Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры. Главное отличие этих жанров заключается в подаче фактов. Конкретный, документальный факт отходит на второй план. На первый план выходят впечатления автора от факта, его оценка и авторские мысли.

Основные жанры очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры фельетон и памфлет. В зарисовке органически переплетаются признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка этюд. Зарисовка повествует о не самом значимом событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко. В ней изображается в очерковой форме какое-то одно явление, событие.

Зарисовка может быть сюжетной или бессюжетной, может рассказывать о конфликте или быть бесконфликтной. Очерк позволяет журналисту ярко, оперативно и доступно для читателя откликнуться на событие, явление. Дает возможность раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах. По тематике различают несколько видов очерка 1. портретный очерк рассказ о человеке, его жизни, взглядах 2. проблемный очерк автор прежде всего анализирует важную проблему в ее проявлениях через действия людей.

Поэтому человек остается на втором плане. 3. научно-популярный очерк рассказывает о научной проблеме глубоко и доказательно, но доступно и популярно. В то же время в очерке могут сочетаться черты различных жанров, например, репортажа, отчета, зарисовки, корреспонденции. Это говорит о жанровой свободе очерка, его подвижности. Позволяет автору менять тональ- ность повествования, ритмику изложения при условии композиционного, сюжетного и стилистического единства материала.

К этим же жанрам относятся фельетон и памфлет. 9 Фельетон представляет собой некий синтез трех начал публицистического описываемый факт не только злободневен, актуален, но и оперативен, сатирического оценка факта предполагает сатирический анализ и художественного создается сатирический образ. Фельетон как жанр периодической печати требует максимальной насыщенностью фактами, но как литературная форма не может обойтись без фантазии художника.

На стыке этих жанровых требований и рождается сатирический образ. В отличие от фельетона, который носит характер насмешки, памфлет обличительное произведение. Главные черты этого жанра сарказм, патетика, высокая экспрессивность, а также злободневность, оперативность документальность и крупномасштабный объект обличения. Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод жанровая система журналистики весьма разнообразна. Она представлена различными группами жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным.

Это объясняется тем, что жанры очень подвижны. Так, например, интервью относят к информационным жанрам, однако же, существует проблемное и портретное интервью, которые выходят за рамки информационности и граничат уже с аналитическими жанрами. 10 1.2. Место интервью в системе жанров Таким образом, мы рассмотрели жанровую систему журналистики, и обозначили три группы, в которые объединены все жанры.

Это, как уже было сказано, группы информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров. Традиционно интервью причисляют к разряду информационных жанров. Именно поэтому мы и рассматривали его как жанр информационный. Но в то же время нами было отмечено, что существуют несколько видов интервью, которые граничат с аналитическими жанрами, а именно портретные и проблемные. Однако здесь следует отметить тот факт, что, к примеру, газетное интервью делится на интервью информационное и аналитическое.

Таким образом, мы видим, что интервью очень неоднозначно. Оно разнообразно в своих видах. Возможно, именно потому, что интервью занимает значимое положение в жанровой системе, входя одновременно в разряд как информационных, так и аналитических жанров, оно пользуется популярностью у журналистов и входит в число самых используемых жанров. Интервью, как составляющая сложной системы, действительно занимает в этой системе одну из самых высоких позиций по частоте использования и технике исполнения. В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов.

И поэтому, как нам кажется, все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры в том числе интервью, которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей. 11 Интервью позволяет потребителю информации получать эту информацию как бы из первых рук, несмотря на наличие в нем определенной доли субъективизма, которым больше всего отличается газетное интервью.

Обозначенный субъективизм заключается, на наш взгляд, в следующем оформляя полученную информацию в виде интервью и перенося на бумагу точно то, что сказал собеседник, журналист в определенной степени пропускает эту информацию через себя. И то, что выходит потом на страницах газет в вопросно-ответной форме, не есть разговор, проходивший между интервьюером и интервьюируемым в чистом виде. Это та же беседа журналиста с интервьюируемым, но в уже в переводе интервьюера.

Однако, как было отмечено, эта черта присуща в большей степени газетному интервью, когда потребитель информации читает то, что слышал журналист, но в меньшей радио и телевизионному интервью, где тот же потребитель информации получает возможность слышать и видеть самому.

В последнем случае потребитель информации слышит и видит то же, что и журналист, то есть получает информацию не в переводе интервьюера, а от того, кто является источником этой информации, ее носителем. И в этом случае человек, напрямую не задействованный в процессе интервью, становится в определенной степени его соучастником, поскольку он все слышит и видит, а следовательно, пропускает ее через свое сознание. Здесь потребитель информации осмысливает и переводит услышанное и увиденное в соответствии со своим мировоззрением, мироощущением, миропониманием.

Из выше сказанного можно сделать определенные