рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза"

Работа сделанна в 2001 году

Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза" - Реферат, раздел Литература, - 2001 год - Московский Экстерный Гуманитарный Университет Академия Педагогики Педагогичес...

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Авторизованный реферат по курсу Литература Русская и зарубежная литература Мольер, Скупой . А.Н.Островский, Гроза Фамилия, имя, отчество студента Номер зачетной книжки Руководитель преподаватель Рецензент МОСКВА - 2001 год Содержание Содержание 2 Жан Батист Поклен Мольер 3 Комедия Скупой 7 Александр Николаевич Островский 12 Драма Гроза 15 Список литературы 34 Жан Батист Поклен Мольер Комедия едва ли не самый трудный жанр литературы. О природе комического эффекта размышляли философы древности и новейшие теоретики искусства, но никто еще не дал исчерпывающего объяснения.

Английский драматург Сомерсет Моэм заявил, что в отношении комедии выдвигать требование реалистичности едва ли разумно. Комедия - искусственный жанр, в ней уместна только видимость реальности. Смеха следует добиваться ради смеха. Мольер, создатель национальной французской комедии, перешагнувший рубежи своего века и границы своей страны, классик мировой литературы, всем своим творчеством опровергает такой взгляд на комедию.

Его комедия, прежде всего, умна, более того, она философична. Она вызывает смех зрителя, но это не смех ради смеха, это смех во имя решения огромной важности нравственных и социальных проблем. Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины ото лжи писал В. Г. Белинский.

Именно таков был смех Мольера. Театр Мольера, в сущности, великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает зрителя веселым шутливым языком, ставя перед ним глубочайшие политические, общественные, философские, нравственные проблемы. Не случайно некоторые свои комедии он так и называет - Школа жен , Школа мужей. Мольер Жан Батист Поклен родился в Париже 15 января 1622 г. Его отец, буржуа, придворный обойщик, нисколько не помышлял о том, чтобы дать сыну какое-либо большое образование, и к четырнадцати годам будущий драматург едва лишь научился читать и писать.

Родители добились того, чтобы их придворная должность перешла к сыну, но мальчик обнаружил незаурядные способности и упорное желание учиться, ремесло отца не влекло его. По настоянию деда Поклен-отец с большой неохотой определил сына в иезуитский коллеж. Здесь в течение пяти лет Мольер с успехом изучает курс наук. Ему посчастливилось иметь в качестве одного из учителей знаменитого философа Гассенди, который познакомил его сучением Эпикура.

Рассказывают, что Мольер перевел на французский язык поэму Лукреция О природе вещей перевод не сохранился, и нет доказательств достоверности этой легенды свидетельством может служить лишь здравая материалистическая философия, которая ощущается во всех произведениях Мольера. Еще с детства Мольер был увлечен театром. Театр был самой его дорогой мечтой. По окончании Клермонского коллежа, выполнив все обязанности по формальному завершению образования и получив диплом юриста в Орлеане, Мольер поспешил образовать из нескольких друзей и единомышленников труппу актеров и открыть в Париже Блистательный театр. О самостоятельном драматургическом творчестве Мольер еще не думал.

Он хотел быть актером, и актером трагического амплуа, тогда же он себе взял и псевдоним - Мольер, Это имя кто-то из актеров уже носил до него. То была ранняя пора в истории французского театра. В Париже лишь недавно появилась постоянная труппа актеров, вдохновленная драматургическим гением Корнеля, а также покровительством кардинала Ришелье. Начинания Мольера и его товарищей, их молодой энтузиазм не увенчались успехом.

Театр пришлось закрыть. Мольер вступил в труппу бродячих комедиантов, разъезжавшую с 1646 г. по городам Франции. Ее можно было увидеть в Нанте, Лиможе, Бордо, Тулузе. В 1650 г. Мольер и его товарищи выступали в Нарбонне. Скитания по стране обогащали Мольера жизненными наблюдениями. Он изучал нравы различных сословий, слышал живую речь народа.

В 1653 г. в Лионе он поставил одну из первых своих пьес - Сумасброд. Талант драматурга открылся в нем неожиданно. Он никогда не мечтал о самостоятельном литературном творчестве и взялся за перо, понуждаемый бедностью репертуара своей труппы. Вначале он лишь переделывал итальянские фарсы, приспосабливая их к французским условиям, потом стал все более отдаляться от итальянских образцов, смелее вводить в них оригинальный элемент и, наконец, совсем отбросил их ради самостоятельного творчества.

Так родился лучший комедиограф Франции. Ему было немногим более тридцати лет. Ранее этого возраста трудно что-либо достичь в драматическом жанре, который требует знания и мира, и сердца человеческого писал Вольтер. В 1658 г. Мольер снова в Париже это уже опытный актер, драматург, человек, познавший мир во всей его реальности. Выступление трупп Мольера в Версале перед королевским двором имело успех. Труппа была оставлена в столице. Театр обосновался вначале в помещении Пти-Бурбон, выступая три раза в неделю в остальные дни сцену занимал Итальянский театр, потом, в 1660 г Мольер получил сцену в зале Пале-Рояля, построенном еще при Ришелье для одной из трагедий, часть которой написал сам кардинал.

Помещение отнюдь не отвечало всем требованиям театра - впрочем, Франция тогда и не имела лучших. Даже век спустя Вольтер жаловался У нас нет ни одного сносного театра - поистине готическое варварство, в котором нас справедливо обвиняют итальянцы. Во Франции хорошие пьесы, а хорошие театральные залы - в Италии. За четырнадцать лет своей творческой жизни в Париже Мольер создал все то, что вошло в его богатое литературное наследие более тридцати пьес. Ханжество, лицемерие, подозрительность, тупость, легкомыслие, чванство, дворянская спесь и жадность буржуа - все это и многое другое стало предметом критики в беспощадной, порой горькой, порой доброй, но всегда глубокой по мысли, человечной по сути и виртуозной по форме комедии Мольера.

Дон Жуан 1665 , Мизантроп 1666 , Скупой 1668 , Тартюф 1669 , Господин де Пурсоньяк 1669 , Плутпи Скапена 1671 , Мнимый больной 1673 и другие его пьесы до сих пор не сходят со сцены их остроумие и блеск не тускнеют от времени.

Дарование его развернулось во всем блеске. Подобно великому Шекспиру, Мольер был не только драматургом, но и не менее гениальным актером. Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час писал о нем один из современников.

Ему покровительствовал король, который был, однако, далек от понимания того, каким сокровищем в лице Мольера обладает Франция. Однажды в разговоре с Буало король спросил, кто прославит его царствование, и был немало удивлен ответом строгого критика, что этого достигнет драматург, назвавшийся именем Мольер. Драматургу пришлось отбиваться от многочисленных врагов, которые были заняты отнюдь не вопросами литературы. За ними скрывались более могущественные противники, задетые сатирическими стрелами комедий Мольера враги измышляли и распространяли самые невероятные слухи о человеке, составляющем гордость народа.

Мольер умер внезапно, на 52-м году жизни. Однажды во время представления своей пьесы Мнимый больной, в которой тяжело больной драматург играл главную роль, он почувствовал себя плохо и через несколько часов после окончания спектакля скончался 17 февраля 1673 г Архиепископ Парижский Гарлей де Шанваллон запретил предавать земле по христианским обрядам тело комедианта и непокаявшегося грешника. Мольера не успели соборовать, как того требует церковный устав.

Около дома скончавшегося драматурга собралась толпа фанатиков, пытаясь помешать погребению. Вдова драматурга выбросила в окно деньги, чтобы избавиться от оскорбительного вмешательства возбужденной церковниками толпы. Мольер был похоронен ночью на кладбище Сен-Жозеф. Буало отозвался на смерть великого драматурга стихами, рассказав в них о той обстановке вражды и травли, в которой жил и творил Мольер Пока дощатый гроб и горсть земли печальной Не скрыли навсегда Мольера прах опальный, Его комедии, что все сегодня чтут, С презреньем отвергал тупой и чванный шут. Надев роскошные придворные одежды, На представленье шли тупицы и невежды, И пьеса новая, где каждый стих блистал, Была обречена их кликой на провал.

Иного зрелища хотелось бы вельможе, Графиня в ужасе бежала вон из ложи, Маркиз, узнав ханже суровый приговор, Готов был автора отправить на костер, И не жалел виконт проклятий самых черных За то, что осмеять поэт посмел придворных.

Революционное значение драматургии Мольера заключается в том, что она произвела переворот в театре. Мольер разбил господствовавшие до него строгие каноны классицизма, согласно которым в пьесе могли действовать лишь благородные по происхождению герои, изъясняющиеся высоким стилем. Он выступил против пресловутых трех единств, с соблюдением которых должна была строиться классическая пьеса единства места, единства ирсмени все действие занимает 24 часа и единства действия ничего лишнего, помимо единственной сюжетной линии. Видный теоретик классицизма Буапо относился к Мольеру с большой симпатией и, тем не менее, критиковал его за нарушение законов классицистической эстетики.

Мольер разработал новый для своего времени жанр комедии-балета, в которой драматическое действие органически сочетается с танцами и музыкой. К этому жанру относится и комедия Мещанин во дворянстве 1670 - одна из самых проницательных пьес Мольера.

Показав буржуа, готового купить за деньги дворянское звание, Мольер на заре капитализма как бы предугадал роковое всесилие денег, которые в буржуазном обществе станут буквально всем. Бальзак впоследствии изобразит это в Гобсеке. Чудовищную власть денег над человеком драматург раскрыл и в пьесе Скупой. В комедии Мещанин во дворянстве он показал, как один из древнейших человеческих пороков - тщеславие видоизменяется в новых исторических условиях, когда деньги, капитал начинают играть в обществе большую роль, чем знатность и родовитость.

На эту сторону комедии указывал великий французский просветитель Вольтер, ценивший дарование Мольера Мещанин во дворянстве обладает одним из самых счастливых сюжетов, в котором используется смешная сторона человеческих натур. Тщеславие, свойственное человеческому роду, делает то, что принцы захватывают титулы королей, а вельможи желают стать принцами. Это та же самая страсть, что и у нашего мещанина, который хочет стать аристократом.

Но только безумие мещанина настолько комично, что может возбудить в театре смех от полнейшего несоответствия повадок и языка этого типа с манерами и речью, которые он хочет усвоить отсюда происходит комический эффект. Комедия Скупой Комедия Скупой была поставлена впервые 9 сентября 1668 г. и шла в театре с неизменным успехом при жизни автора. Последующая сценическая история пьесы еще более блистательна. Лучшие актеры мира исполняли роль Гарпагона, в которой первоначально выступил сам автор.

Пьеса вошла в постоянный репертуар драматических театров мира. Порок скупости давно уже привлекает к себе внимание людей. Грандиозные образы скупых создали Шекспир, Пушкин, Бальзак, Гоголь, Салтыков-Щедрин. Образ скупого стал как бы вечным спутником человечества, от античности до наших дней. И не удивительно, ибо за весь этот период истории оставались в силе причины, порождающие скупость право собственности, эксплуатация человека человеком и, следовательно, стремление к беспредельному обогащению отдельных лиц. Литературной традицией пьеса Мольера связана с античными источниками.

Одним из прообразов мольеровского Гарпагона является, бесспорно, образ скряги из комедии Кубышка древнеримского драматурга Плавта, а до него основные черты скупого набросал в своих очерках Характеры древнегреческий писатель Теофраст. Теофраст классифицировал характеры людей по принципу господствующей страсти. Античная новоаттическая и древнеримская комедия воспользовалась этой классификацией.

Ее воспринял и классицистический театр XVII столетия Франции. Комедия Мольера является типичной комедией характеров. Сценическое оформление основной идеи пьесы несет в себе черты условности, Условен сюжет, сложный, запутанный, с рядом необычных столкновений, ошибок, узнаваний, характерных для так называемой комедии ошибок условны в известной степени герои пьесы-добронравные молодые люди, сметливые и преданные слуги. Перед нами известная абстракция в соответствии с принципами классицистического театра, но она так мастерски с точки зрения сценического эффекта оформлена, с таким умом преподнесена зрителю, что идея скупости, воплощенная в образе Гарпагона, становится идеей конкретной, зримой.

Мольер изображает не характер человека во всей его широте и многообразии черт, а лишь одну главенствующую его черту, подчиняя ей все сценическое действие. Справедливо указал на эту особенность комедии французского драматурга Пушкин У Шекспира-Шейлок скуп, сметлив, мстителен, чадолюбив, остроумен.

У Мольера - Скупой скуп, и только. Однако логика порока раскрыта здесь с такой беспощадной правдой, что известная условность и нарочитость сценического действия лишь подчеркивает основную линию пьесы, сосредоточивая все внимание зрителя на ней. От первых слов, сказанных актерами на сцене, до их последних заключительных реплик - все направлено на раскрытие и осмеяние скупости. Скупой Мольера смешон и жалок, как смешон он и в античных первоисточниках.

Он отвратителен, но не страшен. В этом его отличие от Шейлока Шекспира, от Гобсека, Гранде Бальзака, от Скупого рыцаря Пушкина, от Плюшкина Гоголя, от Иудушки Головлева Салтыкова-Щедрина. Шекспир, Пушкин, Бальзак, Гоголь, Салтыков-Щедрин возвели порок скупости на высоту величайшей человеческой трагедии. Они обнажили ее мрачные, почти гротескные черты. Гарпагон Мольера - прежде всего комедийный персонаж. Мольер показал смешную сторону порока, он заставил зрителя смеяться над пороком.

Главным отрицательным персонажем пьесы является старик Гарпагон, воплощение идеи скупости. Его окружают хорошие, добрые, честные люди. Среди них юноша Валер, умный и рассудительный, спасший однажды дочь Гарпагона и потом влюбившийся в нее, добровольно принявший ради любви к девушке неприглядную роль льстеца. Мольер мимоходом бросает примечательную мысль для того, чтобы покорять людей, нет лучшего пути, как подражать их поведению, следовать их правилам, восхищаться их недостатками и рукоплескать всему, что они делают.

Нечего бояться, что в своих заискиваниях вы перейдете границу. Пусть ваша игра заметна самые тонкие люди, если им льстить, становятся дураками Дочь Гарпагона Элиза-милое, кроткое существо, способное, однако, настойчиво защищать свое право на любовь. Сын старика-скряги Клеант-добропорядочный молодой человек, чуждый взглядам и жизненным принципам отца. Слуга Клеанта-честный, бескорыстный и вместе с тем находчивый, ловкий, недаром ему дано имя Ляфлеш в переводе Стрела. Он крадет у старика шкатулку с золотом, для того чтобы передать ее Клеанту и помочь жениться на Мариане, бедной девушке, столь же благородной и рассудительной, как и Валер, оказавшийся, по счастливому стечению обстоятельств, ее братом. Симпатичен в пьесе образ дядюшки Жака, повара и кучера одновременно, который с трогательным добродушием сносит побои хозяина и с неподкупной честностью блюдет его интересы.

Жак Фаталист Дидро, несомненно, связан с этим мольеровским образом.

Даже лукавая Фрозииа, сваха и устроительница любовных дел, неутомимая искательница подачек, оказывается куда пригляднее скряги Гарпагона. У меня не каменное сердце заявляет она несчастным влюбленным, от души желая им помочь. Все лица группируются вокруг Гарпагона. Он в центре действия. К нему приковано внимание зрителя. Гарпагон скуп, скуп беспредельно, фантастически, скуп аморально. Господин Гарпагон из всех людей - человек наименее человечный и из всех смертных - самый черствый и скаредный Его грязная скупость способна привести в отчаяние. Ты можешь околеть перед ним, а он и не дрогнет.

Короче говоря, деньги он любит больше, чем доброе имя, честь или добродетель, и при одном виде просителя с ним делаются судороги - такую характеристику ему дает слуга Ляфлеш. Гарпагон только скуп. На протяжении пяти актов, даже в ту минуту, когда судебный комиссар составляет протокол о хищении золота и скряга тянется ко второй зажженной свечке, чтобы потушить се ради экономии.

Казалось бы, томительно однообразно должно быть его поведение на сцене но этого не случилось. Автору не потребовалось вводить новые мотивы для насыщения сценического действия. Скупость Гарпагона проявляется в столь разнообразных формах, ее лик столь живописен, столь полон красок, что одной собой она наполняет сцену и поглощает все внимание зрителя. Гарпагон подозрителен. Он никому не верит, таится от всех, прячет свои богатства, и сам же от чрезмерной мнительности выбалтывает свои секреты.

Не ты ли распускаешь слухи, что у меня есть спрятанные деньги спрашивает он у слуги. А у вас есть спрятанные деньги Нет, негодяй, я этого не говорю. Я спрашиваю, не наврал ли ты по злобе кому-нибудь, что у меня есть деньги? В каждом человеке Гарпагон видит действительного или возможного вора и так поглощен своими подозрениями, что выходит за рамки реального. Покажи руки кричит он заподозренному в краже слуге. Вот они Другие вопит скряга. Гарпагон знает, что он скуп, но эту истину прячет от самого себя в самых глубоких тайниках души, ибо даже ему ведомо, что скупость порочна и постыдна.

Кто же они, эти скупые спрашивает он слугу, поносящего скупость и скупых. Гарпагон знает, что речь идет о нем, что скупой - это он сам, но хочет, чтобы назвали кого-нибудь другого, и назови Ляфлеш чье-нибудь имя, он с удовольствием позлословил бы на счет этого другого скупого. Мольер создает изумительную по яркости сцену разговора между Гарпагоном, Элизой и Валером.

Молодые люди любят друг друга и уже тайно обручились. Старик не знает об этом и собирается отдать дочь замуж за богатого старика Ансельма. Дочь противится, и Гарпагон обращается за помощью к Валеру. Девушку берут замуж без приданого - вот главный аргумент скряги-отца. Валер, не противореча старику, окольными путями пытается пробудить в нем чувства человеколюбия. Напрасно! Старик твердит одно Без приданого Этот довод настолько сокрушителей, что остается только согласиться с ним правда речь идет о том, чтобы быть счастливой или несчастной до самой смерти - Без приданого Вы правы, это обстоятельство решает все хотя надо заметить, существуют и такие отцы, для которых счастье дочери дороже денег.

Они не принесли бы дочь в жертву корысти - Без приданого Ваша правда. Тут поневоле сомкнешь уста. Без приданого! Противостоять этому доводу невозможно Без приданого - заменяет красоту, юность, родовитость, честь, благоразумие и честность. Старик не улавливает иронии в словах Валера.

Вот сланный малый! Он говорит, как оракул удивлялся Гарпагон, радуясь тому, что нашелся человек, сходный с ним по взглядам, одобряющий его жизненные принципы, своим красноречием придающий им привлекательность так кажется глуповатому старику. Это тем более радует Гарпагона, что в душе он знает, как в действительности эти принципы не привлекательны, знает, хотя и гонит от себя всякую самокритическую мысль. Гарпагон сам никогда бы не стал столь откровенно высказываться Он умеет скрывать корыстные вожделения под лицемерной маской человеколюбия.

При всей глуповатости своей Гарпагон лицемерен. Он занимается ростовщичеством тайно, ссужает деньги под огромные проценты, выискивая жертвы и, как паук, затаскивая их в свои сети. Одной из таких жертв мог оказаться собственный сын, если бы Гарпагон и Клеант случайно не узнали друг друга при заключении сделки. Он знает, что его займы разорительны, что они несут несчастье людям. Но послушать его! Он делает это во имя человеколюбия. Милосердие, дядюшка Симон, обязывает нас оказывать услуги ближним, поскольку мы в силах это сделать. Христианская мораль нашла себе в лице Гарпагона весьма достойного пропагандиста.

И это знаменательно, если вспомнить зловещую фигуру Тартюфа. Мольер прибег к некоей театральной условности инкогнито-сын берет деньги у инкогнито-отца под разорительные проценты. Ситуация необычная. Однако весь эффект сцены заключается в том, что скряга неожиданно сам оказывается своей собственной жертвой и сам - своим собственным судьей.

За минуту до того он радовался, что нашел опрометчивого наследника богатого, умирающего отца. Он готов воспользоваться неопытностью или стесненными обстоятельствами юноши. Он говорит о милосердии, о помощи ближним. Но оказывается, богатый умирающий отец - это он сам Гарпагон, а опрометчивый наследник, готовый пустить состояние отца на ветер - это его сын Клеант. Как, батюшка! Так это вы занимаетесь такими позорными делами? Сцена сделана сильно.

В ней кульминация всей пьесы. Мольер показал не только порок скупости, но и почву, питающую этот порок, не только страсть к деньгам, но и постыдные способы их приобретения. Мольер бросает здесь смелое слово Кража! Кто же, по вашему мнению, преступнее? Тот ли, кто в нужде занимает деньги, или тот, кто крадет деньги, которые ему и девать-то некуда говорит Клеант своему ростовщику-отцу. Мольер, конечно, не придавал этому слову такого социального звучания, как это сделал впоследствии французский социалист Прудон, заявивший Собственность-это кража. Политическая мысль времен Мольера была еще далека от таких прозрений, однако реплика Клеанта, какой бы умеренный смысл ни придавал ей драматург, звучала и тогда достаточно сильно. Драматург ввел в сюжет пьесы мотив любовного соперничества отца с сыном.

Оба они влюблены в одну девушку. Это выглядит несколько искусственно. Трудно представить себе влюбленного скрягу, да еще на склоне лет. Однако сколько дополнительных красок приобретает скупость Гарпагона в свете этого любовного соперничества! Гарпагон, желающий отдать свою дочь замуж за кого угодно, лишь бы тот не требовал приданого, сам мечтает получить приданое за своей невестой.

Сваха Фрозина, в силу своей профессии - тончайший психолог, тотчас же уловила интересы и ход мыслей старика. За девушкой двенадцать тысяч ливров годового дохода заявляет она и далее раскрывает перед ним содержание этой суммы три тысячи за счет экономии в пище обещает принести ему неприхотливая супруга, четыре - экономия в одежде, пять тысяч она сохранит старику, отказавшись от карточной игры, и т. п. Да, это недурно но только все это как-то несущественно смущенно заявляет старик, который при случае и сам способен был бы прибегнуть к подобной аргументации, если бы нужно было кого-либо склонить на невыгодную сделку.

Дальнейшие рассуждения Фрозины о красоте Гарпагона и об удивительных вкусах Марианы, предпочитающей якобы стариков юношам, а также реплики одураченного скряги - чистейший фарс. Но и в этой сцене Мольер умело провел основную идею пьесы. Здесь на глазах у зрителя происходит состязание между прижимистым скрягой и ловкой, не знающей поражений вымогательницей.

Атаки хитрой Фрозины проведены по всем правилам искусства, но тщетно, скупость старика оказалась сильнее ее ловкости. Устоял, проклятый скаред сокрушенно машет рукой сваха на уходящего Гарпагона. Сюжетной кульминацией пьесы является монолог Гарпагона, обезумевшего после похищения у него шкатулки с золотом. Старик мечется, ищет виновного.

Кого вы подозреваете в краже спрашивает его комиссар. Всех! Я хочу, чтобы арестовали всех как в городе, так и в предместьях. Пьеса кончается веселой развязкой молодые люди вступают в желанный брак, и даже Гарпагон счастлив ему возвращают похищенные деньги. Он уходит со сцены с радостным восклицанием Скорее к моей милой шкатулочке! Мольер оптимистичен, он не верит в победу зла. Как бы ни был безобразен порок, здоровое начало в жизни общества сильнее.

Александр Николаевич Островский

Уже с тех пор - и на всю жизнь - высшим авторитетом в искусстве для не... Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущ... Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователе... Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к предс... С большой художественной силой он изобразил типичные для современной е...

Драма Гроза

Так случилось, что в течение довольно длительного времени считалось са... П. Писать Грозу Островский начал в июне - июле 1859 года и закончил 9 окт... И потому не бойтесь вступать в серьезный и решительный спор с самодура... Миру темного царства Кудряш противостоит своей удалью, озорством, но н...

заключение брачных союзов славяне совершали у воды. Не отсюда ли идут у Островского поэтичные ночи на Волге, полные языческой силы и страсти? Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях Катерины не стихийны.

В них тоже ощущается влияние народной культуры. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! Ведь этот поступок Катерины согласуется с народной сказочной мечтой о правде-истине. В народных сказках девочка обращается к речке с просьбой спасти се, и речка укрывает девочку в своих берегах.

П. И. Якушкин в Путевых письмах передает легенду о том, как разбойник Кудеяр хотел похитить сельскую красавицу Начал он уж дверь ломать. Девушка схватила икону пресвятой владычицы Богородицы, что в переднем углу стояла, выскочила в окно и побежала к Десне-реке Матушка, пречистая Богородица! Матушка, Десна-река! не сама я тому виною пропадаю от злого человека Сказала те слова и бросилась в Десну-реку и Десна-река тот же час на том месте пересохла и в сторону пошла, луку дала, так что девка стояла на одном берегу, а Кудеяр-разбойник очутился на другом! Так Кудеяр никакого зла и не сделал а другие говорят, что Десна как кинулась в сторону, так волною-то самого Кудеяра захватила да и утопила. Славяне верили, что все реки текут в конец света белого, туда, где ясное солнышко из моря поднимается, где воды теплые, берега кисельные, а реки медовые.

Там царство правды и добра, там живет человек в довольстве и справедливости.

Искони наши предки поклонялись рекам, связывали с ними многочисленные обряды. Вдоль по Волге в долбленой лодочке пускали костромичи чучело умершего бога солнца Ярилы, провожая его до следующей весны в обетованную страну теплых вод. И по сей день сохранился древний обычай бросать стружки от гроба в проточную воду или пускать по реке вышедшие из употребления иконы. Так что порыв маленькой Катерины искать защиты у Волги - вполне сказочный и вполне социальный здесь уход от неправды и зла в страну правды и добра, здесь неприятие напраслины с самого детства и решительная готовность оставить этот мир, если все в нем ей опостынет.

Славяне верили, что душа человека способна превращаться в бабочку или птицу. В народных песнях тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье женщина оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю Я вскинусь пташечкой-кукушечкой, Полечу я к матушке во зеленый сад. Народное сознание было обширным миром всевозможных поэтических олицетворений реки, леса, камни, травы, цветы, птицы, животные, деревья были органами живого, одухотворенного единства.

Поэтическое описание из народного Цветника Трава Улик, а сама она красно-вишневая, глава у ней кувшинцами, а рот цветет, аки желтый шелк, а листвие лапками. Катерина Островского обращается к буйным ветрам, травам, цветам по народному, как к существам одухотворенным.

Не почувствовав этой первозданной свежести ее внутреннего мира, не поймешь жизненной силы и мощи ее характера, образной красоты ее языка. Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. Метафора в контексте монологов Катерины теряет оттенок условности, пластически оживает цветущая заодно с природой душа героини действительно увядает в мире Диких и Кабановых. Говоря о том, как попят и выражен русский сильный характер в Грозе , Добролюбов справедливо заметил, что он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему л

– Конец работы –

Используемые теги: Русская, зарубежная, литература, Мольер, Скупой, Островский, Гроза0.098

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Менталитет русского народа через призму русской литературы 19-го века
Поэтому можно сделать вывод, что на сегодняшний день это довольно актуальная тема. Однако этому вопросу посвящено мало научной литературы, лишь… Объектом нашего исследования является менталитет русского народа, его… Задача данного исследования проследить, каким образом в русской литературе и истории отображены особенности русского…

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Философия любви в произведениях русской литературы XIX-XX века
Ведь любовь это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось еще с античных времен. Любовь одинаково волновала воображение человечества всегда, будь это любовь… Ведь Эрот самый человеколюбивый бог, он помогает людям и врачует недуги, как физические, так и нравственные, …

П.А.Орлов История русской литературы XVIII века
Содержание... Предисловие...

Мыслители Русского зарубежья о русской революции
И в особенности это относится к представителям гуманитарных наук - философам, историкам, политикам. Каждый из них по своему относится как к самой… Подразумевая систему во всех революциях будь то Россия или Франция, они в… Политическое несоответствие ,по его мнению, находится в парадоксе развития экономики государства, постоянно…

Проблема происхождения русского народа в отечественной литературе советского и пост-советского периодов
Они создали свое могущественное государство - Киевскую Русь, игравшее на Востоке Европы ту же роль, что на Западе государство Карла Великого.… Споры вокруг проблематики славянского этногенеза и возникновения этнонима рос… Байер, несмотря на всю свою западноевропейскую ученость, не был знаком с русским языком и из-за этого был неспособен…

Литература русского зарубежья первой половины XX века (По произведениям В. В. Набокова)
Он - видный русский и американский прозаик, поэт, переводчик и ученый-литературовед и энтомолог, более известный произведениями других жанров один… И лишь спустя много лет нам повезло случайно наткнуться на этот удивительный… Нам уже мало просто увидеть, нам хочется понять. Но тут-то мы и натыкаемся на прозрачную стену, которой окружил себя …

Тема поэта и поэзии в русской литературе начала XX века
Введение. Две эпохи Исследование и сравнение поэзии двух разных эпох немыслимо без связи… Основные события здесь: две революции, перевернувшие всю Россию, которые можно сравнить даже не с бурей, а с падением…

Тема сна в русской литературе 19 века
Как всякая тайна, он необыкновенно при¬влекателен, недаром вокруг этой загадки столько всего: и народные верования, и сказки, и предсказания,… К постижению феномена сна стреми¬лась наука, недаром сейчас создан Институт… Другой психиатр, Юнг, рассматривает сны как предшественников будущих тенденций развития личности.Наука открыла связь…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Общая характеристика Русской правды, её значение в истории русского права До наших дней дошло более ста списков Русской правды. Все они распадаются на три основных редакции Краткая, Пространная и Сокращенная.Древнейшей… Сравнение сохранившихся редакций убеждает в том, что Права отнюдь не… По ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы…
  • Островский "Гроза" Кроме того, ей была невыносима жизнь в доме Кабановых, так как она привыкла к честной, вольной жизни. В родительском доме ее окружали любовь,… Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие. Каждый день приходилось жить… Из-за такого отношения людей друг к другу Катерина стала совершенно одинокой, несчастной, отгороженной от всего мира…
  • русская литература Автор Слова настойчиво подчеркивает основную идею необходимость единства князей в борьбе со степняками, необходимость прекращения усобиц - войн… Поэтому так прославляются в Слове победы Святослава Киевского.Именно он… Автор не рассказывает подробно о событиях 1185 года, он рассуждает о них, оценивает, рассматривает их на фоне широкой…
  • История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы скачать - Юрий Владимирович Лебедев История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы fb... История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы... Введение...
  • Особенности конфликта в пьесе Островского "Гроза" Драма - это произведение, вкотором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизньоказываются под угрозой гибели со стороны не… Например Кулигин - это человекXVIII века, он хочет изобрести солнечные часы,… Он сам доходит умом до того, что давно ужеизобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина -…