рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы

Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы - Курсовая Работа, раздел Литература, Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы" Анализ Диалогической Речи В Романе Ф.м. Достоевского Бесы. Диалог-Объяснение ...

Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы. Диалог-объяснение Диалог-объяснение является самым распространенным видом диалога в романе Бесы. Этот вид можно подразделить на диалог-выяснение, сходный с диалогом-допросом, и диалог-объяснение.

Рассмотрим оба этих подвида. Для примера диалога-выяснения приведем диалог между Кирилловым и рассказчиком, произошедшем в 3 главе I части романа. я только ищу причину, почему люди не смеют убить себя вот и все. И .то все равно Кириллов. Как не смеют Разве мало самоубийств рассказчик. Очень мало. Неужели вы так находите Он не ответил, встал и в задумчивости начал ходить взад и вперед. Что же удерживает людей, по-вашему, от самоубийства Он рассеянно посмотрел, как бы припоминая, об чем мы говорили.

Я я еще мало знаю два предрассудка удерживают, две вещи только две одна очень маленькая, другая очень большая. Но и маленькая тоже очень большая. Какая же маленькая Боль. Боль Неужто это так важно в этом случае Самое первое. Есть два рода те, которые убивают себя или с большой грусти, или со злости, или сумасшедшие, или там все равно те вдруг. Те мало о боли думают, а вдруг. А которые с рассудка те много думают. Да разве есть такие, что с рассудка Очень много.

Если б предрассудка не было, было бы больше очень много все. Ну уж и все Он помолчал. Да разве нет способов умирать без боли Представьте, остановился он передо мною, представьте камень такой величины, как с большой дом он висит, а вы под ним если он упадет на вас, на голову будет вам больно Камень с дом Конечно, страшно. Я не про страх будет больно Камень с гору, миллион пудов Разумеется, ничего не больно. А станьте вправду, и пока висит, вы будете очень боятся, что больно Ну, а вторая причина, большая-то Тот свет. То есть наказание Это все равно.

Тот свет один тот свет. Вся свобода будет тогда, когда будет все равно, жить или не жить. Вот всему цель. Цель Да тогда никто, может, и не захочет жить. Никто, произнес он решительно. Человек смерти боится, потому что жизнь любит, вот как я понимаю, заметил я, и так природа велела. Схема этого диалога такова вопрос в достаточно мягкой форме добровольный и потому пространный ответ. Это схема сходна со схемой диалога-допроса.

Отличие состоит в том, что здесь присутствует взаимное желание вести диалог, поэтому внеречевая эмоциональная обстановка довольно спокойная. С этим связано небольшое количество авторских ремарок. В реплике-вопросе присутствует не только вопросительное, но и утвердительное предложение с целью побудить развитие диалога в новом направлении. Диалог-выяснение это выспрашивание, попытка узнать мнение собеседника или получить какую-либо информацию. Спрашивающий рассказчик не комментирует ответы, он спокойно и объективно воспринимает их. Как правило, ответ рождает последующий вопрос.

Немалую роль играют реплики-повторы, когда в ответе повторяется часть вопроса или если в качестве вопросительного предложения выступает повторенная с вопросительной интонацией часть предыдущего ответа. Это спокойная, достаточно мирная беседа, которая, скорее всего, не перетечет в диалог-конфликт. Данный подвид диалога встречается значительно чаще, чем собственно диалог-объяснение.

Для иллюстрации диалога-объяснения рассмотрим диалог между Ставрогиным и Маврикием Николаевичем из 6 главы II части романа. Если можете, то женитесь на Лизавете Николаевне, подарил вдруг Маврикий Николаевич, и, что было всего любопытнее, никак нельзя было узнать по интонации голоса, что это такое просьба, рекомендация, уступка или приказание. Николай Всеволодович продолжал молчать но гость, глядел в упор, ожидая ответа. Если не ошибаюсь впрочем, это совершенно верно, Лизавета Николаевна уже обручена с вами, проговорил наконец Ставрогин.

Помолвлена и обручилась, твердо и ясно подтвердил Маврикий Николаевич. Вы поссорились Извините меня, Маврикий Николаевич. Нет, она меня любит и уважает, ее слова. Ее слова драгоценнее всего. В этом нет сомнения. Но знайте, что если она будет стоять у самого налоя под венцом, а вы ее кликните, то она бросит меня и всех и пойдет к вам. Из-под венца И после венца. Схема здесь иная, чем в диалоге-выяснении реплика реплика. Если в предыдущем случае было много вопросительных предложений, то в данном случае больше повествовательных.

Это классический вариант выяснения отношений, если говорить бытовым языком. Происходит обмен мнениями, информацией, а затем эмоциональная разрядка. Поэтому внеречевая обстановка и интонации требует большего внимания со стороны автора, чем в диалоге-выяснении, поэтому здесь больше авторских ремарок. Подобный диалог может перейти в диалог-ссору, диалог-спор, или даже в диалог-поединок. 2.2 Диалог-допрос Диалог-допрос достаточно прост для анализа, так как в бытовой речи он встречается достаточно часто.

В романе Бесы также немало подобных диалогов. Вот наиболее характерный пример диалог между Степаном Трофимовичем и Варварой Петровной из 2 главы I части. Кстати, вы носите красные галстуки, давно ли Это я я только сегодня А делаете ли вы ваш моцион Ходите ли ежедневно по шести верст прогуливаться, как вам предписано доктором Не не всегда. Схема диалога очень проста вопрос ответ.

Вопрос построен синтаксически безупречно, как в письменной речи, а ответ, даваемый под принуждением, психологическим давлением, являет собой отрывистое, неполное, незаконченное предложение. Что касается объема стимулирующей и ответной реплик, то вопросы превосходят ответы в распространенности, и, следовательно, в величине. Атмосфера диалога достаточно напряженная, поэтому нет восклицаний, риторических конструкций. Внеречевая обстановка, интонации предельно понятны, поэтому не требуют авторских пояснений.

Что касается психологических аспектов, то происходит подчинение менее сильной воли Степана Трофимовича более сильной воле Варваре Петровне. 2.3. Диалог-поединок Диалог-поединок является наиболее интересным объектом для исследования, так как именно здесь лингвистические проблемы более всего переплетаются с психологическими. В романе Бесы представлены бытовой диалог-поединок, в котором происходит борьба между двумя людьми исходя из их плохих взаимоотношений, противоположных интересов, и идеологический диалог-поединок, борьба двух идей, принципов, полемика.

Собеседники стремятся подавить, уничтожить друг друга. В качестве примера бытового диалога-поединка рассмотрим диалог между Степаном Трофимовичем и Варварой Петровной из 2 главы I части. Но, мой добрый друг, в третий раз и в моих летах и с таким ребенком проговорил он наконец. Но ведь это ребенок Ребенок, которому двадцать лет, слава Богу Не вертите, пожалуйста, зрачками, прошу вас, вы не на театре. Вы очень умны и учены, но ничего не понимаете в жизни, за вами постоянно должна нянька ходить.

Я умру, и что с вами будет А она будет вам хорошею нянькой это девушка скромная, твердая, рассудительная к тому же я сама буду тут, не сейчас же умру. Она домоседка, она ангел кротости. Эта счастливая мысль мне еще в Швейцарии приходила. Понимаете ли вы, если я сама вам говорю, что она ангел кротости вдруг яростно вскричала она. У вас сор, она заведет чистоту, порядок, все будет как зеркало Э, да неужто вы мечтаете, что я еще кланяться вам должна с таким сокровищем, исчислять все выгоды, сватать Да вы должны бы на коленях О, пустой, пустой, малодушный человек Но я уже старик Что значат ваши пятьдесят три года Пятьдесят лет не конец, а половина жизни.

Вы красивый мужчина, и сами это знаете. Вы знаете тоже, как она вас уважает. Умри я, что с нею будет А за вами она спокойна, и я спокойна. У вас значение, имя, любящее сердце вы получаете пенсион, который я считаю своею обязанностию.

Вы, может быть, спасете ее, спасете Во всяком случае, честь доставите. Вы сформируете ее к жизни, разовьете ее сердце, направите мысли. Нынче сколько погибают оттого, что дурно направлены мысли К тому времени поспеет ваше сочинение, и вы разом о себе напомните. Я именно, пробормотал он, уже польщенный ловкою лестью Варвары Петровны, я именно собираюсь теперь присесть за мои Рассказы из испанской истории Ну, вот видите, как раз и сошлось. Но она Вы ей говорили О ней не беспокойтесь, да и нечего вам любопытствовать. Конечно, вы должны ее сами просить, умолять сделать вам честь, понимаете Но не беспокойтесь, я сама буду тут. К тому же вы ее любите У Степана Трофимовича закружилась голова стены пошли кругом.

Тут была одна страшная идея, с которою он никак не мог сладить. Дорогая моя задрожал вдруг его голос, я я никогда не мог вообразить, что вы решитесь выдать меня за другую женщину Вы не девица, Степан Трофимович только девиц выдают, а вы сами женитесь, ядовито прошипела Варвара Петровна.

Да, я оговорился. Но это все равно, уставился он на нее с потерянным видом. Вижу, что все равно, презрительно процедила она, Господи Да с ним обморок Настасья, Настасья Воды Но до воды не дошло. Он очнулся. Варвара Петровна взяла свой зонтик. Я вижу, что с вами теперь нечего говорить Да, да, я не в состоянии. Но к завтраму вы отдохнете и обдумаете. Сидите дома, если что случится, дайте знать, хотя бы ночью. Писем не пишите, и читать не буду. Завтра же в это время приду сама, одна, за окончательным ответом, и надеюсь, что он будет удовлетворителен.

В начале диалога человек с менее сильной волей старается что-то противопоставить более сильной личности, но его реплики-противоречия незакончены, отрывисты, нарушается правильный порядок слов, тогда как реплики противоположной стороны более продуманны, и потому более распространены и завершены. Кроме того, один из собеседников предоставляет больше аргументов против позиции другой стороны, поэтому реплики подавляющей стороны занимают больший объем в диалоге.

В конце диалога один из собеседников совершенно подавлен, что выражается в его дрожащем голосе, потерянном виде и репликах, свидетельствующих об отсутствии у него контраргументов. Последняя реплика принадлежит той стороне, которая одерживает психологическую победу. Об эмоциональном накале свидетельствует большое количество восклицательных предложений как с той, так и с другой стороны, а также наличие довольно подробных авторских ремарок, поясняющих внеречевую обстановку и интонации, с которыми произносятся реплики.

В качестве примера идеологического диалога-объяснения приведем диалог из главы У Тихона из II части романа Бесы. Вы меня не понимаете, выслушайте и не раздражайтесь. Вы мое мнение знаете подвиг ваш, если от смирения, был бы величайшим христианским подвигом, если бы выдержали. Даже если б и не выдержали, все равно вам первоначальную жертву сочтет Господь. Все сочтется ни одно слово, ни одно движение душевное, ни одна полумысль не пропадут даром.

Но я вам предлагаю взамен сего подвига другой, еще величайший того, нечто уже несомненно великое Николай Всеволодович молчал. Вас борет желание мученичества и жертвы собою покорите и сие желание ваше, отложите листки и намерение ваше и тогда уже все поборете. Всю гордость свою и беса вашего посрамите Победителем кончите, свободы достигнете Глаза его загорелись он просительно сложил пред собой руки. Просто-запросто вам очень не хочется скандала и вы ставите мне ловушку, добрый отче Тихон, небрежно и с досадой промямлил Ставрогин, порываясь встать.

Короче вам хочется, чтоб я остепенился, пожалуй, женился и кончил жизнь членом здешнего клуба, посещая каждый праздник ваш монастырь. Ну, эпитимья А впрочем, вы, как сердцевед, может, и предчувствуете, что это ведь несомненно так и будет и все дело за тем, чтобы меня теперь хорошенько поупросить для приличия, так как я сам только того и жажду не правда ли Он изломанно рассмеялся. Нет, не та эпитимья, я другую готовлю с жаром продолжал Тихон, не обращая ни малейшего внимания на смех и замечание Ставрогина.

Я знаю одного старца не здесь, но и недалеко отсюда, отшельника и схимника и такой христианской премудрости, что нам с вами и не понять того Он послушает моих просьб. Я скажу ему о вас все. Подите к нему в послушание, под начало его лет на пять, на семь сколько сами найдете потребным впоследствии. Дайте себе обет, и сею великою жертвой купите все, чего жаждете и даже чего не ожидаете, ибо и понять теперь не можете, что получите Ставрогин выслушал очень, даже очень серьезно его последнее предложение.

Просто-запросто вы предлагаете мне вступить в монахи в тот монастырь Как ни уважаю я вас, а я совершенно того должен был ожидать. Ну, так я вам даже признаюсь, что в минуты малодушия во мне уже мелькала мысль раз заявив эти листки всенародно, спрятаться от людей в монастырь хоть на время. Но я тут же краснел за эту низость. Но чтобы постричься в монахи это мне даже в минуту самого малодушного страха не приходило в голову.

Вам не надо быть в монастыре, не надо постригаться, будьте только послушником тайным, неявным, можно так, что и совсем в свете живя Оставьте, отец Тихон, брезгливо прервал Ставрогин и поднялся со стула. Тихон тоже. Что с вами вскричал он вдруг, почти в испуге всматриваясь в Тихона. Тот стоял перед ним, сложив перед собою вперед ладонями руки, и болезненная судорога, казалось как бы от величайшего испуга, прошла мгновенно по лицу его. Что с вами Что с вами повторял Ставрогин, бросаясь к нему, чтоб его поддержать. Ему казалось, что тот упадет.

Я вижу я вижу как наяву, воскликнул Тихон проницающим душу голосом и с выражением сильнейшей горести, что никогда вы, бедный, погибший юноша, не стояли так близко к самому ужасному преступлению, как в сию минуту Успокойтесь повторял решительно встревоженный за него Ставрогин, я, может быть, еще отложу вы правы, я, может, не выдержу, я в злобе сделаю новое преступление все это так вы правы, я отложу.

Нет, не после обнародования, а еще до обнародования листков, за день, за час, может быть, до великого шага, вы броситесь в новое преступление как в исход, чтобы только избежать обнародования листков Ставрогин даже задрожал от гнева и почти от испуга. Проклятый психолог оборвал он вдруг в бешенстве и, не оглядываясь, вышел из кельи. В данном случае отсутствует противоречие бытовых интересов между противоположными сторонами, поэтому их противостояние приобретает чисто идеологический характер.

Проблемы, обсуждаемые собеседниками, по-настоящему волнуют обе стороны, что проявляется в наличии значительного количества восклицательных и повествовательных предложений, множества незаконченных конструкций. О серьезном накале событий свидетельствуют и подробные авторские ремарки, пояснения интонаций, с которыми произносятся реплики, описание внеречевых событий жестов, движений собеседников. Авторская речь занимает в данном диалоге приблизительно такой же объем, как реплики одной из сторон.

Победитель в этом поединке, если судить только по самой диалогической речи, отсутствует, поэтому требуются авторские пояснения один из собеседников резко обрывает диалог и в бешенстве уходит, что можно расценить как бегство из-за невозможности предоставить контрагрументы. 2.4 Диалог-исповедь Диалог-исповедь можно назвать монологом, насыщенным вставными новеллами, сочетающимися с короткими репликами интереса, понимания и сочувствия.

Исповедь может произноситься с целью произвести впечатление, повлиять на собеседника или же без всяких целей, просто из душевной потребности высказаться. В качестве примера исповеди ради влияния рассмотрим диалог между Кармазиновым и Петром Степановичем из 6 главы 2 части. Вы ведь, кажется, приехали потому, что там эпидемии после войны ожидали Н-нет, не совсем потому, продолжал господин Кармазинов, благодушно скандируя свои фразы и при каждом обороте из угла в другой угол бодро дрыгая правою ножкой, впрочем чуть-чуть. Я действительно, усмехнулся он не без яду, намереваюсь прожить как можно дольше.

В русском барстве есть нечто чрезвычайно быстро изнашивающееся, во всех отношениях. Но я хочу износиться как можно позже и теперь перебираюсь за границу совсем там и климат лучше, и строение каменное, и все крепче. На мой век Европы хватит, я думаю. Как вы думаете Я почем знаю. Гм. Если там действительно рухнет Вавилон и падение его будет великое в чем я совершенно с вами согласен, хотя и думаю, что на мой век его хватит, то у нас в России и рушиться нечему, сравнительно говоря. Упадут у нас не камни, а все расплывется в грязь.

Святая Русь менее всего на свете может дать отпору чему-нибудь. Простой народ еще держится кое-как русским Богом но русский Бог, по последним сведениям, весьма неблагонадежен и даже против крестьянской реформы едва устоял, по крайней мере, сильно покачнулся. А тут железные дороги, а тут вы уж в русского-то Бога я совсем не верую.

А в европейского Я ни в какого не верую. Меня оклеветали пред русскою молодежью. Я всегда сочувствовал каждому движению ее. Мне показывали эти здешние прокламации. На них смотрят с недоумением, потому что всех пугает форма, но все, однако, уверены в их могуществе, хотя бы и не сознавая того. Все давно падают, и все давно знают, что не за что ухватиться. Я уже потому убежден в успехе этой таинственной пропаганды, что Россия есть теперь по преимуществу то место в целом мире, где все что угодно может произойти без малейшего отпору.

Я понимаю слишком хорошо, почему русские с состоянием все хлынули за границу, и с каждым годом больше и больше. Тут просто инстинкт. Если кораблю потонуть, то крысы первые из него выселяются. Святая Русь страна деревянная, нищая и опасная, страна тщеславных нищих в высших слоях своих, а в огромном большинстве живет в избушках на курьих ножках. Она обрадуется всякому выходу, стоит только растолковать. Одно правительство еще хочет сопротивляться, но машет дубиной в темноте и бьет по своим.

Тут все обречено и приговорено. Россия, как она есть, не имеет будущности. Я сделался немцем и вменяю это себе в честь. Нет, вы вот начали о прокламациях скажите все, как вы на них смотрите Их все боятся, стало быть, они могущественны. Они открыто обличают обман и доказывают, что у нас не за что ухватиться и не на что опереться. Они говорят громко, когда все молчат. В них всего победительнее несмотря на форму эта неслыханная до сих пор смелость засматривать прямо в лицо истине.

Эта способность смотреть истине прямо в лицо принадлежит одному только русскому поколению. Нет, в Европе еще не так смелы там царство каменное, там еще есть на чем опереться. Сколько я вижу и сколько судить могу, вся суть русской революционной идеи заключается в отрицании чести. Мне нравится, что это так смело и безбоязненно выражено. Нет, в Европе еще этого не поймут, а у нас именно на это-то и набросятся. Русскому человеку честь одно только лишнее бремя.

Да и всегда было бременем, во всю его историю. Открытым правом на бесчестье его скорей всего увлечь можно. Я поколения старого и, признаюсь, еще стою за честь, но ведь только по привычке. Мне лишь нравятся старые формы, положим по малодушию нужно же как-нибудь дожить век. Свидетельством желания повлиять на собеседника со стороны человека исповедующегося являются вопросы, исходящие от него к противоположной стороне, в отличие от определения, по которому вопросы задает как раз противоположная сторона.

Кармазинов старается проявить максимальную искренность, чтобы побудить собеседника на подобную открытость. Исповедь занимает гораздо больший объем, чем реплики противоположной стороны. Как пример диалога-исповеди в чистом виде можно привести диалог между рассказчиком и Кирилловым из 4 главы I части. Да разве вы ездили в Америку удивился я. Вы никогда не говорили. Чего рассказывать. Третьего года мы отправились втроем на эмигрантском пароходе в Американские Штаты на последние деньжишки, чтобы испробовать на себе жизнь американского рабочего и таким образом личным опытом проверить на себе состояние человека в самом тяжелом его общественном положении. Вот с какою целию мы отправились.

Господи засмеялся я. Да вы бы лучше для этого куда-нибудь в губернию нашу отправились в страдную пору, чтоб испытать личным опытом, а то понесло в Америку Мы там нанялись в работники к одному эксплуататору всех нас, русских, собралось у него человек шесть студенты, даже помещики из своих поместий, даже офицеры были, и все с тою же величественною целью.

Ну и работали, мокли, мучились, уставали, наконец я и Кириллов ушли заболели, не выдержали. Эксплуататор-хозяин нас при расчете обсчитал, вместо тридцати долларов по условию заплатил мне восемь, а ему пятнадцать тоже и бивали нас там не раз. Но тут-то без работы мы и пролежали с Кирилловым в городишке на полу четыре месяца рядом он об одном думал, а я о другом. Неужто хозяин вас бил, это в Америке-то Ну как, должно быть, вы ругали его Ничуть.

Мы, напротив, тотчас решили с Кирилловым, что мы, русские, пред американцами маленькие ребятишки и нужно родиться в Америке или по крайней мере сжиться долгими годами с американцами, чтобы стать с ними в уровень. Да что когда с нас за копеечную вещь спрашивали по доллару, то мы платили не только с удовольствием, но даже с увлечением. Мы все хвалили спиритизм, закон Линча, револьверы, бродяг. Раз мы едем, а человек полез в мой карман, вынул мою головную щетку и стал причесываться мы только переглянулись с Кирилловым и решили, что это хорошо и что это нам очень нравится Данный диалог полностью отвечает определению одна из сторон рассказчик стимулирует исповедь с помощью вопросов, реплик интереса, сочувствия, а другой собеседник Кириллов описывает одну из историй, произошедшей в его жизни.

Искренность исповеди свидетельствует о доверительной обстановке беседы. Атмосфера диалога достаточно спокойная, поэтому практически нет восклицательных предложений и авторских ремарок. 2.5. Диалог-спор Диалог-спор не так часто встречается в романе Бесы, так как этот тип диалога более свойственен бытовым ситуациям, которым отводится весьма незначительное внимание в художественных произведениях.

Одним из таких диалогов является диалог между Андреем Антоновичем и Блюмом из 6 главы II части Я прошу тебя, Блюм, оставить меня в покое, начал он тревожною скороговоркой, очевидно желая отклонить возобновление давешнего разговора, прерванного приходом Петра Степановича.

И однако ж, это может быть устроено деликатнейше, совершенно негласно вы же имеете все полномочия, почтительно, но упорно настаивал на чем-то Блюм, сгорбив спину и придвигаясь все ближе и ближе мелкими шагами к Андрею Антоновичу. Блюм, ты до такой степени предан мне и услужлив, что я всякий раз смотрю на тебя вне себя от страха. Вы всегда говорите острые вещи и в удовольствии от сказанного засыпаете спокойно, но тем самым себе повреждаете. Блюм, я сейчас убедился, что это вовсе не то, вовсе не то. Не из слов ли этого фальшивого, порочного молодого человека, которого вы сами подозреваете Он вас победил льстивыми похвалами вашему таланту в литературе.

Блюм, ты не смыслишь ничего твой проект нелепость, говорю тебе. Мы не найдем ничего, а крик подымется страшный, затем смех, а затем Юлия Михайловна Мы несомненно найдем все, чего ищем, твердо шагнул к нему Блюм, приставляя к сердцу правую руку, мы сделаем осмотр внезапно, рано поутру, соблюдая всю деликатность к лицу и всю предписанную строгость форм закона.

Молодые люди, Лямшин и Телятников, слишком уверяют, что мы найдем все желаемое. Они посещали там многократно. К господину Верховенскому никто внимательно не расположен. Гнеральша Ставрогина явно отказала ему в своих благодеяниях, и всякий честный человек, если только есть таковой в этом грубом городе, убежден, что там всегда укрывался источник безверия и социального учения. У него хранятся все запрещенные книги, Думы Рылеева, все сочинения 1рцена Я на всякий случай имею приблизительный каталог О Боже, эти книги есть у всякого как ты прост, мой бедный Блюм И многие прокламации, продолжал Блюм, не слушая замечаний.

Мы кончим тем, что непременно нападем на след настоящих здешних прокламаций. Этот молодой Верховенский мне весьма и весьма подозрителен. Но ты смешиваешь отца с сыном. Они не в ладах сын смеется над отцом явно. Это одна только маска. Блюм, ты поклялся меня замучить Подумай, он лицо все-таки здесь заметное.

Он был профессором, он человек известный, он раскричится, и тотчас же пойдут насмешки по городу, ну и все манкируем и подумай, что будет с Юлией Михайловной Блюм лез вперед и не слушал. Он был лишь доцентом, всего лишь доцентом, и по чину всего только коллежский асессор при отставке, ударял он себя рукой в грудь, знаков отличия не имеет, уволен из службы по подозрению в замыслах против правительства. Он состоял под тайным надзором и, несомненно, еще состоит. И ввиду обнаружившихся теперь беспорядков вы, несомненно, обязаны долгом. Вы же, наоборот, упускаете ваше отличие, потворствуя настоящему виновнику.

Убир-райся, Блюм Отличие диалога-спора от диалога-поединка состоит в меньшем эмоциональном накале, меньшей заинтересованности собеседников в идеологической победе. Здесь нет столь серьезных идеологических или бытовых разногласий, поэтому внеречевая обстановка более спокойна и не требует подробных авторских пояснений. 2.6. Диалог полного взаимного понимания Подобные диалоги достаточно редко встречаются в романе Бесы. Это связано с литературными аспектами содержания произведения.

Диалог между Лизаветой и Степаном Трофимовичем из 3 главы I части является одним их немногих примеров данного типа диалогов. Это он Степан Трофимович, это вы Вы раздался свежий, резвый, юный голос, как какая-то музыка подле нас. Мы ничего не видали, а подле нас вдруг появилась наездница, Лизавета Николаевна, со своим всегдашним провожатым. Она остановила коня. Идите, идите же скорее звала она громко и весело.

Я двенадцать лет не видала его и узнала, а он Неужто не узнаете меня Степан Трофимович схватил ее руку, протянутую к нему, и благоговейно поцеловал ее. Он глядел на нее как бы с молитвой и не мог выговорить слова. Узнал и рад Маврикий Николаевич, он в восторге, что видит меня Что же вы не шли все две недели Тетя убеждала, что вы больны и что вас нельзя потревожить но ведь я знаю, тетя лжет. Я все топала ногами и вас бранила, но я непременно, непременно хотела, чтобы вы сами первый пришли, потому и не посылала.

Боже, да он нисколько не переменился рассматривала она его, наклоняясь с седла, он до смешного не переменился Ах нет, есть морщинки, много морщинок у глаз и на щеках, и седые волосы есть, но глаза те же А я переменилась Переменилась Но что же вы все молчите Вы я лепетал он теперь обрывавшимся от радости голосом, я сейчас вскричал Кто успокоит меня и раздался ваш голос Я считаю это чудом и начинаю веровать. В Бога В Бога всевышнего, который так велик и так милостив Видите, я все ваши лекции наизусть помню.

Маврикий Николаевич, какую он мне тогда веру преподавал в Бога всевышнего, который так велик и так милостив А помните ваши рассказы о том, как Колумб открывал Америку и как все закричали Земля, земля Няня Алена Фроловна говорит, что я после того ночью бредила и во сне кричала Земля, земля А помните, как вы мне историю принца Гамлета рассказывали А помните, как вы мне описывали, как из Европы в Америку бедных эмигрантов перевозят И все-то неправда, я потом все узнала, как перевозят, но как он мне хорошо лгал тогда, Маврикий Николаевич, почти лучше правды Чего вы так смотрите на Маврикия Николаевича Это самый лучший и самый верный человек на всем земном шаре, и вы его непременно должны полюбить, как меня Он делает все, что я хочу. Но, голубчик Степан Трофимович, стало быть, вы опять несчастны, коли среди улицы кричите о том, кто вас успокоит Несчастны, ведь так Так Теперь счастлив Тетя обижает продолжала она не слушая, все та же злая, несправедливая и вечно нам бесценная тетя А помните, как вы бросались ко мне в объятия в саду, а я вас утешала и плакала, да не бойтесь же Маврикия Николаевича он про вас, все, все знает, давно, вы можете плакать на его плече только угодно, и он сколько угодно будет стоять Приподнимите шляпу, снимите совсем на минутку, протяните голову, станьте на цыпочки, я вас сейчас поцелую в лоб, как в последний раз поцеловала, когда мы прощались.

Видите, та барышня из окна на нас любуется Ну, ближе, ближе.

Боже, как он поседел Данный диалог напоминает исповедь перед близким, понимающим человеком. Главой особенностью данного типа диалогов является полное отсутствие реплик-противоречий.

Речь одного из собеседников Лизаветы сходна с монологической. Эмоциональное возбуждение обеих собеседников появляется у Лизаветы в наличии множества риторических конструкций и восклицательных предложений. Психологическое состояние другого собеседника Степана Трофимовича препятствует его полноценному участию в беседе, поэтому его реплики кратки и отрывисты и занимают гораздо меньший объем по сравнению с монологами Лизаветы. 2.7 Смешанный диалог По определению смешанный диалог представляет собой соединение элементов исповеди, поединка и внутреннего монолога.

Таковым является диалог между Петром Степановичем и Николаем Всеволодовичем из 1 главы II части А Что Вы, кажется, сказали все равно затрещал Петр Степанович Николай Всеволодович вовсе ничего не говорил.

Конечно, конечно Уверяю вас, что я вовсе не для того, чтобы вас товариществом компрометировать. А знаете, вы ужасно сегодня вскидчивы я к вам прибежал с открытою и веселой душой, а вы каждое мое словцо в лыко ставите уверяю же вас, что сегодня ни о чем щекотливом не заговорю, слово даю, и на все ваши условия заранее согласен. Николай Всеволодович упорно молчал. А Что Вы что-то сказали Вижу, вижу, что я опять, кажется, сморозил вы не предлагали условий, да и не предложите, верю, верю, ну успокойтесь я и сам ведь знаю, что мне не стоит их предлагать, так ли Я за вас вперед отвечаю и уж конечно, от бездарности бездарность и бездарность Вы смеетесь А Что Ничего, усмехнулся наконец Николай Всеволодович, я припомнил сейчас, что действительно обозвал вас как-то бездарным, но вас тогда не было, значит, вам передали Я бы вас просил поскорее к делу. Да я ведь у дела и есть, я именно по поводу воскресенья залепетал Петр Степанович.

Ну чем, чем я был в воскресенье, как по-вашему Именно торопливою срединною бездарностию, и я самым бездарнейшим образом овладел разговором силой. Но мне все простили, потому что я, во-первых, с луны, это, кажется, здесь теперь у всех решено а во-вторых, потому, что милую историйку рассказал и всех вас выручил, так ли, так ли То есть именно так рассказали, чтобы оставить сомнение и выказать нашу стачку и подтасовку, тогда как стачки не было, и я вас ровно ни о чем не просил.

Именно, именно как бы в восторге подхватил Петр Степанович.

Я именно так и делал, чтобы вы всю пружину эту заметили я ведь для вас, главное, и ломался, потому что вас ловил и хотел компрометировать. Я, главное, хотел узнать, в какой степени вы боитесь. Любопытно, почему вы так теперь откровенны Не сердитесь, не сердитесь, не сверкайте глазами Впрочем, вы не сверкаете. Вам любопытно, почему я так откровенен Да именно потому, что все теперь переменилось, кончено, прошло и песком заросло. Я вдруг переменил об вас свои мысли.

Старый путь кончен совсем теперь я уже никогда не стану вас компрометировать старым путем, теперь новым путем. Переменили тактику Тактики нет. Теперь во всем ваша полная воля, то есть хотите сказать да, а хотите скажете нет. Вот моя новая тактика. А о нашем деле не заикнусь до тех самых пор, пока сами не прикажете. Вы смеетесь На здоровье я и сам смеюсь. Но я теперь серьезно, серьезно, серьезно, хотя тот, кто так торопится, конечно, бездарен, не правда ли Все равно, пусть бездарен, а я серьезно, серьезно.

Он действительно проговорил серьезно, совсем другим тоном и в каком-то особенном волнении, так что Николай Всеволодович поглядел на него с любопытством. Вы говорите, что обо мне мысли переменили спросил он. Я переменил об вас мысли в ту минуту, как вы после Шатова взяли руки назад, и довольно, довольно, пожалуйста, без вопросов, больше ничего теперь не скажу. Исповедь, внутренний монолог Петра Степановича происходит на фоне неприятия и реплик-противоречий со стороны Николай Всеволодовича, тон вопросов которого характерен для диалога-допроса.

Очень много побудительных конструкций, обращений. Исповедь Петра Степановича имеет цель убедить собеседника в его неправоте, однако данное стремление находит серьезное сопротивление со стороны Николай Всеволодовича. В этом появляется смешанный характер диалога. 2.8 Диалог-ссора Диалог-ссора, будучи наиболее близким к бытовому диалогу, реже всех выше описанных типов встречается в романе Бесы. В качестве примера диалога-ссоры приведем диалог между Прасковьей Ивановной и Варварой Петровной из 5 главы I части.

Не села б у вас, матушка, если бы не ноги сказала она надрывным голосом. Варвара Петровна приподняла немного голову, с болезненным видом прижимая пальцы правой руки к правому виску и видимо ощущая в нем сильную боль. Что так, Прасковья Ивановна, почему бы тебе и не сесть меня Я от покойного мужа твоего всю жизнь искреннею приязнию пользовалась, а мы с тобой еще девчонками вместе куклы в пансионе играли.

Прасковья Ивановна замахала руками. Уж так и знала Вечно про пансион начнете, когда упрекать собираетесь, уловка ваша. А по-моему, одно красноречие. Терпеть не могу этого вашего пансиона. Ты, кажется, слишком уж в дурном расположении приехала что твои ноги Вот тебе кофе несут, милости просим, слушай и не сердись. Матушка, Варвара Петровна, вы со мной точно с маленькою девочкой. Не хочу я кофею, вот И она задирчиво махнула рукой подносившему ей кофей луге. От кофею, впрочем, и другие отказались, кроме меня Маврикия Николаевича.

Степан Трофимович взял было, но отставил чашку на стол. Марье Тимофеевне хоть и очень хотелось взять другую чашку, она уж и руку протянула, но одумалась и чинно отказалась, видимо довольная за это собой. Варвара Петровна криво улыбнулась. Знаешь что, друг мой Прасковья Ивановна, ты, верно опять что-нибудь вообразила себе, с тем вошла сюда. Ты всю жизнь одним воображением жила. Ты вот про пансион разозлилась а помнишь, как ты приехала и весь класс уверила, что за тебя гусар Шаблыкин посватался, и как мадам Лебур тебя тут же изобличила во лжи. А ведь ты и не лгала, просто навоображала себе для утехи.

Ну, говори с чем ты теперь Что еще вообразила, чем недовольна А вы в пансионе в попа влюбились, что закон Божий преподавал, вот вам, коли до сих пор в вас такая злопамятность, ха-ха-ха Она желчно расхохоталась и раскашлялась. А-а, ты не забыла про попа ненавистно глянула на нее Варвара Петровна. Лицо ее позеленело.

Прасковья Ивановна вдруг приосанилась. Мне, матушка, теперь не до смеху зачем вы мою дочь при всем городе в ваш скандал замешали, вот зачем я приехала Содержание диалога предельно приближено к жизни две подруги детства высказывают друг другу все накопившиеся за долгий период знакомства претензии, вспоминают наиболее неприятные эпизоды из жизни оппонента. Синтаксически реплики в основном носят законченный характер. Эмоции хлещут через край, что выражено с помощью множества восклицательных и вопросительных предложений, но авторских ремарок не так много, потому что ситуация близка и понятна читателю.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалогическая речь в романе Ф.М. Достовсекого "Бесы"

Внимание к диалогу проявляется везде, где есть интерес к человеческим отношениям, потому что с диалогом мы связываем представление о коммуникации,… В последнее время развивается комплексный подход к диалогу, основанный на… В выделяющейся по признакам условий и целей общения функционально-стилистических разновидностях языковой системы…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ диалогической речи в романе Ф.М. Достоевского Бесы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Теоретические основы анализа диалогической речи
Теоретические основы анализа диалогической речи. Общая характеристика диалогической речи Основы теории диалога в российском языкознании были заложены в трудах Л.П. Якубинского, Л.В. Щербы, В.В. Вин

Диалогическая речь в авторском произведении
Диалогическая речь в авторском произведении. Проблема диалога в художественном произведении представляет особую громадную область теории диалога. В.В. Виноградов, указывая, что речь художест

Типология диалогической речи
Типология диалогической речи. С ситуацией общения, отношением участников диалога к содержанию речи связан характер логико-смысловых отношений между частями диалогического единства, и в связи с этим

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги