рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского

Работа сделанна в 2001 году

Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского - Реферат, раздел Литература, - 2001 год - Лицей 88 Класс 10Б Рефератдисциплина Литература Преподаватель Годова О. В. Т...

лицей 88 класс 10Б РЕФЕРАТДИСЦИПЛИНА Литература ПРЕПОДАВАТЕЛЬ Годова О. В. ТЕМА Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского.ИСПОЛНИТЕЛЬ Жаркова П. А. Екатеринбург 2001г. С О Д Е Р Ж А Н И Е Глава 1. Введение Мир Островского в моей жизни. 3 Глава 2. Творческий путь А. Н. Островского. 3 Глава 3. Общественная роль женщины в XIX веке. 1. Конфликт между темным царством и душевным миром Катерины. 2. Девушка-бесприданница- товар, чью красоту разыгрывают в орлянку. 7 Глава 4. Семья в творчестве А. Н. Островского и место женщины в ней. 1. Изображение Островским двух миров героини 2. Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини. 10 Глава 5. Характеристики героинь Островского. 1. Катерина- истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества. 2. Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета. 11 Глава 6. Многогранность изображения Островским личности женщины XIX века. 12 Глава 7. Заключение Вечная актуальность пьес Островского. 13 Глава 8. Список используемой литератеры. 14 Глава 1. Мир Островского в моей жизни.

Во все времена женщине уделялась различная роль в обществе и в семье.

Женщина была и мебелью в доме, и прислугой в своей собственной семье, и властной хозяйкой своего времени и своей судьбы.

И лично мне, как девушке, близка и интересна эта тема. Наши писатели XIX века часто раскрывали неравноправное положение русской женщины. Доля ты - русская долюшка женская Вряд ли труднее сыскать восклицает Некрасов. Писал на эту тему и Чернышевский, и Толстой, и Чехов и многие другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А.Н. Островский в своих пьесах.

Впервые прочитав его произведения, я часто вспоминаю героинь Островского. Прежде всего, он выражал в них свои мечты, свои надежды и сравнивал их с предрассудками, страстями и заблуждениями общества всей страны. Я много узнала о личности женщины, о е предназначении, месте, роли в семье и обществе. Пьесы Островского- глубокий океан, в который можно погрузиться в поисках ответа на вопросы души и сердца. Из этих творений поистине можно извлечь уроки, которые стоит, и даже необходимо, применять и в нашей сегодняшней повседневной жизни.

Даже спустя столько лет все еще актуальны проблемы, которые ставил перед читателями А.Н. Островский ещ в XIX веке. Мне кажется, что даже люди, совсем далекие от литературы, знают произведения Александра Николаевича Островского. Так часто по телевидению показывают спектакли и фильмы по пьесам великого русского драматурга. Глава 2. Творческий путь А.Н. Островского. Островский с ранних лет увлекался художественной литературой, интересовался театром.

Еще гимназистом он начал посещать московский Малый театр, где восхищался игрой М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статьи В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Юношей Островский жадно слушал вдохновенные слова профессоров, среди которых были блестящие, прогрессивные ученые, друзья великих писателей, о борьбе с неправдой и злом, о сочувствии всему человеческому, о свободе как о цели общественного развития.

Но, чем ближе знакомился он с законодательством, тем менее нравилась ему карьера юриста, и, не имея склонности к юридической карьере, Островский оставил Московский университет, в который он поступил по настоянию отца в 1835 году, при переходе на 3-й курс. Неодолимо влекло к себе Островского искусство. Вместе с товарищами старался он не пропускать ни одного интересного спектакля, много читал и спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В тоже время он сам пробовал писать стихи и рассказы. Уже с тех пор и на всю жизнь высшим авторитетом в искусстве для него стал Белинский.

Служба не увлекала Островского, но она оказала неоценимую пользу будущему драматургу, доставив богатый материал для его первых подразделений. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем гоголевского направления в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В. Г. Белинского Островский выразил и в литературных критических статьях этого периода, в которых он утверждал, что особенностью русской литературы является ее обличительный характер.

Появления лучших пьес Островского было общественным событием, привлекавшим к себе внимание передовых кругов и вызывавших негодование в лагере реакции. Первые литературные опыты Островского в прозе отмечены влиянием натуральной школы Записки замоскворецкого жителя, 1847. Картина семейного счастья в позднейших публикациях Семейная картина. Литературная известность Островского принесла опубликованная в 1850 году комедия Свои люди сочтемся.

Еще до публикации она стала популярной. Комедия была запрещена к представлению на сцене впервые поставлена в 1861 году, а автор, по личному распоряжению Николая I, отдан под надзор полиции. Ему предложили покинуть службу. Еще ранее цензура запретила Картину семейного счастья и сделанный Островским перевод комедии В. Шекспира Усмирение своенравной 1850. В начале 50-х годов, в годы усиливавшейся правительственной реакции, произошло кратковременное сближение Островского с молодой редакцией реакционно-славянофильского журнала Москвитянин, члены которой стремились представить драматурга певцом самобытного русского купечества и его домостроевских устоев.

В произведениях, созданных в это время Не в свои сани не садись, 1853, Бедность не порок, 1854, Не так живи, как хочется, 1855 отразился временный отказ Островского от последовательного и непримиримого осуждения действительности.

Однако он быстро освободился от влияния реакционных славянофильских идей. В решительном и окончательном возвращении драматурга на путь критического реализма большую роль сыграла революционно-демократическая критика, выступившая с гневной отповедью либерально-консервативным поклонникам. Новый этап в творчестве Островского связан с эпохой общественного подъема конца 50-х-начала 60-х годов, с возникновением революционной ситуации в России.

Островский сближается с революционно-демократическим лагерем. С 1857 года он почти все свои пьесы печатает в Современнике, а после его закрытия переходит в Отечественные записки, издававшиеся Н. А. Некрасовым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. На развитие творчества Островского оказали сильнейшее влияние статьи Н. Г. Чернышевского, а позднее Н. А. Добролюбова, творчество Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Наряду с купеческой тематикой Островский обращается к изображению чиновничества и дворянства Доходное место, 1857, Воспитанница, 1859. В отличие от либеральных писателей, увлекавшихся поверхностным высмеиванием отдельных злоупотреблений, Островский в комедии Доходное место подверг глубокой критике всю систему дореформенной царской бюрократии.

Чернышевский дал пьесе высокую оценку, подчеркнув ее сильное и благородное направление. Усиление антикрепостнических и антибуржуазных мотивов в творчестве Островского свидетельствовало об известном сближении его мировоззрения с идеалами революционной демократии.

Островский писатель-демократ, просветитель, союзник Н. Г. Чернышевского, Н. А. Некрасова и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Рисуя нам в яркой картине, ложные отношения со всякими их последствиями, он через то самое служит отголоском стремлений, требующих лучшего устройства - писал Добролюбов в статье Луч света в темном царстве. Не случайно Островский постоянно встречал препятствия при опубликовании и постановке своих пьес. Островский всегда смотрел на свою писательскую и общественную деятельность, как на выполнение патриотического долга, служение интересам народа.

В его пьесах нашли отражение самые животрепещущие вопросы современной ему действительности углубление непримиримых социальных противоречий, тяжелое положение тружеников, всецело зависящих от власти денег, бесправия женщины, господство насилия и произвола в семейных и общественных отношениях, рост самосознания трудовой разночинной интеллигенции и т.д. Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в статьях Темное царство 1859 и Луч света в темном царстве 1860, которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое поколение 60-х годов.

В произведениях Островского критик видел, прежде всего, замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая глубоким пониманием русской жизни и великим умением изображать резко и живо самые существенные ее стороны Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писателем.

Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и высоким художественным мастерством, которые было всецело подчинено задаче реалистического воспроизведения действительности. Островский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических коллизий и положений. Деятельность Островского способствовала победе жизненной правды на русской сцене. С большой художественной силой он изобразил типичные для современной ему действительности конфликты и образы, и это поставило его пьесы в один ряд с лучшими произведениями классической литературы XIX-го века. Островский выступил активным борцом за развитие национального театра не только как драматург, но и как замечательный теоретик, как энергичный общественный деятель. Великий русский драматург, создавший подлинно национальный театральный репертуар, всю жизнь нуждался, терпел оскорбления от чиновников императорской театральной дирекции, встречал в правящих сферах упорное сопротивление своим заветным идеям о демократических преобразованиях театрального дела в России.

В поэтике Островского с замечательным мастерством слились две стихии жестокая реалистическая стихия темного царства и романтическая, просветленная взволнованность. В своих пьесах Островский изображает хрупких, нежных героинь, но в то же время сильных личностей, способных на протест простив всего устоя общества.

Глава 3.

Общественная роль женщины в XIX веке

Н. Хоть Гроза и Бесприданница созданы одним автором, в них проявляются со... В быте можно отметить несколько моментов это социальное, семейное и эк... В окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так не стану, хо... Разговор, которым начинается пьеса, это разговор двух слуг.

Изображение Островским двух миров героини

Так же хотелось бы отметить бесправие жены в доме. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит Я жила, н... Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не п... С одной стороны- властная деспотичная свекровь, с другой- молодая неве... В могиле лучше.

Европеизированные отношения в семье ломают жизнь героини

. Меняются и нравственные нормы человека. Отношение Хариты Игнатьевны совершенно другое Ведь выдала же она двух. Огудалова разочла не глупо состояние небольшое, давать приданое не из ... Вообще, дом Огудаловых на фоне общего консерватизма выделяется более с...

Характеристики героинь Островского

Но свободно отдавшись впервые посетившему ее свободному чувству, она н... Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета. Так же как и в Гро... Но ведь это не повод кончать жизнь таким образом. Но не все читатели и критики придерживаются такого мнения Существует и... Таким поступком Катерина обратила внимание людей на ту ужасную обстано...

Заключение Вечная актуальность пьес Островского

Он предоставлял этот выбор именно читателю, показывая столь многогранн... Я же хочу сказать, что обе эти героини- уникальные личности, сразу выд... У них обеих есть чему поучиться. И два эти образа объединяет то, что они говорят нам о невозможности пр... Я думаю, что сам Островский не осознавал, какими характеристиками он н...

Список используемой литературы 1. А.Н. Островский. Пьесы.1986г. 2. Н.А. Добролюбов. Собрание сочинений.1990г. 3. Д.И. Писарев. Собрание сочинений.1990г. 4. Н.А. Добролюбов. Луч света в темном царстве.1965г. 5. Детская Энциклопедия. Том 11. Художественная литература. Расцвет критического реализма. А.Н. Островский.1968г.

– Конец работы –

Используемые теги: образ, женщины, XIX, века, пьесах, Островского0.092

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ женщины XIX века в пьесах А. Н. Островского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

Образ скучающего героя в русской литературе XIX века
Мне захотелось больше узнать об этом литературном типе, о предпосылках его появления, о том, каких героев литературы можно назвать «скучающими».… Основная часть «Скучающий герой» как литературный тип. Предпосылки его… Нередко литературному типу дается своё название, например «тургеневская девушка», «маленький человек», «униженные и…

Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Романы не могли не повлиять на ее представление о том, каким должен быть любимый и любящий человек.Софья очень чувствительна, и даже бедность… Чацкий недоумевает: « Какою ворожбой сумел к ней в сердце влезть?» И правда,… И вот, в утешение себе, она и придумала своего Молчалина.Несмотря на природную живость, остроумие, своенравие, в ней…

Образ Катерины в пьесе Островского Гроза
Актуальность.В школьной программе изучается творчество А.Н. Островского, но, к сожалению, недостаточно полно. Цель. Рассмотреть образ Катерины более подробно.Объектом исследования является… И в пьесе это не только явление природы, а яркий образ внутренней борьбы, начавшейся в темной купеческой жизни.В…

Образ Петербурга в классической литературе XIX века
Грозная стихия, закованная в гранит, вдохновила многих писателей. Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в… Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает… Когда Пушкин писал «Медного всадника» он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы,…

Быт женщины-дворянки во второй половине XIX века и начале XX века
В широком смысле быт – уклад повседневной жизни. Быт оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и, прежде всего, на труд, настроение… При этом в условиях антагонистического общества у различных классов и… В ходе исторического развития общества изменяется характер как самих элементов быта, так и его структуры.В основе этих…

Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова
Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…

Женские образы в литературе XIX века
Это и «Светлана» В.А. Жуковского, «Недоросль» Д.И. Фонвизина, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Героини этих… Раньше мне казалось, что их жизнь полна чего – то необычного, таинственного,… Другие говорили о женственности, душевной чистоте, искренности, силе характера. Самыми известными, на мой взгляд,…

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

…И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их.
На сайте allrefs.net читайте: …И сотворила Любовь человека по образу Своему, по образу Любви сотворила его; мужчину и женщину сотворила их....

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего окружала красота и гармония, она «жила, точно птичка на воле» среди, материнской любви и… Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным.… Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала.Но…
  • Типология образа слуги в русской литературе XIX века на метериале произведений А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, И.А. Гончарова Тем самым мы от общего понятия человека как предмета изображения переходим к более конкретному и историческому понятию характера. Характер это определенный тип общественного поведения человека. Это личность, характеризующаяся присущими именно ей мыслями, переживаниями и поступками. Это человек в его конкретном,…
  • История России конец XVIII века - начало XIX века Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…
  • Женский образ в литературе XIX века Однако, если обратить внимание на работы многих русских классиков, начиная с Пушкина и Лермонтова, невозможно не заметить их интерес к изображению… Быть может, в Болдине, поэт наблюдал обряд народной свадьбы, картина которой в… Женщины эти разные. С “Бедных людей” начинается в творчестве Достоевского тема судьбы женщины. Чаще всего…
  • Развитие химии в XIX веке Согласно этим учениям, все вещества в природе состоят из более простых частей, называемых элементами. Такими элементами по Левкиппу и Демокриту были… Это учение было развито Парацельсом. Подобно алхимикам, Парацельс исходил из… Он писал Чтобы испытать это, возьми сначала дерево это будет тело. Сожги его, тогда то, что будет гореть это сера, то,…