рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Изучение исторической основы повестей

Работа сделанна в 2002 году

Изучение исторической основы повестей - Дипломная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской") Изучение Исторической Основы Повестей. Исследователями Давно Отмечено, Что Ав...

Изучение исторической основы повестей. Исследователями давно отмечено, что автором Повести об Ульянии Осорьиной является ее сын Каллистрат Дружины Осорьин. Автор называет конкретные имена и фамилии, указывает на конкретные исторические события.

Например, отец Ульянии Иустин Недюрев действительно был одним из свидетелей заключения купчей крепости 1539 года, которую писал Иван Дубенский, брат Анастасии Лукиной, бабки Ульянии, у которой она воспитывалась после смерти родителей. Исследователями обнаружены многочисленные документы, которые доказывают родовитость Ульянии по линии родителей. Лукины - предки со стороны матери - в XVI веке известны как болховские городовые дворяне. В XVII веке род Лукиных был записан среди дворян города Мурома.

Муромскими городовыми дворянами были и Араповы к которым принадлежала тетка Ульянии. Род Осорьиных не был первостепенным в XVII веке. Однако известно, что свекор героини повести служил в Нижнем Новгороде ключником, а муж ее был записан в Муромской десятине 1576 года. См. Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 260-264. Некоторые дополнительные сведения об исторических реалиях повести находим в статье Руди Т.Р. Об одной реалии в Повести об Ульянии Осорьиной Литература Древней Руси. Источниковедение Л 1988. С. 177-179 Общепризнанно, что Повесть об Ульянии Осорьиной возникает в 20-30 годах XVII века и отражает конкретные события периода смутного времени.

Например, в тексте описывается голод, разразившийся во время правления Бориса Годунова, который разрешил специальным указом в этот период распускать челядь, чтобы люди могли сами находить себе пропитание. Именно так и поступает Ульяния, она отпускает своих рабов на волю, в чем, по наблюдению М.О. Скрипиля, отражаются весьма характерные черты во взаимоотношениях дворян и их холопов в начале XVII века. Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 267-268 Вообще в статье М.О. Скрипиля в VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы мы находим значительные и интересные наблюдения над отражением исторических реалий и конкретных бытовых отношений того времени в тексте повести.

С точки зрения исследователя, осторожное отношение Ульянии к своей челяди, очевидно было исторически обусловлено необходимостью.

Во второй половине XVI века, как свидетельствуют документы, пожизненными холопами зачастую становились люди, которые побывали в казаках на Волге и на Дону, и с трудом мирились со своим несвободным положением. Взаимоотношения между челядью и землевладельцами на рубеже XVI-XVII веков были сильно напряжены, что привело к крестьянской войне под предводительством И. Болотникова. М.О. Скрипиль полагает, что в повести есть указания на бунт рабов в поместье Осорьиных, в результате которого был убит старший сын героини.

Там же. С. 267 В повести есть данные об имущественных отношениях между родителями и детьми. Продукты хозяйства находятся у свекрови, а после ее смерти в ведении Ульянии, и она может самостоятельно распоряжаться своим имуществом и хозяйством, несмотря на наличие наследников - взрослых сыновей. Муж Ульянии Георгий, а затем его сыновья имели в личном распоряжении только сребреники, то есть то жалованье, которое они получали на царской службе.

М.О. Скрипиль комментирует этот факт следующим обзором Имущественная личность сына по законам, действовавшим в Московском государстве в XVI веке, не имела никакой законной охраны и вполне зависела от доброй воли отца. Отец распоряжался своим имуществом до конца дней своих и, если часть его выделял своему сыну, то в любой момент мог взять выделенное обратно. После смерти отца все имущественные права переходили к матери, дети же должны быть в ее воле Там же. С. 268-269 В повести рассказывается, что Ульяния редко посещает церковь и предпочитает молиться дома. М.О. Скрипиль полагает, что среди дворянства во второй половине XVI века возникло недовольство существующей официальной церковью, которое нередко приводило к отрицанию монашества, к индифферентному отношению к церковным службам, к поддержанию и распространению теории о значении домовней молитвы и прочему. Там же. С. 270 Корни этого явления исследователь видит в том, что экономические интересы земельного дворянства и монастырей находились в противоречии.

Монастыри обладали льготами, в соответствии с которыми они платили меньше податей государству.

Конечно, крестьянам легче было жить на монастырских землях, и они уходили от помещиков. В 1584 году московское правительство отменило церковные экономические льготы, и это стало причиной конфликтов между монастырями и дворянами, которые не раз выливались в открытые и резкие политические стычки и морально-религиозные споры. Повесть о Марфе и Марии лишена конкретной исторической основы составитель не может назвать конкретных фамилий родителей героинь и их мужей.

Как уже было сказано выше, произведение было основано на легендарных Муромских сказаниях. Однако исследователи обнаруживают в произведении живые черты быта Древней Руси, которые связаны со второстепенными персонажами. Например, реально описана ссора мужей из-за места, в чем отражается существенная практика местничества. Бережливого хозяина Домостроя, никому не доверяющего, напоминают несмысление, в понимании автора, родственники Марфы и Марии, которые роптаху на сестер, узнав о том, что они отдали незнакомым старцам золото и серебро Рассказ о погоне за старцами, устроенной родственниками, представляет жанровую картинку, которая рисует взаимоотношения между самими господами и между господами и рабами. История русской литературы.

Т. II. Ч. 2 Литература 1590-1690 гг. Глава V Легендарные повести М Л 1948. С. 101-102 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Женские образы в древнерусских житийных повестях XVII века ("Повесть о Марфе и Марии", "Повесть об Ульянии Лазаревской")

С одной стороны, на страницах поучений, слов и посланий мы находим собирательный образ злой жены - сварливой и некрасивой как у Даниила Заточника в… В роду замечательных женских образов средневековой русской литературы стоят… Поставленные цели и задачи являются новыми в изучении образов Ульянии Осорьиной и сестер Марфы и Марии. Этот аспект…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Изучение исторической основы повестей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве
Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр средневековой литературы представляет собой сюжетное повествование о человеке, которого церковь за е

Композиционный житийный канон
Композиционный житийный канон. В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи. По объе

Жанровый житийный канон и типы сборников
Жанровый житийный канон и типы сборников. Жития можно классифицировать в зависимости от того, полностью ли описывается в нем биография святого, все ли этапы его жизни последовательно перечисляются,

Очерк развития древнерусских житий
Очерк развития древнерусских житий. Очерк составлен по материалам История русской литературы XI-XVII вв. Под ред. Д.С. Лихачева М 1980. С. 43-46, 100-107, 172-181, 190-194, 215-230, 261-265, 294-30

Некоторые направления эволюции агиографического жанра
Некоторые направления эволюции агиографического жанра. Жанровые смены в литературе осуществляются обыкновенно двумя способами. Старый жанр может перестать развиваться и обновляться, его форма шабло

Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии
Глава II. Критико-библиографический обзор исследований Повести об Ульянии Лазаревской и Повести о Марфе и Марии. Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной обычно в исследовательской ли

Палеографический обзор текстов
Палеографический обзор текстов. Анализ списков Повесть о Марфе и Марии и Повесть об Ульянии Осорьиной был проведен М.О. Скрипилем. В VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы исследователь изд

Изучение художественной специфики повестей и образов героинь
Изучение художественной специфики повестей и образов героинь. Первым наиболее пространным обращением к Повести об Ульянии Осорьиной и Повести о Марфе и Марии следует отнести статью Ф.И. Буслаева Ид

Ульяния Лазаревская как святая
Ульяния Лазаревская как святая. Несмотря на то, что М.О. Скрипиль полагал, что в Повести об Ульянии Осорьиной агиографический канон является лишь внешней оболочкой бытовой повести биографического т

Сестры Марфа и Мария как праведницы
Сестры Марфа и Мария как праведницы. Сестры Марфа и Мария не могут быть отнесены к разряду святых. Хотя в Сказании о воздвижении Унжеского креста их образы и их судьбы выдвигаются на первый план, г

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги