Герцен создатель Вольной русской типографии

Герцен создатель Вольной русской типографии. В августе 1852 г. Герцен приехал в Лондон, где собирался прожить недолго. Целью его поездки он изначально не ставил создание вольной русской печати, однако со временем у Герцена стали зарождаться новые творческие замыслы, после чего он приходит к выводу, что раз пути на родину отрезаны, то Лондон представляет собою наиболее благоприятное место для практического претворения в жизнь задуманного.

И, действительно, Англия 50-х годов была очень удобным местом для этого начинания, потому как в отличие от Франции там отсутствовали полицейские стеснения, была свобода митингов, а политические эмигранты могли получить себе убежище. К тому же, на туманном Альбионе сосуществовали такие явления жизни того времени, как технический прогресс и социальное неравенство, богатство немногих и нищета большинства.

И вот, в феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание Братьям на Руси, в котором объявлял о создании вольного книгопечатания в Лондоне и обращался к читателям с просьбой Присылайте, что хотите все, писанное в духе свободы, будет напечатано, от научных и фактических статейдо романов, повестей и стихотворенийЕсли у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др. Дверь вам открыта.

Хотите ли вы ею воспользоваться или нет это останется на вашей совести Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью- вот вся моя цель Полн. Собр. Соч. Герцена, т.7, с.186 188 . В своем обращении он сообщает, что с 1 мая 1853 года типография будет открыта. Герцен был твердо убежден в том, что основание вольной русской типографии в Лондоне является делом наиболее практически революционным, какое только русский может предпринять в ожидании исполнения иных лучших дел Полн. Собр. Соч. Герцена, т.7, с.234 . Историческую необходимость и своевременность этого начинания Герцен обосновал в написанном тогда же открытом письме в редакцию газеты Польский демократ.

Он утверждал, что русское политическое движение развивалось до сих пор в среде аристократического меньшинства, без участия народа, за пределами народного сознания. Возможность единения с народом была найдена в социализме, который он, будучи утопистом, видел в общинном землевладении, в освобождении крестьян с землей.

Но в тот момент, писал Герцен, царь цензурными гонениями лишил нас языка. Отсюда- неизбежность создания вольной печати. Герцен правильно оценил значение слова как проявления революционной активности. Обобщая большой исторический опыт революционной пропаганды, Владимир Ильич Ленин не случайно пришел к выводу, созвучному мысли Герцена Слово тоже есть дело это положение бесспорное для приложения к истории вообще или к тем эпохам истории, когда открытого политического выступления масс нетВ России было именно такое положение.

Ленин, собр. Соч т.18, с.12 Вольная типография была создана 22 июня 1853 года. Через несколько дней появилось первое издание- брошюра Юрьев день Юрьев день Русскому дворянству, в которой Герцен призывает русское дворянство начать освобождение крестьян от крепостной неволи. Он пытается воздействовать на ум и чувства дворян, предрекая неизбежную катастрофу, пугачевщину, если они не найдут в себе силы уничтожить крепостничество, воздействуя на царя. Но если дворяне не окажутся способны изменить положение в стране, то Герцен оставляет за собой право призвать народ к освобождению своими силами.

В конце июля 1853 года, Герцен печатает и выпускает прокламацию под названием Поляки прощают нас, посвященную пропаганде союза и сотрудничества русской и польской демократий. В августе 1853 года Герцен публикует свою брошюру Крещеная собственность, направленную против крепостного права. Резкими штрихами рисует Герцен порядки и нравы русского крепостнического общества, произвол царизма и помещиков.

В брошюре важную роль играет народническая идеализация сельской общины, как воплощения неразвитого коммунизма, но иллюзии эти являются сущностью демократических взглядов Герцена, его веры в великое будущее русского народа. Он пишет Народ русский все вынес, но удержал общину. Община спасет народ русский уничтожая ее, вы отдаете его, связанного по рукам и ногам, помещику и полицииНарод русский ничего не приобрелон сохранил только свою незаметную, скромную общину, т.е. владение сообща землею, равенство всех без исключения членов общины, братский раздел полей по числу работников и собственное мирское управление своими делами.

Вот и все последнее приданое Сандрильоныт.е. Золушки зачем же отбирать последнее Собр. Соч. Герцена в 9 томах, с. 15 - 40. Перелом в положении Вольной русской типографии наступил после смерти Николая I и окончания Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен задумал издавать альманах Полярная звезда. 25 июля 1855 г в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер с профилями пяти казненных декабристов на обложке.

В первом номере Полярной звезды были опубликованы Письмо Белинского к Гоголю, запрещенные стихи Пушкина, стихотворение Лермонтова На смерть поэта, стихи и воспоминания декабристов, произведения самого издателя. Полярной звезде была предпослана программа. Главным в программе было Распространение в России свободного образа мыслей. Эта программа должна объединить вокруг Герцена все передовое общество в стране.

Выпускать Полярную звезду строго периодически оказалось невозможным вторая книга вышла в конце мая 1856 г. В статье Вперед Вперед, помещенной там, Герцен писал На первый случай вся программа наша сводится на потребность гласности, и все знамена теряются в одном в знамени освобождения крестьян с землею. Долой дикую цензуру и дикое помещичье право Долой барщину и оброк Дворовых на волю А со становыми и квартальными мы сделаемся потом Полн. Собр. Соч. Герцена, т.8, с.226. Второй номер по содержанию был разнообразнее первого кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н. П. Огарева, два письма из России.

Более того, уже к середине 1856 г. обнаружилось, что рукописей из России поступает так много, а по характеру своему они иногда столь значительно отличаются от направления Полярной звезды, что необходимо время от времени издавать особые, составленные из этих рукописей сборники.

Так возникли сборники Голоса из России. Первый из них вышел в свет в июле 1856 г. Мы не отвечаем за мнения, изложенными не нами счел Герцен в предисловии. 2. Деятельность Герцена в журнале Колокол 1.3.