рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского

Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского - раздел Литература, Содержание Введение 3 Основная Часть 1. Эстетика Цвета 2. Поэтика Цвета В Поэ...

Содержание Введение 3 Основная часть 1. Эстетика цвета 2. Поэтика цвета в поэме в прозе Печаль полей 3. Поэтика цвета в поэме Движения 34 Приложение .42 Заключение 45 Список использованной литературы 49 Введение Неповторимость творческих исканий рубежа веков привела к формированию новых неоднородных литературных направлений разных типов реализма, течений модернизма . Одним из новых течений того времени было течение нового реализма.

Что же представлял собою этот новый реализм начала XX века? Новаторство литературы этого времени было отмечено критикой. Е. Колтоновская писала в 1913 году Старый вещественный реализм, достигший у больших художников пышного расцвета, отжил своё и в целом невозвратен. Литератор нащупывает теперь возможность нового одухотворенного реализма 1. Молодые писатели впитывали в себя опыт прошлого, использовали все духовные достижения классиков XIX века и продолжали их гуманистические традиции.

Для литературы начала XX века характерно обращение в область других смежных с литературой искусств. Таких, как музыка, живопись, театр. У истоков обновляющейся прозы стоит классик русской литературы Сергей Николаевич Сергеев-Ценский, посвятивший литературе более шестидесяти лет своей жизни. Исследователи называют его в одном ряду с такими непревзойденными писателями, как М. Горький, Ив. Бунин, Л. Андреев, Е. Замятин, А. Ремизов.

Как писатель, С.Н. Сергеев-Ценский сложился в отрочестве, когда на него влияли Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев. Дальше этих четырех я так и не пошел, оттолкнувшись от них, я выступил со своим приемом письма, которые дореволюционные критики окрестили неореализмом 2. Интересен тот факт, что Сергеев-Ценский считал себя автором одного произведения и незадолго до смерти 26 октября 1958 г. писал А. Прямкову, что все произведения даже молодые стихотворения в прозе Лесная топь , Движения , Молчальники, все на одну тему - Преображение России 3. Свое своеобразие он четко определял так Из меня получился художник-красочник, пейзажист, в чем и заключается мое своеобразие 4. Первым, кто оценил талант этого самобытного и одаренного писателя, был М. Горький.

Первое известное письменное высказывание Горького о творчестве С.Н. Сергеева-Ценского относится к 1912 году. В письме Горького к Недолину С.А. Попереку мы читаем О Ценском судите правильно это очень большой писатель самое крупное, интересное и надежное лицо во всей современной литературе.

Эскизы, которые он ныне пишет к большой картине, и дай бог, чтобы он за нее взялся! 5. И уже в письме к самому Сергееву-Ценскому Горький называл его большим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа - живописцем, каких ныне нет у нас. Пейзаж ваш - великолепнейшая новость в русской литературе 6. И именно Горький впервые обратил внимание на неправильное, ошибочное отношение дореволюционной критики к Сергееву-Ценскому Человек оригинального дарования, он первыми своими рассказами возбудил недоумение читателей и критики.

Было слишком ясно, что он не похож на реалистов Бунина, Горького, Куприна, но ясно было, что он несроден и символистам - несколько запоздалым преемникам французских декадентов. Подлинное и глубокое своеобразие его формы, его языка поставило критиков перед вопросом кто этот новый и как будто капризный художник? Куда его поставить? И так как он не вмещался в привычные определения, то критики молчали о нем охотнее, чем говорили 7. Однако на страницах таких журналов, как Русская мысль , Русское богатство , Весы и других появлялись критические статьи о Сергееве-Ценском и его произведениях.

Судя по ним, авторы были очень разноречивы в оценке метода и стиля писателя. Причем заметна следующая тенденция одни литературные критики реалистического толка считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, отрицательное влияние декаденства А. Горнфельд, В. Келдыш, Е. Колтоновская. Например, А, Горнфельд о творческом пути Сергеева-Ценского писал Он колебался, он метался, он то не верил своему читателю и грубо, по-детски ставил все точки над i, все договаривая до конца и ничего не давая ему додумывать самостоятельно то он чересчур доверялся своему читателю, весь отдаваясь произволу этого читательского творчества он был и декадентски-манерен и морально-традиционен 8. Другие, поддерживающие модернизм, напротив, находили, что он впадает в крайности натурализма В. Брюсов, Эллис 9. Например, Эллис считал, что Сергеев- Ценский опускался до грубого реализма. Третьи писали о влиянии или просто прямом подражании другим писателям, в частности Л. Андрееву10. Например, как эпигонское рассматривал творчество Сергеева-Ценского В. Воровский.

В статье Нечто о г. Сергееве-Ценском писатель был назван большим недостатком Леонида Андреева. Критик писал Сергеев-Ценский, бесспорно, не бездарность. Но он относится к категории тех несчастных талантов, которые вместо того, чтобы найти свое творческое я - свое содержание и свою форму цепляются за клочок чужого я и стараются выкроить себе из него литературный костюмчик 11. Оценки творчества Сергеева-Ценского в послереволюционный период менее разнообразны и немногочислены. В 1931 г. выходит статья М. Бочачер Певец обреченных, где констатируется то, что Сергеев-Ценский несмотря на мастерство слога, не в силах создать ценные в историческом смысле, художественные вещи. Все его творчество - это идеологическая агентура классового врача 12. В. Гоффеншефер в 1933 г. по поводу вышедшего сборника Движения написал статью, в которой размежевывал мрачный пессимизм Л. Андреева и пессимизм Сергеева-Ценского, окрашенный большим лиризмом 13. Лишь после смерти писателя в 1958 году стали выходить фундаментальные работы очерки, воспоминания, монографии о Сергееве-Ценском и его творчестве.

Интересны работы ценсковедов - М. Вайсерберга и И. Тартаковской, П. Плукша, Г. Макаренко, И. Шевцова и других исследователей.

Общим в оценках начала, середины и конца XX века было признание живописного начала в произведениях этого классика русской литературы.

В 1910 году вышла статья В.П. Кранихфельда, в которой С.Н. Сергеева-Ценского он называл поэтом красочных пятен и утверждал, что в пейзажной живописи среди современных наших беллетристов у него нет соперника.

В его пейзажах в полном блеске выражается его изумительная чуткость к краскам, к их таинственным сочетаниям и переходам.

В них так много воздуха, неба, что они кажутся насыщенными светом, и каждое красочное пятно при полной гармонической согласности со своей картиной живет своей особой, цельной и завершенной жизнью. Здесь, среди богатой, своеобразной жизни красок, совершается перерождение и самого человека 14. Р.В. Иванов-Разумник в статье Жизнь надо заслужить отмечал, что Сергеев-Ценский - самый плотяной из всех современных русских писателей краски у него тоже плотные, яркие.

И он любит эти яркие пятна красок 15. Интересна работа Н.И. Замошкина, составителя 10-томного собрания сочинения С.Н. Сергеева-Ценского, с выразительным названием Огонь в одежде слова. В ней он характеризует писателя, как поэта северный, лесной, хвойный, болотный тишины в первые годы своей деятельности.

В зрелые годы он поэт многоцветного, облитого солнцем юга. Его поэтика света, его солнцепоклонничество не просто пейзажны, но идейно внутренне связаны со всем содержанием его произведений Человек и солнце два неразделимых начала бытия. Мне кажется, что и Сергеев-Ценский может долго, не мигая смотреть в самый жар солнца, различая его спектр, а потом перевести его в слова, добиваясь в пейзажах рембрандтовского свечения 16. В настоящее время интерес к творчеству С.Н. Сергеева-Ценского не угасает.

В Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина проводятся научные конференции преподавателей и аспирантов, молодых ученых, посвященные этому писателю, прославившему тамбовскую землю. Кроме того, защищаются диссертации, дипломные проекты, пишутся курсовые работы, раскрывающие своеобразие прозы Сергеева-Ценского. Среди работ последних лет следует отметить работы ценсковедов Л.В. Хворовой Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х - начала 30-х годов мир художника, реальность бытия Е.А. Прониной Ранняя проза С.Н. Сергеева-Ценского поэтика неореализма Е.А. Зверевой Роман С.Н. Сергеева-Ценского Обреченные на гибель, нравственно-философский и поэтический контекст. В последней работе меня привлек анализ символического смысла цветовой палитры романа.

Высказывается предположение о том, что в основе Обреченных на гибель лежит взаимосвязь четырех цветов - серого серебряного красного золотого желтого и голубого. Каждый из этих цветов в романе символизирует какую-либо стихию серый - Землю, красный - Огонь, золотой - Небо, голубой - Море. Символом всецветного, вечно-живого бытия в художественной системе Сергеева-Ценского Зверева называет радугу, причем подчеркнуто четырехцветную.

Анализ символики цвета позволил сделать вывод о ведущих линиях романа. Целью моей дипломной работы является осмысление своеобразия ранней прозы С.Н. Сергеева-Ценского через анализ поэтики цвета двух узловых и центральных произведений 1910-х годов поэмы в прозе Печаль полей и поэмы Движения. Цель диктует и задачи дипломной работы - определить реальное и символическое значение основных цветов в поэмах Печаль полей и Движения - рассмотреть приемы и изобразительно-выразительные средства, включающие колоронимы - на основании вышесказанного сделать вывод о общем колорите произведений в ранней прозе Сергеева-Ценского-художника.

Структура работы включает введение, основную главу, состоящую из трех параграфов, заключение и список использованной литературы, содержащий 64 источника.

Примечания1 Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 Отд. 1 С. 95. 2 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 304. 3 С.Н. Сергеев-Ценский в жизни и творчестве Тамбов, 1963 С. 3. 4 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 305. 5 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1955 Т. 3 С. 566. 6 Сергеев-Ценский С.Н. Указ. соч. С. 572. 7 Сергеев-Ценский С.Н. Указ. соч. С. 595. 8 Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского Русское богатство 1913 12 С. 121. 9 Эллис Наши эпигоны.

О стиле, Л. Андрееве, Борисе Зайцеве и о многом другом Весы 1908 2 С. 65 Брюсов В.Я. Ответ Брюсов В.Я. Собр. соч. в 2 т М 1987 Т. 2 С. 310. 10 Цит. по Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского Литературный критик 1935 3 С. 24 Останин Н. С. Сергеев-Ценский Весы 1908 2 С. 83-84 Колтоновская Е. Из новейшей литературы. Сергеев-Ценский Русская мысль 1913 12 С. 97. 11 Шпрыгов Ю.М. С.Н. Сергеев-Ценский и Л. Андреев Русская литература 1976 1 С. 200. 12 Бочачер М. Певец обреченных О творчестве С. Сергеева- Ценского Русский язык в советской школе - 1931 4 С. 48. 13 Гоффеншефер В. Движение на месте Лит. критик 1933 3 С. 134. 14 Кранихфельд В.П. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 Отд. II С. 118. 15 Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить Заветы 1913 9 Отд. II С. 132. 16 Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова Дружба народов 1965 6 С. 90.

Основная часть

Основная часть 1.

Эстетика цвета

Исследование цвета в этом случае предполагает анализ всех художественн... С. Многие из критиков дореволюционного периода указывали на пессимизм поэ... Хотя Ознобишин и знал, что кровь Игната была не на лебеде около завода... Летом - это цвет неба.

Поэтика цвета в поэме Движения

Поэтика цвета в поэме Движения. И это значение оно удерживает на протяжении всей поэмы. И именно здесь в Тростянке Антон Антоныч пил что-то невиданное, что пл... После ареста и возвращения героя в Анненгоф душевное состояние его пер... 15.

Приложение

Приложение Спектр цветов в поэме Печаль полей С.Н. Сергеева-Ценского в процентном соотношении Таблица 1 Ц В Е Т КРАСНЫЙ 15,7 БЕЛЫЙ 14,8 ЖЁЛТЫЙ 12,5 СИНИЙ 10,1 ЧЁРНЫЙ 9,9 СЕРЫЙ 9 ЗЕЛЁНЫЙ 5,8 ЛИЛОВЫЙ 4,3 РОЗОВЫЙ 4,3 ЗОЛОТОЙ 4,1 КОРИЧНЕВЫЙ 2,9 ГОЛУБОЙ 2,9 СЕРЕБРЯНЫЙ 1,4 Спектр цветов в поэме Движения С.Н. Сергеева-Ценского в процентном соотношении Таблица 2Ц В Е Т ЖЁЛТЫЙ 15,3 СЕРЫЙ 14,4 ЧЁРНЫЙ 13,7 КРАСНЫЙ 13,4 СИНИЙ 12,8 БЕЛЫЙ 11,2 ЗЕЛЁНЫЙ 6,7 ГОЛУБОЙ 5,1 ЗОЛОТОЙ 3,5 РОЗОВЫЙ 1,9 КОРИЧНЕВЫЙ 1,3 ЛИЛОВЫЙ 0,6 ПОЭМЫ С.Н. СергеевА-ЦенскОГО ПЕЧАЛЬ ПОЛЕЙ И ДВИЖЕНИЯ ТАБЛИЦА ОТТЕНКОВ, ОБЪЕДИНЁННЫХ В ГРУППЫ Таблица 3 Ц В Е Т О Т Т Е Н К И Печаль полей 1909 Движения 1910 КРАСНЫЙ Маково-красный, красно-ватый, вишневый, алый, рубиновый, червонный, красно-оранжевый, пунцовый Пунцовый, вишневый, червонный, притушенно-красный, терракотовый СИНИЙ Светлосиний, синенький, мутно-матово-синий, сине-ватый, синевато-белый, ва-сильковый, иссиня-темный Иссиня-темнозеленый, темносиний, синенький, индигово-синий, синеватый, иссиня-серый ЖЁЛТЫЙ Ржавый, рыжий, желтова-тый, изжелта-розово-голу-бой, палевый, оранжевый Ржавый, рыжий, изжелта-розовый, медный, рыжева-тый, палевый, оранжевый ЗЕЛЁНЫЙ Зеленоватый Темнозеленый, зеленень-кий, густозеленый, зеленовато-золотистый, зеленоватый ГОЛУБОЙ Голубенький - СЕРЫЙ Темносерый, сизый, се-ренький Сизый, мышиный БЕЛЫЙ Белесый, беленький Беленький ЧЁРНЫЙ Заплаканно-черный, черненький Черненький, почернелый ЗОЛОТОЙ Золотистый, позолоченный Золототканый КОРИЧНЕВЫЙ Карий, бурый, русый, кау-рый, коричнево-красный Караковый, вороной РОЗОВЫЙ Розово-желтый Розово-синий ЛИЛОВЫЙ Лилово-сизый, сиреневый, фиолетовый Влажно-лиловый СЕРЕБРЯНЫЙ Серебристый, пепельный, осеребренный - ЗаключениеС.Н. Сергеев-Ценский - классик русской литературы, посвятивший литературе около 60 лет. Широким кругам читателей он стал известен, как создатель многотомной эпопеи Преображение России. В начале ХХ в. этот писатель стоял у истоков неореализма, синтезирующего реалистические и символические элементы.

Этот стиль вызвал разногласия среди литературных критиков того времени одни считали его писателем-реалистом, который испытывал временное, причем отрицательное влияние декадентства другие находили, что он впадает в крайности натурализма третьи полагали, что на его творчество оказало влияние творчество других писателей Ф. Достоевского, Л. Андреева. В послереволюционный период оценки творчества С.Н. Сергеева-Ценского менее разнообразны.

Художественный метод писателя оценивается, как реалистический, а влияние символизма, как временное.

В конце 1980-х годов наметилась тенденция рассматривать метод С.Н. Сергеева-Ценского, как синтез реализма и символизма, т.е. как неореализм.

В настоящее время интерес к произведениям этого писателя не угасает проводятся конференции научных работников и молодых ученых, защищаются диссертации и дипломные работы, пишутся курсовые, посвященные его творчеству.

В своих произведениях Сергеев-Ценский выступал как мастер и художник словесных полотен. Известны слова М. Горького о нем Вы встали передо мною, читателем, большущим русским художником, властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа - живописцем каких ныне нет у нас. Пейзаж Ваш - великолепнейшая новость в русской литературе 1. В своей работе я обратилась к поэтике цвета в прозе С.Н. Сергеева-Ценского 1910-х годов в поэме Печаль полей и повести Движения. В них Сергеев-Ценский показал себя, как писал В. Кранихфельд, сложившимся большим и оригинальным художником 2. Вопрос о цвете интересовал ученых разных областей знаний.

При анализе цвета с точки зрения литературоведения необходимо помнить, что текст - художественное целое, и цвет является одним из элементов художественного единства, также рассматривать следует все способы выражения цвета эксплицитные и имплицитные. Применимы к художественному тексту и принципы организации цветового пространства в теории живописи, например, взаимоотношения красок.

Ключевым для анализа произведений Сергеева-Ценского представляется понятие Е.Н. Трубецкого умозрение в красках, характерное для русского искусства 1910-х годов.

В своих произведениях художник выступает как краснописец термин Сергеева-Ценского, т.е. художник, умеющий красиво писать.

Общий характер сочетания цветов в многокрасочных произведениях Ценского можно охарактеризовать как яркий.

Все цвета внутри произведений движутся и взаимодействуют. Основными в поэме Печаль полей являются следующие цвета красный, белый, желтый, синий, составляющие более 50 от всех колоронимов всего выделяется 345 колоронимов. Реальное значение этих цветов расширяется до символического. например, на красный - цвет жизни - наслаивается символический смысл вещего, предупреждающего о смерти.

Цветовой контраст с красным цветом составляет белый. Один присущ жизнерадостной Маше, другой - безжизненной Анне. Белый и черный, употребляясь часто в пределах одного предложения, выступают как антагонисты. Белый противопоставляется черному, как Ознобишины и народ. Желтый, с одной стороны показатель болезненного состояния всего живого на земле, с другой - становится аккумулятором солнечной энергии. Синий цвет в поэме также имеет двоякое значение в действительности это цвет неба, цвет святой водицы. Связь синего с желтым приводит к обогащению первого символическим значением с отрицательным смыслом.

В Движениях желтый цвет и по статистике и по значимости перемещается на первое место. Яркие красный, синий уходят на второй план, происходит передвижение цветов. Но все же основную трехцветку составляют цвета - желтый теплота-сырость-мелькание-жизнь, зеленый хвойная зелень-тишина-холод-смерть и голубой рок-БОГ-небо. Символический характер цветов завершает реально изображенные жизненные явления.

Цвет также является одним из средств раскрытия душевного состояния героев - Ознобишиных в Печали полей и Антона Антоныча в Движениях. В этих двух произведениях С.Н. Сергеев-Ценский использует приемы цветового и графического контрастов, сочетания цветов, перехода одного цвета в другой. Они насыщены красочными эпитетами, индивидуальными метафорами и сравнениями. В целом манеру письма С.Н. Сергеева-Ценского можно охарактеризовать как живопись с элементами цветописи. Примечания1 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч В 10 т М 1958 Т. 3 С. 572. 2 Кранихфельд В. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 С. 108. Список использованной литературы11 Литература распределена по следующему принципу I - художественные тексты II - критические статьи, исследования по творчеству С.Н. Сергеева-Ценского III - литература по теории цвета IV - словари, энциклопедии. I. 1. Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т. Вступ. ст. В. Борисовой М 1955 Т. 3. 2. Сергеев-Ценский С.Н. О художественном мастерстве Статьи и воспоминания Симферополь, 1956. 3. Сергеев- Ценский С.Н. Собр. соч. В 12 т. Вступ. ст. В. Козлова М 1967 Т. 1 2. 4. Сергеев-Ценский С.Н. Радость творчества Статьи, воспоминания, письма Симферополь, 1969. 5. Сергеев-Ценский С.Н. Трудитесь много и радостно М 1975. 6. Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981. II. 7. Бочачер М. Певец обреченных О творчестве С. Сергеева-Ценского Русский язык в советской школе - 1931 4 С. 33-48. 8. Вайсерберг М Тартаковская И. Сергеев-Ценский - художник Ташкент, 1977. 9. Ванюков А.И. Повесть в эпической системе С.Н. Сергеева-Ценского Кредо Тамбов, 1996 6-7 С. 9-17. 10. Горнфельд А. Путь Сергеева-Ценского Русское богатство 1913 12 С. 121-152. 11. Гоффеншефер В. Движение на месте Лит. критик 1933 3 С. 134-135. 12. Дробчик И. Мастер пейзажа Русская речь 1978 3 С. 30-32. 13. Жиляев Г. Повесть С.Н. Сергеева-Ценского Движения и ее место в прозе 10-х годов Материалы 3-й научной конференции, посвященной творчеству С.Н. Сергеева-Ценского Крым, 1968 С. 55-61. 14. Замошкин Н.И. Огонь в одежде слова Дружба народов 1965 6 С. 90. 15. Зверева Е. Роман С.Н. Сергеева-Ценского Обреченные на гибель Нравственно-философский и поэтический контекст Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 2000. 16. Зверева Л. Судьбы дворянской усадьбы в изображении С.Н. Сергеева-Ценского и А.Н. Толстого Кредо Тамбов, 1996 6-7 С. 17-28. 17. Иванов-Разумник Р.В. Жизнь надо заслужить Заветы 1913 9 Отд. II С. 132-154. 18. Клейменова Г. Поэма С. Сергеева-Ценского Печаль полей Труды Иркут. гос. ун-та Серия литературоведения и критики Т. XXXIII Вып. 4 С. 107-130. 19. Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 С. 95-110. 20. Кранихфельд В. Поэт красочных пятен Современный мир 1910 7 С. 108-129. 21. Макаренко Г. С.Н. Сергеев-Ценский Критико-биографический очерк Симферополь, 1957. 22. Михайлова М. Бывают странные сближенья Сергеев-Ценский и Зиновьева-Аннибал инвариации неореализма Вопросы литературы 1998 2 С. 83-87. 23. Поповкин Е. С.Н. Сергеев-Ценский Литературный портрет Симферополь, 1955. 24. Плукш П. С.Н. Сергеев-Ценский - писатель, человек М 1975. 25. Пронина Е. Ранняя проза С.Н, Сергеева-Ценского Поэтика неореализма Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 2000. 26. Редько А. Из литературных впечатлений Русское богатство 1912 4 С. 126-183. 27. Смирнов А. О реалистической символике в Преображении России Сергеева-Ценского Филологические науки 1975 5 С. 5-10. 28. Степанов Г. А.С. Новиков-Прибой.

С.Н. Сергеев-Ценский Письма и встречи Краснодар, 1963. 29. Степанов Г. Дорогой длинною Краснодар, 1985. 30. Усиевич Е. Творческий путь Сергеева-Ценского Литературный критик 1935 3 С. 24-27. 31. Хворова Л. Проза С.Н. Сергеева-Ценского 20-х- нач. 30-х годов мир художника, реальность бытия Автореф. дис. канд. филол. наук Тамбов, 1995. 32. Чуковский К. Поэт бесплодия Книга о современных писателях СПб 1914. 33. Шевцов И.М. Орел смотрит на солнце М 1963. 34. Шорыгина М. О художественном своеобразии прозы С.Н. Сергеева-Ценского Уч. зап. МОПИ 1964 Т. XXIX Вып. 6 С. 241-255. 35. Шпрыгов Ю.М. С.Н. Сергеев-Ценский и Л. Андреев Русская литература 1976 1 С. 197-207. 36. Эллис Наши эпигоны.

О стиле, Л. Андрееве, Борисе Зайцеве и о многом другом Весы 1908 2 С. 65-70. 37. Я с Россией до конца С.Н. Сергеев-Ценский и современность Под ред. Л.В. Поляковой Тамбов, 1995. III. 38. Альфонсов В. Слова и краски Очерки из истории творческих связей поэтов и художников М Л 1966. 39. Арапов М. Лингвистическое путешествие в Страну цвета Знание - сила 1986 5 С. 36-38. 40. Бахилина Н. История цветообозначений в русском языке М 1975. 41. Бахилина Н. Ослепительно рыжий, безнадежно рыжий Русская речь 1975 5 С. 104-110. 42. Бяо В. Стилистический прием и его роль в создании художественного образа Вестник МГУ Лингвистика и межкультурная коммуникация 2000 1. 43. Вартанов А. Время завершает спор Вопросы литературы 1964 3 С. 98-125. 44. Виноградов В. Стилистика.

Теория поэтической речи. Поэтика М 1963. 45. Волков Н. Цвет в живописи М 1965. 46. Выготский Л. Психология искусства М 1986. 47. Герасимов Г. Оранжево-красный или красно-оранжевый Русская речь 1982 2 С. 78-82. 48. Журавлев А. Звук и смысл М 1991. 49. Качаева Л. Может ли голубое быть зеленым и розовым? Русская речь. -1984 6 С. 20-25. 50. Качаева Л. Прилагательные, обозначающие цвет в произведениях А.И. Куприна Уч. зап. ДВГУ 1968 Т. XI С. 80-87. 51. Кезина С.В. Лексика живописи в русском языке система и ее развитие Автореф. дис. канд. филол. наук Пенза, 1998. 52. Лосев А. Проблема вариативного функционирования живописной образности в художественной литературе Литература и живопись Л 1982. 53. Лихачев Д.С. Искусство и наука Русская литература 1992 3 С. 5-6. 54. Макеенко И.В. Семантика цвета в разноструктурных языках Автореф. дис. канд. филол. наук Саратов, 1999. 55. Мостепаненко Е. Свет в природе, как источник художественного творчества Художественное творчество М 1986. 56. Назарьян Р. Цвет как категория поэтики Труды Самарск. ун-та 1974 Вып. 254 С. 36-46. 57. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе умозрение в красках, два мира в древнерусской иконописи, Россия в ее иконе М 1991. 58. Упорова Л. О методологии анализа цвета в художественном тексте Гуманитарные науки в Сибири 1995 4 с. 50-54. 59. Фрилинг К Ауэр К. Человек-цвет-пространство Прикладная цветопсихология М 1973. IV. 60. История русской литературы конца XIX - начала ХХ века. Библиографический указатель Под ред. К.Д. Муратовой М Л. Изд-во АН СССР, 1963 С. 376-379. 61. Краткая литературная энциклопедия В 9 т. Под ред. А.А. Суркова М. Советская энциклопедия, 1987 Т. 5 С. 936-943. 62. Русские писатели XIX-ХХ вв. В 2 т. Под ред. Н. Скатова М 1995 Т. 2. 63. Литературный энциклопедический словарь Под ред. В. Кожевникова и П. Николаева М. Советская энциклопедия, 1987 С. 318, 379. 64. Ожегов С. Словарь русского языка М. Русский язык, 1991 С. 670-715.

– Конец работы –

Используемые теги: поэтика, цвета, произведениях, Сергеева-Ценского0.075

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Физика цвета. Цвет и цветовое воздействие
На сайте allrefs.net читайте: ИОХАНЕС ИТТЕН.

Тема любви в произведениях Куприна Гранатовый браслет и Суламифь
Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в повестях "Гранатовый… Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ.О Куприне в свое… Критико-библиографический очерк», работа Волкова А.А. Творчество А.И Куприна», Михайлов О. «Куприн», автореферат…

Сравнительная рецензия на произведения В. Распутина "Изба" и "На родине
В настоящее время он продолжает свой литературный труд, занимается проблемами экологии и положением русской деревни, которой он посвятил почти все… Уже из названия следует, что центральным образом в рассказе является дом… Проблемы, затрагиваемые в «Избе» и «На родине» являются логическим продолжением центральной темы произведений…

Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова
Хочу посмотреть как выглядит праведник у него . Меня эта тема заинтересовала еще и тем ,что писатели мало пишут на эту тему, многие вообще не… Он описал праведника так, как я себе представляю. Вообще у Н Лескова… Я согласен с этим определением , но тут кое чего не хватает. У праведника очень большой духовный мир. По моему мнению,…

Типология характеров в произведениях писателя 20-х годов 19 века Павлова Н.Ф.
I глава. Три повести Н. Ф. Павлова. Стр.12-21 II глава. Новые три повести Павлова Н. Ф. Стр.22-27 Заключение. Значение творчества Павлова Н. Ф.… Сколько таких типов и характеров, точно угаданных авторами, стало… Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы.Проза начала 19 века…

Приемы создания образа Аси в одноименном произведении И.С.Тургенева
Начат в Зинциге на берегу Рейна 30-го июня/12 июля 1857 в воскресенье, кончен в Риме 15/27-го ноября того же года в пятницу». В этом произведении… Повесть “Ася” произвела на современников чрезвычайное впечатление и породила… Писарев считает, что подобные характеры доказывают необходимость общественной эмансипации женщины, ибо служат…

Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников
Традиционными элементами досуговой культуры немцев являлось увлечение театром, музыкой, чтением, создание многочисленных ферейнов (клубов, кружков… Политизация и поляризация общественной жизни веймарского общества, особенно в… В частности, в Германии создавались мужские хоры из представителей различных профессий, включая и трактирщиков и…

особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души
Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы…

Тоталитарная техника по произведению Джорджа Оруэлла "1984"
Особенно прочитав его до конца, ощущаешь вкус к жизни, к свободе, ощущаешь себя гораздо более свободным, чем это казалось ранее.И во-вторых, чувство… Это антиутопия. Нет, это больше, чем антиутопия. Это предупреждение,… Джордж Оруэлл писал его в 1947-1949 гг. точнее, в 1947 г. ему пришла идея написать этот роман, а он сам вышел в свет…

Поэтика образов в рассказе Томаса Пинчона "К низинам низин"
Из немногих произведений Пинчона (известно, что об этом писателе написано гораздо больше созданных им самим произведений) особо привлекателен именно… К тому же, “К низинам низин” - как раз одно из тех произведений Пинчона,… Таков ключевой мотив рассказа, казалось бы, до боли банальный, зато умело обрамленный в совершенно загадочную форму.В…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Анализ произведения Э.А.По "Золотой жук" Протекала она бурно и завершилась при таинственных обстоятельствах, прямо таки в стеле его необычайных новелл. В Бостоне 19 января 1809 года… Семья была откровенно бедна. Поэтому старшего брата Эдгара отправили на… Буквально через несколько дней после смерти Элизабет По в Ричмонде случилась трагедия. Во время спектакля загорелся…
  • Музыкальность художественных произведений Это подтверждают такие произведения, как стихотворения «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», эпизоды из поэм «Мороз, Красный Нос» и «Кому… Некрасов постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет:… Дарья — тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский, как об идеале народном, демократическом. Дарья —…
  • Образ войны в произведениях Константина Симонова Об этом думает в романе "Товарищи по оружию" Климович: "Для него, военного человека, война была экзаменом, который неизвестно когда состоится, но к… Но наш волосок оказался крепче.Немцы — противник такой, его и при последнем… Так, в романе "Последнее лето", посвященном 1944 году, часто употребляются метафоры "машина войны", "машина…
  • «Литературные реминисценции в творчестве А.П. Чехова» (на примере произведений А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» и А.С. Пушкина «Гробовщик») Глубокое воздействие оказало на Чехова творчество М. Ю. Лермонтова, писавшего об "остылости" души современного человека. Отмечалось также, что в… Определение Толстого - "Чехов - это Пушкин в прозе" ("Ежемесячный журнал для… В произведениях Чехова разных лет пушкинские «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» отозвались рядом творческих…
  • "Идеальные типы" как метод исследования культуры по работам М. Вебера в его избранных произведениях Проблема метода заботила многих теоретиков культуры. Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) внес особенно существенный вклад в разработку метода… Культуролог отличается от естествоиспытателя характером своего познавательного… Действия людей протекают в нормативно-целостных рамках, но ни в одном обществе нормы и ценности не образуют целостной…