рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ульяния Лазаревская как святая

Работа сделанна в 2002 году

Ульяния Лазаревская как святая - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской") Ульяния Лазаревская Как Святая. Несмотря На То, Что М.о. Скрипиль Полагал, Чт...

Ульяния Лазаревская как святая. Несмотря на то, что М.О. Скрипиль полагал, что в Повести об Ульянии Осорьиной агиографический канон является лишь внешней оболочкой бытовой повести биографического типа, нами вслед за А.М. Панченко в образе героини усматриваются черты святой.

Литература в первой четверти XVII века не была свободна от средневековой традиции формирования образа персонажа в соответствии с требованиями жанра. Автор повествования об Ульянии Осорьиной не только использует обычные для агиографии композиционные и стилистические приемы, но и наполняет их вполне каноническим содержанием.

В начале повести, как и положено в житийной литературе, дается характеристика родителей героини отец ее благоверен и нищелюбив, мать боголюбива и нищелюбива. Повесть о Юлиании Лазареской Хрестоматия по древнерусской литературе XI-XVII веков. Составил Н.К. Гудзий. Изд. 6, испр. М 1955. С. 346. Далее ссылки на Повесть об Ульянии Лазаревской и Повесть о Марфе и Марии даются по настоящему изданию в круглых скобках с указанием страницы.

Они живут во всяком благоверии и чистоте С. 346 . Бабушка, воспитывавшая Ульянию после смерти родителей до шестилетнего возраста, внушала девочке благоверие и чистоту С. 346 . В соответствии с правилами жанра автор рассказывает о благочестивом поведении и направлении помыслов героини с младых ногтей. Причем здесь возникает довольно обычный для агиографии мотив, когда окружающие не понимают устремлений святого и стремятся направить его на иной путь. Именно так поступает тетка Ульянии, в дом которой героиня попала после смерти бабушки.

Насмехаются над ней и сестры, дочери тетки, которые даже принуждают ее отказаться от постов, принять участие в их девичьих увеселениях Сия же блаженная Ульяния от младых ногтей Бога возлюбя и Пречистую Его Матерь, помногу чтяше тетку свою и дщерь ея, и имея во всем послушание и смирение, и молитве и посту прилежание, и того ради от тетки много сварима бе, а от дщерей ея посмехаема.

И глаголаху ей О безумная! что в толицей младости плоть свою изнуряеши и красоту девствена погубиша. И нуждаху ю рано ясти и пити она же не вдаяшеся воли их, но все с благодарением приимаша и с молчанием отхождаше, послушание имея ко всякому человеку, бе бо измлада кротка и молчалива, не буява не величава, и от смеха и всякия игры отгребашеся. Аще и многажды на игры и на песни пустошные от сверстниц нудима бе, она же не приставаше к совету их, недоумение на ся возлагая и тем потаити, хотя свою добродетели точно в прядивном и в пяличном деле прилежание велие имяше, и не угасать свеща ея вся ноща а иже сироты и вдовы немощная в веси той бяху, и всех обшиваше, и всех нужных и болных всяцем добром назираше, яко всем двитися разуму ея и благоверию С. 346 . В этой обширной цитате обнаруживаются все характерные особенности Ульянии как святой, которые затем будут реализованы в течение её жизни.

Обращают на себя внимание её кротость, молчаливость, смирение и послушание.

Эти качества героини автор подчеркивает и в её взаимоотношениях со свекром и свекровью Она же со смирением послушание имяше к ним. С. 347 и в отношениях в чадами и домочадцами, между которыми разыгрывались ссоры она же вся, смысленно и разумно разсуждая, смиряше С. 348 . Следующая важная особенность поведения Ульянии - сокрытие добродетелей и добрых дел. Вообще святой не должен гордиться своими христианскими положительными качествами, в таком случае его вряд ли можно назвать святым Обладая добродетелью, совершая подвиги, житийный герой стремится к безвестности, ему не нужна слава мирская, в чем проявляется, конечно, идея смирения и самоуничижения. Особенно ярко этот принцип выражен, как правило, в житиях Христа ради юродивых.

Вспомним, что Алексей Божий человек покидает Эдессу, когда люди прознали про его святость и удивительное подвижничество. Ульяния творит многие добрые дела отай втайне, ночью не только потому, что днем она занята хозяйственными заботами, но и, как явствует из начального цитированного выше отрывка, и по иным причинам. Одна из них - смирение, о котором мы сказали выше. Вторая - непонимание людей, окружающих ее в быту. В самом начале повествования эта мысль выражена автором достаточно отчетливо.

Более того, юная Ульяния притворяется недогадливой, чтобы сверстницы не понуждали её к пустошным забавам и считали неумной. Правда, в той же фразе автор в соответствии с агиографическим каноном сообщает, что все поражались разуму и благоверию героини.

В соответствии с тем же агиографическим принципом ведет себя Ульяния и еще в одном знаменательном эпизоде. Приходской священник в церкви слышит глас от иконы богородицы, который не только велит ему призвать героиню на богослужения, редко ею посещаемые, но и возвещает её богоизбранность и святость Шед, рци милостливой Ульянеи, что в церковь не ходит на молитву? И домовная ея молитва богоприятна, но не яко церковная вы же почитайте ю, уже бо она не меньше 60 лет, и дух святый на ней почивает! С. 349 Первая часть этого богородичного гласа со стороны Ульянии остается, так сказать, без комментариев на причинах этого обстоятельств мы остановимся ниже. Но поводу же собственной святости, о которой священник сообщил многим прихожанам Он поведал пред многими С. 349 , героиня говорит следующее Соблазнился еси, егда о себе глаголеши кто есть аз грешница, да буду достойна сего нарицания! С. 349 Ни недомыслия истинного, ни недомыслия в виде маски в облике Ульянии не выявляется.

В дальнейшем повествовании этот мотив продолжает подчеркивать, что ближайшее окружение героиню не понимает и не поддерживает, что она таится в своем подвиге.

Святость Ульянии ясно сияет для людей посторонних - они дивятся ее благоверию, но не для членов семьи. Возможно, действительно, ближайшее окружение этой женщины считало ее поведение странным, отклоняющимся от нормы. Избранная Ульянией форма подвижничества на самом деле необычна для мирского сознания, но в целом традиционна для агиографического канона.

И в евангельских притчах, и во многих канонических житиях мы находим сообщения, что герой раздал все свое имение и затем посвятил свою жизнь некоему подвигу. То, что в агиографии является, как правило, промежуточным этапом жизни героя, в житии Ульянии становится по сути главным содержанием ее подвига. Святая, оставаясь доброй матерью и рачительной, заботливой хозяйкой, проводит свою жизнь в неустанных трудах, чтобы заработать состояние, которое без ущерба для семьи она могла бы использоваться для милостыни нищим и голодным.

После смерти мужа она становится распорядительницей имущества и, действительно, постепенно его расточает, открывая свои житницы для голодающих в годы неурожаев во время правления Бориса Годунова. В юности Ульяния стремится к монашеской жизни, пытается уйти в монастырь и в замужестве, но это ее желание не находит реализации, а после смерти супруга она уже не помышляет об иночестве. Нам кажется, что объяснения этому факту совершенно иное, чем то, на которое указывал М.О. Скрипиль.

Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 270-271 Дело в том, что здесь сказывается вышедшая в 20-30-е годы на первый план в общественном сознании идея о возможности спасения в миру, которая затем была реализована в деятельности боголюбцев - членов кружка ревнителей древлего благочестия. Именно к подобному типу праведности склонял протопоп Аввакум свою паству, унимая мужиков и баб от блудни в постные дни, заставляя днем и ночью вставать на молитву, соблюдать посты и накладывать за нарушение этих правил строжайшие епитимьи.

Мы не согласны с М.О. Скрипилем в том, что в Повести об Ульянии Осорьиной создан образ светской женщины, основная деятельность которой связана с хозяйством. Героиня совершает уникальный для русской агиографии подвиг она посвящает свою жизнь страннолюбию, нищелюбию и милостыне, но будучи мирянкой отчасти вынуждена совмещать богоугодную деятельность и ведение хозяйства, а отчасти использует свою практическую хозяйственную деятельность для реализации подвига.

Одним из основных доказательств святости агиографического героя являются чудеса, которые совершаются по вере и молитве святого или, по крайней мере, сопровождают его в течение жизни и после смерти. Даром чудотворения и чудесными знамениями Господь почитает святого, причем не в качестве награды за какие-то деяния, а изначально. Святость и чудо - это сущностные качества святого, свойственные его природе. Само духовное состояние трепетной веры, которое охватывает Ульянию с девичества, рассматривается автором как чудо. Он специально оговаривает, что необычные качества героини, ее стремление к подвижнической жизни не являются следствием воспитания.

Мы уже убедились в том, что Ульянии приходилось преодолевать постоянное противодействие домашних. Не получила она и должного наставления от приходского священника, поскольку церковь находилась в двух днях пути от ее деревни и она ее не посещала. На героиню, по убеждению автора, нисходит божественная благодать, она постигает добродетель, благодаря наставлениям самого Господа И вселился в ню страх Божий. Не бе бо в веси той церкви близ, но яко два поприща и не лучися ей в девичестем возрасте в церковь приходити, не слышати словес Божих почитаемых, ни учителя учаща на спасение николиже, но смыслом бо Господним наставляема нраву добродетелному с. 346 . Таким образом, все существо Ульянии как бы изначально осенено благодатью, вся ее мирская жизнь уподоблена церковной, где пастырем выступает сам Господь, так что ежедневное посещение церкви становится совершенно необязательным.

В условиях оцерковливания быта домашняя молитва не менее богоугодна и действенна, чем молитва в храме.

Очевидно, этой изначальной благодатностью мирского существования Ульянии объясняются и дальнейшие ее взаимоотношения с церковью, когда она не только редко посещает храм, но и с определенного времени вообще отказывается от церковного богослужения В то бо лето преселися во ино село в пределы нижеградцкия, и не бе ту церкви, но яко два поприща она же старостию и нищетою одержима, не хождаше к церкви, но в дому моляшеся и о том немалу печаль имяше, но поминая святого Корнилия, яко не вреди его и домовная молитва, и иных святых С.350 . Как правило, у святых складываются своеобразные отношения с божественными покровителями. Так, в житии инока Епифания, одного из пустозерских узников, таким защитником выступает Богородица.

Помощь в борьбе с бесами приходит от вольяшного медяного образа Божьей Матери.

Епифаний видит, как она, поймав беса мучит его, держа в своих руках. Аналогичный мотив обнаруживается в Житии Ульянии Осорьиной. Автор замечает, что она всю надежду на Бога и на пречистую Богородицу возлагаше и великого чудотворца Николу на помощь призываше, от него же помощь приимаше С.347 . Начинается реализация этой чудесной помощи со знамения, которое Ульяния видит во сне. Молодая и неопытная героиня однажды ночью была испугана нашествием бесов во время молитвы и ляже на постели и усну крепко С. 347 . Кстати, М.О. Скрипиль характеризует этот эпизод как совершенно чуждый описаниям борьбы святых угодников с бесами. Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 264 Однако это не совсем так. Противоборство с бесами продолжается во сне. Героиня видит их с оружием, они нападают на нее и грозят убить.

Но тут является святой Николай, который разгоняет бесов книгой традиционная житийная деталь и ободряет Ульянию. Сон продолжается наяву Она же абие от сна возбнув, увидя яве мужа свята из храмины дверми изшедша скоро, аки молнию ви востав скоро, иде во след его, и абие невидим бысть, но и притвор храмины тоя крепко заперт бяше она же оттоле извещение приимши, возрадовася, славя Бога, и паче первого добрых дел прилежание С.347 . Эпизод повторяется еще раз наяву, когда Ульяния была уже старой женщиной.

В отходной храмине церкви на нее вновь нападают бесы с оружием. Но героиня возносит молитву Богу, и явившийся святой Николай палицей разгоняет их, одного, поймав, мучает, святую же осеняет крестом и исчезает.

Побеждает бесов Ульяния и собственной молитвой, причем молится и перебирает четки она даже во сне. Бесов возмущает именно тот вид подвижнической деятельности, который избирает героиня Бес же бежа от нея, вопияше Многу беду ныне приях тебе ради, но сотворю ти спону на старость начнеши глаголом измирати, ниже чюжих кормити С. 349 . Однако все козни бесов не увенчиваются успехом. Наоборот, во время страшного голода Ульяния отпускает своих рабов, а вместе с оставшимися слугами и детьми печет хлеб, собрав лебеду и древесную кору. По молитве героини этот хлеб становится сладок. Она наделят им не только нищих, но и соседей, которые, будучи изобильны хлебом, пробуют ее выпечку ради испытания вкуса и сытности.

Именно благодать, которой изначально осенена Ульяния, позволяет ей выдержать все испытания и остаться верной себе. Интересно, что автор подчеркивает отсутствие в святой уныния, которое могло бы посетить человека в годину бедствий Потерпе же в той нищете два лета, не опечалися, ни смутися, ни ропота, и не согреши ни во устах своих, и не даст безумия Богу, и не изнемоте нищетою, но паче первых лет весела бе С. 350 . Кончина святой описана в полном соответствии с агиографическим каноном.

Она чувствует приход смерти, призывает священника, наставляет детей в любви, молитве, милосердии и, произнеся слова В руце твои, Господи, предаю дух мой, аминь! С. 351 , предает душу свою в руки Божии. Успение святой также сопровождается чудесными знамениями люди видят свечение вокруг ее головы, ощущают благоухание исходящее от тела. Тем не менее люди остаются в неведении относительно святости героини.

Несмотря на то, что над могилой Ульянии была выстроена церковь, место захоронения было забыто. Конечно, это искусственная агиографическая деталь, призванная оттенить необычность открытия людей, оказавшихся под церковной печью. Приоткрыв гроб, обнаруженный через 11 лет после захоронения, люди нашли его полным мирра, видели неразрушенное тело правда, до пояса, поскольку голову было трудно рассмотреть из-за положения гроба. Ночью люди слышали звон церковных колоколов, а от мирра и пыли рядом с гробом исцелялись недужные.

Комплекс чудес, описанных в житии, вполне соответствует житийному канону. Надо сказать, что в этом плане произведение и облик Ульянии не подверглись существенной секуляризации. Кроме сладкого хлеба из коры и лебеды, чудеса не имеют бытового основания, как это характерно для чудес в Житии протопопа Аввакума.

Таким образом, следует признать, что в образе Ульянии Осорьиной агиографические черты присутствуют не механически, они органичны, они выражают сущность той благодати, которой она наделена с рождения. Новаторским и специфическим для нового этапа развитие русского общества и литературы является тип подвига, который избрала святая. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской")

С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены - сварливой и некрасивой как у Даниила Заточника в… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят… Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении образов Ульянии Осорьиной и сестер Марфы и Марии. Этот аспект…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ульяния Лазаревская как святая

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве
Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за е

Композиционный житийный канон
Композиционный житийный канон. В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи. По объе

Жанровый житийный канон и типы сборников
Жанровый житийный канон и типы сборников. Жития можно классифицировать в зависимости от того, полностью ли описывается в нем биография святого, все ли этапы его жизни последовательно перечисляются,

Очерк развития древнерусских житий
Очерк развития древнерусских житий. Очерк составлен по материалам История русской литературы XI-XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева М 1980. С. 43-46, 100-107, 172-181, 190-194, 215-230, 261-265, 294-30

Некоторые направления эволюции агиографического жанра
Некоторые направления эволюции агиографического жанра. Жанровые смены в литературе осуществляются обыкновенно двумя способами. Старый жанр может перестать развиваться и обновляться, его форма шабло

Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии
Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии. Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной обычно в исследовательской ли

Палеографический обзор текстов
Палеографический обзор текстов. Анализ списков Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной был проведен М.О. Скрипилем. В VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы исследователь изд

Изучение исторической основы повестей
Изучение исторической основы повестей. Исследователями давно отмечено, что автором Повести об Ульянии Осорьиной является ее сын Каллистрат Дружины Осорьин. Автор называет конкретные имена и фамилии

Изучение художественной специфики повестей и образов героинь
Изучение художественной специфики повестей и образов героинь. Первым наиболее пространным обращением к Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии следует отнести статью Ф.И. Буслаева Ид

Сестры Марфа и Мария как праведницы
Сестры Марфа и Мария как праведницы. Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в Сказании о воздвижении Унжеского креста их образы и их судьбы выдвигаются на первый план, г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги