рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петро Мелехов

Работа сделанна в 2002 году

Петро Мелехов - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М. А. Шолохова Петро Мелехов. Петро Напоминал Мать Небольшой Курносый, В Буйной Повит...

Петро Мелехов.

Петро напоминал мать небольшой курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 9. Нет в портретном описании старшего брата Григория и намека на турецкую кровь, которая выделяла Мелеховых от остальных селян.

Нет в нем и тех качеств, которые передавались из поколения в поколение, и так роднили Пантелея Прокофьевича, Григория, Дуняшку независимого характера, свободолюбия, гордой непокорности. Пока семья Мелеховых живет миной, спокойной жизнью, в атмосфере дружбы, взаимной заботливости, любви, фигура Петра не вызывает каких-либо негативных чувств. Он по-настоящему любит свою семью, младшего брата. Но уже с первых страниц автор дает понять, что Петро не обладает тем обаянием, которым веет от его младшего брата.

Рисует ли писатель картину косьбы, он не забывает обратить внимание на грацию сильного тела Григория, заметить, как отзывчив он на очарование природы идет ли речь о скачках, непременно отмечет, что Гришка взял первый приз. Петро же уступает брату и в красоте Григорий надел мундир с погонами хорунжего, с густым завесом крестов и, когда погляделся в запотевшее зеркало почти не узнал себя высокий, сухощавый - Ты - как полковник восторженно заметил Петро, без зависти любуясь братом Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 602 и в умении петь, о котором мимолетно упоминается в разговоре - Да ты ить не мастак говорит Степан Аксаков Петру Эх, Гришка ваш дишканит! Потянет, чисто нить серебряная, не голос Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 31 но все это не принижает образ Петра. Он покупает своей искренностью, веселостью.

В первых главах первой книги герой у Шолохова улыбается, заправив в рот усину Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 31 посмеиваясь в пшеничные усы Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 10 по-доброму подтрунивает над Григорием Григорий шел хмурился От нижней челюсти, наискось к скулам, дрожа, перекатывались желваки.

Петро знал это верный признак того, что Григорий кипит и готов на любой безрассудный поступок, но посмеиваясь в пшеничные в сои усы, продолжал дразнить брата - Гляди, Петро подеремся пригрозил Григорий - Заглянула, мол, через плетень, а они, любушки, лежат в обнимку Кто спрашиваю, а она Да Аксютка Астахова с твоим братом. Я говорю - Оскалив по-волчьи зубы, Григорий метнул вилы. Петро упал на руки, и вилы, пролетев над ним, на вершок вошли в кремнисто-сухую землю.

Потемневший Петро держал под уздцы взволнованных криком лошадей, ругался - Убить бы мог, сволочь И убил бы Дурак ты! Черт бешеный! Вот в батину порода выродился, истовый черкесюка Через минуту, закуривая, глянули друг другу в глаза и захохотали Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 70. Ссора быстро начинается и быстро погасает, братья снова вместе, снова готовы втихомолку посмеиваться над своим вспыльчивым, властным отцом. Происходит это от того, что им нечего скрывать друг от друга, между ними нет тайн, их отношения построены на искренности, они могут говорить о самом сокровенном.

Вот, например, перед женитьбой Григория Петро спрашивает, как же тот поступит с Аксиньей - Гришка, а как же с Аксюткой? А что? Небось жалко кидать? Я кину - кто-нибудь подымет смеялся тогда Гришка. Ну гляди Петро жевал изжеванный ус а то женишься да не в пору Тело заплывчиво, а дело забывчиво отшутился Гришка. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 116. Петро здесь мудрее Григория, он понимает, что не так-то просто справиться с чувством, на которое брат в жениховском озорстве играючи рукой помахивал дескать, загоится, забудется Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 115. Нет еще у Петра той хитрости, приспособленчества, которые проявляются у него в войне.

Так, например, не держится он в стороне, когда вспыхивает ссора на мельнице между мужиками и казаками Петро кинул мешок и, крякнув, мелкими шажками затрусил к мельнице.

Пристав на возу, Дарья видела, как Петро втесался в середину, валял подругных охнула, когда Петра на кулаках донесли до стены и уронили, топча ногами. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 118. Герой с легкостью, не думал о себе, бросает свою поклажу и вступается за односельчан.

Эта необдуманность пропадает у Петра во время войны. Война становится для Петра проверкой всех его качеств, она заостряет, выделяет те черты его характера, которые, которые не были видны в мирной жизни. Это для него своеобразное испытание, из которого герой не сможет выйти с достоинством. В первые дни войны встречаются два брата, Шолоховым дано их описание Петра - загорелое лицо, с подрезанными усами пшеничного цвета и обожженным солнцем серебристыми бровями и Григорий с незнакомой, пугающей бороздой на лбу. Если в портрете главного героя, испытавшие душевные потрясения из-за убитого человека, произошли изменения, то в описании Петра ничего не изменилось.

Нет у этого героя душевных страданий, смятения, он не задумывается, как Григорий, для чего, с какой целью умирают на войне люди. Он приспособился, привык к ней, понял что из нее можно извлекать выгоду.

Грозным обвинением звучат слова автора быстро и гладко шел в гору, получил под осень шестнадцатого года вахмистра, заработал, подлизываясь к командиру сотни, два креста и уже поговаривал в письмах о том, что бьется над тем, чтобы послали его подучится в офицерскую школу прислал свою фотографическую карточку. С серого картона самодовольно глядело постаревшее лицо его, торчмя стояли закрученные белые усы, под курносым носом знакомой улыбкой щерились твердые губы. Сама жизнь улыбалась Петру, а война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные ему ли, простому казаку, с мальства крутившему хвосты быкам, было думать об офицерстве и иной сладкой жизни Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 412 Если Григория мало радуют чины и кресты, то для Петра офицерские погоны кажутся несбывшимся счастьем, если Григорий всегда отстаивает свое достоинство, то Петр подобострастен, льстив, готов к услугам, война гнула главного героя, Петру же рисовались радужные горизонты привольной жизни - дороги братьев растеклись врозь Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 412. Революция развеяла мечты героя, но и здесь он быстро сориентировался Я, Гришка, шататься, как ты, не буду Меня к красным арканом не притянешь незачем мне к ним, не по дороге Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 26 В годину смуты, бед, смертей Петр возами отправляет домой награбленное. Петро - он гожий, дюже гожий к хозяйству! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 67 нахваливает Пантелей Прокофьевич старшего сына, поджившегося под Калачом.

В противовес Григорию, который не только сам не брал чужого, но и запрещал своим подчиненным, Петро ничем не брезговал для приумножения своего. Если Пантелей Прокофьевич тащит в дом все, что подвернется, для того, чтобы сохранить свое рушащееся гнездо, свою привычную жизнь, то его старший сын - ради наживы.

Накопительство Пантелея Прокофьевича трагично и напоминает нервный поединок с перипетиями судьбы, стяжательство Петра смешно и никчемно.

Доказательством служит сцена примерки Героем дамского белья, прихваченного им в отбитом поезде покашливая и хмурясь, попробовал примерить панталоны на себя. Повернулся и, нечаянно увидев в зеркале свое отображение с пышными складками назади, плюнул, чертыхнулся Большим пальцем ноги зацепился в кружевах, чуть не упал на сундук и, уже разъярясь всерьез, разорвал завязки панталоны, которые неизвестно какой пол шились, Дарья в тот же день, вздыхая сложила в сундук там лежало еще немало вещей, которым никто из баб никто не мог найти применения. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 111. Как ни умел Петро гибко приспособляться к изменившимся обстоятельствам, пережидать трудные времена, но война не обошла его стороной, умер он от руки Михаила Кошевого так же суетливо и приниженно, как и жил - Кум чуть шевеля губами, позвал он Ивана Алексеевича - Кум, Иван, ты моего дитя крестил Кум, не казните меня Попросил Петро и, увидев, что Мишка уже поднял на уровень его груди наган расширил глаза, будто готовясь увидеть нечто ослепительное, как перед прыжком вобрал голову в плечи. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 162. 5. Дарья Мелехова.

Трагедия ее бесплодной жизни. Дарья Мелехова упоминается уже в первой главе и появляется затем во второй, третьей четвертой, восьмой и девятой главах первой части романа, нов них еще нет изображения характерных дарьиных черт. Если, например, при первом появлении в романе Тихий Дон генерала Николая Александровича Листницкого изображаются его лицо, фигура, одежда - все характерное, что живо бросилось в глаза Григорию Мелехову то появление Дарьи дано совсем иначе.

При первом ее появлении упоминаются лишь икры белых ног. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 14. В четырнадцатой главе, рассказывая о возвращении Аксиньи Астаховой ранним утром от знахарки домой, Шолохов обращает внимание на брови повстречавшейся Дарьи Мелехова Дарья, заспанная и румяная, поводя красивыми дугами бровей, гнала в табун своих коров. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 57. В следующей пятнадцатой главе снова упоминаются брови Дарьи тонкие ободья бровей, которыми поиграла, оглядывая Григория, собравшегося ехать к Коршуновым сватать Наталью.

Когда на свадьбе Григория и Натальи дядя Илья шепчет Дарье непристойности, она суживает глаза, подрагивает бровями и посмеивается. В манере Дарьи играть своими бровями, щурить глаза и во всем ее облике улавливается что-то порочное.

Порочность эта связана и с нелюбовью Дарьи к труду.

Пантелей Прокофьевич говорит о ней с ленцой баба, спорченная румянится да брови чернит. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 115. Постепенно черты Дарьи вырисовываются более отчетливо. В потрепанном наброске, сделанным Шолоховым, за легкостью красивых движений ощущается житейская цепкость, ловкость этой женщины.

Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами, под розовой рубашкой, с засученными под локоть рукавами, трепыхались маленькие груди.

Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее - высокая, тонкая, гибкая, как красноталая хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке перебирая плечами на окрики мужа посмеивалась под тонкой каймой злых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 137. Крупным планом образ Дарьи показан спустя два месяца после мобилизации ее мужа Петра на войну.

С циничной шутливостью говорит она Наталье об игрищах, о своем желании побаловаться и подтрунивает над ней, тихонюшкой. Слова, движения, мимика Дарьи так органично сочетаются, что перед нами встает поистине живой человек. Шолохов постепенно раскрывает ее характер и делает это по мере развития сюжета.

Война по-особому повлияла на эту женщину почувствовав, что можно не приспосабливаться к старым порядкам, укладу, она безудержно отдается своим новым увлечениям. Смерть Петра словно подхлестнула ее, и, чуть оправившись от перенесенного горя, она стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 57. Совсем не та стала Дарья Все чаще она противоречила свекру, на Ильиничну и внимания не обращала, безо всякой видимой причины злилась на всех, от покоса отделалась нездоровьем и держала себя так, как будто доживала она в мелеховском доме последние дни Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 106. Для раскрытия образа старшей снохи Мелеховых Шолохов использует множество деталей, они определяются ее характером.

Дарья - щеголиха, поэтому огромную роль играет здесь детали одежды. Мы видели разбитую Дарью, принаряженной Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 1 М. Правда, 1975 С. 41 нарядной Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 247 одетой богато и видно Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 134 разнаряженной, словно на праздник Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 103 Рисуя ее портрет, Шолохов на протяжении, романа упоминает все новые и новые детали дарьиной одежды малиновую шерстяную юбку, бледно-голубую юбку с расшивным подолом, добротную и новую шерстяную юбку и т.д. Дарья у Шолохова ещё и постоянно прихорашивается.

Так, например, она раз пять переодевалась, примеряя к какой кофточке больше всего идет полосатая георгиевская ленточка Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 109. Детали одежды и такие детали, как черные дуги бровей, значительны для раскрытия скользкого характера Дарьи, которую Пантелей Прокофьевич назвал заразей липучей Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 109 У Дарьи своя походка, всегда легкая, но вместе с тем многообразная вьющаяся, скользкая, смелая, развязная, виляющая, быстрая.

В различные конкретные моменты эта походка по-разному связана с другими движениями Дарьи, выражением ее лица, ее словами, настроениями, переживаниями.

Например, в том, как после бурного столкновения со свекром в мякиннике, она идет влияющей быстрой походкой и скрывается, не оглянувшись, сказываются вызывающая наглядность, злоба, неуравновешенности Дарьи. Существенную роль в изображении ее портрета играют косвенные характеристики. От работы хоронится, как собака от мух, совсем отбилась от семьи Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 109 - говорит о ней Пантелей Прокофьевич.

Сравнение Дарьи с красноталой хворостинкой выражает сущность характера Дарьи, а также эмоциональное отношение к ней автора. А вот Дарья была все та же. Кажется никакое горе не было в силах не только сломать ее, но даже пригнуть к земле. Жила она на белом свете, как красноталая хворостинка гибкая красивая и доступная Цветешь спросил Григорий. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 57. С годами постепенно меняются характер Григория, Аксиньи, Натальи, Дуняшки и других героев Тихого Дона, а вот Дарья была все та же Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 57 Это подчеркивает изменчивость характера Григория Нет, нет, Григорий положительно стал не тот Ох, и постарел же ты, братушка сожалеюще сказала Дуняшка серый какой-то стал, как бирюк Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 57 Хотя характер Дарьи мало изменяется, он противоречив.

Так, например, она, не задумываясь, изменяет мужу в пути на фронт.

Однако, приехав, со слезами искренней радости обнимает мужа, смотрит на него правдивыми ясными глазами Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 2 М. Правда, 1975 С. 85 Она очень бурно переживет горе, когда казаки привозят домой убитого Петра. Дарья, хлопнув дверьми, опухшая, выскочила на крыльцо, рухнула в сани Петюшка! Петюшка, родимый! Встань! Встань! Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 197 Сцена эта нарисована Шолоховым очень драматично. Когда Дарья начинает голосить по Петру, у Григория чернь застилает глаза.

Но горе ее оказалось непродолжительным и не оставило на ней никакого следа. Первое время тосковала, желтела от горя и даже состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце и тоска тоска дарьина ушла вместе со стаявшим снегом. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 270. Мастерство изображения движений и мастерство диалога одинаково основываются у Шолохова на прикосновении в индивидуальный мир переживаний человека.

Герои Шолохова говорят иногда улыбками, выражением своих глаз и различными движениями больше, чем словами. Иной раз в одной фразе действующего лица появляется все, что выражают его лицо и движения так что портретные детали оказываются тога излишними.

Поскольку же и за художественными деталями и за словами, которые произносят персонажи, скрываются сложные, противоречивые развивающие чувства и настроения, детальное изображение движений и диалог естественно дополняют друг друга и как бы сливаются воедино. Яркость диалога или внутреннего монолога сказывается в романе Шолохова на изображении движений, а яркость изображения движений отражается на диалоге или на внутреннем монологе Бараг Л. Г. Мастерство пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова Тихий Дон Ученые записки.

Выпуск 8. Серия филологическая 2. Уфа, 1956 С. 74 Так, например, цинизм Дарьи не только в том, как, она, молча улыбалась, без особого стеснения разглядывала генерала, выдавшего ей денежную награду и медаль, но и в том, как она думает в этот самый момент Дешего расценили моего Петра, не дороже пары быков А генералик ничего себе, подходящий Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 104. Цинизм ее проявляется и в том, как охотно она шутит непотребными словами, колко отвечает на расспросы, смущает и озадачивает окружающих.

Чем быстрее разрушается мелеховская семья, тем легче Дарья нарушает моральные нормы. Шолохов добивается этого нагнетанием характерных деталей. Так, например, убив Ивана Алексеевича Котлярова, она обычным жестом поправила головной платок, подобрала выбившиеся волосы - все это подчеркивает ее мстительность, злость и то, что Дарья не осознала свой поступок.

Затем после убийства Шолохов описывает женщину глазами Григория для того, чтобы передать чувство отвращения. Наступил кованным каблуком сапога на лицо Дарьи, черневшие полудужьями высоких бровей, прохрипел Ггггадю-ка. Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 3 М. Правда, 1975 С. 324. После того как Дарья рассказала Наталье о прилипчивой болезни, ее поразила перемена, происшедшая с дарьиным лицом щеки осунулись и потемнели, на лбу наискось залегла глубокая морщина, в глазах появился горячий тревожный блеск Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 112 Все это не шло в сравнение с тем, каким циничным тоном она говорила, поэтому это очень ярко передавало настоящее душевное состояние героини.

Чем многогранней и глубже характер героя и чем более яркой и напряженной жизнью он живет, тем более широко использует Шолохов изображение окружающего мира для раскрытия образа. Отсюда сочетание реализма с самым тонким лиризмом Бараг Л. Г. Мастерство пластического изображения человека в романе М. А. Шолохова Тихий Дон Ученые записки.

Выпуск 8. Серия филологическая 2. Уфа, 1956 С. 36. Внутренний мир Григория, Аксиньи, Натальи, других героев раскрывается через восприятие ими природы, этого нельзя сказать о Дарье. И это не случайно, так чувство природы не играло роли в ее переживаниях. Но после случившейся беды она обращает на нее внимание Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно.

Повернусь кругом, гляну - господи, красота-то какая! А я ее и не примечала Шолохов М. А. Собрание сочинений В 8- ми т Т. 4 М. Правда, 1975 С. 23 Через этот монолог ощущается дарьина драма, бесплодность ее жизни. Дарья со всей непосредственностью проявляет в этой речи светлые, человеческие чувства, которые таились в ее душе. Шолохов показывает, то эта женщина все-таки обладает способность ярко воспринимать мир, но оно появляется только после осознания безысходности своего горя. Шолохов неоднозначно относится к своей героине, через художественную деталь, через прямую авторскую речь, через диалоги он показывает цинизм, внутреннюю пустоту этой женщины, но вместе с тем Дарья Мелехова подкупает своим озорством, чувством юмора, жизнелюбием. 6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Роль моральной оценки в характеристике героев "Тихого Дона" М. А. Шолохова

Сложная обстановка сложилась не только в обществе, но и литературе. Врагами объявлялись те, кто не вписывался в рамки общественных норм. Столь… Они клеймились попутчиками , подвергались всяческим оскорблениям и преследованиям. В литературе царствовала РАПП…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петро Мелехов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общие принципы моральной характеристики героев
Общие принципы моральной характеристики героев. Шолохов создал широкое повествование, вобравшее в себя множество индивидуальных судеб, неповторимых характеров, насыщенное массовыми сценами.

Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова
Комическое и трагическое в образе Пантелея Прокофьевича Мелехова. Для того, чтобы узнать, какие человеческие качества и свойства обнаруживает Пантелей Прокофьевич. Нужно проанализировать. Ка

Ильинична как воплощение материнства
Ильинична как воплощение материнства. В первых томах Тихого Дона редко упоминается эта героиня, она как бы сопутствует образам Героиня Пантелея Прокофьевича. Старая женщина, мать, неугомонна

Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой
Прекрасное и нравственно в образе Натальи Мелеховой. Наталья - это верная, покорная, но нелюбимая жена Григория. Драма ее изображена Шолоховым с волнующей глубиной. Воспитанная в стародавних

Аксинья - тип настоящей русской женщины
Аксинья - тип настоящей русской женщины. Аксинья - одна из замечательных героинь романа. Это тип настоящей русской женщины, умеющей по настоящему любить, подчинившей любви всю свою жизнь. Любовь Ак

Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова
Михаил Кошевой как идеологический антипод Григория Мелехова. Образ Михаила Кошевого отражает то, как революционные изменения жизни влияли на развитие характера героя на изменения, его нравственных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги