рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Жанровый житийный канон и типы сборников

Работа сделанна в 2002 году

Жанровый житийный канон и типы сборников - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской") Жанровый Житийный Канон И Типы Сборников. Жития Можно Классифицировать В Зави...

Жанровый житийный канон и типы сборников. Жития можно классифицировать в зависимости от того, полностью ли описывается в нем биография святого, все ли этапы его жизни последовательно перечисляются, выдерживается ли обязательная трехчленность построения, в таком случае - это полное агиобиография житие.

Если же выбран только один эпизод из жизни святого по желанию или по незнанию автора, а для восполнения отсутствующего материала добавлены или поучения, нравоучения, или занимательные приключения, то это уже житие-эпизод, житийная новелла. Если же житие повествует только о мученической смерти святого, не обращаясь к его полной биографии, то здесь мы имеем дело с самым древним его видом, основанным на протоколах допросов первых христиан - мартирией.

В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, можно выделить жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью. Назовем некоторые из них. Мученик - мученическое житие, биографическая мартирия, страсти. Исповедник - исповедническое житие, святой не принял мученического венца.

Святитель - святительское житие, житие архиерея, епископа. Преподобный - преподобническое житие, святой, подобный Христу, пострадавший за веру, принявший смерть за веру, часто создатель монастыря или пропагандист христианства. Столпник - столпническое житие способ подвижничества, когда святой усердно молится на специально для этих целей воздвигнутом столпе, умерщвляя плоть, возвышает дух. Христа ради юродивый - жития Христа ради юродивых особый тип подвижничества, когда человек налагает на себя обязательство жить подаянием и терпеть унижения, притворяясь умалишенным, юродивым. Житийное повествование было одним из самых популярных жанров в эпоху Средневековья во всех литературах мира. В славянских литературах жития читались и переписывались на протяжении Х-Х1Х веков, Жития святых обычно включались в состав сборников четьих миней, патериков и прологов. Четьи-минеи содержали обыкновенно пространные жития, расположенные помесячно, в календарном порядке празднования дней памяти святых.

Патерики или отечники содержали небольшие рассказы об отдельных подвигах святых или эпизодах из жизни монахов, отшельников и т.п иногда фантастического или даже несколько анекдотического характера.

Особенно интересен был Киево-Печерский патерик, широко читались в России и Болгарии и переводные патерики Римский , Синайский , Египетский. В патериках Скитском , Иерусалимском , Алфавитном преобладали собрания слов и нравоучительных изречений христианских подвижников, но включались в них и рассказы о подвигах святых.

На славянской почве в XIV веке были составлены Сводный патерик и Афонский патерик. Сюжеты патериков использовались в мировой литературе, например, Данте в Божественной комедии, русскими классиками Львом Толстым и Н.С. Лесковым. Прологи были сборниками кратких житий. Название родилось в XII веке на Руси, когда, при переводе греческого синаксаря, переводчиком название вступительной части прологос было принято за наименования подобного типа сборников.

Ошибка закрепилась навсегда в литературной традиции. Наконец, переписывались и отдельные жития, но реже, чем в составе целых сборников. Заслуживающее внимания деление предлагает Э. Георгиев - оно построено на том, кто является главным героем жития и каким способом изображен его образ. Им намечаются пять окачествлений главного героя жития и способа изображения его образа герой-великомученик жития-мартирия, эпично-героического рассказа святой-богатырь жития, близкого к фантастической сказке или средневековому рыцарскому роману герой - воплощение христианской морали, дидактический характер в житийном жанре герой - тип мудрого строителя христианской церкви, устроитель монашеского общежития и т. п тип историко-легендарного повествования герой-пророк, предвещающий человечеству катастрофы, конец света или устрашающие картины Страшного суда. Это жития эсхатологического типа. Георгиев Е. Ук. соч. С.44-45. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской")

С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены - сварливой и некрасивой как у Даниила Заточника в… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят… Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении образов Ульянии Осорьиной и сестер Марфы и Марии. Этот аспект…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Жанровый житийный канон и типы сборников

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве
Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за е

Композиционный житийный канон
Композиционный житийный канон. В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи. По объе

Очерк развития древнерусских житий
Очерк развития древнерусских житий. Очерк составлен по материалам История русской литературы XI-XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева М 1980. С. 43-46, 100-107, 172-181, 190-194, 215-230, 261-265, 294-30

Некоторые направления эволюции агиографического жанра
Некоторые направления эволюции агиографического жанра. Жанровые смены в литературе осуществляются обыкновенно двумя способами. Старый жанр может перестать развиваться и обновляться, его форма шабло

Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии
Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии. Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной обычно в исследовательской ли

Палеографический обзор текстов
Палеографический обзор текстов. Анализ списков Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной был проведен М.О. Скрипилем. В VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы исследователь изд

Изучение исторической основы повестей
Изучение исторической основы повестей. Исследователями давно отмечено, что автором Повести об Ульянии Осорьиной является ее сын Каллистрат Дружины Осорьин. Автор называет конкретные имена и фамилии

Изучение художественной специфики повестей и образов героинь
Изучение художественной специфики повестей и образов героинь. Первым наиболее пространным обращением к Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии следует отнести статью Ф.И. Буслаева Ид

Ульяния Лазаревская как святая
Ульяния Лазаревская как святая. Несмотря на то, что М.О. Скрипиль полагал, что в Повести об Ульянии Осорьиной агиографический канон является лишь внешней оболочкой бытовой повести биографического т

Сестры Марфа и Мария как праведницы
Сестры Марфа и Мария как праведницы. Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в Сказании о воздвижении Унжеского креста их образы и их судьбы выдвигаются на первый план, г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги