рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова "В лесах" и "На горах"

Работа сделанна в 2002 году

Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова "В лесах" и "На горах" - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Министерство Образования Российской Федерации Пензенский Государственный Педа...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.Г. БЕЛИНСКОГО Факультет русского языка и литературы Кафедра русского языка и методики его преподавания ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах Выполнила студентка VI курса заочного отделения факультета русского языка и литературы Научный руководитель Старший преподаватель кафедры русского языка и методики его преподавания Пенза 2002Содержание Введение . 4 ГЛАВА ПЕРВАЯ. Дилогия П.И. Мельникова В лесах и На горах - в золотом фонде русской национальной культуры . 1. Очерк жизни и творчества П.И. Мельникова 2. История создания дилогии 3. Основные герои романов В лесах и На горах П.И. Мельникова 4. Дилогия П.И. Мельникова в контексте русской литературы второй половины XIX века 55 5. П.И. Мельников в оценке русской критики 61 ГЛАВА ВТОРАЯ. Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах 1. Выразительные средства языка 78 2. Фольклорные мотивы в дилогии 1. Истоки фольклорности в творчестве П.И. Мельникова 2. Фольклорность языка дилогии . 3. Лексические особенности дилогии 129 Заключение 136 ПРИЛОЖЕНИЯ 138 Приложение 1. Таблица 139 Приложение 2. Петров день в Заволжье инсценировка старинного обряда по роману П.И. Мельникова В лесах 195 Приложение 3. Кроссворд по дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах 203 Список использованной литературы 205 Раскольников скиты заповедные, Патриархальность мирных их семей, Обряды их вдоль Волги вековые Леса и ширь синеющих степей, Затворниц юных песни хоровые И их любовь в тиши монастырей А. Измайлов.

Введение Вклад П.И. Мельникова А. Печерского в русскую литературу значителен.

Не много найдется писателей, которые до конца дней своих сохраняли такую тесную связь с провинцией и служили делу изучения народной жизни и народного языка.

Созданные им произведения сыграли важную роль в литературе XIX века и до настоящего времени сохраняют как литературную, так и историческую значимость. П.И. Мельников являлся представителем этнографической школы, что, несомненно, сказывалось на языковой личности писателя.

Талантливое использование всех богатств родного языка, а также творческое обогащение и расширение его за счет использования элементов народной речи, создание ярких и выразительных образов, имеющих, как правило, фольклорную основу все это характерно для творческой манеры писателя.

К сожалению, произведениям П.И. Мельникова не уделяется должного внимания ни в школьных, ни в вузовских курсах литератур. Их особенности в области языка недостаточно определены и изучены, хотя эта проблема не раз привлекала внимание исследователей.

Работы А. Зморовича, П. Усова, А. Скабичевского, С. Венгерова, А. Богдановича, А. Измайлова, Л. Аннинского и других литературоведов способствовали более глубокому изучению языковой личности писателя. Целью данной работы является характеристика языковых особенностей дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах. Актуальность дипломной работы определяется стремлением современного общества к возрождению русской национальной культуры, что невозможно без тщательного изучения творчества таких писателей, как П.И. Мельников.

Не случайно его дилогия В лесах и На горах - в золотом фонде русской национальной культуры. В качестве источников работы использовались текст дилогии, биографические очерки писателя, фрагменты переписки автора, литературоведческие работы. Основным методом работы является описательно-аналитический, предполагающий наблюдение над языковыми факторами их описание. Структура работы введение, две главы Дилогия П.И. Мельникова В лесах и На горах - в золотом фонде русской национальной культуры , Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова В лесах и На горах, заключение и приложение.

ГЛАВА ПЕРВАЯДилогия П.И. Мельникова В лесах и На горах - в золотом фонде русской национальной культуры 1. Очерк жизни и творчестваВстречи с произведениями подлинного искусства никогда не бывают скоропреходящими рассказ, повесть, роман, поэма, лирическое стихотворение - словом, все, что написано настоящим художником, поначалу приковывает наше внимание своей жизненной непосредственностью вымышленные герои живут в нашем воображении, мы судим об их поступках и мыслях, грустим и радуемся, сочувствуем и негодуем.

Но вот перевернута последняя страница книги, мы возвращаемся к повседневным нашим делам и заботам но люди и события, о которых мы узнали при чтении, не перестают волновать нас. Вспоминать о полюбившихся образах - это едва ли не самое прекрасное в нашем общении с миром литературы. И не только потому, что тут мы заново переживаем первые впечатления с этими воспоминаниями наступает черед неторопливых раздумий обо всем, что образует коренные основы нашего бытия в мире - о смысле и тайнах человеческих отношений, о бесконечном многообразии жизни, о вечном ее обновлении, о силе зла, о неисчерпаемости и нетленности прекрасного на земле При этом рано или поздно, так или иначе, но неизбежно возникает мысль о писателе, который своим искусством возвысил наши чувства и обогатил наш разум.

Естественнее всего, конечно, искать его черты в том, что он создал, то есть в его произведениях.

Ведь в конце концов, как и о всяком человеке, о писателе судят по его делам, а слова поэта, говорил Пушкин это и есть его дело. Однако очень часто личность писателя по разным причинам запечатлевается в его творчестве в таких сложных, а иногда, кажется, даже в преднамеренно завуалированных формах, что бывает чрезвычайно трудно более или менее отчетливо представить себе ее конкретные очертания. И в этих случаях просто необходимо заглянуть за страницы книги и узнать, какова была жизнь писателя, потому что только в ней можно найти источники всех тех качеств, которые удивляют, радуют, озадачивают, а порою и огорчают нас в его произведениях.

Открывая первые страницы какого-либо издания Павла Ивановича Мельникова, мы видим репродукцию его портрета, который был написан художником И.Н. Крамским по заказу Третьякова. На нас смотрит человек с чисто-русскими, широкими, крупными чертами лица, лишенный красоты в прямом ее понимании, но одухотворенный красотой умных, прекрасных глаз, внимательно всматривающихся из - под слегка взброшенных бровей, как бывает у бывалых, ce6е на уме купцов.

Русская борода широко опушила все лицо и, скрывая черты рта и подбородка, как бы оттенила большой и благородный лоб. И на всем этом - на складках губ, на этом высоком лбе природа положила печать высокой интеллигентности и в то же время чего-то типично-русского, какого-то добродушного юмора, живой и беззлобной усмешки, которая вот-вот слегка поведет губу под густым усом и пробежит мгновенным огоньком в этих умных, чутких, хоть и немолодых глазах Измайлов, 1909, с. 2 . Читая произведения Мельникова, мы не можем не удивляться широте познаний писателя, глубине его понимания жизни.

Он представляется нам человеком незаурядного ума и богатейшего жизненного опыта. И не удивительно, что в наших глазах сам писатель становится героем в подлинном смысле этого слова. Потому-то мы и хотели бы знать о нем как можно больше.

Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года старого стиля в Нижнем Новгороде в семье офицера местного гарнизона Ивана Ивановича Мельникова 1788-1837 . Отец писателя принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Род Мельникова возник, по преданию, на Дону Мельников гордился чисто русской кровью и знал предков до времен запорожской вольницы Шешунова, 1994, c. 578 . Из статской службы Иван Иванович перешел в земское войско, а оттуда в 1813 году - в действующую армию офицер Великолуцкого полка, в составе которой участвовал в заграничном походе 1813-1814 годов.

После окончания войны он был переведен в нижегородский гарнизон. Женившись и получив за женой небольшое именье, Иван Иванович вскоре после рождения первенца будущего писателя вышел в отставку и определился служить по дворянским выборам - сперва в небольшом городке Нижегородской губернии Лукоянове, а позднее - в Семенове-одном из уездных городов, того самого нижегородского Заволжья, где происходит действие крупнейших произведений Мельникова-Печерского - В лесах и На горах. Мать, Анна Павловна 1790-1835 - дочь надворного советника П.П. Сергеева в честь него был назван Мельников, избиравшегося 36 лет подряд исправником Нижнего Новгорода, но, вопреки обычаю, ничего не нажившего на этом посту образовал себя чтением и собрал большую библиотеку.

Умирая, Сергеев завещал внукам читать Деяния Петра Великого и чтить его, что побудило Мельникова с ранних лет полюбить историю Шешунова, 1994, c. 578 . В доме Мельниковых была обстановка, характерная для малосостоятельных дворянских семей.

Тут не было ни гувернеров, ни учителей, получающих большое содержание. Будущий писатель рос в окружении людей из народа, с самого раннего детства незаметно привыкая к народной речи, узнавая народные обычаи и нравы. Воспитанием и первоначальным обучением детей занималась мать писателя - Анна Павловна. В молодости она получила скудное образование, но потом много и с увлечением читала и эту свою страсть передала старшему сыну. Павел Иванович был первенцем, имел двух братьев оба офицеры Николай в 1844 году убит на Кавказе, Федор дослужился до полковника и умер в 60-х годах в Брянске и двух сестер Надежда и Анна. Детские годы провел в лесном городке Семенове, окруженном старообрядческими скитами, и с ранних лет напитался впечатлениями той природы и того быта, которые впоследствии изобразил. По мнению сына-биографа, Мельников рос в атмосфере доверчивого патриотизма Мещеряков, 1977, с. 4 . Однако сам Мельников находил свое воспитание чисто французским мой гувернер давал мне такие уроки, что это ужас. Когда я был 14 лет, я с жаром читал Вольтера, его sermon de cinguantes знал наизусть, песни Беранже были у меня в памяти презрение ко всему русскому считал я обязанностью Мещеряков, 1977, с. 5 . В 1829 году Мельников был определен в нижегородскую мужскую гимназию.

Он учился в одну из самых мрачных эпох в жизни русского общества.

После восстания декабристов правящие круги России всеми средствами стремились подавить подлинное просвещение, которое коноводы реакции считали источником всякой крамолы. С неуемной жестокостью правительство Николая I преследовало все, что заключало в себе хотя бы малейшие признаки живой мысли.

В гимназическом преподавании насаждался схоластический шаблон и бессмысленная, отупляющая зубрежка розга и карцер были главными средствами воспитательного воздействия. Нижегородская гимназия в этом смысле не составляла исключения.

Учителя были люты, редко обходились без розог и площадных ругательств Еремин, 1976, с. 7 . Мельников в своих воспоминаниях рассказал весьма характерный для обстановки тех лет эпизод. Вместе с одноклассниками он решил устроить свой театр. С увлечением разучивали они и декламировали популярные пьесы тогдашнего репертуара. Но об этих невинных занятиях учеников узнало учебное начальство. Наказание последовало немедленно. Драматическую труппу под присмотром солдат отправили к директору С ними расправились по тогдашнему обычаю довольно круто Из ребяческой шалости сумели раздуть страшную историю.

В городе рассказывали, будто одиннадцати- и двенадцатилетние мальчики, составили опасный заговор для ниспровержения существующего порядка. Для Мельникова увлечение театром имело еще и особое значение тут впервые обнаружилась его художественная одаренность. В драматической труппе он был не только актером, но и автором. Мельников вспоминал добрым словом только одного гимназического учителя - словесника Александра Васильевича Савельева, пришедшего на смену учителю-рутинеру.

В отношениях Савельева с гимназистами-старшеклассниками не было той отпугивающей казенной непроницаемости, которая была свойственна большинству тогдашних преподавателей. В классе он читал Пушкина, Дельвига, Баратынского, давал своим ученикам произведения этих поэтов на дом Еремин, 1976, с. 8 . В 1834 году Мельников поступил на словесный факультет Казанского университета.

Мельников был студентом в ту пору, когда над университетами тяготел строжайший жандармский надзор, когда самые дикие расправы над студентами, заподозренными в склонности к вольнодумству, были будничным явлением. Казанский университет в то время переживал своеобразную полосу своей истории. Ректором тогда был великий математик Н. И. Лобачевский. Не жалея сил, стремился он укрепить научный авторитет университета. С благоговением готовился Мельников переступить университетский порог.

Однако в первый же день занятий его постигло глубокое разочарование профессор читал свою лекцию, рассчитанную на зубрежку. Но с детства приобретенная страсть к чтению еще в гимназии помогала ему хоть немного отдыхать от зубрежки и приучала к самодеятельности. Так для него творчество Пушкина было той школой, в которой начали вырабатываться художественные вкусы Мельникова в этой школе началось и его гражданское самоопределение. В университете Мельников, как его пожизненные друзья В.П. Васильев, А.И. Артемьев и К.О. Александров-Дольник впоследствии все трое востоковеды, Артемьев также статистик, увлекся Востоком учил персидский, арабский и монгольский языки.

В 1835 году переведен по бедности на казенный кошт. Мельников был одним из лучших студентов своего курса. В 1837 году Мельников окончил университет со степенью кандидата после стажировки за границей ему прочили место на кафедре славянских наречий. Произошло нечто такое, о чем и сам Мельников говорил неохотно и его биографы обыкновенно ограничивались неясными намеками.

Известно только, что на одной из студенческих вечеринок Мельников вел себя, по мнению университетского начальства, получившего соответствующий донос, весьма предосудительно. О характере преступления можно судить по тому, какое последовало наказание заграничная поездка была отменена, а преступник в сопровождении солдата отправлен в захолустный Шадринск. Правда, по дороге к месту своего назначения он получил новое милостивое распоряжение, согласно которому он назначался старшим учителем в пермской гимназии.

Но Мельников превосходно понимал, что и эта милость была все-таки ссылкой. Шешунова, 1994, с. 578 . Весной 1839 года ему удалось выхлопотать разрешение переехать в родной Нижний Новгород. Здесь он был назначен на должность старшего учителя гимназии. Учительствовал Мельников сравнительно недолго 1839-1846 . На первых порах он с юношеским увлечением стремился ввести в преподавание подлинную научность в своих отношениях с учащимися он хотел следовать наиболее прогрессивным педагогическим идеям того времени и увлекал тех немногих, кто сам стремился к знаниям в их числе - К.Н. Бестужев-Рюмин, с которым Мельников всю жизнь сохранял добрые отношения. Но в этих своих стремлениях он оказался одиноким.

Тогдашние гимназические преподаватели большей частью были людьми малообразованными и равнодушными. В гимназии вспоминал позднее Мельников то есть в обществе учителей, я был почти лишним человеком.

В это время директор, инспектор и многие учителя были из семинаристов старого покроя, несносные в классе, дравшие и бившие учеников нещадно каждую субботу была недельная расправа, и много розог изводилось и низкопоклонничавшие не только перед высшими чинами губернской администрации, но и перед советниками то есть перед мелкой чиновничьей сошкой. Но взаимная неприязнь между Мельниковым и его сослуживцами обусловливалась не только различием в педагогических взглядах и приемах. Большинство преподавателей гимназии в своих литературных вкусах и политических убеждениях было крайне реакционно.

Пушкин, по их мнению писал Мельников пустомеля, не имеющий изящного вкуса, и притом вольнодумец, Лермонтов - мальчишка, которому необходимы розги. Гоголь - сальный марака, а Белинский - сумасшедший человек, который сам не знает, что пишет Еремин, 1976, с. 7-8 . В годы учительства Мельников был библиотекарем гимназии, правителем дел Нижегородского статистического комитета, членом тюремного комитета, преподавал историю в училище для детей канцелярии.

Первая публикация - Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь, девять очерков по истории и экономике края от Саратовской пустыни до Перми. В Нижнем Новгороде Павел Иванович сблизился с В.И. Далем и архиепископом Иаковом - знатоком раскола. Занимался по преимуществу методическим изучением истории, статистики и археологии, разбором архивов, которых до него никто не касался начал ряд исторических трудов, ни один из них не закончил История Владимиро-Суздальского княжества отрывок - Отечественные записки , 1840, 7 , Империя и варвары отрывок, Литературная газета , 1840, 61 , Персия при Сасанидах отрывок, Литературная газета , 1840, 103 переводил Краледворскую рукопись и чешскую грамматику.

В 1839 на славянофильской почве подружился с графом Д. Н. Толстым в то время директором Нижегородской ярмарки, который разделял интерес Мельникова к расколу и учил его польскому языку Мельников перевел стихотворение А. Мицкевича Великий художник - Литературная газета , 1840, 10 июля Шешунова, 1994, с. 578 . В 1839 году в Петербурге начал выходить обновленный журнал Отечественные записки, издатели которого - А. А. Краевский и В. Ф. Одоевский - не уставали напоминать о своей былой близости к Пушкину и о своей решимости бороться против Булгарина и его союзников - Н. И. Греча, состоявшего так же, как и Булгарин, в связи с тайной полицией, и О. И. Сенковского - ловкого, но беспринципного журналиста и критика, редактировавшего тогда самый распространенный журнал - Библиотека для чтения. Именно в Отечественных записках Мельников и напечатал в 1839 году свое первое произведение - Дорожные записки. Он сотрудничал в Отечественных записках вплоть до 1844 года, то есть как раз в те годы, когда этот журнал под руководством Белинского стал трибуной революционной мысли.

Литературные взгляды Мельникова формировались в переходный период от романтизма к реализму.

Это оказало определенное влияние на замысел первого крупного беллетристического произведения Мельникова - его романа Торин, который состоял из пяти очерков и рассказов Звезда Троеславля , Новый исправник , Ивановская красавица , Заочная любовь и Он ли это В этих рассказах описана провинциальная жизнь в губернских городах, а в эпилоге - жизнь в деревне.

Все рассказы рисуют сатирическую картину нравов и выдают невыносимое подражание Н. В. Гоголю Аннинский, 1988, с. 198 . Вскоре Павел Иванович писал брату Никогда не прощу себе, что я напечатал такую гадость Шешунова, 1994, с. 579 , однако в1858 использовал некоторые сюжетные элементы этой публикации в рассказе Именинный пирог Русский вестник , 2 . Работая над Ториным, писатель боялся первым опытом сделать промах и, убедившись в неудаче, на 12 лет оставил беллетристику, сосредоточившись на служебной карьере Шешунова, 1994, с. 580 . С 1841 Мельников - корреспондент Археологической комиссии в 1843 произвел изыскания о потомстве К. Минина и впервые обнаружил его полное имя. С 1846 член Русского географического общества, с 1847 член-корреспондент Общества сельского хозяйства.

В 1845 Мельников по приглашению Нижегородского губернатора князя М. А. Урусова принял редакцию неофициальной части Нижегородских губернских ведомостей, где проработал до 1850 года. Среди сотрудников были М. В. Авдеев и В. А. Соллогуб, однако, по признанию писателя первые девять месяцев - от первого слова до последнего, а далее две трети газеты были им писаны. В основном это были исторические и этнографические очерки краеведческого характера, которые Мельников не подписывал о Нижнем Новгороде в смутное время, о Нижегородской ярмарке и тому подобное Шешунова, 1994, с. 580 . Под статьей Концерты на Нижегородском театре 1850, 17 впервые появился придуманный В. И. Далем псевдоним Печерский, так как Павел Иванович жил на Печерской улице.

В 1847 М. с успехом читал бесплатные лекции по истории.

По воспоминаниям современников, умел сильно действовать на слушателей от предводителя дворянства до семинаристов и возбудить в них сочувствие к истории края, которое старался сделать достоянием общественного сознания Мещеряков, 1977, с. 8 . С 1841 по 1848 годы был женат на дочери арзамасского помещика Лидии Николаевне Белокопытовой.

Все 7 детей от этого брака умерли во младенчестве, затем последовала и смерть болезненной жены, годами не покидавшей комнаты. В годы вдовства Мельников считался блестящим кавалером, но с репутацией не вполне безукоризненной из-за клубных похождений Шешунова, 1994, с. 580 . Поэтому, когда Павел Иванович на маскараде, в костюме восточного мага, посватался к шестнадцатилетней красавице Елене Андреевне Рубинской сироте, воспитанной прадедом-немцем в лютеранском духе, в городе поднялась целая буря. Невесту отправили в монастырь, где подвергли длительным увещаниям, не поколебавшим, однако, ее решимости выйти за Мельникова.

В 1852 писатель писал ей Я честолюбив, но брошу в грязь всевозможную почесть и славу я горд, но готов поклониться негодяю, если б от этого зависело наше соединение Шешунова, 1994, с. 580 . В 1853 отец Н. А. Добролюбова обвенчал Рубинскую с Мельниковым в ее нижегородском имении Ляхово.

Шаферами были, со слов Елены Андреевны, граф Соллогуб и Аксаков Шешунова, 1994, с. 580 . От этого брака было три сына старший, Андрей - археолог, этнограф, биограф Мельникова и три дочери. Мать внушала детям безграничное благоговение к отцу и его делу, которое испытывала сама, и была невидимым рычагом и нравственной опорой писателя.

Он так же горячо любил жену и делился с ней всеми мыслями Шешунова, 1994, с. 580 . Известно, что склонность к художественному творчеству у Мельникова обнаружилась довольно рано. Однако с детских лет с ней соперничал глубокий его интерес к истории. Будучи учителем нижегородской гимназии, Мельников начал изучение истории своего родного города. Он много работал в местных архивах, и это вскоре принесло ему известность в ученых кругах Петербурга и Москвы.

Эти историко-краеведческие занятия и возбудили его интерес к расколу, поскольку в Нижегородской губернии старообрядцы составляли тогда весьма значительную и в известной степени влиятельную часть населения. Первые шаги в изучении раскола, как очень важного и своеобразного явления русской жизни, в значительной степени облегчались для Мельникова тем, что он многое в нравах и обычаях старообрядцев знал еще с детских лет. Но по мере овладения материалом он все больше и больше убеждался, что одного знания быта явно недостаточно.

Больше того, сам этот быт не мог быть осмыслен без знания истории возникновения и развития раскола, без понимания того, какое место в общественной и политической жизни России занимает старообрядчество в целом. Все эти вопросы в то время были еще мало освещены, а то и преднамеренно затемнены и фальсифицированы официальными историками православной церкви. Мельников принялся штудировать официальную церковную и старообрядческую догматику, историю возникновения и развития раскола, знакомился с многочисленными правительственными мерами пресечения его. Он разыскивал почитаемые старообрядцами старопечатные и рукописные книги, записывал и запоминал многочисленные старообрядческие предания и легенды К концу сороковых годов он был уже одним из самых известных знатоков старообрядчества.

И эта его известность оказала на всю дальнейшую жизнь Мельникова огромное влияние. Дело в том, что его обширной осведомленностью в старообрядческой жизни заинтересовались прежде всего власти.

В 1847 году Мельников стал чиновником особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе. Занимался он почти исключительно старообрядческими делами выявлял и подсчитывал тайных раскольников, разыскивал беглых старообрядческих попов, зорил скиты, вел с начетчиками старообрядчества догматические диспуты и т. п. Эта энергичная деятельность нижегородского чиновника вскоре была замечена и в Петербурге, по протекции Даля Мельников начинает выполнять не только поручения местного начальства, но и задания министра внутренних дел и даже высочайшие повеления Еремин, 1976, с. 7-8 . В судьбе Мельникова произошел значительный по своим последствиям поворот на долгие годы вступил он в круг царских чиновников.

Если внимательно присмотреться к чиновничьей деятельности Мельникова, то нельзя не заметить в ней какой-то наивности, чего-то такого, что можно было бы назвать административным донкихотством. Он действовал не как исполнитель, которому приказали, а с каким-то особым рвением, инициативно.

Однако этим своим необыкновенным усердием он достигал результатов на первый взгляд весьма неожиданных лишь очень немногие из высших начальников одобрительно относились к его служебным подвигам. Эти взгляды предопределили и его отношение к расколу, который, как он совершенно искренне думал, был плодом крайнего невежества и самой несусветной дикости. Догматика и традиции раскола отгородили большие массы народа не только от элементарных завоеваний цивилизации старообрядцы избегали обращаться к помощи врачей, даже в первой половине XIX века они считали картошку чертовым яблоком, им запрещено было пить чай и т. п но и от всего, в чем выражалась поэзия народной жизни мирские песни, хороводы и пляски почитались в старообрядческой среде за великий грех. Старообрядчество как общественное явление - это воплощенный застой - таков был для Мельникова главный итог его исследований и разысканий.

Однако благодаря стараниям старообрядцев сохранились для истории многие древние рукописи, книги, замечательные по своей художественности иконы, утварь и т.п. Мельников это превосходно понимал, но его чисто просветительская ненависть к темной, суровой догматике раскола была так сильна, что только из-за присутствия ее элементов он, прирожденный художник, не сумел оценить такого исключительного по своей художественной силе памятника старообрядческой старины, как Житие протопопа Аввакума, им самим написанное Еремин, 1976, с. 14-15 . Свои взгляды на раскол Мельников изложил в монументальном Отчете о современном состоянии раскола в Нижегородской губернии, написанном по заданию министра внутренних дел 1855 г В этом документе рельефно выразилась двойственность положения Мельникова - ученого чиновника и просветителя.

Почти десятилетняя служба не могла не повлиять на него. Отчет представляет собою типический образец чиновничьей дипломатии, главным оружием которой были верноподданнические заверения.

Сообразуясь с официальной политикой, Мельников писал в этом документе, что старообрядчество представляет силу, препятствующую благодетельным видам правительства, что в случае международных конфликтов раскольники могут оказать поддержку тому иноземному государству, которое пообещает им свободу вероисповедания.

Правда, сколько-нибудь убедительных доказательств, подтверждающих эти положения, он, в сущности, не привел. Но главное в Отчете не в обосновании правительственного взгляда на раскол. Сквозь официальную фразеологию этого документа явственно проступает мысль Мельникова-просветителя о том, что раскол - это одно из тяжких зол народной жизни. Развивая эту мысль, он смело нельзя забывать, что Отчет составлялся в последние годы царствования Николая I высказал соображения и выводы большой обличительной силы. По мнению Мельникова, на отношении к расколу ярче всего проявлялись противоречия внутриполитической жизни России.

В сущности, полулегальный гражданский быт старообрядцев создавал благодатную почву для всякого рода злоупотреблений.

Чиновничество беззастенчиво грабило старообрядцев именно на том основании, что их верования были вне закона. Православный поп вымогал с них обильную дань только за то, что не доносил начальству об их приверженности к расколу. Многие помещики покровительствовали старообрядцам лишь потому, что те отплачивали благодетелю примерным оброком. Богатые старообрядцы поддерживали традиции раскола, чтобы сподручнее было обделывать свои торговые и промышленные дела, как правило, отнюдь не безгрешные Еремин, 1976, с. 15 . Таким образом, главные правящие силы России на деле были заинтересованы в существовании раскола, но именно полулегальном существовании.

В николаевские времена нечего было и думать о полной легализации раскола - Мельников это хорошо понимал. Он искренне был убежден, что для того, чтобы защитить подлинные человеческие интересы массы старообрядцев, необходимо было подавить раскол силами правительства и православной церкви.

После представления Отчета служебная карьера Мельникова, по существу, окончилась. Правда, он состоял при министерстве еще около десяти лет, но важные дела ему теперь поручали редко, чинами явно обходили. Мельников не мог не понимать причин такой немилости Еремин, 1976, с. 16 . Утопическая вера в просветительную миссию самодержавного правительства получила сильный удар. Но богатый опыт чиновничьей службы не пропал даром. Именно в эти годы родился самобытный писатель Андрей Печерский.

В. И. Даль, которого Мельников считал первостепенным знатоком русского быта, по-прежнему не оставлял писателя поддержкой и советами. Рассказом Красильниковы Мельников как бы заново начинал свой творческий путь. Он тогда все еще сомневался в своих писательских способностях. Понадобилось одобрение В. И. Даля, чтобы Мельников решился отослать это свое произведение в печать. Успех рассказа превзошел самые смелые надежды. Критики того времени говорили о нем как о незаурядном явлении литературы.

Некрасовский Современник - в те глухие годы самый последовательный защитник реализма заключая свой отзыв, писал По верности действительности, по меткости и по силе впечатления этот рассказ может быть поставлен наряду только с лучшими произведениями. Произведения, с которыми критик мысленно сопоставлял рассказ Печерского, здесь не названы, но безоговорочная решительность тона побуждала читателей вспомнить имена самых крупных русских писателей. Красильниковы - первое художественное произведение где писатель показал себя знатоком народной жизни и быта здесь проявились такие специфические черты его творческой манеры, как склонность к использованию личных наблюдений и ярко выраженный этнографизм.

Критика отметила необыкновенное умение владеть чистым русским языком и необыкновенную наблюдательность И. И. Панаев поставил рассказ в первый ряд литературы Современник , 1852, 5 Шешунова, 1994, с. 580 . Успех Красильниковых открывал перед Мельниковым широкую дорогу в литературу. Будучи весной 1852 года в Петербурге, Мельников убедился в этом. Красильниковых читают нарасхват сообщил он в одном из своих тогдашних писем Панаев задал мне обед вместо 50 рублей за лист, которые дает Погодин, предлагает 75 рублей серебром за лист Шешунова, 1994, с. 580 . Казалось бы, теперь он мог писать и писать. Но в его литературной работе наступил еще один, почти пятилетний перерыв.

Почему же он не воспользовался обстоятельствами, как будто бы так счастливо сложившимися для него? В только что цитированном письме есть фраза, содержащая исчерпывающий ответ на этот вопрос.

Рассказав о будущих гонорарах, Мельников написал следующее Если не запретят писать, надобно будет воспользоваться этим выгодным предложением. Если не запретят писать В николаевские времена такого рода запреты не были редкостью. История нашей литературы писал Герцен в 1850 году это или мартиролог, или реестр каторги Еремин, 1976, с. 18 . Когда Мельников писал горькие слова о возможном запрете, у всех еще была в памяти буря, разразившаяся над А. Н. Островским после напечатания пьесы Свои люди - сочтемся попечитель московского учебного округа вразумлял великого драматурга, а полиция следила за каждым его шагом - по прямому приказу царя. Как раз в 1852 году Тургенев после выхода в свет его Записок охотника был посажен на съезжую, а потом сослан в деревню.

Красильниковы произвели большое впечатление не только на читателей, но и на тех, кому ведать надлежало. Быть может, до вас дойдут слухи о том, что я арестован предупреждал Мельников своего адресата в том же письме Повесть Красильниковы имела сильный успех, но цензура, говорят, возопияла и послала в Москву узнать, кто такой Печерский Если это справедливо, без неприятностей не обойдется здесь то и дело литераторы на гауптвахте сидят.

Авось и пройдет! Но авось не выручил ведь Мельников был чиновник - лицо перед высшим начальством сугубо подневольное Еремин, 1976, с. 18 . Почему же власть имущие так всполошились? Тема рассказа как будто бы чисто бытовая.

Но разрешалась она на таком жизненном материале - быт купечества, который в то время сам по себе был политически актуален. Гоголь бросил на купца презрительно-насмешливый взор. Но его купцы еще старозаветной породы. Они еще и сами не перестали считать себя холопами даже с начальством средней руки они были почтительны и уступчивы и осмеливались только разве жаловаться, да и то лишь в крайних случаях. Русский купец и промышленник середины XIX столетия был уже не таков.

Вышедший из числа оборотистых мужиков или плутоватых и услужливых приказчиков, он все смелее и напористее претендовал на положение нового хозяина жизни. И самодержавие сочувственно относилось к этим претензиям. К такому купцу русские писатели тогда только еще начинали присматриваться. Самсон Силыч Большов стоял в тогдашней литературе почти в полном одиночестве. Корнила Егорыч - человек того же разбора, что и Большов. Но в мельниковском герое перед нами новое качество он, если можно так про него сказать, мыслит более крупными категориями, он политик. Говоря о бестолковости чиновничьей статистики, Корнила Егорыч в то же время имеет в виду всю государственную экономию он толкует не просто о нравах и стремлениях купеческой молодежи самих по себе, а о смысле и пользе просвещения вообще.

И все это самоуверенно, ни на минуту не сомневаясь в собственном превосходстве над собеседником. На первый взгляд может показаться, что Мельников в чем-то разделяет мнения старшего Красильникова и даже чуть ли не сочувствует ему. В речах Корнилы Егорыча о несуразице казенных умозаключений есть явный резон. Но ведь чиновники и на самом деле действуют так бессмысленно и нелепо, что нетрудно заметить это. За критиканством Корнилы Егорыча явно чувствуется полное его равнодушие и к интересам государства и к народной участи.

С полной заинтересованностью он требует только одного чтобы наживе не препятствовали, чтобы его сноровке дали полную волю. Безмерной жадностью к деньгам погубил он и своего талантливого сына Дмитрия.

Корнила Егорыч - опять-таки только ради красного словца - уверяет, будто приданое он не ценит на самом-то деле он не может скрыть своей досады, что Дмитрий не захотел жениться на дочке какого-нибудь мильонщика. Потому-то так и ненавистно Корниле Егорычу просвещение, что оно неразлучно с человечностью, что по самой своей сущности оно враждебно религии барыша. В этом рассказе впервые выразились взгляды Мельникова на нового хозяина жизни, взгляды, которым он не изменял до конца своих дней. Конечно, Корнилы Егорычи - это сила. Но сила бесчеловечная, антинародная, сила тем более страшная, что ей покровительствуют власти, и поэтому при всей ее жестокости она безнаказанна.

Красильниковы были не только важнейшей вехой в литературной деятельности, но и во всем общественном поведении Мельникова. После смерти царя был несколько ослаблен и цензурный гнет. Передовые русские писатели не замедлили воспользоваться этим. В 1856 году вышли в свет две книги, обозначившие новую эпоху в литературе сборник стихов Н. А. Некрасова, открывавшийся стихотворением Поэт и гражданин, в котором звучал почти открытый призыв идти на бой против самодержавия и крепостничества, и Губернские очерки М. Е. Салтыкова-Щедрина, потрясшие читателей горькой правдой о нравах той огромной корпорации разных служебных воров и грабителей, о которой писал незадолго до своей кончины Белинский в знаменитом письме к Гоголю.

В рядах передовых писателей выступил и Мельников.

Ему не пришлось долго размышлять над тем, что произошло в стране и чего ждет общество от литературы. В 1856-1857 годах - всего лишь за один год с небольшим - он напечатал целую серию произведений, которые если и не были целиком написаны, то уж во всяком случае обстоятельно обдуманы еще в николаевские времена. Дедушка Поликарп , Поярков , Медвежий угол , Непременный - во всех этих рассказах Печерского предстали перед читателем во всей своей безобразной и цинической наготе порядки и нравы, господствовавшие в самодержавно-чиновничьем государстве.

Рассказы насыщены нижегородскими впечатлениями и посвящены негативным явлениям дореформенной жизни взяточничеству чиновников, бесправию крестьян и т. п Генетически рассказы связаны с натуральной школой, творчеством Гоголя и Даля для них характерны подробное воспроизведение уездного быта, очерковая точность, зачастую документальность. За Медвежий угол глава путейного ведомства подал на Мельникова жалобу Александру II, на что царь ответил Верно, Мельников лучше вас знает, что у вас делается Шушунова, 1994, с. 581 . В 1858 цензура запретила отдельные издания рассказов.

В том же году, по свидетельству Салтыкова-Щедрина, министр внутренних дел призвал к себе Мельникова и потребовал, чтобы тот не писал в журналах. В названных выше рассказах Андрей Печерский не изменяет своей позиции занимательного и непритязательного рассказчика. Он, по-видимому, без каких-то важных целей повествует о людях и случаях, с которыми ему пришлось сталкиваться во время его разъездов по медвежьим углам - по всем этим Рожновым, Чубаровым, Бобылевым.

Истинные герои всех этих рассказов - уездные или губернские чиновники различных рангов-от какого-нибудь исправника или станового до управляющего казенной пала- той. В среде этих людей властвуют законы разбойничьей шайки. Грабительство для них - дело заурядное и естественное брать бери, не задумываясь, только знай, с кем и когда поделиться добычей.

Сборник Рассказы А. Печерского вышел только в 1876, давно утратив актуальность. Однако в контексте 1850-х годов именно эти рассказы, по мнению критики, выдвинули имя Мельникова в первые ряды литературы. Публицисты Современника видели в нем обличителя и стремились переманить из Русского вестника. Н. Г. Чернышевский находил, что в Пояркове Мельников проявил больший талант, чем М. Е. Салтыков-Щедрин, и должен быть причислен к даровитейшим нашим рассказчикам. Имена Мельникова и Салтыкова-Щедрина становятся неразлучны как эмблема новой литературы, оттеснившей изящную словесность Шешунова, 1994, с. 581 . Л. Н. Толстой писал в 1857 В. П. Боткину и И. С. Тургеневу Некрасов и Панаев сыплют золото Мельникову и Салтыкову, в то время как все наши старые знакомые и ваш покорный слуга имеют вид оплеванных. П. В. Анненков замечал, что такого рода повествователи, как Щедрин и Печерский, обязаны подбавлять каждый раз жизненной мерзости для успеха Сам Мельников заметил в дневнике 22-31 марта 1858 Я с Салтыковым по одной дорожке иду что Щедрину, то и Печерскому. При этом М. Е. Салтыков-Щедрин оценивал рассказы Мельникова как псевдонародные ухарские Шешунова, 1994, с. 581 . Своим лучшим произведением Мельников долго считал повесть Старые годы Русский Вестник , 1857, 7 . В основе повести - восторженный рассказ старого слуги о буйствах и злодействах барина-самодура XVIII века. В Старых годах Мельников высказал, в сущности, все, что он думал о русском дворянстве.

В других его произведениях о дворянской жизни только развивались и в чем-то дополнялись идеи, впервые высказанные в этой повести.

Повесть Старые годы была напечатана как раз в то время, когда все больше и больше обострялась борьба вокруг крестьянского вопроса.

Защитники крепостничества, отстаивая свои права на владение собственностью, а явной несостоятельностью юридических и экономических доводов с удвоенной настойчивостью принялись оживлять старую легенду об исторических заслугах всего дворянства перед русским государством, перед русской культурой. Вспоминали имена птенцов гнезда Петрова, екатерининских орлов, героев Отечественной войны 1812 года и заслуги этих людей приписывали всему дворянству.

Передовая русская литература противопоставила этим легендам правду о крепостническом дворянстве. В те годы появились новые, наиболее беспощадные антидворянские стихи Н. А. Некрасова И. А. Гончаров напечатал Обломова, а Н. А. Добролюбов разъяснил общественное значение этого романа.

Некрасов в своей Железной дороге , А. Н. Островский в исторических драмах, несколько позднее Лев Толстой в Войне и мире показали великую роль народа в защите родной страны и в созидании всех ее богатств - народа, а не дворянства. Старые годы написаны в иной тональности, чем рассказы Мельникова о чиновниках. Там господствует иронический тон, здесь - саркастический. Большая часть мельниковских чиновников - мелкая сошка, над которой в те годы потешались и на которую хотели свалить все беды и неустройства даже самые закоренелые ретрограды.

Мельников обличал не столько их самих, сколько бюрократическую систему в целом. Князь Заборовский как личность - тоже совершеннейшее ничтожество, но в его руках сосредоточена огромная, самостоятельная, в сущности, почти неограниченная власть. В его карьере, в его привычках и желаниях, во всей его бесчеловечно-жестокой и чудовищно-бессмысленной жизни воплотилась норма дворянского бытия - от царских палат до мелкопоместной усадьбы.

Князь Алексей Юрьевич был заметной фигурой при дворе. Там он прошел великолепную школу и тирании и холуйства. В своем Заборье он просто установил обычаи и нравы, господствовавшие при дворе. Потому-то главным образом все местные дворяне в этих обычаях и не видели ничего преступного. Мелко- и среднепоместные поспешили определиться в приживальщики со всеми приличными этому званию преимуществами и обязанностями, а губернатор и предводитель дворянства почитали за честь быть приглашенными к княжескому столу.

Для них Заборовский - образцовый барин любой из окружающего его шляхетства поступал бы в точности так же, если бы имел такое богатство и такие связи. Поэтому преступления князя Заборовского не исключение они прямое следствие того положения, которое занимали русские дворяне в обществе. Повесть П. И. Мельникова сразу привлекла сочувственное внимание демократических кругов. Некрасов сообщил о ней Тургеневу как о первостепенной литературной новости В Русском вестнике появилась большая повесть Печерского Старые годы интерес сильный и смелость небывалая.

Выведен крупный русский барин во всей ширине и безобразии старой русской жизни - злодействующий над своими подвластными, закладывающий в стену людей И этот злодей, продолжал Некрасов, всю жизнь пользовался покровительством законов и достиг степеней известных. Здесь прежде всего необходимо обратить внимание на мысль о смелости небывалой Некрасов, 1952, т. X, с. 355 . После этого Мельников ненадолго перешел в усердно звавший его Современник, где опубликовал Бабушкины россказни - рассказывающие о быте и нравах 18 века 1858, 8,10 . Бабушкины россказни это нечто вроде варианта Старых годов, исполненного в обычной для Мельникова иронической манере.

Главная героиня - Прасковья Петровна Печерская, хоть и не очень богатая дворянка, была, однако, своим человеком и в верхнем губернском и в придворном кругах, а ее мораль, ее взгляды на жизненные ценности ничем не отличаются от взглядов темного княжеского холопа Прокофьича.

Есть в Бабушкиных россказнях как будто бы проходной, но на самом деле весьма многозначительный диалог о бесподобном французском короле - Людовике XVI, который всегда с таким глубоким уважением и с такой почтительностью говорил о Екатерине II и которого tue на эшафоте. Конечно же, Мельников смотрел на это историческое событие иначе, чем бабушка Андрея Печерского, и напомнил он о нем неспроста. Общественная борьба, развернувшаяся в те годы в России, могла, по его убеждению, привести к тем же, что и во Франции конца XVIII века, последствиям, если единомышленники бабушки будут упорствовать в защите своих привилегий.

В 50-60 годах с наибольшей силой и резкостью обнаружилась противоречивость мировоззрения Мельникова. Он был убежден в необходимости и неизбежности переустройства общественных порядков в России. Однако, кроме правительства, он не видел в России иной силы, которая могла бы возглавить и осуществить дело такого переустройства Все надежды возлагались на царя. Но эти надежды были шаткими.

Темная партия сетьми опутывает государя. Доброго что-то не предвещает настоящее писал Мельников в своем дневнике за 1858 год. Для его тогдашних настроений чрезвычайно характерна дневниковая запись от 22 марта 1858 года Встретился с Сергеем Васильевичем Шереметьевым и ходил с ним по Невскому и по Литейной более двух часов Он, разумеется, против освобождения Шереметьев сказал, между прочим, что еще будут перемены в этом деле, но какие, не говорил.

Он в связях и родстве с великими мира сего и, конечно, говорит не без основания. Что же это будет? Народу обещали свободу, назначили срок и правила народ ждет везде тихо, спокойно, несравненно спокойнее, чем прежде, и вдруг, если Шереметьев правду говорит, пойдет дело в оттяжку. Таких дел откладывать нельзя, а то, чего доброго, и за топоры примутся Еремин, 1976, с. 19 . Хотя Мельников никогда не считал себя единомышленником либералов 50-60-х годов, его позиция в общественной борьбе того времени в главном и существенном совпадала с их позицией.

Однако было бы ошибочно думать, что Мельников теперь отказался от своих просветительских убеждений. Они неизбежно прорывались в его действиях и поступках. И это хорошо понимали вчерашние его противники ревностные охранители самодержавно-крепостнического режима не могли забыть и простить рассказов и повестей Печерского и не считали Мельникова своим человеком. Да он и сам в эти годы был далек от уверенности в правоте своей общественной позиции. Только этим и можно объяснить новое, третье молчание Мельникова-беллетриста, на этот раз продолжавшееся около восьми лет 1860-1868 гг Написанная почти одновременно с Бабушкиными россказнями, повесть Гриша Современник , 1861, 3 - о юноше-старообрядце, алчущем подвигов и ставшем во имя святости соучастником преступления.

Повесть П. И. Мельникова носит подзаголовок из раскольничьего быта, но, безусловно, она выходит за рамки бытописания.

Подчас творчество Печерского воспринимается только в этом аспекте, а глубина духовных исканий и художественная самобытность писателя остается в тени. Героем повести становится мальчик-сирота Гриша, взятый в дом богатой добродетельной вдовы, которая исповедует старую веру, взят для того, чтобы служить странникам, находящим приют у вдовы. Весь Божий мир проходит перед героем, разнообразные люди появляются в его келейке. Это и девушка Дуняша, которая пытается искусить юного героя, и два странника Мардарий и Варлаам, грешные люди, мечты которых состоят в том, чтобы сладко поесть да попить.

Но для Гриши встреча с земным, грешным миром пробуждает особые мысли и чувства Где же правая вера, где истинное учение Христово задает герой вопрос Прокофьева, 1999, с. 21-22 . Наконец перед Гришей появляется настоящий праведник, старец Досифей. Внешний облик этого героя нарисован в иконографической традиции, он высок, сгорблен, пожелтевшие волосы всклокоченными прядями висят из-под шапочки, его протоптанные корцовые лапти говорят о том, что пришел Досифей издалека.

Но Досифею не удается передать Грише свои человечные представления о жизни, его убеждения остались не поняты героем. Сам Господь да просветит ум твой и да очистит сердце твое любовью сказал старец заклинавшему бесов келейнику и тихо вышел из кельи Мельников, 1960, с. 154 . Последний сюжетный поворот повести - это появление нового гостя, который губит душу отшельника, заставляет его совершить преступление, якобы во имя веры. В повести речь идет не только о сцене из раскольничьего быта, но и о гибели человеческой души, добро и зло сражаются за человеческую душу, зло в данном случае побеждает, и человек оказывается не в силах распознать истинное и ложное.

В этой повести русская душа предстает как слепой Самсон, которого первый встречный может привести к обрыву Прокофьева, 1999, с. 24 . Тема религиозных исканий народа, интерес к противоречиям народного характера например, равная склонность и к аскетизму, и к полуязыческой обрядовости, широкое обращение к фольклору в том числе к нижегородским легендам делают эту повесть преддверием его романов, где названные особенности получили последующее развитие.

Не случайно Н. С. Лесков из всего творчества Мельникова выделял именно эту повесть, называя ее лучшим произведением писателя. В министерстве его держали подальше от дел, в которых он больше всего был осведомлен и заинтересован. Тогда он решил заняться публицистикой и в 1859 году стал совместно с Артемьевым издавать газету Русский дневник, где из авторских публикаций Мельникова интерес представляют рассказ На станции 21 и незаконченная повесть Заузольцы, которая впоследствии стала прообразом романа В лесах 7, 14, 21, 24, 28 июня. Успех, которого писатель добился в Нижегородских губернских ведомостях, не повторился газета привлекла всего 1518 подписчиков после ее прекращения Мельников остался в долгах.

Полуофициозный характер этого издания предопределил полный его неуспех у читателей оно перестало выходить, даже не дотянув до конца года. После закрытия Русского дневника он некоторое время сотрудничал в консервативной газете Северная пчела, куда вошел в число его сотрудников по предложению владельца и редактора Северной пчелы П. С. Усова. Мельников здесь среди прочего опубликовал рецензию на Грозу А. Н. Островского, где, соглашаясь с добролюбовской концепцией темного царства, выступал против нелепой татарско-византийской патриархальности, утверждая, что Домострой - наследие чужеземного ига, что семейство Кабановых с его формалистическим подходом к духовной жизни - раскольничье 1860, 22-23 февраля. Не оставлял Мельников и своих штудий по истории раскола, руководствуясь прежде всего необходимостью обобщать и сообщать о нем факты и факты Исторический вестник , 1884, И, с. 340 . Он создает Письма о расколе Северная пчела , 1862, 5, 8,10,11,15,16 января благодарственный отзыв епископа Нектария Исторический вестник , 1884, И, с. 340 , Старообрядческие архиереи Русский вестник , 1863, 4-6 , Исторические очерки поповщины , Русский вестник , 1864, 5 1866, 5, 9 1867, 2 . Попутно он занялся исследованием нетрадиционных вероучений, в частности хлыстовского.

По этому поводу написаны Тайные секты Русский вестник , 1868, 5 , Белые голуби Русский вестник , 1869, 3, 5 . Все эти научные материалы послужили затем писателю в работе над дилогией В лесах и На горах. На частную журнальную деятельность Мельникова министерское начальство смотрело косо. Чтобы взять перо Мельникова под свой полный контроль, министр внутренних дел Валуев назначил его редактором отдела внутренней жизни правительственной газеты Северная почта. Но и на поприще официальной публицистики он продержался недолго выяснилась непригодность Мельникова на роль послушного пересказчика идей и указаний Валуева Шешунова, 1994, с. 581 . В 1866 году Мельников вышел в отставку, переселился в Москву, где в 1868 поселился в доме Даля. Часто встречался с Писемским, который консультировался с ним по поводу романа Масоны, общался с В. И. Далем, В. Аверкиевым, задумавшим в то время пьесу Свадьба уходом по мотивам В лесах Мельникова замысел не осуществился. В 1867 Павел Иванович редактировал отдел внутренних дел в Московских ведомостях - вновь, как и в Северной почте, неудачно он не был способен к газетному труду Исторический вестник , 1884, 12 . Потеряв эту должность Мельников, вынужден был кормить семью литературным трудом и в 1868 начал по материалам Заузольцев повесть За Волгой Русский вестник , 6, 7, 10, 12 , которую переделал в роман В лесах Русский вестник , 1871-75, отдельное издание - М 1875 посвященное Александру III . С этого времени писатель печатался только в Русском вестнике, хотя его переманивали в другие журналы.

Роман имел у читателей большой успех.

Мельников писал жене Меня честят, как лучшего современного писателя, и, что всего удивительнее, разные фрейлины восхищаются моими сиволапыми мужиками и раскольничьими монахинями Даже в нигилистических лагерях про меня толкуют - признают в политическом отношении за неблагонадежного, даже нечестного это высокая похвала из их уст, но в отношении искусства первостепенным талантом Шешунова, 1994, с. 581 . Министр народного просвещения предложил, дабы предотвратить упадок русского языка, учить ему детей по романам Мельникова.

После празднования в 1874 году 35-летнего литературного юбилея писатель пережил апогей славы.

Известно даже, что П. М. Третьяков просил его позировать И. Н. Крамскому для своей галереи.

Затем Мельников уехал в Ляхово, где писал роман На горах Русский вестник , 1875- 1881 отд. изд М 1881 , публикация которого замедлилась из-за болезни, вызванной сидячим образом жизни неделями Павел Иванович не выходил из дома, поглощенный книгами и рукописями, что привело к параличу.

Утратив способность писать, Мельников диктовал жене заключительные главы романа На горах и начало давно задуманного романа из жизни семнадцатого века - Царица Настасья, а в 1882 лишился дара речи. Дилогия В лесах и На горах - итог и вершина литературной деятельности Мельникова.

Объектом художественного изображения в романах выступает семейно-бытовой уклад родных мест Мельникова столь полное отражение быта, нравов, экономического состояния, истории и этнографии края позволило критике назвать дилогию эпопеей Московские ведомости , 1883, 19 февраля Русский вестник , 1874, 1, с. 355 . Автор рисует ряд микроукладов быт патриархального купца, промышленника- европейца, крестьянина, священника, рабочей артели, хлыстовской секты, женского скита, мужского монастыря и т. д давая каждому подробное, иногда многостраничное описание.

Контрапункт дилогии - нетронутая старина скитов в соседстве с динамическим становлением отечественной буржуазии.

Нравственные проблемы предпринимательства и семейных отношений, религиозное и культурное состояние нижегородского края обрисованы в романах с эпическим спокойствием и научной дотошностью.

Пишет здесь Мельников и темноту раскольничью, и лицемерие, и легкие нравы скитниц, и всякого рода эксплуатацию слабых сильными Московские ведомости , 1899, 21 августа, фиксируя при этом внимание на живописной красочности быта. Наряду с привычкой к хищничеству и деспотизму автор усматривает в старообрядческом Заволжье религиозно-эстетический идеал, русского народа, его непреходящее достояние. Построение романов лишено композиционного единства каждый из них объединяет группу сюжетов, связанных не только общими героями и сюжетными линиями, но прежде всего - образом рассказчика. Повествование ведется от лица наивного сказителя Андрея Печерского, автор корректирует повествователя постраничными примечаниями.

Использованный в дилогии богатый фольклорный материал - лирические и исторические песни, легенды и сказки, предания, былички, пословицы и поговорки, величания и плачи - исключительно функционален с его помощью автор передает внутреннее состояние персонажей что стимулирует развитие сюжета, верность народа национальным традициям и неприятие нововведений.

Демократический читатель 70-х годов сразу понял и принял его роман. А охранители устоев самодержавно-монархического строя хоть и поздно, но в конце концов догадались, какова подлинная тенденция этого произведения. Каждая новая глава книги На горах все больше убеждала издателя Русского вестника в антицерковной направленности всего романа. Ссылаясь на требования цензуры, Катков выбрасывал из рукописи целые эпизоды и даже главы. Мельников протестовал, даже намеревался прекратить печатание романа в Русском вестнике. Однако желание завершить публикацию основного своего произведения на страницах одного журнала заставило его пойти на какие-то уступки.

Дилогия В лесах и На горах была последним произведением П. И. Мельникова. Будучи уже неизлечимо болен, в 1881 году Мельников возвратился на постоянное жительство в родной Нижний Новгород там он и умер- 1 февраля старого стиля 1883 года. Более века прошло с тех пор, как были написаны произведения Павла Ивановича Мельникова.

Это такой срок, за который умирают и некоторые литературные величины. Наследие Мельникова живо и ценно по-прежнему, и если какая перемена произошла с ним, то только та, что бывает с крупными бытописателями из беллетристов современности Мельников стал писателем историческим. Все то, что описывал он, уже отошло в историю. Уже нет скитов на том месте, где они стояли и где высились раскольнические часовни с восьмиконечными крестами и стояли тихие кельи скитниц.

Все это уже стоит в перспективе истории, все это миновало. Но Мельников жив и красочен, интересен и поэтичен, и назвать его имя - значит, проникнуться обаянием красивой русской старины, вспомнить умерший быт русского купечества. Немногие из писателей сохраняют в истории такой цельный и своеобразный облик. 2.

История создания дилогии

И. Только двенадцать лет спустя в Русском вестнике по частям начинает печ... Публикация его длилась четыре года с 1871 по 1874-й. Но его дело без преступлений вести было невозможно. В журнале Русская старина за 1887 год была опубликована история протот...

Дилогия П.И. Мельникова в контексте русской литературы второй половины XIX века

Достоевского, Господа Головлевы М. Как всякое хорошее литературное произведение, эти книги дают подлинное... Н. Тургенева, И. По своей скрытности он почти никогда не высказывал своего отношения к ...

П.И. Мельников в оценке русской критики

Внизу шкалы - практическое отсутствие Бесов, ничтожный тираж Людей сор... История русской души - это не пути отдельных душ это не путь, скажем, ... Он в ту пору еще, так сказать, доносы писал в свое министерство да обл... И потому они переходят рамки своего исторического времени, переходят г... Еремин, относя его к числу наиболее скрытных писателей Еремин, 1976, с.

Выразительные средства языка

Мало сказать, что язык дилогии Мельникова красочен и эмоционален, он н... Природа ликует, она счастлива, это ее пышная кипучая жизнь, властная и... Картина дана в стиле песенно-былинных сказаний, величавая и торжествен... Большое количество слов и выражений записал он в скитах, среди лесов К... 176 .

Фольклорные мотивы в дилогии

Чудесное - русско-славянское тут Перун-Трещица, Чернобог, домовые и ле... П. Даля И меня, и каждого из членов Владимир Иванович просил записывать в... 21 . 121 .

Фольклорность языка дилогии

Фольклорно-поэтическая образность насыщает страницы о болезни и похоро... Характер Чапурина неординарен доброта, щедрость, отходчивость уживаютс... Писатель тщательно редактировал и собственное повествование, и вносил ... Цельность впечатления от художественных инкрустаций фольклорной класси... Так, он дважды упоминает колыбельную песню, которая сулит в золоте ход...

Лексические особенности дилогии

Даль и П. 176 . Писемского, С. И. И.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре 2. Аннинский Л.А. Три еретика 3. Аннинский Л.А. Мельников становится Печерским Литературная учеба 4. Бабушкин Н.Ф. Творчество народа и творчество писателя Новосибирск 5. Виноградов Г.С. Фольклорные источники романа П.И. Мельникова-Печерского В леса Советский фольклор 6. Власова З.И. П.И. Мельников-Печерский Русская литература и фольклор.

Вторая половина XIX века 7. Гибет Е. Павел Иванович Мельников Андрей Печерский Русские писатели в Москве 8. Гибет Е. Гимн красоте Русская речь 9. Горький М. История русской литературы 10. Грихин В.А. П.И. Мельников-Печерский Мельнитков П.И. В лесах М 11. Даль В. А. Толковый словарь живого великорусского языка 12. Ежов И.С. П.И. Мельников Андрей Печерский Мельников П. И. В лесах 13. Еремин М.П. П.И. Мельников Андрей Печерский. Очерк жизни и творчества Мельников П.И. Андрей Печерский. Собр. соч. М 14. Еремина В. И. Ритуал и фольклор под ред. Горелова 15. Измайлов А. П.И. Мельников-Печерский.

Полн. собр. соч. П. И. Мельникова 16. История русской литературы ред. Головенченко Ф.М 17. Канкава М.В. О влиянии В.И. Даля на стиль писателей этнографической школы Поэтика и стилистика русской литературы 18. Кулешов В.И. История русской литературы 19 века. 70-80-е г 19. Ланщиков А.П. П.И. Мельников Повести и рассказы 20. Ларин Б. А. Эстетика слова и языка писателя 21. Левин Ф. П.И. Мельников Мельников П.И. Медвежий угол и другие рассказы 22. Лотман Л.М. П.И. Мельников-Печерский История русской литературы М 23. Лотман Л.М. П.И. Мельников-Печерский.

Роман из народной жизни.

История русского романа 24. Мельников П.И. Андрей Печерский. В лесах Саранск 25. Мельников П.И. Андрей Печерский. На Горах Саранск 26. Мещеряков В. П.И. Мельников-Печерский и его роман В лесах Мельников П. И. В лесах Пермь 27. Николаева Е.В. Перечитывая эпопею Мельникова-Печерского Литература в школе 28. Прокофьева Н.Н. Мельников-Печерский Литература в школе 29. Скатов Н. История русской литературы 19 века 30. Соколова В.Ф. Еще раз о фольклорных источниках романа П. И. Печерского В лесах Поэтика и стилистика русской литературы 31. Соколова В.Ф. К вопросу о творческой истории романов П. И. Мельникова В лесах и На Горах Русская литература 32. Шешунова С.В. Бытовое поведение в изображении П. И. Мельникова-Печерского Вестник Московского университета 33. Шешунова С.В. П.И. Мельников Русские писатели 1800-1917 биографический словарь 34. Янчук Н.А. П.И. Мельников Андрей Печерский История русской литературы XIX века под ред. Овсянико-Куликовского Д.Н P.S. Настоящая дипломная работа была выполнена на очень высоком уровне и сдавалась в ПЕНЗЕНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО по двум предметам русскому языку и литературе. Работа защищена 10 февраля 2002 года с оценкой ОТЛИЧНО и великим множеством похвал.

Полный текст работы содержит 210 страниц 140 страниц основной части, 70 страниц приложений, содержащих уникальную таблицу старинных слов, встречающихся в дилогии П.И. Мельникова и их значений по примечанию автора книги и по словарю Даля. В приложениях также содержится инсценировка старинного обряда и кроссворд. Всем тем, что содержит данный вариант дипломной работы, Вы можете свободно пользоваться.

Но если захотите получить полный вариант дипломной работы со всеми приложениями, то просто напишите мне на bu sura.ru Желаю удачи !.

– Конец работы –

Используемые теги: языковые, особенности, дилогии, Мельникова, лесах, горах0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Языковые особенности дилогии П.И. Мельникова "В лесах" и "На горах"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Язык и стиль П.И. Мельникова (дилогия “В лесах” и “На горах”)
Введение Вклад П.И. Мельникова (А. Печерского) в русскую литературу значителен. Не много найдется писателей, которые до конца дней своих сохраняли такую… Созданные им произведения сыграли важную роль в литературе XIX века и до настоящего времени сохраняют как…

Два объекта истории русского языка: живой язык диалектный и литературный язык
Новые общественные функции приобретает русский язык по мере сложения новой исторической общности советского народа он становится межнациональным... Современный период... Горшкова Хабургаев ИГРЯ...

Понятие литературный язык. Место литературного языка среди других форм существования языка
Литературный язык это язык государственных и культурных учреждений школьного обучения радио и телевидения науки публицистики художественной... Современный литературный язык многофункционален Он используется в различных... Основные сферы использования литературного языка телевидение и кино наука и образование печать и радио...

Франко-романские языковые контакты испанский язык
Актуальность исследования. Вопросы заимствований всегда представляли интерес для историков и лингвистов.… Крупнейший исследователь французского языка Ф.Брюно 1860-1938 в свом труде История французского языка значительное…

Грамматика как языковой уровень. Морфология и смежные уровни языка; морфология и фонология; основные понятия морфонологии; морфология и синтаксис
Термин quot морфология quot состоит из двух древнегреческих корней и буквально означает quot учение о форме quot Он имеет два основных... Система механизмов языка обеспечивающая построение и понимание его... раздел грамматики изучающий закономерности функционирования и развития этой системы...

Лекция 1. Морфология – центр языкового пространства, и для того, чтобы узнать язык, надо прежде всего понять его морфологию
Введение в морфологию... Морфология центр языкового пространства и для того чтобы узнать язык надо прежде всего понять его...

Психофизиологические особенности неслышащих и их возрастные особенности.
Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром.Нарушение такой связи приводит к уменьшению объема получаемой информации, что… Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и… Особенности развития детей раннего возраста.Проблема развития детей раннего возраста с нарушенным слухом является…

А.Л. Лось Пособие включает разделы: языкознание как наука о языке, сущность и структура языка, лексикология, фонетика, грамматика, письменность и графические
Предисловие... Настоящее пособие написано в соответствии с программой по курсу Введение в... Автор стремился достаточно полно изложить материал курса осветить наиболее существенные проблемы стоящие перед...

Некоторые проблемы отношений между культурой и языком (на материале американского варианта и английского языка
Несмотря на большое количество работ, посвященных этой проблеме, она остается в центре внимания по многим причинам. Актуальность темы в настоящее… Язык формирует своего носителя и культуру. Целью настоящего исследования… Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Понятие о языке и речи. Основные функции языка
Понятие о языке и речи Основные функции языка... Понятие об основных и дополнительных формах существования языка Разнообразие... Литературный язык как высшая форма существования национального языка Основные черты литературного языка...

0.028
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам