рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Александр Николаевич Островский

Работа сделанна в 2001 году

Александр Николаевич Островский - Реферат, раздел Литература, - 2001 год - Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза" Александр Николаевич Островский. А.н.островский Родился 31.3 12.4 .1823 В Мос...

Александр Николаевич Островский. А.Н.Островский родился 31.3 12.4 .1823 в Москве, в семье чиновника-юриста, мать родом из низшего духовенства. Детство и раннюю юность провел в Замоскворечье - особом уголке Москвы с его устоявшимся купеческо-мещанским бытом. Образование получил в 1-й Московской гимназии. По настоянию отца он поступил на юридический факультет Московского университета в 1835 году. Среди профессоров были блестящие, прогрессивные ученые, друзья Герцена и Белинского.

Юноша жадно слушал их вдохновенные слова о борьбе с неправдой и злом, о сочуствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития. Но, чем ближе знакомился он с законодательством ис удопроизводством, тем менее нравилась ему карьера юриста, и, не имея склонности к юридической карьере, Островский оставил университет при переходе на 3-й курс. Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, многи читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку.

В тоже время он сам пробовал писать стизи и рассказы. Уже с тех пор - и на всю жизнь - высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский. В 1843 году Островский поступил писцом в Московский совестный суд, откуда в 1845 году перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда. Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущему драматургу, доставив богатый материал для его первых подразделений. Островский с ранних лет увлекался художественной литературой, интересовался театром.

Еще гимназистом он начал посещать московский Малый театр, где восхищался игрой М.С.Щепкина и П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем гоголевского направления в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее обличительный характер. Появления лучших пьес Островского было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции.

Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы Записки замоскворецкого жителя , 1847 . В том же году в Московском городском листке было опубликовано его первое драматическое произведение - Картина семейного счастья в позднейших публикациях - Семейная картина. Литературная известность Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия Свои люди - сочтемся. Еще до публикации она стала популярной.

Комедия была запрещена к представлению на сцене впервые поставлена в 1861 году, а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. Ему предложили покинуть службу.

Еще ранее цензура запретила Картину семейного счастья и сделанный Островским перевод комедии В.Шекспира Усмирение своенравной 1850 . В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с молодой редакцией реакционно-славянофильского журнала Москвитянин, члены которой стремились представить драматурга певцом самобытного русского купечества и его домостроевских устоев. В произведениях, созданных в это время Не в свои сани не садись , 1853, Бедность не порок , 1854, Не так живи, как хочется , 1855 отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримого осуждения действительности.

Однако он быстро освободился от влияния реакционных славянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга на путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая критика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным поклонникам. Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой общественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением революционной ситуации в России.

Островский сближается с революционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы печатает в Современнике, а после его закрытия переходит в Отечественные записки, издававшиеся Н.А.Некрасовым и М.Е.Салтыковым-Щедриным. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н.Г.Чернышевского, а позднее Н.А.Добролюбова, творчество Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к изображению чиновничества и дворянства Доходное место , 1857, Воспитанница , 1859 . В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностным высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии Доходное место подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии. Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее сильное и благородное направление. Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов в творчестве Островского свидетельствовало об известном сближении его мировоззрения с идеалами революционной демократии.

Островский - писатель-демократ, просветитель, союзник Н.Г.Чернышевского, Н.А.Некрасова и М.Е.Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой картине ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства - писал Добролюбов в статье Луч света в темном царстве. Не случайно Островский постоянно встречал препятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа.

В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции и т.д. Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях Темное царство 1859 и Луч света в темном царстве 1860 , которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое поколение 60-х годов.

В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем.

Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и положений.

Деятельность Островского способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель. Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской театральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своим заветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русская и зарубежная литература. Мольер, "Скупой". А.Н.Островский, "Гроза"

Английский драматург Сомерсет Моэм заявил, что в отношении комедии выдвигать требование реалистичности едва ли разумно. Комедия - искусственный… Его комедия, прежде всего, умна, более того, она философична. Она вызывает… Именно таков был смех Мольера. Театр Мольера, в сущности, великая школа, где драматург, смеясь и балагуря, поучает…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Александр Николаевич Островский

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Драма Гроза
Драма Гроза. Из творческой истории Грозы Созданию Грозы предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Это путешествие оживило и воскресило

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги