Жанровый житийный канон и типы сборников

Жанровый житийный канон и типы сборников. Жития можно классифицировать в зависимости от того, полностью ли описывается в нем биография святого, все ли этапы его жизни последовательно перечисляются, выдерживается ли обязательная трехчленность построения, в таком случае - это полное агиобиография житие.

Если же выбран только один эпизод из жизни святого по желанию или по незнанию автора, а для восполнения отсутствующего материала добавлены или поучения, нравоучения, или занимательные приключения, то это уже житие-эпизод, житийная новелла. Если же житие повествует только о мученической смерти святого, не обращаясь к его полной биографии, то здесь мы имеем дело с самым древним его видом, основанным на протоколах допросов первых христиан - мартирией.

В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, можно выделить жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью. Назовем некоторые из них. Мученик - мученическое житие, биографическая мартирия, страсти. Исповедник - исповедническое житие, святой не принял мученического венца.

Святитель - святительское житие, житие архиерея, епископа. Преподобный - преподобническое житие, святой, подобный Христу, пострадавший за веру, принявший смерть за веру, часто создатель монастыря или пропагандист христианства. Столпник - столпническое житие способ подвижничества, когда святой усердно молится на специально для этих целей воздвигнутом столпе, умерщвляя плоть, возвышает дух. Христа ради юродивый - жития Христа ради юродивых особый тип подвижничества, когда человек налагает на себя обязательство жить подаянием и терпеть унижения, притворяясь умалишенным, юродивым. Житийное повествование было одним из самых популярных жанров в эпоху Средневековья во всех литературах мира. В славянских литературах жития читались и переписывались на протяжении Х-Х1Х веков, Жития святых обычно включались в состав сборников четьих миней, патериков и прологов. Четьи-минеи содержали обыкновенно пространные жития, расположенные помесячно, в календарном порядке празднования дней памяти святых.

Патерики или отечники содержали небольшие рассказы об отдельных подвигах святых или эпизодах из жизни монахов, отшельников и т.п иногда фантастического или даже несколько анекдотического характера.

Особенно интересен был Киево-Печерский патерик, широко читались в России и Болгарии и переводные патерики Римский , Синайский , Египетский. В патериках Скитском , Иерусалимском , Алфавитном преобладали собрания слов и нравоучительных изречений христианских подвижников, но включались в них и рассказы о подвигах святых.

На славянской почве в XIV веке были составлены Сводный патерик и Афонский патерик. Сюжеты патериков использовались в мировой литературе, например, Данте в Божественной комедии, русскими классиками Львом Толстым и Н.С. Лесковым. Прологи были сборниками кратких житий. Название родилось в XII веке на Руси, когда, при переводе греческого синаксаря, переводчиком название вступительной части прологос было принято за наименования подобного типа сборников.

Ошибка закрепилась навсегда в литературной традиции. Наконец, переписывались и отдельные жития, но реже, чем в составе целых сборников. Заслуживающее внимания деление предлагает Э. Георгиев - оно построено на том, кто является главным героем жития и каким способом изображен его образ. Им намечаются пять окачествлений главного героя жития и способа изображения его образа герой-великомученик жития-мартирия, эпично-героического рассказа святой-богатырь жития, близкого к фантастической сказке или средневековому рыцарскому роману герой - воплощение христианской морали, дидактический характер в житийном жанре герой - тип мудрого строителя христианской церкви, устроитель монашеского общежития и т. п тип историко-легендарного повествования герой-пророк, предвещающий человечеству катастрофы, конец света или устрашающие картины Страшного суда. Это жития эсхатологического типа. Георгиев Е. Ук. соч. С.44-45. 3.