою Вашего пера. Этот эпизод навеял Пушкину стихотворение Делибаш. Вот его начало Перестрелка за холмами Смотрит, лагерь их и наш На холме пред казаками Вьется красный делибаш.

Адехи от самоназвания адыге трех родственных народов кабардинцев, черкесов, адыгейцев, которых раньше также называли черкесами. Не для бесед и ликований, Не для кровавых совещаний, Не для расспросов кунака, Не для разбойничьей потехи Так рано съехались адехи На двор Гасуба-старика.

Тазит Сарачины у поэта в форме сорочины, или сарацины, первоначально у античных историков название кочевых племен Аравии, а затем вообще всех арабов, а иногда мусульман. Собственно сарачины западные половцы. Братья дружною толпою Выезжают погулять, Серых уток пострелять, Руку правую потешить, Сорочина в поле спешить Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Примечательно еще пояснение А.С. Пушкина об арабах и арапах в письме к П.А. Вяземскому вторая половина 1835-1856 гг. Араб женского рода не имеет житель или уроженец Аравии, аравитянин.

Караван был разграблен степными арабами. Арап, женск. арапки, так обыкновенно называют негров и мулатов. Дворцовые арапы, негры, служащие во дворце. Он выезжает с тремя нарядными арапами Названия разных народов у А.С. Пушкина органично вплетаются в ткань произведений, в которых даются меткие характеристики и определения, одним-двумя словами создающие их зримые образы Молдаван в усах и бараньей шапке.

А.С. Пушкин был горячим поборником равноправия народов, их дружбы и, естественно, не считал зазорным принадлежность человека к тому или иному народу лишь бы порядочным он был. Поэт гордился своим предком по материнской линии Ганнибалом, выходцем из Африки, арапом Петра Великого А сердце поэта беспокойно билось в тревогах за судьбы больших и малых народов, за будущее человечества. Дружба свободных народов это мир на Земле, чего страстно желал А.С. Пушкин, предвидя его в грядущем.

А.С. Пушкин вместе с великим польским поэтом А. Мицкевичем был убеждн, что наступит время, Когда народы, распри позабыв, В великую семью соединятся.