Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

НА ТЕМУ Идейное и художественное своеобразие романа Ф.М. Достоевского Преступление и наказание ученика 11 класса Б школы 582 Быкова Александра Москва 2001 г. План 1. Своеобразие гуманизма Достоевского. 2. История создания романа Преступление и наказание . 3. Вызревание и смысл теории Раскольникова. 4. Духовное воскресение Родиона Раскольникова. 5. Художественное своеобразие романа. 6. Актуальность творчества Достоевского. СВОЕОБРАЗИЕ ГУМАНИЗМА ДОСТОЕВСКОГО Достоевский - певец униженных и оскорбленных - получил всемирное признание как великий писатель - гуманист.

Однако гуманизм Достоевского отличен от традиционного человеколюбия. Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал крестьянин - тоже человек. Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении делает народ центральным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отношением к народу.

Гуманизм включается в более широкую систему общественно - исторических и духовно-нравственных ценностей. Достоевский, как великий гуманист, пекся не только о народе вообще, но и о человеке, об отдельной личности. Он поднимает образ человека в литературе до философии человека.

Гуманизм не благодушие, а боль. Герой Достоевского будет уважать себя, лелеять свою чистоту и добропорядочность до тех пор, пока случай не поставит перед его совестью зеркало. С этого момента считавший себя гуманистом будет ускорять шаги, чтобы не откликнуться на крик о помощи, проклинать себя за это, исповедоваться в недобрых мыслях, бичевать душевные слабости, проводить пробу. Мучительные духовные поединки, страстные монологи, обнажающие изнанку души - все это было непривычным для традиционного гуманизма.

Целью Достоевского было вывести сферу подсознания, где правят смутные эмоции и инстинкты, в мир жизненного действия. Его автор Преступления и наказания называл фантастическим. Фантастический реализм Достоевского предстает в двух слагаемых. Реализм оттого, что это верно соответствует психологии бытия человека. Фантастический - оттого, что скользящие тени в текущей жизни Достоевский представил как явь. В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского.

Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века - в образе жизни, социальных конфликтах. В сущности, вся гениальная серия романов Достоевского, от Преступления и наказания до Братьев Карамазовых, относится к эпохе 60-70-х годов, эпохе отмены крепостного права в России.

И все вопросы, связанные с владением людьми, живыми душами, как и ответственность за выбор страной новых путей все это больные русские вопросы. Достоевский недобро отзывался о революции 1789 года, но лозунг свободы, равенства, братства, по-особому читавшийся в русских условиях, всегда был для него главным сосредоточием горячо разделяемых или яростно отвергаемых им идей. Достоевский хотел осознать русский путь в свете мирового развития, а вопросы своей души - как часть извечных вопросов человечества.

Достоевский был величайшим защитником идеала свободы, понимаемого им как беспрепятственная свобода личности. В пору реформ 1861 года это не было отвлеченной теорией. Но он подверг этот идеал свободы мучительному экзамену, угадав в нем противоборство добра и зла. Будет ли счастлив человек, если получит свободу Как распорядится ей Чем обернется для него эта свобода Вот лишь часть ядовитых вопросов, адресованных Достоевским человеку, который желал бы, хотя бы и вопреки всему свету, пожить по своей волюшке.

Раскольников хочет быть свободным и доказать, что он не тварь дрожащая и власть имеет. Но эта власть - свобода для себя при несвободе для других. Она и есть путь к преступлению. Такой же проверке подвергает Достоевский идеал равенства. В социальном равенстве его отпугивает покушение на индивидуальность, погибель для яркого цветения жизни.

Если в будущем все сильные умы будут погашены в зародыше, а таланты приведены к общему знаменателю, то нужно ли людям такое равенство А что если равенство вообще не совместимо со свободой, поскольку все неравно в природе Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства - так это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра.

Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе силы природы, а они дремлют в каждом немалый душевный труд и духовная задача. Творческое углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием гуманизма. ИСТОРИЯ РОМАНА ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ Преступление и наказание сложилось у Достоевского из двух замыслов, движимых идеями художника. А идеи были подсказаны как всей социальной сферой, окружавшей писателя, так и личными его воспоминаниями и переживаниями.

Как об этом свидетельствуют журналистика и литература 1860-х годов, в пору ломки крепостнических порядков и капитализации отживающего дворянского уклада резко заколебалась общественная мораль уголовные преступления, жажда наживы и денег, пьянство и циничный эгоизм - все это сопрягалось с прямыми атаками на традиционную православную мораль со стороны радикальных общественных сил. Разночинская демократия во главе с Белинским, Чернышевским, Добролюбовым и многими другими внедряла в общественное сознание атеистические и социалистические идеи. В 1863 году был опубликован в Современнике роман Н.Г. Чернышевского Что делать, который содержал настоящую программу действий по ломке государственных устоев при помощи революционного насилия, по замене нравственных общечеловеческих ценностей христианских классовыми.

Достоевского глубоко тревожила проблема человеческой воли, посягающей на преступление, теоретическое оправдание чего он увидел в учении Чернышевского.

Таким образом, мы видим две сверхзадачи, которые побудили Достоевского к созданию своего самого совершенного произведения моральный распад в обществе и наступление социалистически - атеистических идей. К июню 1865 года у Достоевского созрел план романа, который он назвал Пьяненькие.

Об этом он сообщил издателю А. Краевскому Новый роман будет связан с теперешним вопросом о пьянстве. Видимо, Достоевский решил сосредоточиться на судьбах членов семьи Мармеладовых и их окружении, но мысль о каком-либо центральном герое - преступнике еще не отложилась в сознании писателя. Однако тема Пьяненьких, надо думать, быстро была им оценена как узковатая, лишенная не столько социальной, сколько философской остроты он ощутил сравнительную бедность своего замысла, его идеи. В журнале Время часто публиковались сообщения об уголовных процессах на Западе.

Именно Достоевским и был опубликован отчет об одном уголовном деле во Франции. Некий Пьер Ласенер - преступник, не брезгавший воровством и убивший, в конце концов, какую-то старуху, объявил себя в мемуарах, стихах и т. д. идейным убийцей, жертвой своего века. Отрешившись от всех нравственных оков, преступник осуществил своеволие человекобога, к которому призывали революционные демократы, движимые чувством классовой мести угнетателям народа.

Достоевский, по мнению B.C. Соловьева, прекрасно усвоил к этому времени три основополагающих истины Что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа. Достоевский решительно проникается недоверием ко всем гипотезам о правах сильных, особенных индивидуумов, якобы освобожденных от ответственности перед людьми за свои чрезвычайные сверхчеловеческие человекобожеские поступки.

Вместе с тем, тип сильной личности все более и более уясняется им - как явление художественно внушительное, исключительное, но в то же время и реальное, вполне исторически выразившееся в теории социалистов и в практике социалистическо-террористических групп. Это та фантастическая личность, которая кажется ему реальнее всех реальностей, это великолепный образ для романа - реалистического в высшем смысле.

Достоевский был ослеплен блеском идеи соединить историю семьи Мармеладовых с историей человекобога - социалиста. Семья Мармеладовых должна стать той действительностью, на почве которой вырастает уродливая философия сильной личности. Эта семья и все ее окружение могут предстать реалистическим фоном и убедительным объяснением дел и помыслов главного героя - преступника.

В творческих комбинациях писателя складывается сложный сюжетный массив, который включает в себя наболевшие вопросы современной морали, философии. О замысле романа Достоевский в сентябре 1865 года извещает редактора журнала Русский вестник М.Н. Каткова, сообщая ему в письме полный план задуманного произведения Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным недоконченным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.

Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты Этот молодой человек задает себе вопросы Дня чего она живет Полезна ли она хоть кому-нибудь Эти вопросы продолжает Достоевский сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству, чем уже, конечно, загладится преступление Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы.

Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления.

Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы, хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять, к, людям чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое Преступник сам решает принять муки, чтобы искупить свое дело Мы видим, что в созревании и оформлении идеи романа участвовало много побудительных сил, таящихся в душе и мыслях художника.

Но главная задача оформилась чрезвычайно четко - дать отпор заветам романа Чернышевского Что делать, развенчать тупиковую и аморальную социалистическую теорию, взяв ее проявление в самом крайнем варианте, в самом крайнем развитии, дальше которого уже нельзя идти. Это хорошо понял критик Н. Страхов, утверждавший, что главная цель романа - развенчать несчастного нигилиста так Страхов назвал Раскольникова.

Противовесом беспочвенным идеям Чернышевского - Раскольникова должна стать православная христианская идея, которая должна указать выход к Свету из теоретических тупиков главного героя. Таким образом, перед Достоевским в 1865 году предстали два замысла, две идеи один замысел - это мир бедных людей, где настоящая жизнь, реальные трагедии, реальные страдания другой замысел - теория, надуманная лишь при помощи разума, оторванная от реальной жизни, от реальной морали, от божеского в человеке, теория, созданная в расколе Раскольников с людьми и потому чрезвычайно опасная, ибо где нет ни божеского, ни человеческого - там есть сатанинское.

Нужно отметить, что советское литературоведение напрочь отказывало теории Раскольникова в жизненности и саму фигуру Раскольникова объявляло надуманной. Здесь явно виден социально-партийный заказ - отвести теорию Родиона Раскольникова от идей социализма иногда взгляды Раскольникова трактовались как мелкобуржуазные, а самого героя как можно дальше поставить от Чернышевского с его особенным человеком.

Вызревание и смысл теории Раскольникова

Прежние размышления Раскольникова о реальном деле, которое все не реша... Но как понимать счастье Оно не заключается в накоплении или перераспре... Можно, конечно, рассуждать о том, что причинами появления теорий социа... Аскольдова о том, что в целом ряде произведений, в частности, в Подрос... Достоевский не только не верит ей, но видит в ней величайший соблазн и...

Духовное воскресение Родиона Раскольникова

Смысл его страданий в том, что совесть и разум его вступили в самую ре... Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голо... После знакомства Раскольникова с Соней Мармеладовой в романе ее образ ... Именно после этого эпизода Раскольников предлагает Соне идти вместе, с... В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело.

Художественное своеобразие романа

Им важно себя самих понять. Растущее напряжение сюжета помогают передать диалоги. С необычайным ис... АКТУАЛЬНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА Ф.М. Знаменательно, что западная. Герои, решившие в сердце и голове вопрос, ломят все препятствия, прене...

литература осваивала соотношение понятий индивид и нация, а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - личность и народ. Исключительная острота и внутренняя напряженность мысли, особая насыщенность действием, которые свойственны его произведениям, созвучны внутренней напряженности жизни нашего времени.

Достоевский никогда не изображал жизнь в ее спокойном течении. Ему свойственен повышенный интерес к кризисным состояниям и общества и отдельного человека, что является на сегодняшний день самым ценным в писателе.

Художественный мир Достоевского - это мир мысли и напряженных исканий. Те же социальные обстоятельства, которые разъединяют людей и порождают в их душах зло, активизируют, согласно диагнозу писателя, их сознание, толкают героев на путь сопротивления, порождают у них стремление всесторонне осмыслить не только противоречия современной им эпохи, но и итоги и перспективы всей истории человечества, пробуждают их разум и совесть. Отсюда - острый интеллектуализм романов Достоевского, который особенно ценен в наши дни. Произведения писателя насыщены философской мыслью, столь близкой людям нашего времени, и родственны лучшим образцам литературы XX века. Достоевский необычайно чутко, во многом пророчески, выразил выросшую уже в его время и еще больше возросшую сегодня роль идей в общественной жизни.

Одной из главных проблем, мучавших Достоевского, была идея воссоединения народа, общества, человечества, и вместе с тем, он мечтал об обретении каждым человеком внутреннего единства и гармонии.

Он мучительно осознавал, что в мире, в котором он жил, необходимые людям единство и гармония нарушены - и во взаимоотношениях людей с природой, и во взаимоотношениях внутри общественного и государственного целого, и в каждом человеке отдельно. Эти вопросы, занимавшие центральное место в кругу размышлений Достоевского-художника и мыслителя, приобрели особое значение в наши дни. Сегодня особенно остро встала проблема о путях межчеловеческих связей, о создании гармонического строя общественных и нравственных отношений и о воспитании полноценного, здорового духовно человека.

Творчество Достоевского уходит корнями в русскую культуру прошлого до самых отдаленных веков. И в то же время оно связано со всей современной ему культурой, философией, литературой и искусством. Глубокий всемирно-исторический смысл обрели в его понимании вечно живые Божественная комедия Данте, образ Дон Кихота, Алексей-человек божий или Мария Египетская, так же, как Клеопатра или Наполеон оказывались для него символами судеб и переживаний человека его эпохи с их муками и исканиями.

И так же он смотрел на Евангелие, в котором видел отражение волнений человека и духовных исканий не только прошлого, но и своей эпохи. Даже в маленьком стихотворении Фета он стремился раскрыть выражение тоски человечества по идеалу. В свою очередь, изображая текущую, злободневную современность, Достоевский умел поднять ее до высот трагедии. Стоявший перед писателем вопрос об объединении разума и морали личности и человечества с его нравственным миром, хранящим в себе опыт поколений, их совесть и мудрость, приобрел громадное значение сегодня.

Достоевский побуждал думать величайших писателей XIX века, решать самые важные вопросы жизни он побуждает сегодня нас. Н.А. Добролюбов в статье Забитые люди сформулировал направления напряженной мыслительной деятельности Достоевского 2. Трагический пафос, связанный с болью о человеке 3. Гуманистическое сочувствие человеку, испытывающему боль 4. Высокая степень самосознания героев, которые страстно хотят быть настоящими людьми и одновременно признают себя бессильными.

К ним можно добавить постоянную сосредоточенность писателя на проблемы современности интерес к жизни и психологии городской бедноты погружение в самые глубокие и мрачные круги ада души человека отношение к литературе как способу художественного предвидения будущего развития человечества. Все это делает творчество Достоевского особенно значительным, современным и масштабным для нас сегодня.

Список литературы Соловьев В.С. Третья речь в память Достоевского. М Книга, 1990 Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание. М Просвещение, 1984 Гус М. Идеи и образы Ф.М. Достоевского. М 1962 Сугай Л.А. Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов. М РИПОЛ КЛАССИК , 1997.