Главные образы поэм

Главные образы поэм. Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов.

Центральной фигурой Илиады является Ахилл, юный фессалийский герой, сын Пелея и морской богини Фетиды. Ахилл - цельная и благородная натура, олицетворяющая собой ту военную доблесть в понимании древних героев, которая служит идеологической основой всей поэмы. Он чужд хитрости и двоедушия. Из-за сознания своей силы и величия он привык повелевать. Гнев его проявляется в самых бурных формах. Мстя троянцам за Патрокла, он становится похож на какого-то демона-истребителя. Такое же безумие видно и в надругательстве над трупом Гектора XXII, 395-401, и в том, что он убивает на могиле Патрокла двенадцать троянских пленников.

Еще ему даны черты певца-поэта IX, 186. Наконец, он смягчается, видя перед собой слезы и ужасную мольбу отца, пришедшего к нему за телом убитого им сына. Образу главного героя ахейского войска соответствует фигура троянского воителя Гектора. Хотя поэт никогда не забывает, что это - представитель враждебного народа, к которому нельзя относиться как к соплеменнику.

Гектор является вождем троянского войска, и на него ложится вся тяжесть войны. В трудные минуты он всегда впереди всех и подвергается наибольшей опасности. Он обладает высоким чувством чести и пользуется общим уважением и любовью. Он остается один на поле битвы, в то время как остальные прячутся в городе. Ни мольбы отца, ни слезы матери не могут поколебать его долг чести в нем превыше всего. Ярче всего Гектор показан в сцене свидания с Андромахой VI, 392-502, где мы видим его как мужа и отца. Если идеал воинской доблести дан в лице Ахилла, то носителем житейской мудрости представляется Одиссей - герой хитроумный и многострадальный.

В Илиаде он выступает и как воин, и как мудрый советник, но также и как человек, готовый на всяческий обман X, 383 III, 202. Само взятие Трои при помощи деревянного коня было делом его хитрости. Всегда настороженный, он имеет наготове целый запас вымышленных историй. В хитроватости, часто грубой и плоской, в том, что на прозаическом языке называется надувательством.

И между тем в глазах младенческого народа эта хитрость не могла не казаться крайней степенью возможной премудрости Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды, Полн. собр. соч т.5, с.34. В обеих поэмах кроме главных героев выведено еще много второстепенных. Некоторые из них обрисованы также очень яркими красками. В Илиаде таких лиц больше чем в Одиссее. Микенский царь Агамемнон, старший из Атридов, является предводителем всего похода и называется владыкой мужей или пастырем народов.

Менелай - спартанский царь, муж похищенной Парисом Елены - главное заинтересованное в войне лицо. Однако поэт изображает их обоих далеко не привлекательными чертами. Обаятельными чертами наделен образ Нестора - вечный тип старца, который любит вспоминать годы юности и давать свои наставления. Совершая подвиги, он увлекается мечтой овладеть Троей и погиб от руки Гектора XVI, 817-857. Престарелый троянский царь Приам обрисован исключительно привлекательными чертами.

Это тип настоящего патриарха, окруженного многочисленной семьей. По старости он уступил право военачальника старшему сыну Гектору. Он отличается мягкостью и обходительностью. Даже к презираемой и ненавидимой всеми Елене он относится очень сердечно. В Одиссее живо обрисована личность Телемаха. Поэма изображает постепенный рост этого юноши. В начале поэмы он представлен еще совсем юным и несамостоятельным, в чем он сам признается матери XVIII, 227-232. В конце же поэмы он деятельно помогает отцу в расправе его с женихами.

В этом образе греки могли видеть тип идеального юноши - эфеба. В поэмах встречаются и женские образы. Особенно выразительны образы Андромахи и Пенелопы. Андромаха - верная и любящая супруга Гектора. Она живет в постоянной тревоге за мужа, который, как она видит, не жалеет себя, постоянно участвуя в боях, убит себя своей доблестью. Судьба Андромахи глубоко трагична. При разорении Ахиллом ее родного города Фив Плакийских убиты ее отец и братья, а мать вскоре после этого умирает.

Для Андромахи вся жизнь теперь в ее любимом супруге. В конце поэмы она оплакивает своего мужа при погребении XXIV, 723-745. Этот трогательный образ не раз привлекал внимание поэтов и в позднейшие времена. Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в Одиссее. В течении двадцати лет, пока отсутствует Одиссей, она не изменила к нему своих чувств и упорно верит в его возвращение. Положение ее крайне трудное, так как она окружена недоброжелательными людьми, которые считают ее вдовой и добиваются ее руки, надеясь таким образом получить и царскую власть.

Противоположностью Пенелопе является в Илиаде Елена. Однако преступление ее уже в прошлом опьянение страстью, заставившее ее некогда покинуть дом Менелая, сменилось горьким сожалением, и она, сознавая свою ошибку, кается в этом перед Приамом III, 173-176. Елена исполнена презрения к Парису, но богиня Афродита снова властно бросает ее в объятия этого человека III, 390-420. Таковы главные образы гомеровских поэм. Все они отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи детства человеческого общества.

Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой. 4. Значение поэм Гомера. Поэмы Гомера были настоящей сокровищницей мудрости греческого народа - книгою откровения, по выражению В.Г.Белинского Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина, Полн. собр. соч т.7, с.403 . Они не остались принадлежностью только ионийского племени, среди которого создались, а стали общим достоянием всего греческого народа и прожили с ним всю его историю.

Предание говорит, что Пикург ввел исполнение песен Гомера в Спарте, Солон - в Афинах. Впоследствии во всех греческих государствах они стали основой школьного образования. Ученики разучивали наизусть отдельные части поэм, и было немало людей, которые знали наизусть обе поэмы целиком. Для государства считалось за честь называться родиной Гомера.

Гомер был любимым поэтом даже в самых отдаленных уголках греческого мира. IV. Формы лирической поэзии. 1.