рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Душевное состояние человека во время боя

Душевное состояние человека во время боя - раздел Литература, Платонов о войне Душевное Состояние Человека Во Время Боя. Это И Подсознательное Чувство Опасн...

Душевное состояние человека во время боя. Это и подсознательное чувство опасности, и воспоминание о матери, в то время когда смерть ходит рядом. Он пал вниз лицом, послушный мгновенному побуждению, тому острому чувству опасности, от которого глаз смежается прежде, чем в него попала игла. Он и сам не понял вначале, отчего он вдруг приник к земле, но, когда смерть стала напевать над ним долгою очередью пуль, он вспомнил мать, родившую его. Это она, полюбив своего сына, вместе с жизнью подарила ему тайное свойство хранить себя от смерти, действующее быстрее помышления, потому что она любила его и готовила его в своем чреве для вечной жизни, так велика была ее любовь.

Так устроен человек, что без мыслей о будущем ему трудно жить в настоящем.

Наутро снова будет бой. Одинцов ожидал его с желанием вс равно нет жизни сейчас на свете и надо защитить добрую правду русского народа нерушимой силой солдата.

Правда у нас размышлял краснофлотец над спящими товарищами. Нам трудно, у нас болит душаПравда есть, и она записана у нас в книгах, она останется, хотя бы мы все умерли. А этот бледный огонь врага на небе и вся фашистская сила это наш страшный сон. В нм многие помрут, не очнувшись, но человечество проснтся, и будет опять хлеб у всех, люди будут читать книги, будет музыка и тихие солнечные дни с облаками на небе, будут города и деревни, люди будут опять простыми, и душа их станет полной И Одинцову представилась вдруг пустая душа в живом, движущемся мертвяке, и этот мертвяк сначала убивает всех живущих, а потом теряет самого себя, потому что ему нет смысла для существования и он не понимает, что это такое, он пребывает в постоянном ожесточенном беспокойстве.

Война и смерть идут рядом. Никто не хочет умирать, но уж если этого не миновать, нужно встретить смерть достойно. Фильченко представлял себе родину как поле, где растут люди, похожие на разноцветные цветы, и нет среди них ни одного, в точности похожего на другой поэтому он не мог ни понять смерти, ни примириться с ней. Смерть всегда уничтожает то, что лишь однажды существует, чего не было никогда и не повторится во веки веков.

И скорбь о погибшем человеке не может быть утешена. Ради того он и стоял здесь ради того, чтобы остановить смерть, чтобы люди не узнали неутешимого горя. Но он не знал еще, он не испытал, как нужно встретить и пережить смерть самому, как нужно умереть, чтобы сама смерть обессилела, встретив его И вот для оставшихся в строю краснофлотцев Паршина, Одинцова и их командира Фильченко настал тот момент боя, когда человек во имя великой цели переходит в своей душе границу восприятия мира. В рассказе Одухотворенные люди события происходят под Севастополем, в горький начальный период войны, когда враг силен, у него много техники.

Современники А. Платонова, грудью защитившие нашу страну от врага, поняли и подтвердили мысль автора о том, что человек, если он настоящий одухотворенный человек, в невыносимо трудных ситуациях боя отключает свой инстинкт самосохранения и силой своего духа побеждает врага. А. Дейнека Оборона Севастополя Танк уже сполз с насыпи, и Фильченко близко от себя увидел живое, жаркое тело сокрушающего мучителя, и так мало нужно было сделать, чтобы его не было, чтобы смести с лица земли в смерть это унылое железо, давящее душу и кости людей.

Здесь одним движением можно было решить, чему быть на земле - смыслу и счастью жизни или вечному отчаянию.

Разлуке и погибели. И тогда в своей свободной силе и в яростном восторге дрогнуло сердце Николая Фильченко. Перед ним, возле него было его счастье и его высшая жизнь, и он ее сейчас жадно и страстно переживает, припав к земле в слезах радости, потому что сама гнетущая смерть сейчас остановится на его теле и падет в бессилии на землю по воле одного его сердца. И с него, быть может, начнется освобождение мирного человечества, чувство к которому в нем рождено любовью матери Перед ним была его жизненная простая судьба, и Николаю Фильченко было хорошо, что она столь легко ложится на его душу, согласную умереть и требующую смерти, как жизни Одухотворенные люди. Книга А. Платонова Одухотворенные люди, оказавшаяся в солдатском эшелоне, пошла по рукам - к минометчикам, артиллеристам, хозвзводу, саперам, санитарам.

Замасленная, зачитанная до дыр, с подпаленными страницами, она не скоро вернулась к своему хозяину.

Сержант, принесший книгу ее законному владельцу, поражался Откуда он все это так доподлинно знает Проза А. Платонова затрагивала самые сокровенные чувства и мысли человека на войне, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступать именно так, а не иначе. Народный характер Отечественной войны определяется в прозе А. Платонова главным образом естественным восстанием всей русской истории, союза многих поколений против фашизма - в великой битве с врагом защищались от уничтожения исконное русское правдоискательство, традиционный национальный дух, который имеет интегральное значение, потому что он объединяет каждого человека с его народом напрямую, объединяет с живыми и умершими поколениями его Родины Размышления офицера.

В военных рассказах дума о сражающемся народе как о кровном сообществе живых с павшими и отошедшими в прошлое поколениями с особенной силой владеет душой и сердцем писателя. А. Платонов выражает эту думу не только публицистически, что само по себе нетрудно, но стремится воплотить ее в образах, сделать реальной, осязаемо силой в борьбе с фашизмом.

В этом неповторимое своеобразие прозы А. Платонова военных лет, объясняющее ее странность, ее высокие достоинства и вместе с тем необходимые издержки в попытках пробиться сквозь очевидное, временное и подверженное смерти, к духовному и вечному, к непобедимой субстанции народного существования художник порой интегрировал конкретных людей до вечного русского человека, до чистого духа, до того главного, что уже не является индивидуальным, а составляет нацию в ее стремлении к правде, красоте и истине.

Задача, которую поставил перед собой А. Платонов показать характер советского человека в Отечественной войне как итог многовековой работы народа и в то же время укоренить его в истории - не из легких. Ее выполнение требовало мирного, спокойного времени и неторопливого эпоса. Но А. Платонов не оставил решения на потом, он ясно понимал победа в войне обеспечивается не только прочным металлом и истребительной мощью оружия, но и духовным состоянием солдата, его ощущением кровной связи поколений, доверивших ему свое будущее.

Фраза человек отдает себя народу для А. Платонова не метафора, а точная, конкретная мысль, которая несет в себе еще и ту истину, что отданное народу хранится тем свято и бережно. Умирающий от ран подполковник Размышления офицера спрашивает своего ординарца А еще что вышло из меня Кровь - пустяк, еще что вышло из меня, изнутри - Боле ничего, товарищ подполковник, что может быть такого, что из человека выходит - Нет, врешь из меня важное вышло, главное вышло чем я жил, чем держался, а теперь я весь пустой, дешевый стал Дедушка Тишка Рассказ о мертвом старике, маленький и сердитый, в одиночку окоротил всего немца у деревни Отцовы Вершки, потому что тут, на деревне, прошла вся его жизнь, тут, на погосте, лежали в земле его родители, и тут же он сам схоронил когда-то своих умерших детей, и младенцев и взрослых.

Почувствовав, что жизнь покидает его, Тишка опустился на колени, повернулся лицом к деревенским избам, поклонился им до земли на прощание Ну, теперь ты без меня один живи, добрый и умный Я тебе больше не помощник - вслух сказал дедушка Тишка, обращаясь к тому человеку, которого он любил и которого никогда не видел. А. Платонову важно показать историю на примере отдельного человека, отобразить отдельную судьбу, выпадающую из жизненного обращения и вновь возрождающуюся к действительности в другом, новом человеческом существе, ради которого, продолжая дело своих предков, и хотел принять смерть от врага то же старик Тишка, поклонившийся напоследок всему прошедшему, что взрастило и воспитало его, и благословивший на жизнь далекого человека, доброго и умного, которого он любил в своем сердце постоянно, но которого никогда не видел.

А. Платонов стремился раскрыть в образах сам процесс духовного обмена между поколениями и движение истории и то и другое входило в его понимание народа как постоянно саморазвивающейся и самосохраняющейся целостности, схваченной кровным родством и общностью идеалов через матерей, отцов, дедов, детей, внуков, правнуков И то обстоятельство, что девятилетний карапуз из рассказа Дед солдат легкой железной тяпкой разрушает мощную плотину водоема, чтобы преградить путь вражеским танкам, а его дед в это время, зайдя с тылу, пополам перешибает немца, является для А. Платонова высшей гарантией ненапрасности и осмысленности исторического существования народа.

В Обороне Семидворья шестеро погибших солдат, не преданных земле по приказу лейтенанта Агеева, стоят в полный рост в узкой траншее вместе с живыми воинами и продолжают бой с противником.

Прошлое и будущее, живое и мертвое активно участвуют в жизненном процессе, образуя, через самовосстановление обрываемых войной связей, поле истории.

А. Платонов необычайно чутко чувствует ситуацию необходимого обрыва в созидании действительности, момент равностояния между жизнью и смертью, ничейную территорию будущего, на которой должен решиться вопрос, чему существовать на земле - смыслу и счастью или хаосу и отчаянию.

В рассказе Штурм лабиринта артиллерийский полк готовится к взятию небольшого немецкого городка. Городок старый, со сложными подземными коммуникациями, в которых укрылись гитлеровские подразделения с танками, пушками, минометами совершенно нельзя понять, где проходит линия обороны противника, какими средствами враг располагает, как он может маневрировать в ходе операции, сколько у него выходов из подземного, мощно укрепленного лабиринта.

Бакланов, командир артиллерийского полка, наводит справки об истории немецкого города, о плане его глубинных сообщений и т.п идет целое историко-архитектурное научное изыскание. Время от времени Бакланов отрывается от документов, схем, карт и, для умственной разрядки, обращается к своему ординарцу Елисею Копцову, самодеятельному поэту, который на всякий расчет из цифири, не теряясь, находит с виду шутейный, но очень глубокий и серьезный ответ.

Числовые образы Копцова распространились среди бойцов под именем Слово Елисея Что есть два Два есть семья боец Елисей, да жена его Дарья, Дарья Матвеевна любезная моя один есть я, боец Копцов, и солнце одно, и в полку один - полковой командир сто есть жизнь, век человека Сто годов деды наши живали и нам завещали. В побасенках ординарца много народной мудрости, они тоже участвуют в выработке плана операции по захвату городка, постоянно корректируя расчеты живыми образами Родины.

Артиллерийский полковник Кузьмин, сбитый с толку блуждающим огнем противника и его маневренностью под землей, войдя в блиндаж, спросил - Елисей, что есть сорок и что есть ничто - Сорок, товарищ гвардии полковник, есть сумма от сложения ручьев, протоков и речек, что перешел с боем, а также и спокойно наш полк в прусской земле сообщил Елисей Точно вспомнил полковник Бакланов А ничто есть пространство меж нами и противником.

Вот что ничто В этом ничто вся сумма то и содержится, где вычитают нашего брата солдата улыбнулся полковник Кузьмин. Конечно, пройденный полком путь больше, чем ничто, но именно на нулевой полосе должна сомкнуться разорванная цепь жизненного развития, схлестнуться жизнь со смертью. Подобно тому как прошлое и будущее сопутствуют народу в его исторической судьбе, так и смерть с жизнью сопровождают отдельного человека на его пути. Человек даже в мирное время много раз находится близко к смерти, солдат постоянно служит при ней, но и тот и другой, порой не сознавая этого, отводят смерть от себя на будущее.

И поэтому смерти, показывал Платонов, если ею окуплено праведное дело - в высшем понимании и последнем выводе не существует она есть необходимое творчество жизни, самая жизнь в ее естественно понятом стремлении, такая же неизбежная, как возрожденческое падение достигнувшего абсолютной зрелости плода или отмирание зерна в почве, почувствовавшего способность дальнейшей жизни.

Смерть победима писал А. Платонов потому что живое существо, защищаясь, само становится смертью для той враждебной силы, которая несет ему гибель. И это высшее мгновение жизни, когда оно соединяется со смертью, чтобы преодолеть ее, обычно не запоминается, хотя этот миг является чистой, одухотворенной радостью принять на себя удар смерти, направленный в народ этого достаточно, чтобы быть счастливым и в огне. Народ в целом, считал Платонов, также не однажды подстерегает участь рабства или опасность стать исключительным достоянием книжной истории - строительство социальной истины народом не может питаться ни бесхребетным, парализующим общество добром, ни жестокой волей, вытравляющей из общества душу народ должен созидать себя по исторической необходимости, складывающейся из его жизни в человечестве.

Кирей Сампо, возвратившись в деревню Добрая Пожва, не застал в ней ни одного жителя, его встретили одно водяное колесо и мертвое железное тело электрической машины, и тогда он подумал, что одного добра мало для жизни добрая жизнь податлива на смерть, как видно стало на войне, и решил сработать своими руками самое важное и неизвестное добрую силу, размалывающую сразу в прах всякое зло. Рассказы А. Платонова не дают представления о событийной хронике войны, но по ним можно судить наверное о том, что происходило внутри врага и внутри советского народа почему один солдат сражался после ожесточеннейших боев под Москвой с постоянно обновляющейся духовной свежестью, а другой, поработив пол-Европы и легко дойдя до столицы чужой страны, повел войну с прогрессирующим истощением физических и моральных сил. Война, как сшибка огня и металла, мало интересовала А. Платонова.

Его увлекали не столько оперативные дела армии и фронта, сколько люди. Он впитывал все, что видел и слышал, глазами художника.

Война для А. Платонова, даже с ее профессиональной стороны, связанной с планированием операций, использованием техники - свободная реализация народного таланта, все та же крестьянская и рабочая умелость делать все своими руками.

Во всякой работе для солдата есть воспоминание о мирной жизни, и поэтому он трудится со старанием и чувством любви, словно пишет домой письмо На Горынь-реке. Гитлеровского воина А. Платонов знал не понаслышке писатель участвовал в наступательных боях наших войск, попадал под бомбежки, присутствовал на допросах перебежчиков, пленных солдат и офицеров, постоянно интересовался народным мнением о завоевателе.

Мать Пустодушие на вопрос малолетнего сына А какие фашисты- отвечает Немцы они пустодушные Они за свои грехи чужую кровь проливают, оттого и пустодушные. А мы какие узнавал ребенок. А мы нет. Мы сами свою кровь проливаем и сами свое горе терпим. Мы, когда грешны, свой грех на другого не валим. Что стоит за поступками врага - значение этих данных писатель ценил наравне с донесениями разведки о тактических и оперативных намерениях противника.

Он живо интересовался семейной перепиской немцев, если таковая попадала в наши руки, в письмах ему открывались и самочувствие немецкого фронта и тыла, и житейские планы и желания немецких матерей, жен, детей на после окончания войны, и другие обыкновенные мелочи, которыми так богато мирное время. Но самое важное, конечно как сами немцы понимают собственное положение и главным образом - мирные, тыловые, особенно после ощутимых ударов по захватчику на Восточном фронте зимой 1944 года. Гитлеровский солдат еще пытается сохранять внешнюю форму, он еще сильный, как говорят советские бойцы в рассказе Три солдата, но уже не в состоянии держать фронта Веры у них не стало.

А без веры солдат как былинка он умереть еще может, а одолеть ему неприятеля уже трудно бывает А что смерть без дела - Была же у них вера - Была, конечно. А теперь об нас истерлась Теперь томиться немцы стали. Анализируя подлинные письма из Германии Внутри немца, адресованные гитлеровским солдатам на Восточный фронт и полные недоуменных вопросов почему фронт сломлен, отчего все лучшее от нас уходит, А. Платонов не без основания замечает, что в самих вопросах, поставленных таким образом, содержится и ответ на них, что эти вопросы свидетельствуют уже о психологической глубине заблуждения мирного немца, у которого настоящая историческая вера и реальное понимание социальной истины методически вытравлены и подменены привычкой жить отвлеченной жизнью.

Это имеет для немцев огромные, трагические последствия пишет А. Платонов.

Без правильно понятого будущего не только нельзя спастись, но даже невозможно перед смертью придумать в утешение какой-либо сон золотой, последний эффектный обман уцелевших еще остатков народа. В исследование психологии фашизма, а ею писатель занимается прямо или косвенно во всех военных произведениях, А. Платонов вложил многое из своего духовного опыта. Творческий путь художника в своей психологической основе, в вопросах, которыми он всю жизнь занимался, в характерах, к которым он тяготел, в столкновениях и коллизиях, которые его привлекали, как бы заново был повторен в прозе военных лет во всей своей протяженности.

В рассказе Пустодушие прозаик называет чистый разум и его критику интеллектуальным идиотизмом, в публицистической статье-обзоре Среди немца он сравнивает гитлеровскую властвующую клику со средневековыми алхимиками, пытавшимися добыть золото и эликсир жизни из дешевых подручных средств или освободить солнце из огурца. В идее фюрера о подчинении западной культуры организующей воле техники А. Платонов видит верх безумия и самоуничтожения это все равно, отвечает он, что палить из винтовки, стреляющей себе в затвор.

Ясно - говорит А. Платонов, тут мы имеем дело с новым средством обмана своего народа мы, дескать, скоро откуем такой меч, которым нам удастся все же обезглавить мир и завоевать его потерпите только, немцы, еще немного, но, кроме того, это само по себе является доказательством идиотизма фашистских идеологических деятелей и выражением их презрения к немцам, как народу дураков.

Наука и техника, по А. Платонову, могут свершить чудо, но только в сотрудничестве со всем прогрессивным миром, а не вопреки ему, не в одиночестве и не впереди прогресса. Фашизм, по А. Платонову, обречен с самого начала именно потому, что пренебрег мудростью истории, которая начала уничтожать его с тыла, и, уже смертельно раненный, он начал кое о чем догадываться все лучшее от немцев уходит.

Проза А. Платонова затрагивала самые сокровенные чувства и мысли человека на войне, те, до которых человек неминуемо доходит самостоятельно в грозных обстоятельствах и которые служат ему одновременно и утешением в судьбе, и надеждой, и правом поступать именно так, а не иначе. А. Платонов действительно странен, фантастичен, как угодно можно сказать, но он жертвует реальным ради безукоризненно точной правды нравственной и психологической. В самом деле, в рассказе Неодушевленный враг советский солдат и гитлеровец оказывается рядом, засыпанные толстым слоем земли.

Безоружные противники обживаются там, словно в землянке, мало того еще и ведут длинный разговор на русском языке. Рудольф Вальц, в частности, владеет не просто русским литературным языком, но говорит на особом платоновском наречии. Для писателя в данном случае не существует ни языковой преграды, ни вопроса о том, каким образом можно под неслежалой, сыпучей землей сделать изнутри нечто вроде микропространства, чтобы видеть всего немца и оценить его физические возможности, вдобавок ко всему, не напрягаясь, говорить там, где открывать рот уже проблематично.

Но то, что знает каждый не дело искусства. А. Платонову важно показать - без оружия и элементарного применения физической силы нравственный поединок двух миров. И эта словесная схватка телесно тщедушного и изнуренного бойца с упитанным фашистом совершенно уничтожает, деморализует последнего. Исход борьбы рассказ ведется от первого лица выявлен чисто по-платоновски Немец вдруг обнял меня и попросил, чтоб я умер. В военной прозе А. Платонова изменилось качество добра, не в том, конечно, примитивном смысле, что добро должно быть с кулаками, а в новом, более точном понимании писателем элементов терпения и страдания как огромной внутренней силы и нравственного достоинства человека. А. Платонов очень близко подошел к психологической сердцевине подвижничества, подвига, бесстрашно сняв с этих явлений покров ложно - героического пустословия.

В годы войны он особенно много размышлял о страдании и смерти к этому предрасполагало и народное горе, и обстоятельства личной судьбы.

А. Платонов с женой и сыном. 1942 г. На войне А. Платонов несколько раз попадал в трудные фронтовые переделки, похоронил сына, тестя тот умер в блокадном Ленинграде, потерял из поля зрения отца семидесятидвухлетнего старика оккупанты увели из Воронежа в неволю, он отыскался уже после войны в Бессарабии. А. Платонов с женой. Факсимиле письма А. Платонова Я сделал здесь на войне столь важные

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Платонов о войне

Отношение русского народа к завоевателям. 7. Тема добра и зла в военной прозе А. Платонова. 8. Рассказ Сержант Шадрин история судьбы русского… Я бы хотел, чтобы некоторые мыли, рожденные войной и долгим опытом жизни и,… Вся честь солдата заключается в этом понимании жизнь человека есть дар, полученный им от Родины, и при нужде следует…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Душевное состояние человека во время боя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги