рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетические разновидности пейзажей

Работа сделанна в 2001 году

Эстетические разновидности пейзажей - Курсовая Работа, раздел Литература, - 2001 год - Поэзия природы: средства изобразительности и функции Эстетические Разновидности Пейзажей. Идеальный Пейзаж Из Всех Разновидностей ...

Эстетические разновидности пейзажей. ИДЕАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ Из всех разновидностей пейзажа на первое место по своему эстетическому значению следует поставить идеальный пейзаж, сложившийся еще в античной литературе - у Гомера, Феокрита, Вергилия, Овидия, а затем на протяжении многих веков разрабатывавшийся в литературе средневековья и Возрождения.

Это как бы точка отсчета развития пейзажа в поэзии нового времени. Именно постепенное разложение этого господствовавшего в поэзии канона дало материал для создания новых жанровых типов пейзажа, уже не столь цельных и самодостаточных. Элементами идеального пейзажа, как он сформировался в античной и средневековой европейской литературе, можно считать следующие 1мягкий ветерок, овевающий, нежащий, доносящий приятные запахи 2 вечный источник, прохладный ручеек, утоляющий жажду 3 цветы, широким ковром устилающие землю 4 деревья, раскинувшиеся широким шатром, дающие тень 5 птицы, поющие на ветвях.

В идеальных пейзажах Жуковского, Пушкина, Баратынского мы находим это самоудвоение как признак зрелой красоты И в лоне вод, как сквозь стекло,Село В.Жуковский. Там небесаи воды ясны Мое Захарово оноС заборами в реке волнистой,С мостом и рощею тенистойЗерцалом вод отражено. А.Пушкин. Послание к Юдину Какая свежая дуброваГлядится с берега друговаВ ее веселое стекло Е.Баратынский.

Отрывок Пожалуй, самый сжатый перечень идиллических пейзажных мотивов в их пародийном преломлении дает Пушкин в послании К Дельвигу. Само писание стишков уже предполагает наличие в них идеальной природы, как бы неотделимой от сущности поэтического Признайтесь нам сказали, -Вы пишете стишкиУвидеть их нельзя лиВы в них изображали,Конечно, ручейки,Конечно, василечек,Лесочек, ветерочек,Барашков и цветки Характерны уменшительно-ласкательные суффиксы, присоединенные к каждому слову идеального пейзажа - идиллеме.

У Пушкина перечислены все основные элементы пейзажа в предельно лаконичной манере цветы, ручьи, ветерок, лесок, стадо недостает только птичек, но вместо них барашки В идиллию вносятся мотивы элегии. Вспомним, что у Пушкина в Евгении Онегине идиллический пейзаж деревни прохлада сумрачной дубровы, Журчанье тихого ручья противопоставлен хандре Онегина. Причем, если у Карамзина голос автора звучит в поддержку красоты пейзажа против унылого настроения, если Жуковский сожалеет об утраченном очаровании, то у более поздних поэтов - Баратынского и Тютчева - весь этот прелестный мир природы уже ничего не стоит перед страданьем человеческой души Уже в Деревне Пушкина задано двойное противопоставление идеального пейзажа городской суете и сельским страданиям.

Это наполняет пейзаж новым смыслом - слишком тонкая черта, на которой застыло прекрасное в природе Но мысль ужасная здесь душу омрачаетСреди цветущих нив и горДркг человечества печально замечаетВезде невежества убийственный позор.

В XVIII веке идеальный пейзаж был значим сам по себе, как поэтическое представление природы, ранее вообще не входившей в систему эстетических ценностей русской литературы. Поэтому у Ломоносова, Державина, Карамзина этот пейзаж обладал художественной самоценностью, как поэтизация той части действительности, которая раньше, в средневековой литературе, не считалась поэтической как знак овладения античным, общеевропейским искусством пейзажа. К началу XIX века эта общехудожественная задача была уже выполнена, поэтому у Жуковского, Пушкина, Баратынского, Тютчева, Некрасова идеальный пейзаж вступает в противоречие с реальным состоянием мира как нечто воображаемое, бесплотное, далекое или даже оскорбительное по отношению к тяжкой, уродливой, страдальческой человеческой жизни.

УНЫЛЫЙ ПЕЙЗАЖ Унылый пейзаж пришел в поэзию с эпохой сентиментализма. Иначе этот пейзаж можно назвать элегическим - он тесно связан с комплексом тех грустно-мечтательных мотивов, которые составляют жанровую особенность элегии.

Исторически первый тип унылого пейзажа окрашен в темные, сумеречные тона - его можно назвать мрачным. К.БатюшковУже светило дня на западе горитИ тихо погрузилось в волны Задумчиво луна сквозь тонкий пар глядитНа хляби и брега безмолвны И там, где камней ряд, седым одетый мхом,Помост обрушенный являет,Повременно сова в безмолвии ночном,Пустыню криком оглашает На развалинах замка в Швеции А.Пушкин Лишь в осень хладную, безмесячной порою,Когда вершины гор тягчит сырая тьма,В багровом облаке, одеянна туманом,Над камнем гробовым уныла тень сидит Осгар Навис покров угрюмой нощиНа своде дремлющих небесВ безмолвной тишине почили дол и рощи,В седом тумане дальний лес Воспоминания в Царском Селе Вечерняя заря в пучине догорала,Над мрачной Эльбою носилась тишина,Сквозь тучи бледные тихонько пробегалаТуманная луна Наполеон на Эльбе Унылый пейзаж занимает как бы промежуточное место между идеальным светлым, мирным и бурным пейзажем.

Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами, напротив, все погружено в молчание, покоится во сне. Не случайно через многие унылые пейзажи проходит кладбищенская тема Сельское кладбище Жуковского, На развалинах замка в Швеции Батюшкова, Уныние Милонова, Осгар Пушкина.

Печаль в душе лирического героя трансформируется в систему пейзажных деталей 1. Особый час дня вечер, ночь или особое время года - осень, что определяется удалением от солнца, источника жизни. 2. Непроницаемость для взора и слуха, некая пелена, застилающая восприятие туман и тишина. 3. Лунный свет, причудливый, таинственный, жутковатый, бледное светило царства мертвых Задумчиво луна сквозь тонкий пар глядит, лишь месяц сквозь туман багряный лик уставит, сквозь тучи бледные тихонько пробегала печальная луна, сквозь волнистые туманы пробирается луна - отраженный свет, к тому же рассеянный туманом, льет печаль на душу. 4. Картина обветшания, увядания, тления, развалин - будь то развалины замка у Батюшкова, сельское кладбище у Жуковского, заросших ряд могил у Милонова, дряхлеющий остов мостика или истлевшая беседка у Баратынского Запустение. 5. Образы северной природы, куда вела русских поэтов оссиановская традиция.

Север - часть света, соответствующая ночи как части суток или осени, зиме как временам года, вот почему мрачный унылый пейзаж включает детали северной природы, прежде всего такие характерные, легко узнаваемые, как мох и скалы твердыни мшистые с гранитными зубцами, на скале, обросшей влажным мхом, где мох лишь, поседевший на камнях гробовых, над твердой, мшистою скалою.

Таковы основные черты унылого пейзажа в его ранней, мрачной разновидности, вдохновляемой в основном романтическим мироощущением.

Однако с 30-40-х годов, с укреплением реалистических тенденций в поэзии, возникает новая разновидность унылого пейзажа - условно говоря, бедный, или серый, или мокрый пейзаж. Основоположником бедного пейзажа явился Пушкин в таких произведениях, как Граф Нулин, Румяный критик мой, насмешник толстопузый Евгений Онегин грязь, ненастье,Осенний ветер, мелкий снег Смотри, какой здесь вид избушек ряд убогий,За ними чернозем, равнины скат отлогий,Над ними серых туч густая полоса.

На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи Заметим, что у Пушкина унылый пейзаж имеет скорее полемический характер, утверждается как художественный принцип в споре с романтическим направлением иные нужны мне картины.

БУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ В отличие от идеального пейзажа составные части грозного, или бурного, поэтического пейзажа сдвинуты со своего обычного места. Реки, облака, деревья - все рвется за свой предел одержимо буйной, разрушительной силой. Ярчайшие образцы бурного пейзажа мы находим у Жуковского Двенадцать спящих дев, Пловец, Батюшкова Сон воинов, Мечта, Пушкина Обвал, Бесы. Какие же устойчивые признаки бурного пейзажа можно выделить 1. Пожалуй, самый устойчивый - звуковой шум, рев, грохот, свист, гром, вой, столь отличные от тишины и мягкого шелеста идеального пейзажа громады стонут, дохнула со свистом, воем, ревом, громады волн неслися с ревом, Ветр шумит и в роще свищет, ревела буря, дождь шумел, надо мной кричат орлы и ропщет бор, бор ревет, и шум воды, и вихря вой, где ветр шумит, ревет гроза. 2. Черная мгла, сумрак - все оделось черной мглою, бездны в мраке предо мною. 3. Ветер - бушующий, порывистый, все сметающий на своем пути и ветры в дебрях бушевали. 4. Волны, пучины - кипящие, ревущие - клубятся, пенятся и воют средь дебрей снежных и холмов. 5. Дремучий лес или груды скал. При этом волны бьются о скалы дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся валы, ветер ломает деревья упали кедры вверх корнями, как вихорь, роющий поля, ломающий леса. Трепет, дрожь мироздания, шаткость, крушение всех опор земля, как Понт море, трясет, дубравы и поля трепещут, затрещал Ливан кремнист.

Устойчив мотив бездны, провала тут бездна яростно кипела, и в бездне бури груды скал. Именно в бурном пейзаже звуковая палитра поэзии достигает наибольшего разнообразия Буря мглою небо кроет,Вихри снежные крутяТо, как зверь, она завоет,То заплачет, как дитя А.Пушкин.

Зимний вечер Причем если через идеальный пейзаж лирическому субъекту открывается образ Бога Н.Карамзин, М.Лермонтов, то бурный олицетворяет демонические силы, которые замутняют воздух, взрывают вихрем снег. Бурный пейзаж в соединении с демонической темой мы находим и в Бесах Пушкина.

У Е.Баратынского тот же злобный дух чинит бури в природе Кто, возмутив природы чин,Горами влажными на землю гонит мореНе тот ли злобный дух, геенны властелин,Что по вселенной розлил горе, Земля трепещет перед нимОн небо заслонил огромными крыламиИ двигает ревущими водами,Бунтующим могуществом своим.

Эволюция пейзажа в лирике Пушкина Когда-то Достоевский сказал Красота спасет мир. Наша современная действительность нуждается в спасении в трудных условиях материальной жизни человек должен найти точку опоры, чтобы не упасть духом, не скатиться в пропасть бытовых неурядиц, не замкнуться в самом себе. Поэты чутко понимали, что душу можно разбудить только тогда, когда человек сможет радоваться каждому мигу жизни, сумеет найти поэзию в любом проявлении земных радостей.

Музыка, природа, стихи - это радостно всем. В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу, приобщая ее к прекрасному мигу осознания себя частицей всей Вселенной. Пушкин, Лермонтов, Тютчев и многие другие поэты оставили прекрасное наследие.

Природа в картинах талантливых художников, поэтов, писателей открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием - не губите красоту вокруг себя. Сейчас, как никогда, очень остро стоит вопрос экологии, вопрос - будет ли жизнь на земле, а если будет, то какая. Патриотизм всегда являлся национальной чертой русских поэтов, они могли в незаметной, внешне застенчивой русской природе находить смысл, природа всегда была для них источником вдохновения, источником живительной силы одаренной русской души. Значение А.Пушкина в истории русской пейзажистики - не только открытие новых тематических областей, сколько соединение ранее открытых мотивов в стройную систему национального поэтического восприятия природы.

Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал природу. На протяжении всего творческого пути усложнялась функция пейзажа в лирических произведениях поэта.

В раннем творчестве Пушкин закрепил достижения предыдущих поэтов в разработке таких эстетических канонов, как пейзажи - идеальный, бурный, мрачный оссиановский, придав каждому из них художественное совершенство Воспоминания в Царском Селе, 1814 Городок, Осгар, Мечтатель, 1815. В лицейские годы Пушкин пробует себя в разных жанрах и направлениях. В это время лирика Пушкина еще во многом подражательна. Например, в Воспоминаниях в Царском Селе Пушкин рисует оссианический пейзаж, основываясь на традициях средневекового балладного изображения природы.

В первой части стихотворения Деревня Пушкин, подражая античным авторам, создает идиллический пейзаж Я твой люблю сей темный садС его прохладой и цветами,Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. Везде передо мной подвижные картиныЗдесь вижу двух озер лазурные равнины,Где парус рыбаря белеет иногда,За ними ряд холмов и нивы полосаты,Вдали рассыпанные хаты,На влажных берегах бродящие стада, Овины дымные и мельницы крилатыВезде следы довольства и труда Образы природы пейзажных парков Царского села глубоко пронизывают собой все лицейские стихотворения Пушкина тишина полей, сень дубрав, журчание ручьев, лоно вод, дремлющие оды, душистые липы, злачные нивы, хотя и даны с некоторыми поэтическими преувеличениями так, в крутых холмах чувствуется стремление увидеть Царское в духе картин Лоррена, как и в твердой мшистой скале, Воспоминаний в Царском Селе. Из скульптур и памятников Царского Пушкин откликается главным образом на исторические памятники русским победам.

Памятники русским победам это другая сторона Царского Села, и здесь следует отметить влияние поэзии Оссиана.

В Воспоминаниях в Царском Селе говориться о валах седых и их блестящей пене, о тени угрюмых сосен. Может быть, с теми же образами Оссиана связано и то обстоятельство, что ночной парковый пейзаж занимает в лицейских стихах Пушкина значительное место. Итак, изучая эволюцию видения Пушкиным природы в его лицейский период, необходимо принимать во внимание не только поэтическое влияние Грея, Томсона и проч но и те философско-эстетические концепции, которые лежали в основе садов и парков Царского Села. Пушкинское понимание царскосельских садов как садов свободы, тишины уединения было свойственно и другим поэтам-лицеистам.

Дельвиг писал в 1817 году Я редко пел, но весело, друзья Моя душа свободно разливалась. О царский сад, тебя ль забуду я Твоей красой волшебной оживлялась Проказница фантазия моя, И со струной струна перекликалась, В согласный звон сливаясь под рукой И вы, друзья, любили голос мой. К друзьям Царскосельские сады явились для Пушкина школой, в которой он учился понимать природу.

Многое в его понимании пейзажей Михайловского и Тригорского явилось для него как бы продолжением философии свободного сада, выработанного в практике романтического садоводства. Пушкин был нравственно воспитан садами Лицея и присущей им свободой вольной природы.

Между его ощущением, с одной стороны, царскосельских садов, а с другой природы Михайловского не было принципиальных различий. Подобно тому как пейзажный, естественный сад был изобретением тех поэтов, который проповедовали не только душевную, но и гражданскую свободу Мильтона, Томсона, Попа пейзажная лирика Пушкина была также тесно связана с темой личной свободы и протестом против несвободы русского крестьянства. Люди и природа нерасторжимы, особенно в деревне. Именно поэтому естественность и чистота природы вызывали в Пушкине по контрасту чувство горечи от неправды человеческих отношений, а простор полей и свобода пейзажа возмущение от отсутствия свободы в человеческом обществе.

И не случайно воспитанник садов Лицея Пушкин, появившись в Михайловском, пишет стихотворение Деревня, в котором с такой резкостью противопоставил мирный шум дубрав и тишину полей рабству тощему русского крестьянства. Царскосельские сады, кроме того, научили Пушкина сладости воспоминаний, связали поэзию Пушкина с постоянными, очень характерными для нее реминисценциями прошлого.

Царскосельский парк был парком воспоминаний, и ещ в Лицее тема воспоминаний стала ведущей темой поэзии именно в Царском селе, в этом парке воспоминаний по преимуществу, в душе Пушкина должна была впервые развиться наклонность к поэтической форме воспоминаний, а Пушкин и позже особенно любил этот душевный настрой. Уже в 1829 году Пушкин писал Воспоминаньями смущенный, Исполнен сладкою тоской, Сады прекрасные, под сумрак ваш священный Вхожу с поникшей головой Поскольку для Пушкина царскосельские сады во всех частях были прежде всего садами, навевавшими воспоминания, давшими ему, великому поэту, одну из самых важных тем его лирики хранить в них все воспоминания, связанные с Пушкиным, наш первейший долг. В период южной ссылки 1820-1824 он узаконил в русской поэзии экзотические - кавказский и крымский, горный и морской - пейзажи, которые раньше выступали только в единичных стихотворениях Державина, Жуковского, Батюшкова.

У Пушкина они стали выражением целостного мироощущения, символом романтического свободолюбия Погасло дневное светилоНа море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное вертило,Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный,Земли полуденной волшебные краяС волненьем и тоской туда стрмлюсь я,Воспоминаньем упоенный Погасло дневное светило Зима дышала там а с вешней теплотоюЗдесь солнце ясное катилось надо мноюМладою зеленью пестрел увядший лугСвободные поля взрывал уж ранний плугЧуть веял ветерок, под вечер холодеяЕдва прозрачный лед, над озером тускнея,Кристаллом покрывал недвижные струи К Овидию Пушкин-романтик восхищался морем, бескрайним пространством, свободной, ни от кого не зависящей стихией.

Больше всего он любил морскую бурю, в которой видел романтический бунт Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельный оплот.

Где ты, гроза - символ свободы Промчись поверх невольных вод. Лирический герой романтических стихотворений Пушкина не смог слиться с морской стихией, океаном, не смог стать таким же свободным Прощай, свободная стихияВ последний раз передо мнойТы катишь волны голубыеИ блещешь гордою красой Ты ждал, ты звал я был окован, Вотще рвалась душа моя, Могучей страстью очарован, У берегов остался я. К морю В любовных стихотворениях Пушкина часто переживания лирического героя следуют за южным пейзажем.

В любовной жизни На холмах Грузии описание ночной мглы, с которого начинается стихотворение, противопоставляется светлой, наполненной любовью речи лирического героя.

Романтическая любовь, таинственная страсть в стихотворениях Пушкина может изображаться только в сочетании с южной экзотической природой. В стихотворении Ненастный день потух унылая северная природа противопоставляется яркому южному пейзажу, при воспоминании о котором лирический герой сразу же вспоминает и свою страстную любовь. Впервые поэт масштабно воссоздал пейзажи Бессарабии и Украины Цыганы, 1824 Полтава, 1828. После южной ссылки в творчестве Пушкина наблюдается поворот к реализму.

Экзотический крымский пейзаж сменяется реалистическим описанием русской природы. Главная заслуга Пушкина-пейзажиста - запечатление особой грустной прелести среднерусской равнины и создание на этой основе самобытного национального пейзажа. Русский пейзаж в стихотворениях Пушкина можно разделить на осенний и зимний зимний - на ночной и утренний осенний - на романтически приподнятый и подчеркнуто стихийный, реалистический.

Зимняя дорога, 1826 Зимнее утро, 1829 Зима. Что делать нам в деревне Я встречаю 1829 Румяный критик мой, насмешник толстопузый 1830 Осень, 1833 Вновь я посетил 1835 Евгений Онегин, 1823-1831. В русской природе, как она постигнута Пушкиным, соединяются смирение и разгул, печаль и просветленность, кротость осеннего увядания и бесовское буйство метели. Во многом это было связано с посещением Михайловского. Перебравшись в Михайловское, Пушкин исподволь менял прописку своего лирического героя.

Уже не пейзажи юга, полные стихийной силы, роскоши, неги, вдохновляют поэта и оживают в его стихах, но спокойные, мирные просторы Средней России. А сам он расстатся с безумствами юности и учится иначе чувствовать, иначе мыслить более мудро, трезво. Не случайно именно в стихах михайловского периода впервые возникает образ няни Арины Родионовны. Она олицетворяет для Пушкина народное начало, напрямую связывает его с миром фольклора Наша ветхая лачужка И печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна Спой мне песню, как синица Тихо за морем жилаСпой мне песню, как девица За водой поутру шла Зимний вечер Стих подчркнуто разговорен, интонация естественна излюбленному Пушкиным торжественному ямбу предпочтн быстрый и лгкий хорей. И недаром именно в Михайловском полным ходом пошла работа над романом в стихах Евгений Онегин, задуманным и начатым ещ на юге, в 1823 г. Если честь поэтического открытия русской зимы Пушкин делит с Вяземский, то открытие осени, ее прощальной красы, ее умирающей и умиротворяющей прелести составляет исключительную заслугу Пушкина, который своей Осенью, этой малой энциклопедией русской природы, предопределил светло-грустный настрой многих поэтических пейзажей - от Н.Некрасова и И.Анненского до Б.Пастернака и А.Вознесенского.

В Осени мы видим торжественно-романтическое, особенное изображение осени.

Это позволяет Пушкину показать свое глубоко личностное восприятие природы, особенно осенней природы. Пушкин так описывает свою странную любовь к осени Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится.

На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева Играет на лице еще багровый цвет, Она жива еще сегодня, завтра нет. Пушкин воспринимает осень как смерть, но поэт говорит, что смерть тоже может быть красивой. Со смертью природы, осенью пробуждается поэт, его организм приходит в норму, и вместе со здоровьем организма возвращается вдохновение, поэт чувствует прилив сил, его душа просыпается, и он начинает творить И забываю мир - и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне Стихотворения с зимним утренним пейзажем всегда оптимистические, жизнеутверждающие лирический герой этих стихотворений восхищается красотой природы и радуется жизни Под голубыми небесами Великолепными коврами Ночной зимний пейзаж в стихотворениях Пушкина всегда страшный, мрачный, туманный Мчатся тучи, вьются тучи, Невидимкою луна Освещает снег летучий В стихотворении Бесы пейзаж символичен дорога это жизненный путь человека, буря - жизненная буря, бесы - человеческие страсти, сбивающие людей с истинного пути. Символический пейзаж мы встречаем и в таких стихотворениях Пушкина, как Анчар и Пророк.

Анчар это символ зла в мире, а пустыня в Пророке символизирует духовную пустыню, духовное перепутье человека.

В последние годы жизни Пушкин пишет все больше стихотворений на философские темы. Пейзаж в этих стихотворениях становится тоже философским, теперь он напрямую связан с философскими размышлениями лирического героя.

В стихотворении Брожу ли я мы видим философский конфликт между вечной природой и смертным человеком. Лирический герой размышляет о бренности земного существования человека, о быстротечности жизни, о смерти. Природа выступает здесь как символ красоты, гармонии. Она вечна в своей красоте, потому что в ней все время происходит естественный круговорот. Поколения людей тоже сменяют друг друга, но человек не вечен, потому что отдельный человек и человечество не одно и то же. Природа равнодушна, у ней нет души, она безлика, а каждый человек - это неповторимая индивидуальность.

Лирическому герою стихотворения ничего не остается делать, как смириться с естественным ходом природы И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять. Пушкин решает этот философский конфликт между природой и человеком в стихотворении Вновь я посетил Спасение человека от забытья смерти Пушкин видит в продолжении рода. Пейзаж помогает поэту выразить эту мысль.

В стихотворении Я памятник себе воздвиг Пушкин говорит о другом способе жить вечно Нет, весь я не умру - душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит - И славен буду я, доколь в подлунном мире Жить будет хоть один пиит. Одна из оригинальных черт пушкинских пейзажей, почти отсутствующая у предшественников пасмурное небо, закрытое тучами и облаками, низко нависшее над землей Наполеон на Эльбе. 1815, Бесы, 1830 Румяный критик мой, насмешник толстопузый Пушкин по сравнению с такими звездочетами русской поэзии, как Ломоносов или Жуковский, Лермонтов или Тютчев, мало внимания уделяет небу и светилам, делая исключение лишь для луны, но и она у него, как правило, глядит на землю сквозь туман, расплывается мутным пятном.

Пушкин значительно обогатил флору русской поэзии, предпочитая нежным ивам и березам Жуковского такие стройные, величавые деревья, как дуб и сосна. В изображении растительности преобладают крупные, собирательные ее формы - лес, бор, роща одним из первых поэтизирует сады. Центральное место в пушкинском мире занимают самые поэтические, царственные животные, птицы, растения конь, орел, соловей, дуб, роза впервые именно у Пушкина явственно обозначилась их первенствующая роль в русской поэтической фауне и флоре, закрепилось самое частое употребление соответствующих мотивов больше, чем у какого-либо другого поэта XVIII - первой половины XIX века. Вместе с тем Пушкин, нарушая традицию высокой поэзии, вводит образы домашних животных и птиц собаку, петуха, гуся, уток Граф Нулин, Евгений Онегин и др предвосхищая жанровый, бытовой пейзаж второй половины XIX века. Наряду с национальным пейзажем и в рамках этой общей задачи поэт воссоздает природу конкретных мест, малой родины - Захарова, Михайловского, Болдина Послание к Юдину, 1815 Няне, 1826 Вновь я посетил выступая одним из основоположников локального пейзажа, получившего развитие в реалистической поэзии XIX-XX веков рязанские места в творчестве С.Есенина, Смоленщина у А.Твардовского.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэзия природы: средства изобразительности и функции

Но облик каждой из этих стадий был чрезвычайно своеобразен, причем это своеобразие определялось и тесным переплетением и слиянием уже известных… И для развившегося позднее русского романтизма в течение долгого времени… На практике же он нередко перечеркивал или ограничивал свои исходные установки. Уплотненностью художественной эволюции…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетические разновидности пейзажей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Поэзия природы и природа поэзии
Поэзия природы и природа поэзии. Если верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирательное сродство. Именно в природе поэт находит самый чистый источник своего вдохновения -

Особенности стиля лирики А. С. Пушкина
Особенности стиля лирики А. С. Пушкина. Со дня опубликования Руслана и Людмилы имя Пушкина неизменно было в центре не только идейной и общеэстетической, но и стилевой борьбы. И дело тут не в одном

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги