Замкнутая модель мира в романе Е.И. Замятина Мы

Замкнутая модель мира в романе Е.И. Замятина Мы. Роман Мы не только самое значительное произведение Евгения Замятина, но и наиболее яркое воплощение жанра антиутопии в русской литературе. Начало ХХ века, и особенно Октябрьская революция, породили в сознании людей новые утопические иллюзии.

Многим жившим в ту прекрасную и трагическую эпоху казалось, что революция, как локомотив, мгновенно домчит человечество в социалистический рай. Вот почему столь ощутимы элементы утопии в советской литературе первых послеоктябрьских лет. Но более проницательным художникам уже в те годы открылся бесчеловечный смысл реализации великой мечты, чудовищность попыток железной рукой загнать человечество к счастью. События последующих десятилетий подтвердили правильность их прогнозов.

ХХ век вместо столь желанной гармонии между человеком и миром принс мировые войны и кровавые революции, тоталитарные режимы и экологические катастрофы, бурный рост промышленного производства, превративший людей в подобие механизмов. Этот век, как никакой другой, обесценил отдельную человеческую жизнь.

Отрекаясь от дня сегодняшнего, революционные романтики создавали идеальную модель дня завтрашнего. Замятин моделирует будущее, опираясь на сущностные черты настоящего. О каком будущем может мечтать человек, перед которым настоящее поставило единственную задачу - физически выжить который лицом к лицу столкнулся с угрозой голодной смерти, физической расправы На этот вопрос Замятин отвечает книгой, в которой вопреки всем утопическим концепциям современной ему советской литературы создат модель мира будущего, в котором решены все материальные проблемы. Человек в этом мире не знает ни страха, ни голода, ни холода.

Там торжествует плоть, а равенство всеобщей сытости достигнуто путм устранения индивидуальной свободы. И не случайно страна, изображнная в романе Мы, обнесена Зелной Стеной. Страна искусственного счастья напоминает замкнутый, отгороженный от всей вселенной остров. Общество, изображнное в романе, достигло материального совершенства и остановилось в свом развитии, погрузившись в состояние духовной и социальной энтропии.

В романе Мы писатель стремится рассказать о так называемой конвергенции, то есть о смешении систем в один технократический котл. Здесь выявляется борьба двух полярных начал за человека или против него гуманизм или фанатизм, исходящий из того, что люди, народ нуждаются в жестоком пастыре. Неважно, кто он - обожествлнный тиран или свирепый творец всего сущего важно, чтобы человека можно было бы загнать в раба, в муравья, в обезличенный нумер.

Одна из главных мысль о том, что происходит с человеком, государством, обществом, цивилизацией, когда они, поклонясь абстрактно - разумному бытию, книжным, теоритически сконструированным идеалам, добровольно отказываются от свободы личного самоосуществления и ставят знак равенства между несвободой и коллективным счастьем. При таком историческом выборе цивилизация, укореняющаяся в несвободном обществе, неизбежно оказывается технотронной, машинизированной, бездуховной люди превращаются в простой придаток машины, в продолжение громадного централизованного механизма государственного управления.

Перед глазами идеологически оболваненного Д - 503 предстат символическая картина идеального общественного устройства, восхищающая его эстетически и нравственно. Таким образом, при всей непохожести замятинских произведений неизменным остатся создаваемое автором замкнутое художественное пространство. Это пространство служит писателю моделью современного ему мира. Положение человека в этом мире определяется его способностью или неспособностью преодолеть замкнутость, победить в себе звериное, утробное, вырваться на просторы свободного духа. 2