Эволюция пятистопного ямба в римских трагедиях Шекспира

Эволюция пятистопного ямба в римских трагедиях Шекспира. Белый стих нерифмованный пятистопный ямб, выдающаяся драматическая и повествовательная стихотворная форма в Англии, а также стандартная драматическая форма в итальянской и германской поэзии. Богатство и разнообразие белого стиха зависят от умения поэта изменять ударение, а также от положения цезуры паузы в каждой строке, умения устанавливать изменяющееся тональное качество и эмоциональный обертон языка, объединяя строфы в смысловые группы.

Шекспир сделал белый стих своего рода двигателем английской драматической поэзии XVI века. В своих ранних пьесах он комбинировал его с прозой 10 - ти слоговым рифмованным куплетом. Позже белый стих в его произведениях зависел больше от ударения, чем от длины слога. Кроме того, было отмечено, что драмы Шекспира от ранних к поздним все более прозаизируются в них сглаживается полустишное деление, возрастает количество редуцированных форм слов, увеличивается количество женских окончаний строк и случаев enjambement строка все чаще перестает совпадать с предложением или синтагмой.

Шекспироведы связывают эти изменения с деканонизацией шекспировского стиха. Это становится типичным, если творчество поэта охватывает большой период времени. Кроме того, необходимо отметить, что признаки канонизированного и деканонизированного стиха характеризуют литературные эпохи и подчеркивают их волнообразное чередование Английское Возрождение канонизированный стих барокко деканонизированный классицизм и ранний романтизм канонизированный поздний романтизм и постромантизм деканонизированный стих. Исследования М.Г. Тарлинской показали, что признаки профиля ударности канонизированного английского пятистопного ямба таковы 15, c.288 1 высокая средняя ударность иктов до 80 2 резкая оппозиция между сильными иктами обычно заполняемыми ударными слогами и слабыми иктами допускающими значительное количество пропусков ударений 3 особая сила II и слабость III иктов до 20 разницы 4 особая сила последнего икта исключение женские окончания многосложных слов. Признаками профиля ударности деканонизированного ямба являются 1низкая средняя ударность иктов менее 75 2 сглаживание оппозиции между сильными и слабыми иктами 3 падение силы II и возрастание силы III иктов иногда III икт сильнее II 4 падение силы IV икта 5 возрастание количества ослаблений последнего икта за счет безударных односложных слов несовпадение синтаксической и строчной сегментации текста случаи enjambement.

Необходимо отметить, что шекспировскому драматическому канону свойственна стройная, последовательная эволюция ритма, от канонизированного стиха, противопоставляющего сильные и слабые стопы, резко ослабляющего IV икт, к деканонизированному, ослабляющему оппозицию стоп, опускающему ударность II и поднимающему ударность III иктов.

Помимо деканонизации стиха по временным периодам, М.Г. Тарлинская также выделяет деканонизацию стиха шекспировских драм на других уровнях, отмечая следующие оппозиции 15, c.293 А положительный герой отрицательный герой Б мужской персонаж женский персонаж В рассудительный персонаж импульсивный персонаж.

Более канонизированный стих, как правило, мы находим в речи положительных героев, женских персонажей и более спокойных, эмоционально уравновешенных и рассудительных, разумных героев.

Ритмика стихов их оппозиций злодеев, импульсивных героев и мужских персонажей близка к ритмике деканонизированного стиха.

Выводы по Главе 1 В заключение Главы 1 мы можем сделать вывод, что белый стих и пятистопный ямб являлись наиболее употребительными формами стихосложения в английской поэзии, однако профиль их ударности не всегда был однородным. Каждая литературная эпоха характеризуется канонизированными или деканонизированными признаками стиха. В нашей работе мы выделипи данные признаки и определили, что шекспировскому стиху также свойственна подобная эволюция канонов от канонизированного к деканонизированному.

Она наблюдается преимущественно от ранних к более поздним произведениям. Кроме того, изменение канонов происходит на уровне качественных характеристик персонажей в одной и той же пьесе. Данную гипотезу мы попробуем доказать в следующей главе. 2. Ритмические средства, характеризующие Марка Антония 2.1.