Изучение исторической основы повестей

Изучение исторической основы повестей. Исследователями давно отмечено, что автором Повести об Ульянии Осорьиной является ее сын Каллистрат Дружины Осорьин. Автор называет конкретные имена и фамилии, указывает на конкретные исторические события.

Например, отец Ульянии Иустин Недюрев действительно был одним из свидетелей заключения купчей крепости 1539 года, которую писал Иван Дубенский, брат Анастасии Лукиной, бабки Ульянии, у которой она воспитывалась после смерти родителей. Исследователями обнаружены многочисленные документы, которые доказывают родовитость Ульянии по линии родителей. Лукины - предки со стороны матери - в XVI веке известны как болховские городовые дворяне. В XVII веке род Лукиных был записан среди дворян города Мурома.

Муромскими городовыми дворянами были и Араповы к которым принадлежала тетка Ульянии. Род Осорьиных не был первостепенным в XVII веке. Однако известно, что свекор героини повести служил в Нижнем Новгороде ключником, а муж ее был записан в Муромской десятине 1576 года. См. Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 260-264. Некоторые дополнительные сведения об исторических реалиях повести находим в статье Руди Т.Р. Об одной реалии в Повести об Ульянии Осорьиной Литература Древней Руси. Источниковедение Л 1988. С. 177-179 Общепризнанно, что Повесть об Ульянии Осорьиной возникает в 20-30 годах XVII века и отражает конкретные события периода смутного времени.

Например, в тексте описывается голод, разразившийся во время правления Бориса Годунова, который разрешил специальным указом в этот период распускать челядь, чтобы люди могли сами находить себе пропитание. Именно так и поступает Ульяния, она отпускает своих рабов на волю, в чем, по наблюдению М.О. Скрипиля, отражаются весьма характерные черты во взаимоотношениях дворян и их холопов в начале XVII века. Скрипиль М.О. Ук. соч. С. 267-268 Вообще в статье М.О. Скрипиля в VI томе Трудов Отдела древнерусской литературы мы находим значительные и интересные наблюдения над отражением исторических реалий и конкретных бытовых отношений того времени в тексте повести.

С точки зрения исследователя, осторожное отношение Ульянии к своей челяди, очевидно было исторически обусловлено необходимостью.

Во второй половине XVI века, как свидетельствуют документы, пожизненными холопами зачастую становились люди, которые побывали в казаках на Волге и на Дону, и с трудом мирились со своим несвободным положением. Взаимоотношения между челядью и землевладельцами на рубеже XVI-XVII веков были сильно напряжены, что привело к крестьянской войне под предводительством И. Болотникова. М.О. Скрипиль полагает, что в повести есть указания на бунт рабов в поместье Осорьиных, в результате которого был убит старший сын героини.

Там же. С. 267 В повести есть данные об имущественных отношениях между родителями и детьми. Продукты хозяйства находятся у свекрови, а после ее смерти в ведении Ульянии, и она может самостоятельно распоряжаться своим имуществом и хозяйством, несмотря на наличие наследников - взрослых сыновей. Муж Ульянии Георгий, а затем его сыновья имели в личном распоряжении только сребреники, то есть то жалованье, которое они получали на царской службе.

М.О. Скрипиль комментирует этот факт следующим обзором Имущественная личность сына по законам, действовавшим в Московском государстве в XVI веке, не имела никакой законной охраны и вполне зависела от доброй воли отца. Отец распоряжался своим имуществом до конца дней своих и, если часть его выделял своему сыну, то в любой момент мог взять выделенное обратно. После смерти отца все имущественные права переходили к матери, дети же должны быть в ее воле Там же. С. 268-269 В повести рассказывается, что Ульяния редко посещает церковь и предпочитает молиться дома. М.О. Скрипиль полагает, что среди дворянства во второй половине XVI века возникло недовольство существующей официальной церковью, которое нередко приводило к отрицанию монашества, к индифферентному отношению к церковным службам, к поддержанию и распространению теории о значении домовней молитвы и прочему. Там же. С. 270 Корни этого явления исследователь видит в том, что экономические интересы земельного дворянства и монастырей находились в противоречии.

Монастыри обладали льготами, в соответствии с которыми они платили меньше податей государству.

Конечно, крестьянам легче было жить на монастырских землях, и они уходили от помещиков. В 1584 году московское правительство отменило церковные экономические льготы, и это стало причиной конфликтов между монастырями и дворянами, которые не раз выливались в открытые и резкие политические стычки и морально-религиозные споры. Повесть о Марфе и Марии лишена конкретной исторической основы составитель не может назвать конкретных фамилий родителей героинь и их мужей.

Как уже было сказано выше, произведение было основано на легендарных Муромских сказаниях. Однако исследователи обнаруживают в произведении живые черты быта Древней Руси, которые связаны со второстепенными персонажами. Например, реально описана ссора мужей из-за места, в чем отражается существенная практика местничества. Бережливого хозяина Домостроя, никому не доверяющего, напоминают несмысление, в понимании автора, родственники Марфы и Марии, которые роптаху на сестер, узнав о том, что они отдали незнакомым старцам золото и серебро Рассказ о погоне за старцами, устроенной родственниками, представляет жанровую картинку, которая рисует взаимоотношения между самими господами и между господами и рабами. История русской литературы.

Т. II. Ч. 2 Литература 1590-1690 гг. Глава V Легендарные повести М Л 1948. С. 101-102 3.