Основы творческого процесса в эволюционном аспекте

Основы творческого процесса в эволюционном аспекте. Объясняя основы творчества, Б.М.Рунин Р8 приходит к выводу, что природой творчества является творчество природы. То есть принимается идея существования общих правил возникновения нового, ранее не существовавшего в процессе биологической эволюции в виде новых форм живых существ и в творческой деятельности человека в виде научных открытий, технологий, конструкций. Творческая деятельность человека моделируется как проявление на качественно новом уровне универсальных тенденций самосохранения и саморазвития живой природы, будь то все более полное и специализированное освоение ранее занятой зоны аллогенез в биологической эволюции или выход в новую зону арогенез. Эти две основные формы филогенеза напоминают две разновидности творческо-познавательной деятельности человека детальную разработку более или менее знакомых явлений наряду с прорывом познающей мысли в качественно новую сферу познавательной деятельности П1 . Залогом творческой деятельности человека является отбор необходимой ценной информации.

Причем под ее ценностью понимают степень вероятности достижения цели удовлетворения потребности на основе полученного сообщения Х1 . Ценную информацию выделяют из маскирующих ее шумов виде объективно существующей, но ранее не познанной закономерности.

Для этого используют механизмы выдвижения гипотез, т.е. таких рекомбинаций ранее накопленного опыта, существование которых в действительности должно быть установлено в ходе дальнейшей проверки.

Отбор гипотез догадок, предположений осуществляется в несколько этапов.

Вначале он производится путем сопоставления с непосредственным опытом субъекта, а затем вступает в действие критерий общественной практики, в ходе которой уточняются истинность нового знания и его ценность. Обобщая вышесказанное отметим, что применительно к творческой деятельности можно сказать, что основным фактором, инициирующим и побуждающим генерирование творческих догадок, гипотез, является сила актуализированной потребности мотивации, а факторами, вероятностно определяющими содержание гипотез качество этой потребности и вооруженность творящего субъекта, запасы его навыков и знаний.

Непосредственно неконтролируемая сознанием интуиция всегда работает на потребность, доминирующую в иерархии потребностей данной личности.

Зависимость интуиции от главенствующей потребности биологической, социальной, познавательной и т.д необходимо учитывать в сфере профессионального отбора и практики воспитания. Без выраженной потребности познания потребности часами думать об одном и том же трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность. Если решение научной проблемы для субъекта является лишь средством для достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет генерировать гипотезы и идеи, связанные с удовлетворением соответствующей потребности.

Вероятность получения принципиально нового научного открытия в этом случае сравнительно не велика. 1.5.