рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Биография Даниила Хармса

Работа сделанна в 2001 году

Биография Даниила Хармса - раздел Литература, - 2001 год - Судьба и творчество Даниила Хармса Биография Даниила Хармса. Даниил Иванович Ювачев Еще На Школьной Скамье Приду...

Биография Даниила Хармса. Даниил Иванович Ювачев еще на школьной скамье придумал себе псевдоним - Хармс, который варьировал с поразительной изобретательностью, иногда даже в подписи под одной рукописью Хармс, Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т.д. Дело в том, что Хармс полагал, что неизменное имя приносит несчастье, и брал новую фамилию как бы в попытках уйти от него. Вчера папа сказал мне, что, пока я буду Хармс, меня будут преследовать нужды.

Даниил Чармс. 23 декабря 1936 года дневниковая запись. Он происходил из семьи известного народовольца Ивана Павловича Ювачева.

Иван Павлович Ювачев - был человеком исключительной судьбы. Будучи вовлечен в Народную волю, он почти сразу же оказался арестованным. На процессе 1883 года его приговорили к пожизненной каторге, которая впоследствии была заменена 15-ю годами заключения. На каторге Иван Павлович стал глубоко религиозным человеком и по возвращении он, помимо воспоминаний, написал несколько популярных книг о православной вере. Отбывая ссылку на Сахалине, он познакомился с Чеховым.

Даня родился уже после освобождения отца, когда Ювачев вернулся в Петербург. В эти годы начала века отец Хармса стал автором мемуарных и религиозных книг - послужил прототипом для героев Льва Толстого и Чехова Так что корни Хармса - вполне литературные. Но известно, что Иван Павлович, не одобрял сочинений сына столь не похожи они были на то, что он сам почитал в литературе. В школе Хармс в совершенстве изучил немецкий язык, достаточно хорошо - английский.

Но и школа эта была не простая Даниил Иванович учился в Главном немецком училише св. Петра Петершуле. Доучиваться, правда, пришлось в Царском Селе, в школе, где директором была его тетка - Наталья Ивановна Колюбакина. В 1924 году Ювачев поступил в Ленинградский электротехникум. Однако, уже через год ему приходится из него уйти. На меня пали несколько обвинений объясняет он в записной книжке за что я должен оставить техникум 1 Неактивность в общественных работах. 2 Я не подхожу классу физиологически. Таким образом, ни высшего, ни среднего специального образования Ювачев получить не смог. В то же время он интенсивно занимался самообразованием, с помощью которого достиг значительных результатов об этом мы можем судить по спискам прочтенных им книг, которые находим в дневниковых записях. С 1924 года он начинает называть себя - Хармс. Вообще, как уже писалось, псевдонимов у Даниила Ивановича было много, и он играючи менял их. Однако, именно Хармс с его амбивалентностью от французского charm - шарм, обаяние и от английского harm - вред наиболее точно отражало сущность отношения писателя к жизни и творчеству он умел писать о самых серьезных вещах и находить весьма невеселые моменты в самом, казалось бы, смешном. Точно такая же амбивалентность была характерна и для личности самого Хармса его ориентация на игру, на веселый розыгрыш сочетались с подчас болезненной мнительностью, с уверенностью в том, что он приносит несчастье тем, кого любит ср. цитату из Добротолюбия, которую Хармс часто любил повторять и которую целиком относил к себе Зажечь беду вокруг себя. Хармс-писатель сформировался в 20-е годы, испытав влияние Хлебникова и А. Труфанова, и обрел единомышленников в кругу поэтов, назвавших себя обэриутами от ОБЭРИУ - Объединения Реального Искусства. В 1928 году в 2 журнала Афиши Дома печати была опубликована знаменитая декларация ОБЭРИУ. По свидетельству И. Бахтерева, единственного ныне здравствующего обэриута, части Общественное лицо ОБЭРИУ и Поэзия обэриутов написал Н. Заболоцкий.

В этой декларации еще раз провозглашается полный и окончательный разрыв с заумью, а ОБЭРИУ объявляется новым отрядом левого революционного искусства Нет школы более враждебной нам, чем заумь.

Люди реальные и конкретные до мозга костей, мы - первые враги тех, кто холостит слово и превращает его в бессильного и бессмысленного ублюдка.

В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства.

Мы - творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства Вы как будто начинаете возражать, что это не тот предмет, который вы видите в жизни? Подойдите поближе и потрогайте его пальцами.

Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты. Может быть, вы будете утверждать, что наши сюжеты не-реальны и не-логичны ? А кто сказал, что житейская логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красотой нарисованной женщины, несмотря на то, что вопреки анатомической логике, художник вывернул лопатку своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика, и она не разрушает предмет, но помогает его познать Цитата по Кобринский А.А. Я чувствую в сумрачной жизни. Источник http www.geocities.com Athens 8926 Kharms Kh Intro 1.html В декларации также давались краткие характеристики творчества каждого из членов ОБЭРИУ. Вот что было сказано о Хармсе Даниил Хармс - поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях.

В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла.

Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе классический отпечаток и, в то же время, представляет широкий размах обэриутского мироощущения. Впоследствии Маршак скажет о Хармсе, что это был поэт с абсолютным вкусом и слухом и с какой-то - может быть, подсознательной - классической основой Маршак С.Я. Собрание сочинений М. Художественная литература, 1973 Том 8, письмо 409 Кто мы? И почему мы - вопрошали они в своем манифесте Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства.

В поэзии - столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики, и так далее.

Обэриуты нашли себе приют в стенах ленинградского Дома печати, где 24 января 1928 года состоялся их самый большой вечер, Три левых часа. Хармс - вместе с Н. Заболоцким, А. Введенским, К. Вагиновым, И. Бахтеревым и другими - читал на первом часу свои стихи, восседая на шкафу, а на втором часу была представлена его пьеса Елизавета Бам, одним из постановщиков которой был сам автор.

ОБЭРИУ очень увлекло Хармса, и он разрывался между обэриутскими занятиями и возлюбленной. Группу ОБЭРИУ возглавлял Александр Туфанов, личность весьма неординарная. Вот как о нем вспоминает поэт Игорь Бахтерев В двадцатые годы в типографии ленинградского кооперативного издательства Прибой работал нелепого вида корректор, именовавшийся старшим, один из лучших корректоров города. Длинные, иной раз нерасчесанные пряди волос спускались на горбатую спину.

Нестарое лицо украшали пушистые усы и старомодное пенсне в оправе на черной ленточке, которую он то и дело поправлял, как-то странно похрюкивая. Особенно нелепый вид корректор приобретал за порогом типографии. Дома он сменял обычную для того времени широкую, без пояса, толстовку на бархатный камзол, а скромный самовяз на кремовое жабо. И тогда начинало казаться, что перед вами персонаж пьесы, действие которой происходит в XVIII веке. Его жена, Мария Валентиновна, ростом чуть повыше, вполне соответствовала внешности мужа распущенные волосы, сарафан, расшитый жемчугом кокошник.

В таком обличии появлялись они и на эстраде, дуэтом читая стихи уже не корректора, а известного в Ленинграде поэта А. В. Туфанова. В первые послереволюционные годы Туфанов ходил в обычном пиджаке и писал обычные стихи, считая себя последователем акмеистов. Его первый сборник назывался Эолова арфа. Если воспользоваться им же предложенной терминологией, его стихи отличались от стихов акмеистов звуковой ориентацией. Потом Туфанов стал называть свои стихи аллитерационными, а в начале двадцатых годов декларировал поэзию без слов, с заменой осмысленного слова бессмысленной фонемой. В ту пору он называл себя заумником Бахтерев Н. Когда мы были молодыми Навыдуманный рассказ Воспоминания о Н. Заболоцком М 1984 С.66 Именно в кружке Туфанова впервые познакомились и подружились - как оказалось, на всю жизнь - два молодых поэта Даниил Хармс и Александр Введенский.

Вскоре они обособляются в группе Туфанова, получившей к тому времени название Левый Фланг, а к началу 1926 года выходят из нее, образовав со своими приятелями, молодыми философами Леонидом Липавским и Яковом Друскиным, дружеское объединение чинари Подробнее о чинарях см. Друскина Л. Было такое содружество Аврора 1989 6 С.100-131 Примерно в это время Хармс и Введенский были приняты в ленинградское отделение Всероссийского Союза поэтов.

В сборниках Союза поэтов 1926 и 1927 годов появились по два их стихотворения.

Эти стихи останутся единственными их взрослыми произведениями, которые им суждено будет увидеть напечатанными. Впрочем, чинари и не особенно стремились тогда быть напечатанными. Главной формой их деятельности стали выступления с чтением своих стихов - в клубах, ВУЗах, литературных кружках. Несмотря на то, что Хармс и Введенский давно отказались от попыток создания фонической музыки и перенесли центр тяжести экспериментов на такие элементы, как ритм и рифма, синтаксическая валентность слова и т.п их стихи не стали доступнее массовой аудитории периода ликбеза.

В лучших традициях коммунистической культуры слушатели отвечали агрессивностью на все непонятное. Иногда в публике вспыхивали скандалы. Один из таких скандалов произошел во время выступления чинарей на собрании литературного кружка Высших курсов искусствоведения 30 марта 1927 года. Желая положить конец выступлениям обэриутов в общежитиях, клубах, воинских частях и т.д. ленинградская молодежная газета Смена поместила статью Реакционное жонглерство 9 апреля 1930 года, имевшую подзаголовок Об одной вылазке литературных хулиганов. Тут прямо говорилось, что литературные хулиганы обэриуты - примечание наше - А.Л. ничем не отличаются от классового врага. Автор статьи воспроизводил, очевидно, реальный диалог пролетарского студенчества с обэриутами Владимиров самый молодой обэриут Юрий Владимиров - примечание наше - А.Л. с неподражаемой нагластью назвал собравшихся дикарями, которые попав в европейский город, увидели там автомобиль.

Левин прозаик, обериут Дойвбер Левин - примечание наше - А.Л. заявил, что их пока не понимают, но что они единственные представители действительно нового искусства, которые строят большое здание Для кого строите спросили его Для всей России последовал классический ответ Цитата по Глоцер В. Я думал о том, как прекрасно все первое! Даниил Хармс. Рассказы и повести М 1989 С.10 9 апреля 1930 года можно считать датой прекращения существования Объединения реального искусства - одной из последних литературных групп в России первой половины XX века. Оставалось всего два года до создания единого Союза советских писателей с единым для всех методом социалистического реализма.

Вероятно, статья Нильвича в журнале Смена стала одной из причин ареста Хармса и Введенского в самом конце 1931 года, хотя формально поэты проходили по делу издательства Детская литература. Приговор был сравнительно мягким - ссылка в Курск, а хлопоты друзей привели к тому, что уже осенью 1932 года Хармс и Введенский смогли вернуться в Ленинград.

Кроме статьи Нильвича, был еще донос, который составили сами представители пролетарского студенчества ЛГУ и в котором прямо спрашивалось, как это Союз поэтов может терпеть в своих рядах подобных литературных хулиганов.

Позади остались две единственные взрослые публикации Даниила Хармса - по стихотворению в каждом - в двух сборниках Союза поэтов в 1926-м и 1927 годах. Стремился ли Хармс к публикации своих взрослых произведений? Думал ли о них? Полагаем, что да. Во-первых, таков закон всякого творчества.

Во-вторых, есть и косвенное свидетельство, что он свыше четырех десятков своих произведений считал готовыми для печати, но при этом не делал после 1928 года никаких попыток опубликовать что-то из своих взрослых вещей. Во всяком случае о таких попытках пока неизвестно. Больше того он старался не посвящать своих знакомых в то, что пишет. Художница Алиса Порет вспоминала Хармс сам очень любили рисовать, но мне свои рисунки никогда не показывал, а также все, что он писал для взрослых.

Он запретил это всем своим друзьям, а с меня взял клятву, что я не буду пытаться достать его рукописи Цитата по Глоцер В. Я думал о том, как прекрасно все первое! Даниил Хармс. Рассказы и повести М 1989 С.13 Специфика работы Хармса, начиная с 1932 года, претерпела значительные изменения. Конечно, ни о каких публикациях, ни о каких выступлениях речи уже быть не могло. Общение бывших обэриутов и близких им людей проходило теперь на квартирах. Собирались обычно по воскресеньям - Хармс, Введенский, Липавский, Друскин, Заболоцкий, Олейников, вели интереснейшие беседы на литературные, философские и другие темы. Леонид Савельевич Липавский кратко записывал их, и ему мы обязаны замечательными Разговорами, которые помогают понять сам характер процесса общения писателей и философов в узком дружеском кругу, который они сами называли Кружок малограмотных ученых. Деятельность этого кружка продолжалась несколько лет. Уже не было в живых Владимирова и Вагинова - они умерли от туберкулеза.

Отошел от своих бывших соратников И. Бахтерев, а вскоре и Заболоцкий.

Но - жизнь продолжалась. К концу тридцатых годов кольцо вокруг Хармса сжимается. Все меньше возможностей печататься в детских журналах Ленинграда - Чиж и Еж. А после публикации знаменитого стихотворения Из дома вышел человек Хармса не печатали почти целый год. Следствием этого стал совершенно реальный голод. В 1937 и 1938 годах нередки были дни и недели, когда они с женой жестоко голодали.

Не на что было купить даже совсем простую еду. Я все не прихожу в отчаяние, записывает он 28 сентября 1937 года в дневнике Должно быть, я на что-то надеюсь, и мне кажется, что мое положение лучше, чем оно есть на самом деле. Железные руки тянут меня в яму. Второй арест, в 1937 году, не сломил его. После скорого освобождения он продолжал творить. Начало войны и первые бомбардировки Ленинграда усилили у Даниила Ивановича чувство приближающейся собственной гибели.

С одной стороны, его легко мог погубить призыв в армию там не нужны были немецкие пуля или снаряд, просто более неприспособленного к армии человека, чем Хармс, трудно было себе представить с другой - от бомбы или от снаряда можно было погибнуть и в городе. Со свойственным ему пессимизмом Хармс говорил своим близким Первая же бомба попадет в наш дом Цитата по Кобринский А.А. Я чувствую в сумрачной жизни. Источник http www.geocities.com Athens 8926 Kharms Kh Intro 1.html Бомба действительно попала в дом Хармса на ул. Маяковского, но это случилось позже, когда ни его, ни его жены там уже не было. Гром грянул в августе 1941 года. Хармс был арестован за пораженческие высказывания. Длительное время никто ничего не знал о его дальнейшей судьбе, лишь 4 февраля 1942 года Марине Малич сообщили о смерти мужа. Как выяснилось впоследствии, Хармс, которому угрожал расстрел, симулировал психическое расстройство и был направлен в тюремную психиатрическую больницу, где и скончался в первую блокадную ленинградскую зиму - от голода или от лечения. Видимо, арест его не был случайным в том же месяце - августе - чуть ли не в тот же день в Харькове арестовали Введенского.

К Харькову приближались немцы и должны были вот-вот занять город заключенных эвакуировали на поезде, и где-то в дороге Введенский погиб. По одним сведениям от дизентерии, по другим он ослабел от голода и был застрелен конвоем.

Уже слабея от голода, его жена, М.В. Малич, пришла в квартиру, пострадавшую от бомбежки, вместе с другом Даниила Ивановича, Я.С. Друскиным, сложила в небольшой чемоданчик рукописи мужа, а также находившиеся у Хармса рукописи Введенского и Николая Олейникова, и этот чемоданчик как самую большую ценность Друскин берег при всех перепитеях эвакуации.

Потом, когда в 1944-м году он вернулся в Ленинград, то взял у сестры Хармса, Е.И. Ювачевой, и другую чудом уцелевшую на Надеждинской часть архива. Хармс, постоянно меняющий при жизни имена, не изменял себе в жизни и творчестве.

Нищета и гонения не сломили гордого духа писателя. Хармс жил и творил в самые мрачные годы, Я участвую в сумрачной жизни - эти слова О. Мандельштама он мог бы повторить с полным правом. Хармс не был нужен русской литературе, это очевидно. Русская литература с таким трудом переносила его присутствие в себе, что Хармсу пришлось умереть. Чем быстрее, тем лучше - в тридцать шесть лет. Многие познакомились с Хармсом благодаря ксерокопиям, бледным, а местами - и вовсе неразборчивым, на которых его собственные труды драматически перемешались с анонимными подделками. Эпопея продолжается по сей день. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Судьба и творчество Даниила Хармса

Так было заведено. А если какое-нибудь стихотворение или роман Хармсу не нравился, Хармс… Но надо иметь в виду, что второе рождение писателя, начавшееся через двадцать пять лет после его смерти и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Биография Даниила Хармса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные этапы творческого пути Даниила Хармса
Основные этапы творческого пути Даниила Хармса. Хармс начинал как поэт. В его драматургии 20-х годов пьесах Комедия города Петербурга , Елизавета Вам также преобладают стихотворные реплики.

Особенности творчества Даниила Хармса
Особенности творчества Даниила Хармса. О времени, пространстве, о существовании Творчество - всегда загадка случай Хармса - загадка вдвойне. Кажется, Хармс с его трагической эксцентрикой и б

Случаи в жизни и Случаи в творчестве Д.И. Хармса
Случаи в жизни и Случаи в творчестве Д.И. Хармса. Хармса символично все, но в основе многих его произведений лежат понятия предмет, имя, случай. Шпет Г.Г.Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты Шпет Г. Г

Детский Хармс для взрослых
Детский Хармс для взрослых. Чаще, говоря об общности детских и взрослых текстов Хармса, имеют в виду его стихи, особенно ранние, которые действительно отчасти напоминают поэтические опыты ребенка -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги