рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Символика в романтическом тексте

Символика в романтическом тексте - раздел Литература, Романтизм в биографической новелистике Паустовского Символика В Романтическом Тексте. Мифологизация Сюжета, Широкое Использование...

Символика в романтическом тексте. Мифологизация сюжета, широкое использование символики придавали романтическому произведению значительную степень условности, Формы ходожественной изобразительности в таком случае обретали значительную емкость, заключали в себе огромное обобщение и позволяли художнику вместить в них гораздо большее содержание, нежели образы, создаваемые на бытовой, исторически конкретной основе.

Новеллы об искусстве К. Паустовского со всей убедительностью доказывают нам это. Ярко выраженная символика роднит текст рассматриваемых групп новелл.

Природные стихии и явления буря, ветер, заря, солнце звезды, свет, мрак и др. символизируют космические, социальные и душевные состояния и перемены.

Определенное символическое значение имеют различные оттенки цвета и т.п. Гуляев Карташова 1991 80 Чем более суровым становится тон автора, тем выше наполненность текста символически значимыми природными явлениями. Мир природы передает напряженное душевное состояние героя, безмятежность и покой, недоступные ему в жизни, становятся аномалией и в природе Снег начал идти с вечера и к ночи запорошил всю равнину.

Океан катил н а песок длинные волны. Они шумели без устали - месяцы, годы - и Аллан так привык к этому шуму что перестал его замечать. Наоборот, Аллана поражала окрестная тишина. Ему казалось, что она выпала на землю вместе со снегом. Паустовский 1969 7 375 Лишь в грезах видится Аллану другая равнина с фиалками от края до края. Цветы испускали тонкий звук, будто в каждом была заложена маленькая струна.

Паустовский 1969 7 386 Проявляющаяся здесь гиперболизация текста призвана акцентировать остроту раскола мечты и жизни. Отсутствие трагизма в романтическом конфликте лишь повышает роль условности текста. И тогда незначительная на первый взгляд деталь обретает лиричность, становится символом по мере развертывания романтического сюжета. Такова, например, корзина с еловыми шишками из одноименной новеллы. Вначале читатель и не догадывается, что тяжелая корзина В еловых шишках много смолы и потому они весят гораздо больше сосновых Паустовский 1969 7 467 , которую несет Григ, приобретет к концу повествования глубокую символичность.

Маленькой Дагни Григ помог донести до дому тяжелую корзину, взрослой Дагни он помогает нести тяжкое бремя жизни, поддерживая в ней стремление пробиваться навстречу светлому будущему. Условность таким путем придает необходимую контрастность тексту, романтические пейзажи в повествовании становятся частью мира прекрасного. Потому так богат гиперболами и поэтическими метафорами текст в Корзине с еловыми шишками Если бы можно было собрать все золото и медь, какие есть на земле, и выковать из них тысячи тысяч тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах.

К тому же, кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими. Паустовский 1969 7 466 Метафоры, обладающие элементами мистики, загадки романтизм усиливал приданием определенного символического значения различным оттенкам цвета.

Субъективно окрашенный индивидуальный образ предмета, явления служил средством выражения эмоциональной оценки. Новеллы с ярко выраженным романтическим конфликтом и передать его стремились однотипностью цветовой гаммы. В новелле Равнина под снегом основную мысль произведения выражает доминирование черного цвета. Он символизирует мрак, забвение, горе, оплакивание Еремина 1980 39 Rihlama 1997 110 , он чужд жизни Steiner 1983 17 Brusatin 1966 44 . Лишь изредка встречающиеся в тексте иные цвета неизменно носят холодный тон стремительная заря окрасила волны в мрачный цвет меди. Паустовский 1969 7 385 Художественный интерес портретно-биографических новелл обуславливает яркость и красочность романтических картин, переливы и переходы цветов друг в друга.

Смена цветов ночного неба в новелле Старый повар ночь из черной сделалась синей, а потом голубой Паустовский 1969 6 538 призвана показать умирающему старику, что его жизнь не прошла напрасно, она была по-своему прекрасна и о нем будут помнить.

Стремительная смена цвета, холодных его тонов на более мягкие отражает душевное потрясение, испытанное персонажами новеллы. Синий цвет и его разновидность-голубой символизируют возвышенность чувств 1996 46 , благородность помыслов героев произведения. Показательно и то, что любимый цвет романтиков - синий- сменяет символический для христианской религии черный цвет. Искусство тем самым опровергает религию в толковании греховности поступков и помыслов умирающего старика.

Символ чистоты, белый цвет, тесно связан с возникающим на страницах новеллы Корзина с еловыми шишками мотивом детства. Отсюда белый цветок на сердце Дагни, и ее отождествление с белой ночью, и ее белое платье. Символическая сила цветов, относящихся, помимо всего прочего, к одежде или изображениям, имела большое значение. Так, белый цвет означал радость или великолепие Беллингэр 1993 462 Желтый цвет в произведениях Паустовского вытеснен золотым, который вообще характерен для эмоционально-высоких текстов.

Все положительные оттенки желтого объединяются в рамках золото золотой. Еремина 1980 39 Отсюда позолота северного рассвета и золото осени в Корзине с еловыми шишками. Отметим также, что позолота многозначительно указывает на начало процесса становления цвета. У Дагни, как бы хочет сказать нам автор, впереди большая и сполна насыщенная событиями жизнь. Окрашивая в романтическую тональность финал новеллы, символика передает эту уверенность автора и читателю. 8.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Романтизм в биографической новелистике Паустовского

Свойственные этому жанру краткость повествования, компактность композиции, прямота сюжетных линий как нельзя лучше способствовали раскрытию его… Следует отметить, что творчество Паустовского, хотя и было достаточно хорошо… Имеющаяся критическая литература советских авторов по этому вопросу носит в основном обзорный характер.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Символика в романтическом тексте

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К концепции романтизма
К концепции романтизма. Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественног

Романтическая эстетика
Романтическая эстетика. Чрезвычайно глубокую и точную характеристику романтизма дал еще в середине 19-ого в. Гегель. По его мнению, предметом романтического искусства является свободная конкретная

НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ
НОВЕЛЛА В РОМАНТИЗМЕ. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме
Эволюция жанра в романтизме. Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия.

Биографическое произведение как вид литературы
Биографическое произведение как вид литературы. Биографические произведения художественной литературы, при всем их жанровых различиях, имеют немало общего. В них совершенно отсутствуют публицистиче

Типы биографических произведений
Типы биографических произведений. Многообразие биографической литературы не помешало исследователям предложить различные способы ее классификации. Основными критериями при этом становились р

Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы
Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы. Неизбывная тоска по прекрасному, стремление к идеалу лежали в основе развития характера романтического героя. Постепенной его

Напряженный лиризм романтического образа
Напряженный лиризм романтического образа. Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и м

Символика в романтическом тексте
Символика в романтическом тексте. Мифологизация сюжета, широкое использование символики придавали романтическому произведению значительную степень условности, Формы ходожественной изобразительности

Достоверность и условность в биографии героя
Достоверность и условность в биографии героя. Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла в воссоздании картин прошлого. Свою роль в образов

Характер отношений
Характер отношений. Портретная и художественная биография являют собой пример различных трактовок отношения героя с окружающим его обществом. В первом случае перед нами ярко выраженная идеализация.

Предназначение творца
Предназначение творца. Роль творца в романтизме не ограничивалась только его служением искусству. Отмеченный божественной искрой талант этих людей позволял им соприкасаться с высшими, астральными с

К проблеме романтического пьдестала
К проблеме романтического пьдестала. Живые, общительные, чуть насмешливые герои новелл Паустовского, даря тепло и очарование своего воображения, нисколько не стремятся выделиться среди людей, их ок

Синестезии и их роль в романтическом тексте
Синестезии и их роль в романтическом тексте. Романтичность стиля новелл Паустовского во многом была обусловлена своеобразием художественного мышления писателя и характеризовалась предельной обостре

К концепции романтизма
К концепции романтизма. Рубеж веков вошел в мировую историю как период бурных социально-политических потрясений. Необходимость их отражения в искусстве обуславливала поиск новых форм художественног

Романтическая эстетика
Романтическая эстетика. Чрезвычайно глубокую и точную характеристику романтизма дал еще в середине 19-ого в. Гегель. По его мнению, предметом романтического искусства является свободная конкретная

Новелла в романтизме
Новелла в романтизме. Жанр новеллы В определениях новеллы, многочисленных и разнообразных, чаще всего встречаются такие жанрообразующие признаки, как событийность, краткость, сжатость, символичност

Эволюция жанра в романтизме
Эволюция жанра в романтизме. Творение итальянского Ренессанса, новелла привлекла внимание писателей-романтиков повышенной эмоциональностью восприятия текста читателем, драматизацией действия.

Художественная биография в романтизме
Художественная биография в романтизме. Оформившись как самостоятельное направление в литературе лишь в 17-ом веке, художественная биография долгое время игнорировалась писателями-романтиками. Так,

Типы биографических произведений
Типы биографических произведений. Многообразие биографической литературы не помешало исследователям предложить различные способы ее классификации. Основными критериями при этом становились р

Обычность необычного героя
Обычность необычного героя. Отрицая обусловленность личности социальными и историческими условиями, романтизм тяготел к нивелированию облика своих персонажей. Это создавало некую постоянную совокуп

Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы
Роль кульминационного момента в структуре романтической новеллы. Неизбывная тоска по прекрасному, стремление к идеалу лежали в основе развития характера романтического героя. Постепенной его

Напряженный лиризм романтического образа
Напряженный лиризм романтического образа. Лиризм - одна из важнейших отличительных черт романтической кульминации с ее неизменным стремлением к воплощению мечты, какой бы грандиозной, трепетной и м

Достоверность и условность в биографии героя
Достоверность и условность в биографии героя. Биографическое произведение в романтизме отличает тонкое сочетание элементов правды и вымысла в воссоздании картин прошлого. Свою роль в образов

Характер отношений
Характер отношений. Портретная и художественная биография являют собой пример различных трактовок отношения героя с окружающим его обществом. В первом случае перед нами ярко выраженная идеализация.

Предназначение творца
Предназначение творца. Роль творца в романтизме не ограничивалась только его служением искусству. Отмеченный божественной искрой талант этих людей позволял им соприкасаться с высшими, астральными с

Синестезии и их роль в романтическом тексте
Синестезии и их роль в романтическом тексте. Романтичность стиля новелл Паустовского во многом была обусловлена своеобразием художественного мышления писателя и характеризовалась предельной обостре

Литературная реминисценция
Литературная реминисценция. Образ, появляющийся путем использования приема литературной реминисценции, в жанре новеллы обладает немалой долей устойчивости, что призвано подчеркнуть цельность мирово

Конфликт и характер его разрешения
Конфликт и характер его разрешения. В качестве малого жанра литературы романтическая новелла была ограничена в выборе сюжетных и композиционных решений. Присущую ей схематичность она, однако

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги