рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Блок и революция

Работа сделанна в 2000 году

Блок и революция - раздел Литература, - 2000 год - Творческая биография А.А. Блока Блок И Революция. После Февральской Революции Блок Все Более И Более Сомневал...

Блок и революция. После февральской революции Блок все более и более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку ни не принес пароду избавления от преступно разнизанной войны, Блока все более тревожит судьба революции, и он начинает все внимательнее вслушиваться в лозунги большевиков.

Они подкупают его своей ясностью мир - народам, земля крестьянам, власть - Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре Да, если хотите, я скорее с большевиками, они требуют мира Тогда же он записывает в дневнике, что один только Ленин Блок подчеркнул эти слова верит в будущее с предвиденьем доброго, верит в то, что захват власти демократией действительно ликвидирует войну и наладит все в стране. В ответственный час истории Блок нашел в себе духовные силы для того, чтобы мужественно порвать свои связи со старым миром и восторженно приветствовать новый мир, рождавшийся в огне и буре пролетарской революции.

С первых же дней Октября он открыто и честно определил свою общественно-политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. И числе лучших очень немногочисленных в ту пору представителем старой русской интеллигенции он сразу же пошел работать с большевиками, принял самое живое и деятельное участие в строительстве новой, социалистической культуры.

Но неизмеримо более важно, что Октябрьская революция окрылила Блока как художника, вдохновила его на создание Двенадцати - лучшего его произведения, закончив которое, он, обычно беспощадно строгий к себе, сказал Сегодня я - гений. Поэма А.Блока Двенадцать была написана в 1918 году. Это было страшное время позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того круга, к которому относился А.Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли. На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной. Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Кате? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова Пальнем-ка пулей в Святую Русь Вопросы эти были поставлены после первой публикации поэмы Двенадцать в газете Знамя труда. Сегодня, спустя более трети века, все эти вопросы встали перед нами с новой силой, поэма Двенадцать вызвала пристальный интерес, мы вглядываемся в нее, вглядываемся в прошлое, пытаясь понять настоящее и предугадать будущее, понять позицию поэта, продиктовавшую ему строки этого стихотворения.

Эпиграф столетия так называют блоковскую поэму исследователи современности, предлагая различные варианты ее прочтения.

В последние, девяностые годы толкователи порой пытаются прочесть стихотворение от противного, доказать, что Блок в нем дал сатиру на революцию, а его Христос на самом деле Антихрист. Однако так ли это? Прежде всего, А.Блок предупреждал, что не следует переоценивать значение политических мотивов в поэме Двенадцать. Она имеет более широкий смысл.

В центре произведения - стихия, вернее, пересечение четырех стихий природы музыки, и стихии социальной, само действие поэмы происходит не только в Петрограде 1918 года, сколько, как пишет поэт, на всем божьем свете. Идет разгул стихийных сил природы, а для поэта-романтика, поэта-символиста, которым был А.Блок, это символ, противостоящий самому страшному - обывательскому покою и уюту. Еще в цикле Ямбы 1907-1914 он писал Нет!Лучше сгинуть в стуже лютой! Уюта нет. Покоя нет. Поэтому и стихия природы так созвучна его душе, она передана в Двенадцати множеством образов ветер, снег, вьюга и пурга.

В этом разгуле стихий, сквозь вой ветра и пурги А.Блок услышал музыку революции - в своей статье Интеллигенция и Революция он призывал Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию. Главное, что услышал поэт в этой музыке это ее многоголосие. Оно отразилось в ритмике поэмы - она вся построена на смене музыкальных мелодий. Среди них и боевой марш, и бытовой разговор, и старинный романс, и частушка известно, что А.Блок начал писать свою поэму со строчек Уж я ножичком полосну-полосну, услышанных им и поразивших его своей звукописью. И за всем этим многоголосием, дисгармонией поэту слышится мощный музыкальный напор, четкий ритм движения, которым заканчивается поэма.

Стихийна в ней и любовь. Это темная страсть с черными хмельными ночками, с роковой изменой и нелепой гибелью Катьки, которую убивают, целясь в Ваньку, и никто не раскаивается в этом убийстве.

Даже Петруха, пристыженный своими товарищами, ощущает неуместность своих страданий Он головку вскидывает, Он опять повеселел. А.Блок очень точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь полное обесценивание человеческой жизни, которую не охраняет больше никакой закон никому даже не приходит в голову, что за убийство Катьки придется отаечать. Не удерживает от убийства и нравственное чувство - нравственные понятия предельно обесценились. Недаром после гибели героини начинается разгул, теперь все дозволено Запирайте этажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба - Гуляет нынче голытьба! Не в состоянии удержать от тёмных, страшных проявлений человеческой души и вера в Бога. Она тоже потеряна, и Двенадцать, которые пошли в красной гвардии служить, сами это понимают Петька! Эй, не завирайся! От чего тебя упас Золотой иконостас? и добавляют Али руки не в крови Из-за Катькиной любви? Но убийство творится не только из-за любви - в нем появилась и иная стихия, стихия социальная.

В разгуле, в разбое - бунт голытьбы. Эти люди не просто бушуют, они пришли к власти, они обвиняют Ваньку в том, что он буржуй, они стремятся уничтожить старый мир Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем И вот тут возникает самый сложный вопрос, который мучит читателей блоковской поэмы и сейчас, как мучил три четверти века назад как мог А.Блок прославить этот разбой и разгул, это уничтожение, в том числе и уничтожение культуры, в которой он был воспитан и носителем которой был он сам? Многое в позиции А.Блока может прояснить то, что поэт, будучи всегда далеким от политики, был воспитан в традициях русской интеллигентской культуры XIX века с присущими ей идеями народопоклонства и ощущением вины интеллигенции перед народом.

Поэтому разгул революционной стихии, который приобретал подчас такие уродливые черты, как, например, упомянутые поэтом разгромы винных погребов, грабежи, убийства, уничтожение барских усадеб со столетними парками, поэт воспринимал, как народное возмездие, в том числе и интеллигенции, на которой лежат грехи отцов.

Потерявшая нравственные ориентиры, охваченная разгулом темных страстей, разгулом вседозволенности - такой предстает Россия в поэме Двенадцать. Но в том страшном и жестоком, через что предстоит ей пройти, что она переживает зимой 18-го года, А.Блоку видится не только возмездие, но и погружение в ад, в преисподнюю, но в этом же - ее очищение. Россия должна миновать это страшное погрузившись на самое дно, вознестись к небу. И именно в связи с этим возникает самый загадочный образ в поэме - образ, который появляется в финале, Христос.

О финале этом и образе Христа написано бесконечно много.

Трактовали его очень разнообразно. В исследованиях прошлых лет звучало вольное или невольное вернее, часто подневольное стремление объяснить появление Христа в поэме едва ли не случайностью, недопониманием А.Блока того, кто должен быть впереди красногвардейцев. Сегодня уже нет нужды доказывать закономерность и глубоко продуманный характер этого финала.

Да и предугадывается образ Христа в произведении с самого начала - с названия для тогдашнего читателя, воспитанного в традициях христианской культуры, изучавшего в школе Закон Божий, число двенадцать было числом апостолов, учеников Христа. Весь путь, которым идут герои блоковской поэмы - это путь из бездны к воскресению, от хаоса к гармонии. Не случайно Христос идет путем надвьюжным, а в лексическом строе поэмы после намеренно сниженных, грубых слов появляются столь прекрасные и традиционные для А.Блока Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди - Иисус Христос. На этой ноте завершается поэма, проникнутая верой А.Блока в грядущее воскресение России и воскресение человеческого в человеке.

Борьба миров в произведении - это прежде всего борьба внутренняя, преодоление в себе темного и страшного. Тема любви у А.А. Блока. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик.

Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме Двенадцать. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие друзья Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции крестьяне сожгли его имение Шахматове, но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась.

Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в миры иные. В 1904 году он создает цикл Стихов о прекрасной Даме, полных тревоги, ощущения близкой катастрофы Поэт замкнулся в личных переживаниях, он тоскует об идеале женщины.

Стихи посвящены его будущей жене Менделеевой, которую он сильно любил, Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в миры иные, когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении Незнакомка Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна. Какая музыкальность? Какая лиричность и мелодия.

Еще раньше Блок записывает в дневнике Она - это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное. Связи Блока с собственной средой, с деградирующей буржуазной культурой немного ослабли, потому что он влюблен в свою Родину и потрясен горькой судьбой русского народа. Народ сознательно споили и свели на уровень животного. По вечерам, над ресторанами, прозрачный воздух дик и глух, и правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух пишет он в Незнакомке. Поиски Блока путей к реальной жизни сопровождались взрывами отчаяния, неверия, проклятиями по адресу сытых, попытками пересмотра собственной жизненной позиции.

Блок своими стихами доказал, что он не только глубокая, незаурядная личность, но и показал связь Вселенной и Вечной красоты. Жаль, что он так и не нашел своего идеала в жизни. Менделеева, устав от восторженной любви, ушла к Андрею Белому, но глубокие стихи Блока остались.

Они полны чувства, юные девушки учатся любви настоящей, поэтической, это очень скрашивает однообразные, полные усталости и тревоги наши современные будни. Если б не поэты, то словами Блока можно было бы сказать Так жизнь скучна, когда борения нет. Нет красоты, любви и жизни. С любовью к женщине перекликается любовь к Родине. О, Русь моя Жена моя! До боли нам ясен долгий путь пишет Блок. Освобождаясь из-под влияния символизма. Блок стремился продолжить традиции великой русской классической литературы, видевшей свою задачу в служении народу.

Блок самостоятелен и неповторим. В его поэзии выражены характерные черты духовной жизни многих людей, предчувствие социальных перемен. Поэт с большой страстностью хотел видеть в человеке свободного творца жизни. Вся жизнь Блока пронизана мечтой об идеальном человеке, который не чувствует в себе раздвоенности и смятения. Культ прекрасной Дамы означал протест против мещанской прозы жизни, был своеобразной формой непризнания и отрицания буржуазного уклада жизни.

Недоговоренность, загадочность цикла о любви побуждает задуматься над тайнами человеческого бытия. Незнакомка - это полет творческой фантазии, преображающий мир. Глубина переживаний поэта определяет значительность тем в его лирике. Блок рано ушел из жизни но стихи его волнуют всех мыслящих людей, они помогают нам жить.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Творческая биография А.А. Блока

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться даже, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные ранние его стихи, говорящие об интимных… И как замечательно, что родился Александр Александрович Блок в стенах Петербургского университета, в так называемом…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Блок и революция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Петербург в творчестве Блока
Петербург в творчестве Блока. Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург - и как тема, и как образ - оставил глубокий, неизгладимый след в сознании л

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги