рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы" - Курсовая Работа, раздел Литература, Диалогическая Речь В Романе Ф.м. Достовсекого Бесы Курсовая Работа По Совреме...

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого Бесы Курсовая работа по современному русскому языку ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Теоретические основы анализа диалогической речи 1.1 Общие характеристики диалогической речи 1.2 Диалогическая речь в авторском произведении 1.3 Типология диалогической речи 2. Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы 2.1 Диалог- объяснение 2.2 Диалог- допрос 2.3 Диалог-поединок 2.4 Диалог-исповедь 2.5 Диалог-спор 2.6 Диалог полного взаимного понимания 2.7 Смешанный диалог 2.8 Диалог-ссора Заключение Библиографический список использованной литературы Введение Теория диалога оказывается связанной с широким кругом лингвистических проблем и выходит за рамки языкознания.

Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации, взаимодействии, контакте.

В последнее время развивается комплексный подход к диалогу, основанный на представлении о речи как разновидности человеческой деятельности, учитывающий теоретические достижения психолингвистики и социальной психологии. Коммуникативная функция языка предопределяет различное использование имеющихся в общенародном языке средств в зависимости от условий и целей общения людей, соответственно многообразию видов взаимодействия отдельных членов общества.

В выделяющейся по признакам условий и целей общения функционально-стилистических разновидностях языковой системы коммуникативная функция языка реализуется по-разному. Диалогическая речь, являющаяся основной формой разговорной функционально-стилистической разновидности общенародного языка, представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка, так как именно в диалогической речи сообщение оформляется в непрерывное взаимное общение членов человеческого коллектива.

Диалогическая речь является частью повседневной жизни людей, как в быту, так и на телевидении, радио интервью, в Интернете. Как часть словесно-художественного текста она доминирует в драме, присутствует и в эпических произведения. Диалог существует и как самостоятельный публицистический и философский жанр например, диалоги Платона. Диалогическая речь широко, хотя и не полностью, изучена в отечественном и зарубежном языкознании. Основой для исследования является материал разных языков, как устной разговорной речи, так и художественных произведений.

В большинстве работ, посвященных анализу использования диалогической речи в конкретном художественном произведении, в качестве материала для исследования выбираются драматические произведения, представляющие собой, по сути, единый диалог или, что встречается чаще, полилог с отдельными авторскими ремарками. Лингвистическим материалом для данной работы является роман Ф.М. Достоевского Бесы. По словам М.М. Бахтина, романы Достоевского полифоничны. Поэтому произведения писателя являются идеальным эпическим материалом для исследования диалогической речи. Целью анализа стало выявление основных закономерностей использования диалогической речи в творчестве Ф.М. Достоевского, выделение различных типов диалога но не полилога и определение границ общеязыкового и индивидуально-авторского в таком явлении, как спонтанная устная речь в эпической прозе. 1.

Теоретические основы анализа диалогической речи

Бахтина. Большой интерес к диалогу пробуждается с конца 40 начала 50-х... В. 2, вып. На структуре диалога сказывается и степень осведомленности собеседнико... Характерный для диалогических предложений порядок слов, своеобразное а...

Диалогическая речь в авторском произведении

Проблема диалога в художественном произведении представляет особую гро... Диалог подразумевает установку на разговорную речь большое количество ... Кроме того, необходимо учитывать различие коммуникативных условий этих... Обращаясь к разговорной речи, писатель-реалист берет соответствующих к... Тема диалога возникает не стихийно, а по воле автора.

Типология диалогической речи

По характеру реакции определяются соответствующие типы диалога. Соловьевой выделяется диалог-спор, диалог-объяснение, диалог-ссора, ди... Мегаева акцентирует внимание на следующих видах диалога в ее работе ре... 2, вып. С.

Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы

Но я хочу износиться как можно позже и теперь перебираюсь за границу с... Блюм, ты до такой степени предан мне и услужлив, что я всякий раз смот... Но ты смешиваешь отца с сыном. Они не в ладах сын смеется над отцом явно. Синтаксически реплики в основном носят законченный характер.

Заключение Диалогическая речь занимает значительное место как в тексте, так и в идейном содержании романа Ф.М. Достоевского Бесы. Диалог характеризуется напряженным темпом, который достигается быстрой, стремительной сменой одной незаконченной реплики другой. К. Мегаева называет язык диалогов в романах Достоевского надломанным. Частым является цитирование персонажами фрагментов предыдущих диалогов.

Наиболее часто Достоевский употребляет следующие типы диалогов диалог-объяснение, диалог-допрос, диалог-поединок реже остальных употребляются смешанный диалог, диалог полного взаимного понимания, диалог-ссора. Такое распределение связано с идеологическим характером романа Бесы. Главной задачей автора является описание идейной атмосферы эпохи. Поэтому он чаще заставляет героев говорить друг с другом на темы, связанные с идеологическими принципами персонажей и с проблемами, волновавшими российское общество второй половины XIX в поэтому бытовые типы диалога употребляются гораздо меньше.

Практически отсутствует обязательные в реальной жизни, этикетные реплики, частые в быту ситуации неловкости, паузы из-за отсутствия темы. В диалогах в романе эпическом произведении, как и в обычной устно речи, употребляется большой количество неполных конструкций, разновидностей незаконченных предложений, восклицательных, вопросительных, побудительных предложений, риторических конструкций, обращений, усиливающих побудительность.

В связи с тем, что ситуация не всегда передается с помощью грамматических и лексических средств, особую роль получают внеязыковые коммуникативные факторы интонация, мимика, жестикуляция. В романе Бесы, как это принято в художественных произведениях, эти моменты отражены с помощью авторских ремарок, пояснений. Диалог играет огромную роль в речевой характеристики персонажей. Так, речь Степана Трофимовича показывает его как человека слабовольного, тогда как речь Варвары Петровны часто на контрасте с Степаном Трофимовичем выделяет ее не по-женски сильный характер.

Что касается определения границ авторского и общеязыкового в языке писателя, то, на мой взгляд, авторская стилистическая активность проявляется в отборе языковых явлений, необходимых для наиболее полного воплощения авторского замысла. Авторский язык не противоречит общенародному, поэтому диалог как таковой в авторском произведении и в обычной разговорной речи не различаются.

Разница состоит в употребляемых в этих двух сферах применения языка типах диалогов. Напряженность, стремительность и противоречивость диалогов героев Достоевского, построение их как ответ на реальные и воображаемые реплики противления, большая роль ассоциаций во время диалога приводят к цитированию и выделению особо значимых слов и выражению, отсутствие видимой мысленной и синтаксической связности, отрывистость, отрубленность фраз все это позволяет согласиться с утверждением Л.П. Гроссмана, что Достоевский в своих романах создает замечательные стилистические эксперименты, свидетельствует о том, что классическая художественная проза русских романов XIX в. сдвинулась в сторону каких-то неведомых будущих достижений Л.П. Гроссман.

Стилистика Ставрогина Статьи и материалы. М Л 1924. С. 143 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М 1966. 2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М 1979. 3. Виноградов В.В. О художественной прозе.

М 1930. 4. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М 1991 5. Винокур Т.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи Исследования по грамматике русского литературного языка. М 1955. 6. Гельгардт Р.Р. Рассуждение о монологах и диалогах к общей теории высказывания Сборник докладов и сообщений лингвистического общества. Т. 2, вып. 1. Калинин, 1971. 7. Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина Статьи и материалы. М Л 1924. 8. Диалогическая речь основы и процесс.

Тбилиси, 1980. 9. Достоевский Ф.М. Бесы. В 2 т. М 1993. 10. Иванчикова Е.А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. М 1979. 11. Ким Г.В. О некоторых стилистических функциях бессоюзного присоединения в диалогический речи Филологический сборник. Вып. 4. Алма-Ата, 1964. 12. Мегаева К. Диалог у Достоевского Дагестанский университет. Сборник научных сообщений. Филология. Махачкала, 1964. 13. Милых М.К. Синтаксические особенности прямой речи в художественной прозе. Харьков, 1956. 14. Михлина М.Л. Из наблюдений над синтаксисом диалогической речи. М 1955. 15. Несина Г.Н. К вопросу о структуре диалога в современном русском языке Исследования и статьи по русскому языку.

Волгоград, 1964. 16. Святогор И.П. О некоторых особенностях синтаксиса диалогической речи в современном русском языке. Калуга, 1960. 17. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика Сложное синтаксическое целое. М 1991. 18. Соловьева А.К. О некоторых общих вопросах диалога. ВЯ. 1965. 6. 19. Теплицкая Н.И. Некоторые проблемы диалогического текста. 20. Холодович А.А. О типологии речи Историко-филологические исследования.

М 1967. 21. Чичерин А.В. Идеи и стиль. Изд-е 2-е. М 1968. 22. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М 1957. 23. Якубинский Л.П. О диалогической речи. Русская речь. Петроград, 1923.

– Конец работы –

Используемые теги: Диалогическая, Речь, романе, Достовсекого, Бесы0.08

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации,… В последнее время развивается комплексный подход к диалогу, основанный на… В выделяющейся по признакам условий и целей общения функционально-стилистических разновидностях языковой системы…

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"
Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации,… В последнее время развивается комплексный подход к диалогу, основанный на… В выделяющейся по признакам условий и целей общения функционально-стилистических разновидностях языковой системы…

Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя.
На сайте allrefs.net читайте: Речь подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Речь, доступная другим, и речь только для себя....

Религиозные идеи романа "Мастер и Маргарита" М. Булгакова и романа Л. Леонова "Пирамида" (сходство и отличие философско – христианских постулатов)
Большое место эта тема занимала и в произведениях советских писателей А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, пытавшихся сопоставить так или иначе… Образ Иисуса Христа в белом венчике из роз , идущего впереди отряда… С особенной силой и откровением религиозные мотивы прослеживаются в самых значительных и поистине эпохальных русских…

По мотивам романа Ф.М. Достоевского "Бесы"
Петруша использует его, чтобы тот взял вину на себя и застрелился но не факт . Петруша - поклонник Ставрогина, опутывает своими интригами весьгород.… Пятерка пытается своими действиямивзбаламутить весь город, влияет на… СтепанТрофимыч не хотел жениться, написал жалобное письмо Петруше якобы его насильноженят . Степан Трофимыч - тряпка,…

Судьба доктора Сартанова в романе В. Вересаева "В тупике". История создания и публикации романа
Вокруг творчества В. Вересаева накопилось довольно много легенд, одни из них созданы литераторами, другие читателями, но все они очень живучи.Среди… Почему-то при этом не казалось странным, что В. Вересаев, долгие годы делом… Чтобы понять концепцию этих книг, чтобы получить ясное представление об основных вехах исканий Вересаева, о его…

Роман Германа Гессе “Степной волк” как результат перехода от традиционного романа к модернистскому
Научная доказательность этой мысли может быть достигнута на пути познания закономерностей эволюции романа . В числе особенностей модернистского… В русском литературоведении эта “литературная революция” начинается уже с… Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его…

Речь повествователя как основное средство его характеристики в романе Т.Н. Толстой "Кысь"
Этот роман так вкусно написан, что хочется съесть каждую фразу, урча и причмокивая». Так отзывается Борис Акунин о первом, но при этом довольно… Т.Толстая использует не только многочисленные языковые средства для… Следует заметить, что Т.Толстая не первая, кто использует слово как отдельное литературное средство, которое может…

Образы разночинцев в романе И.С. Тургенева "Отцы и Дети" и в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?"
Нужно отметить, что один из них выходит издворянской семьи - это Рахметов, который ради своих принципов продаетполученное наследство и полностью… Близость его к народу так же подчеркивает прозвище Никитушки Лемовдарованное… На что нигилист отвечает А что ж коли он заслуживает презрения . Евгений считает русских людей темными, с ограниченным…

Белый индеец открывает серию романов, в которых пойдет речь об этой героической эпохе
Белый индеец... Белый индеец Дональд Клэйтон Портер...

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Диалогическая речь у детей дошкольного возраста Выделяются две основные сферы общения дошкольника — со взрослыми и со сверстниками.В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь… Опыт речевого общения со взрос¬лым ребенок переносит в свои взаи¬моотношения… Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя,…
  • Внутренняя речь Большей частью внутренняя речь происходит про себя, „внутри“, но может совершаться и вслух, например, при затруднениях в мышлении; когда мы остаемся… Именно сопоставление с ними дает объяснение и характеристику внутренней речи:… Но со времени Выготского знания о мышлении и речи и наше понимание их связи намного продвинулись вперед. Отечественное…
  • Отражение местного колорита в творчестве В. Я. Шишкова (на примере романа "Угрюм-река") Особенно хорошо это можно проследить на примере романа Шишкова "Угрюм - река", cоздание которого он считал главным делом своей жизни, "большим… Родился он в 1873 году в городе Бежецке. Oтец писателя, Яков Дмитриевич, по… Oднако, работая рядовым техником, Шишков поначалу еще мало знал Сибирь - ему редко приходилось отлучаться из города по…
  • Белинский о романе Пушкина "Евгений Онегин" По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность… Критик указывает на реализм “Евгения Онегина” : “Пушкин взял эту жизнь, как… Критик говорит об огромном значении романа для последующего литературного процесса.Вместе с современным ему гениальным…
  • Автобиографичность в романе Пастернака "Доктор Живаго" Многие литературоведы считают, что пастернаковский роман перевернул все представления о романной форме и содержании, стал самой поэтической прозой в… В пастернаковском романе единственная и главная реальность - это душевные… С главным героем Пастернака роднит поэтическое творчество и восприятие действительности, но различают профессия,…