рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эстетика цвета

Эстетика цвета - раздел Литература, Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского Эстетика Цвета. Феномен Цвета - Предмет Изучения Многих Фундаментальных Наук ...

Эстетика цвета. Феномен цвета - предмет изучения многих фундаментальных наук и составляющая многих искусств.

Однако до сих пор цвет не имеет общей концепции как в пределах какой-либо одной науки или целого направления, будь то гуманитарное или естественнонаучное, так и в художественном творчестве.

Несомненным является одно - значимость цвета. С точки зрения физики - цвет - особое качество поверхностей тел или всей массы, оцениваемое глазом после действия на сетчатку световых лучей, распространяющихся от этих поверхностей или сквозь тела к глазу.

Цвета могут быть естественные - от природы тел красное дерево, золото, медь, слоновая кость, малахит и искусственные - с помощью наложенных на поверхность тела красок или особых тонких прозрачных и прочных плёнок 1. Исторический опыт Ньютона над разложением пучка солнечных лучей посредством стеклянной призмы в радужной световой веер спектр, доказал, что лучи, образующие солнечный свет, имеют цвета, следующие в известном порядке красный, оранжевый, желтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

Некоторые исследователи добавляют к ним ещё два - розовый и лиловый, и три ахроматических - черный, белый, серый. Философия, анализируя истоки метафизики света и свето-цветовой символики, обращает внимание на необходимость учитывать особые свойства света, определяющие его роль в современной физической картине 2. Д.С. Лихачёв говорил по этому поводу Есть в природе признаки, указывающие на существование внеприродного и внечеловеческого сознания. Сочетания цветов нетронутой человеком природе - всегда эстетически приемлемо Пейзажист открывает вольно или невольно красоту, создаваемую надприродным сознанием, которое в этом случае мы должны признавать 3. С точки зрения психологии цветовые ощущения - одна из специфических реакций глаза и мозга на световые частотные колебания.

Мир бесцветен, цвета в природе нет, есть впечатления о некой реальности, представимые в цветовых ощущениях. Вследствие этого реальность цветового ряда является кажущейся 4. Цветовые модели, создаваемые правым и левым полушарием мозга, не совпадаю - полушария предпочитают различные части спектра и выдают принципиально разные результаты 1 правое полушарие от природы ориентировано на длинноволновую часть спектра красный и выдает цветовую картину, связанную с чувственным восприятием 2 левое полушарие ориентировано на средневолновую часть спектра синий и выдает цветовую картину, связанную с понятийным комплексом.

В этом состоит парадокс цвета цвет заключает в себе возможности логического и чувственно-образного способов познания мира. Эта характеристика цвета важна для философии, потому что цвет в этом случае можно рассматривать как перевод невербального чувственно-образного мышления на уровень вербального.

Кроме того, психологи связывают цвет с эмоциями человека у каждой эмоции свое определённое место в цветовом пространстве, т.е. каждая эмоция соответствует определённому цвету, а каждый цвет вызывает строго определённые эмоции. Однако при наличии общих принципов цветовосприятия в разных этнокультурах наблюдаются различия в семантике и ценности отдельных тонов, а также в лексическом воспроизведении цвета.

К примеру, в каждой культуре присутствует цветовая жизненная триада черный-белый-красный, сводимая во всех культурах к одному семантическому узлу рождение-жизнь-смерть, но значение каждого из этих цветов варьируется в зависимости от этнонациональной принадлежности культур. В лингвистике как отличает С. Упорова системный подход к цветонесущей лексике пока не выработан.

Важным представляется следующее 1 слово-цветообозначение изначально эмоционально окрашено, оно упорно рвётся из рамок просто обозначения цвета и стремится выразить наше к нему отношение 2 цвет может быть выражен эксплицитно путём прямого называния цвета или признака по цвету, и имплицитно путём называния предмета, цветовой признак которого закреплён в быту или культуре на уровне традиции. При анализе цветообозначающей лексики в художественном тексте необходимо учитывать все способы выражения цвета.

С точки зрения литературоведения, текст должен восприниматься как художественное целое, где цвет один из элементов этого целого. Исследование цвета в этом случае предполагает анализ всех художественных средств, в которых представлен цвет, расположение тонов в тексте. Необходимо рассмотреть семантику представленных в тексте тонов и цветосочетаний, соответствие этой семантики традиционным значениям цвета или её трансформацию в творчестве автора.

Цветовой анализ проливает свет на стиль писателя, на поэтику его произведений, на общие и частные вопросы психологии творчества. Изучая тщательным образом цветность мы можем поставить вопрос о колористических тенденциях той или иной эпохи. Каждая эпоха имеет свои краски иногда они яркие и сверкающие, иногда бледные и мрачные. Писатели тонко чувствуют эпоху и выражают колорит времени в своих произведениях. Исследователь С. Соловьев, сравнивая и сопоставляя цветовые палитры писателей, говорит о колористических тенденциях эпохи века XVIII и XIX. Он характеризует цветовую насыщенность произведений некоторых русских писателей XVIII и XIX вв. Вводит понятие цветового числа цв. число С число упоминаний того или иного цвета5 число печатных листов произведения Наиболее высоки цветовые числа у поэтов XVIII в Державин С 96,8 , Капнист С 45,3 . В XIX цветность произведений резко снижается у Толстого С 17,7 , у Достоевского С 10 , у Чернышевского С 5 . С. Соловьев объясняет падение цветности тем обстоятельством, что для писателей сер. XIX в. задачи чисто изобразительные отступали на второй план по сравнению с задачами социально-политическими, просветительскими, публицистическими.

Для эпохи начала XX века чрезвычайно важно понятие умозрение в красках философа Трубецкого, обосновавшего его в трех философских текстах о русских иконах.

Он констатирует двойственный характер красок в русских иконах - простой и символический. Е.Н. Трубецкой писал, что смысловая гамма иконописных красок необозрима, как и передаваемая ею природная гамма небесных цветов.

Иконописец знает великое многообразие оттенков голубого - и тёмно-синий цвет звёздной ночи и дневное голубое сияние голубой тверди и множество тонов - светло-голубых, бирюзовых и даже зеленоватых. Но голубым представляется лишь тот общий фон неба, на котором развертывается бесконечное разнообразие небесных красок и ночное звёздное блистание, и пурпур зари, и пурпур ночной грозы, и пурпуровое зарево пожара, и многоцветная радуга, и яркое золото полуденного солнца 6. Среди всех цветов Е.Н. Трубецкой выделяет цвет золота полуденного солнца - Из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении.

Перед ним блекнет мерцание звезд, исчезает синева ночная и зарево ночного пожара. Самый пурпур зари только предвестник солнечного восхода, и, наконец, цвета радуги ибо всякому цвету и свету на небе и в поднебесье источник - солнце. Из всех цветов один золотой, солнечный обозначает центр божественной жизни, а все прочие - её окружение 7. Знаменательна мысль философа о том, что через цвет иконописцами передавался смысл жизни, непосредственно созерцалось сверхчувственное, выделялась благодать Божия. Понятие умозрение в красках так или иначе преломлялось в произведениях 1910-х годов и является ключом к пониманию многих произведений тех лет. Радужное, многоцветное восприятие жизни можно наблюдать в произведениях Сергеева-Ценского 1910-х годов Печаль полей , Движения. Это был человек, в котором уживались одновременно и поэт, и прозаик, и живописец.

И в своих воспоминаниях он назвал себя не иначе, как краснописец и обосновывал это так Если в изобразительном искусстве мы привыкли именовать художника живописцем, то и писателя следовало бы почаще рассматривать как краснописца, то есть как художника, умеющего красиво писать 8. В области литературы С.Н. Сергеев-Ценский главным своим учителем считал Н.В. Гоголя и посвятил ему работу Гоголь как художник слова, а в области живописи восхищался работами И.Е. Репина и считал себя учеником Репина в искусстве.

Он говорил, что последний сформировал его наряду с Гоголем, Пушкиным, Лермонтовым.

Сергеев-Ценский горячо отстаивал свои художественные приёмы. Объясняя своё новаторство в литературе, С.Н. Сергеев-Ценский писал критику А. Горнфельду о том, что его непривычные краски найдут признание, так как они живут в самой природе, и приводил известный эпизод с К. Чуковским и С. Юшкевичем.

Семен Юшкевич - известный писатель-одессит начала XX века - рассказывал С.Н. Сергееву-Ценскому произошедший с ним случай, и связан он был непосредственно с поэмой в прозе Печаль полей. С. Юшкевич со своим другом-художником читал вслух Печаль полей, и вдруг художник бросил читать и возмущённо сказал Что он такое пишет этот Ценский! Я же художник, я же должен заявить, что ничего такого никогда нигда не бывало и быть не может! И поедем с тобой обращается он к Юшкевичу проветриваться на Большой фонтан! Возмущение художника вызвали следующие строчки Опускалось солнце, и зеленая трава вдоль дороги стала ярко-оранжевой, а белые гуси в ней синими, точно, окунуло их в жидкую синьку. И что же продолжал Сергеев-Ценский приехали они на Большой фонтан, вышли из трамвая глядят опускается солнце, зеленая трава не зеленая, а действительно очень ярко-оранжевая и - ну, буквально, как по заказу, стадо тут белых гусей, и они увидели, что они не белые, а синие! Тут художник посмотрел на Юшкевича и сказал Слушай Семен, пока не ушел трамвай, сядем-ка да поедем дочитывать Печаль полей 9. Не менее занимательный случай произошел уже с самим С.Н. Сергеевым-Ценским, о котором он рассказал в своем воспоминании.

Приведу этот забавный случай полностью, так как он характеризует Сергеева-Ценского не иначе, как художника, улавливающего все реальные природные цвета и оттенки. Случай произошёл во время отдыха в Куоккала, недалеко от Пенат, где жил И.В. Репин. Чуковский соблазнил меня, писал Сергеев-Ценский идти кататься на лыжах.

У него нашлись палки и лыжи, и мы увлеклись этим делом до усталости.

Когда мы отдыхали, сидя под соснами на пеньках, Чуковский сказал мне совершенно угасающим голосом - Я очень, очень устал Я, должно быть, сейчас умру А у вас в Печали полей сказано Снега лежали палевые, розовые, голубые - Да, именно так и сказано подтвердил я Сергей Николаевич обратился он ко мне очень нежно и ласково хотя бы вот теперь перед смертью, скажите мне, что вы тут наврали, а снег - он обыкновенный, белый - Так этот вот снег - указал кругом Чуковский - какой же, по-вашему палевый, голубой, розовый Снег этот явно зеленый ответил я и это вы должны видеть ведь на нем отражается зелень сосен А-а вскричал Чуковский та-ак! В таком случае пойдемте сейчас же к Илье Ефимовичу, и пусть он сам при мне скажет, что снег - белый Послушайте сказал я неужели вы в самом деле вздумали беспокоить Репина из-за каких-то пустяков Пустяки? Нет-с, это не пустяки, когда вы в своих книгах все перекрашиваете по-своему, а меня, читателя, хотите заставить в эту выдумку поверить! И Илья Ефимович тоже скажет, что это не пустяки! Идем! Мы пошли по направлению к Пенатам, и я все-таки полагал, что Чуковский шутит, но оказалось, он действительно затеял нагрянуть к Репину днем. Я тогда не имел представления о том, где именно Пенаты, но Чуковский пришел на лыжах, как оказалось, прямехонько к даче Ильи Ефимовича, и, пока я ещё только разглядывал этот двухэтажный деревянный дом среди сосен и елей, Чуковский стучал уже на крыльце в двери.

Он стучал энергично, по-видимому, для него вопрос о том, бывает ли снег какого-либо другого цвета, кроме белого, является в действительности острым вопросом, и требовал немедленного ответа.

Дверь открылась, и на крыльцо вышел Репин в домашнем сером пиджаке, с палитрой, с кистью и муштабелем в руках, и, что меня особенно поразило, он был вооружен еще одною парою очков, кажется четырёхугольной формы! Разумеется, он был недоволен, что его оторвали от работы, но Чуковский горячо извинялся, и вот я слышу - Илья Ефимович! Скажите, пожалуйста, хотя бы вы ему, вот этому, что снег - белый Корней Иванович, а вы учили физику вместо ответа спросил Репин Учил, Илья Ефимович, я был в гимназии сказал Чуковский Так почему же вы не знаете, что белого цвета в природе не существует? 10. В своё время критики упрекали Сергеева-Ценского в чрезмерной расточительности образов, в слишком большой полноте личных ощущений и наблюдений, которые вкладывались им в каждое новое произведение.

Писателю предсказывали, что при таком мотовстве, он испишется и довольно скоро умолкнет. Но эти пророчества не сбылись.

Долгие годы он оставался едва ли не самым плодовитым среди своих литературных сверстников и все более поражал и критиков, и читателей богатством наблюдений, яркостью красок, превосходным языком.

По воспоминаниям одного из современников Сергеев-Ценский готов был часами говорить об особенностях художественного творчества, об индивидуальном видении мира каждым художником, о том, как важно писателю видеть творческим воображением, хорошо знать жизнь и людей 11. Каждый, кто приходит в литературу, должен не только уметь выразить передовые идеи, но и принести свое свежее, оригинальное художественное слово, свои образы.

Художник видит одни краски в жизни лучше, другие хуже. И это всегда можно почувствовать в его произведении. Так же творит и писатель 12. Все эти свидетельства характеризуют Сергеева-Ценского, как неординарного, оригинального художника, писателя и человека, показавшего себя во всех отношениях определявшимся большим краснописцем, с тонким чувством жизни и поэзии красок.

Впервые твердо со своими смелыми и своеобразными приемами творческого мастерства художника слова он выступил в поэме в прозе Печаль полей 1909 и утвердил их в написанной позже поэме Движения. Примечания1 Энциклопедический словарь В 86 т СПб. Издат. общ Ф.А. Брокгауз и И.А. Эфрон, 1903 Т. XXXVI С. 874. 2 Упорова С. О методологии анализа цвета в художественном тексте Гуманитарные науки в Сибири 1995 4 С. 52. 3 Лихачев Д.С. Искусство и наука Русская литература 1992 3 С. 5-6. 4 Мостепаненко Е.М. Свет в природе как источник художественного творчества Художественное творчество М 1986 С. 76. 5 Соловьев С. Цвет, числа и русская словесность Знание - сила 1971 1 С. 54. 6 Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе М 1981 С. 94. 7 Указ. собр. соч. С. 112. 8 Сергеев-Ценский С.Н. Талант и гений М 1981 С. 291. 9 Указ. соч. С. 294. 10 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1955 Т. 3 С. 635. 11 Поповкин Е. С.Н. Сергеев-Ценский Сергеев-Ценский в жизни и творчестве Тамбов, 1963 С. 32. 12 Указ. соч. С. 34. 2. Поэтика цвета в поэме Печаль полей В возрасте 72 лет, когда за плечами мастера была уже героическая Севастопольская страда и многотомная эпопея Преображение России, писатель не случайно подчеркивал и считал себя прежде всего автором Печали полей. Поэма была его любимым детищем, и любовь к ней не ослабела с годами.

Печаль полей впервые появилась в 1909 г ею открывалась 9-я книга альманаха Шиповник. Однако критика того времени не вскрыла всей глубины идейно-художественного своеобразия поэмы. Сам Сергеев-Ценский считал, что Печаль полей - произведение непонятое, о чем он писал А. Горнфельду в 1914 г. и с горечью вспоминал, что после Печали полей критик А. Измайлов печатно советовал ему учиться писать у Вл. Гордина.

Тем не менее и читатели, и критика почувствовали незаурядность таланта автора, заметили оригинальность ходожественной формы, черты новаторства поэмы. Об этом писал М. Горький в Предисловии к французскому и английскому изданиям I части романа Сергеева-Ценского Преображение в 1924 г. Пораженные необычайностью формы, критики и читатели не заметили глубокого содержания произведений Сергеева-Ценского.

Лишь когда появилась его Печаль полей, они поняли как велико его дарование и как значительны темы, о которых он пишет 1. Многие из критиков дореволюционного периода указывали на пессимизм поэмы.

Е. Колтоновская отмечала кошмарную атмосферу вокруг произведения, создаваемую печалью засохших в бесплодии полей, мукой, агонией женщины, тщетно пытавшейся стать матерью и мужской тоской от неосуществившегося отцовства 2. Даже талантливый и уже пользовавшийся большой популярностью в те годы молодой критик К. Чуковский в статье Поэт бесплодия называл Печаль полей печалью по бесплодию Сергеев-Ценский чует что люди рождены и предназначены для титанства, и романтически тоскует об этом ненаступившем нашем титанстве, он ощущает что воля наша бессильна, что мы околдованы кем-то, что над нами вечное проклятие 3. Несмотря на трагизм развязки - смерть Анны - поэма, на мой взгляд, не оставляет гнетущего впечатления.

Помогает поддерживать от начала до конца поэмы мажорное настроение, море красок, звуков, запахов, пятен, оттенков, переливов.

Причем краски у Сергеева-Ценского звучат, запахи имеют цвет, звук ассоциируется с цветом, и все это по причине родственности этих ощущений в душе художника.

В поэме Печаль полей есть примеры того, как иногда явления приобретают не свойственные им качества дали были сотканы из одних только запахов, ставших красками, и красок, которые пели 4. Красочное живописное начало является доминирующим в поэме. И это неслучайно. Ведь именно живопись определила многое в моих писательских средствах, в моем новаторстве 5 писал С.Н. Сергеев-Ценский. По-видимому, влиянием живописи объясняется тот факт, что в поэме в прозе Печаль полей порой цвет передает впечатление о тех явлениях, которые в силу своей природы его не могут иметь Голос у Прокофия был лучезарный, или это казалось от того, что глаза у него лучились I, 507 , У Лобизны голос был корявый, землистый I, 512 . Мир писатель воспринимает через призму художника, для которого он окрашен в самые разнообразные тона и краски.

Игра красок природы словно бросает отсвет и на самого человека, ложится цветным бликом на него. Словно желая подчеркнуть, что человек - тоже дитя природы, писатель и его наделяет яркими красками у Фомы Ивановича красная борода, лицо Иголкина - рябое и красное, как спелая садовая клубника, краснощекий кучеренок Федька, красная от холода Катерина.

Красный цвет вносит живительное начало в повествование. Красный цвет является преобладающим в поэме. По количеству употреблений приближается к 15,7 от общего числа 345 всех колоронимов6. Красный - это не только цвет лица героев, цвет их одежды, это еще и цвет самой жизни.

Дед представил себе отца, каким он помнил его давным-давно, с детства жилистым, красным, с громовым смехом и с вечной такой живою, точно часть его самого глупой скороговоркой Ну-с, и вот сам Мартын с балалайкой I, 566 . Все отмечают, что это уже и не человек вовсе, а живой труп. Душа-то души-то ведь уж нет, а восклицает дед Ознобишина I, 570 . И только жалко-грустная полоска красного света над окном столетнего свидетельствует о еще теплящейся жизни внутри него. Кроме того красный цвет - это цвет крови.

Особенно зловеще выглядят капли крови на белесой лебеде. После падения Игната с лесов в Анну вошло вплотную слепое, бесщекое, скуластое лицо с живою, притаившейся полоской крови у губ На кустиках белесой лебеды тяжело горели разбрызганные капли I, 528 . Анне показалось это нехорошим знаком, и она попросила мужа не продолжать строительство на крови. Хотя Ознобишин и знал, что кровь Игната была не на лебеде около завода, а здесь в душе Анны, что это в ней светилось какое-то случайно вспыхнувшее белое пятно, и вот теперь его заволокло кровью.

От этого в нем самом болезненно сжалось сердце, почудилась ржавая соль крови во рту I, 531 . Он все же не отказался от затеи строительства винокуренного завода. Это было не последнее красное предзнаменование. В последней главе выползает вдруг красноватый столб. Долго выползал, увязнув в дымчатой сини. Вот закруглился и воткнулся концом в небо, концом в поля. Потом, дуга красного круга, вышел крест Долго смотрел на него Ознобишин.

Улыбнулся, поднялся, отряхнул снег Взял ружьё Эй, погоди ещё ставить крест над полями! I, 574 . Но красный крест, сотворенный морозом и солнцем, стал уже предвестником чего-то нехорошего и сплошь встал и стоял над сухотинскими или дехтянскими, или надо всеми полями. После этого знамения Ознобишин решил взять судьбу в свои руки. А судьба оказалась - вороная с голубым отливом, понесшая через поля Машу и Аню. Не сумел остановить разгоряченных коней Ознобишин, и Анна выпала из саней, как впоследствии и из его жизни. Вечером он признался, что хотел гибели ещё не родившегося ребенка.

Признание привело Анну в ужас. Несколько дней спустя после этого случая Анна вошла в комнату прадеда Ознобишина с букетом оранжерейной герани, точно вымоченные в теплой крови такие красные, вещие были цветы. Запах от них шел густой, кадильный. I, 583 . Как будто свою жизненную энергию принесла Анна вместе с цветами, и через этот кадильный красный запах набрался столетний жизненных сил и спросил не по могильному глухо, а молодо, отчетливо весело даже Праправнук? Это была их последняя встреча.

На следующее утро началось то, во что не хотели верить, но чего ждали тайно I, 583 . Красный цвет в поэме имеет двоякое значение. С одной стороны, это показатель присутствия в человеке жизненных сил, жизненной энергии, с другой - это вещий, а вернее зловещий цвет, предупреждающий о грядущем несчастье, в конечном счете о смерти.

Цветовой контраст с красным составляет белый цвет. По количеству употреблений он стоит на втором месте и равняется 14,8 от общего числа колоронимов. Этот прием используется Сергеевым-Ценским при противопоставлении двух сестер Маши и Анны Тонкая, гибкая Анна была как девочка рядом с крепкой Машей. В маково-красном была Маша, в белом Анна I, 536 . В словесной ткани образа Анны белый цвет оказывается лейтмотивом, и нарисована она так, что в ней больше от призрака, чем от живого человека Анна сидела в спальне на своей кровати белая, безжизненно бросив вдоль колен руки I, 528 , труп Анны одели в белое, тело Анны в белом, осыпанное свежими цветами, лежало нарядное и тихое, как сонное I, 591 . И даже не родившийся ребенок Анны представляется Ознобишину белым призраком.

Призрак этот круглился все больше, и придвигался ближе, и делался, наконец томительно страшным, как всякий смысл I, 516 . Признаком безжизненности и болезни становится в тексте белая одежда понева. Все трое стали у крыльца в ряд праздник был стояли в белых поневах и говорили просто Сглазила барыня. И здесь же Ребенка держала Устя неотрывно-крепко, так, как будто и не было его был просто нарост спереди на ее теле, одетом сплошь в белую поневу I, 535 . Контрастирует белый цвет не только с красным, но и с черным цветом.

Белый и черный противопоставляются в поэме как Ознобишины и народ. Куски белого хлеба внизу бросал Ознобишин Красногону Целую I, 515 и дед Ознобишин ест жирно намазанный медом длинный кусок белого хлеба I, 530 , в то время как уголки флигеля, где расположились рабочие насквозь пропитались ими их сапогами, онучами, чайниками, ложками, инструментом, ковригами черного хлеба и едким рабочим потом I, 511 . Белый и черный часто употребляются в пределах одного предложения Никита представлял себе сытую черную корову с двухведерным выменем парного молока I, 498 кончики ушей у Дяди были черные, бабки - белые, звуки были лица слепые и зрячие, звуки были - ладони, белые и черные, тонкие, не знавшие труда, и широкие, в мозолях I, 528 . Для Анны, например, многое видится в черно-белом свете Оба в ней долго росли, выросли, ушли каждый в свою череду в черную ушел Иголкин, в белую - Игнат В доброй - белой - роились надежды.

А черного была сплошная туча, и глядеть в глаза этой туче боялась Анна I, 522 . Иногда эти два цвета меняются значениями черный приобретает положительное значение, а белый отрицательное.

Например, ждали черных и теплых, как земля густых и курчавых, как овчина, а пришли синевато-белые, холодные, насмешливые тучи. Во время злополучной поездки на жеребцах Анна сидела онемев Белое волочилось мимо, вырывалось из-под ног чудовища впереди, летело клочьями с обеих сторон, а чудовище было многоногое, черное, как в детской сказке, звонкое, с горячими ноздрями I, 577 . Черное и белое, добро и зло - две стороны одной медали.

Две категории взаимосуществующие, и причем одна никогда не исключает другую. На третьем и четвертом месте по количеству колоронимов стоят соответственно желтый и синий цвета.

Желтый цвет представлен прилагательным желтый и глаголом желтеть. Прилагательное желтый характеризует свет, блеск, блики, производимые различными источниками света, которые ложатся очень часто на лица на лицо Анны Анна была вся прямая и белая с легкими излучинами на лице, окрашенными от свечей в желтый цвет I, 589 или на лицо столетнего Лампадный свет расплывался на его обтянутой голой голове маслянистым желтым кругом I, 563 . Желтый цвет - цвет нездорового лица - сопровождает на протяжении жизни Анну. С помощью нагнетения желтого создаются впечатление предобморочного состояния героини. Солнце стояло прямо над головой от этого, что ли, пожелтело в глазах Анны желтые стены, желтая земля, желтый Игнат, желтые руки у Фомы Ивановича, желтые тяжелые сапоги кругом, то в желтой извести, то в опилках.

Потом двинулось все щербатыми кругами I, 528 . Желтый цвет - это цвет осени, соломы. Жнивья. Осень - праздник смерти, и желтый цвет осени становится символом смерти природы. Солнце золотит, преображает все живое на земле, но в то же время доводит и до смертельно-желтого состояния.

Иногда его становится ненужно много, и на поля приносило и стелило желтый дым, и на хлебах вспыхивали ржавые пятна и полосы как проказа I, 541 . Но летом, когда еще далеко до осени, солнце делает чудеса. От солнца, как всегда летом загорала Анна, и вошла в не упругость, похожая на силу I, 532 . Под действием солнечных лучей преображается природа. Вечерами трава вдоль дороги между хлебами становилась горячей, красно-оранжевой, а белые гуси в ней синими, точно окунуло их в жидкую синьку.

Из-за скомканной около горизонта кучи лиловых облаков, уже утопивших солнце и солнечные лучи прорывались в одиночку то здесь, то там и звонко раскланивались с полями. Какие нежилые становились поля, все махровые, мягкие, изжелта-розово-голубые I, 532 . Итак, желтый цвет в поэме носит многозначный характер. Желтый цвет - это цвет болезненного состояния человека и цвет увядания природы осенью.

С другой стороны - это цвет, питающий посредством солнца все живое на земле. Ассоциативно к желтому цвету близок золотой. Золотой цвет встречается в поэме не часто, но все, что связано с этим цветом, приобретает положительное значение - день золотел и зеленел за окнами - признак радости и грядущего счастья золотистая Дядина шерсть - свидетельство его несокрушимого здоровья золотой крестик, подаренный Анной Еракомону должен уберечь его от болезни золотистый смех Маши - здоровый смех золотистый верховой кабардинец - сильный и здоровый конь. В сочетании с синим цветом желтый и золотой цвета часто приобретают отрицательное значение.

В комнате столетнего это сочетание навевает жуткую атмосферу - смерти и пустоты. Три раза на одной странице употребляется это сочетание 1 Пробиваясь сквозь сумерки, уже горела золотою точкою лампадка. От этого в комнате было все слоисто-синее, как дым от кадила.

И проступил старик сначала череп - голый и огромный, потом изгиб поднятых колен 2 Синели сумерки, и золотела лампадка. Ознобишин передернул ноздрями об обступившего его запаха тела столетнего и вышел 3 Но также золотела лампадка и выплывал из синевы гладкий череп I, 530 . После смерти Анны Ознобишин, находившийся около ее гроба, прошел крадучись на носках, возле самой стены, сырой, с синими от белых ставней окнами и сел в углу Языки свечей и желтые круги от них мутно плавали перед глазами Ознобишина, и оттого портреты колыхались I, 590 . Находящаяся здесь Маша вдруг увидела будто Анна шевелится, и было ли это от желтых свечей, зыбких стен и синих окон, или от звеневшей в голове усталости I, 592 . В одном месте - встреча Анны со старичком Демой - сочетание желтого цвета с синим воспринимается иначе, чем во всех остальных сочетаниях.

Одной рукой охватил он каравай хлеба, завернутый в старый вывернутый зипун, другой держал синенькую чашку со святой водицей, обвязанную желтой тряпицей.

На руках его, шершавых от работы, на всех пальцах и на ладонях были четкие черные трещины, как на земле в засуху I, 533 . Желтый в этом примере ассоциируется с солнцем, а синий - с водой. Иными словами, создается образ двух взаимодействующих стихий. Отдельно - вне сочетаний с другими цветами - синий характеризует холодные снега Снег забился в рукава и холодно таял там синий, сплошной лежал кругом I, 579 поля зимою - сумерки густели упруго и стойко. Поля под ними укрывались холодным, синим, потом серели, тухли I, 593 . Летом - это цвет неба. Игнат посмотрел смаху на красные тяжелые кладки кирпича и на легкое чуть-чуть синее небо над ними I, 528 . Итак, синий цвет - это цвет неба, цвет воды. В зависимости от контекста синий может выступать, как теплый цвет, а иногда как холодный, леденящий.

Серый цвет близок по значению к синему. Очень часто он используется в пейзажных зарисовках и при описании внешности человека и цвета его глаз. Этот цвет имеет двоякое значение.

Жуть у Сергеева-Ценского может быть серой, а старичок сизый - Божьим. Могут быть смутные, невнятные серые глаза у Усти и ясные серые глаза у Иганата. Может быть лицо серое у Анны - признак духовного истощения, и седые волосы у деда Ознобишина, делающие его мудро красивым. С серым цветом, а чаще всего в тексте это сизый цвет, ассоциируется у Сергеева-Ценского зима - сизые как от мороза, хлеба кланялись Анне I, 537 . С каждым времени года у художника связаны определенные цвета, определенные краски, присущие только ему этому времени года. Село было пушисто-зеленое весною, тощее, пыльное летом, ослепительно желтое осенью от новой соломы и нахлобученное, сизое зимой I, 509 . Как в жизни, так и в поэме, каждое время года несет с собой не один и не два цвета, а множество цветов и их переливов.

В поэме Печаль полей именно это цветовое множество и взаимодействие внутри его задает пастельный тон всему произведению. Особую функцию выполняют у писателя изобразительно-выразительные средства.

Часто для достижения нужного эффекта автор ставит подряд 4-5 эпитетов Так стали жить коричнево-зипунные сухотинцы, волосатые, медленные и тугие на земле, из земли, земля, и тысяча случаев, то злых, то добрых, чередуясь, правили ими как они комьями чернозема I, 510 Голубая, золотая, красивая, милая, хорошая Что ты шепчешь, говорю, Митя? А он мне Не мешай мне, мамочка я молюсь I, 548 Сидел дед в широкой белой рубахе и сам весь белый, свежий и веселый I, 550 В усадьбе липы стояли такие же спокойные и важные, лиловые и тяжелые, и галки возились перед сном на их верхушках I, 580 . У С.Н. Сергеева-Ценского нет повторяющихся определений одного и того же предмета, снег у него то густой, холодный, то мягкий и липкий, то живой, то теплый, то он палевый, розовый, голубой, то синий сплошной, то яркий тучи - серые, синевто-белые, холодные, насмешливые.

В одном предмете он находит такое количество оттенков цвета, что остается только поражаться. С.Н. Сергеев-Ценский широко использует индивидуальные метафоры и сравнения Чуть зеленоватая луна вверху глядела сквозь облака I, 497 У облаков, ближе к луне, чуть пожелтели щеки, а дальше они растянулись мягкие, темносерые, чуть зеленые, точно июньское сено с поемных лугов I, 499 И ещё в тот вечер облака горели тремя цветами пурпурным, оранжевым и палевым, а потом так нежно и тихо лиловели, синели, серели, все уходя от земли а земля жадно настигала их где-то внизу, перебрасывая к ним мягкие мосты I, 536 На хлебах вспыхнули ржавые полосы и пятна, как проказа I, 541 В открытые окна весь день входил густой и зеленый, настоянный на зелени сада I, 544 . Отсюда можно сделать вывод, что каждая метафора, сравнение, эпитет, способствуя усилению выразительности, создают своего рода миниатюру.

Подводя итог, следует сказать, что произведение С.Н. Сергеева-Ценского Печаль полей - полносочное и многоцветное. Основными цветами в нем являются - красный, белый, желтый и синий, составляющие более 50 от всех колоронимов.

В поэме раскрывается многозначный характер этих цветов.

Им присущ как реальный, так и символический смысл. Красный цвет, как показатель присутствия в человеке жизненных сил, жизненной энергии это реальное значение цвета. А символическое значение цвета зловещее, предупреждающее о наступающей смерти. Реальное значение белого цвета - цвет безжизненности, призрачности. Для главной героини Анны - этот цвет становится лейтмотивом. Символический смысл белого цвета проясняется в контрасте с черным цветом.

Причем белым цветом обозначаются люди, далекие, отрешенные от природы, от земли, а черным - народ, связанный непосредственно с землей. Реальное значение желтого цвета у Сергеева-Ценского совпадает с традиционным его пониманием. Желтый - это цвет болезненного состояния человека или состояния увядания природы. Символический смысл желтого цвета - это цвет солнца, не только сжигающего посевы, но и питающего солнечной энергией все живое вокруг. Реальный смысл синего цвета совпадает также с традиционным пониманием.

Это цвет воды, неба, снега зимой. А в сочетании с желтым цветом проясняется его символическое значение - значение леденящего мрака, пустоты и смерти. Все цвета в произведении С.Н. Сергеева-Ценского Печаль полей взаимодействуют друг с другом. Одни контрастируют, другие сочетаются, третьи преображаются один в другой. Многие эпитеты, сравнения, метафоры построены на цвете. И в целом, все произведение основывается на ключевом для него понятии - понятии о цвете7. Примечания 1 Моё знакомство и переписка с М. Горьким Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 10 т М 1958 Т. 3 С. 574. 2 Колтоновская Е. Из новейшей литературы Русская мысль 1913 12 С. 104. 3 Чуковский К. Поэт бесплодия Книга о современных писателях СПб 1914 С. 80. 4 Сергеев-Ценский С.Н. Собр. соч. В 12 т М 1967 Т. 1 С. 150. Далее цитируется по этому изданию с указанием тома римскими цифрами, страницы - арабскими. 5 Сергеев-Ценский С.Н. Моё знакомство с И.Е. Репиным О художественном мастерстве Крымиздат, 1956 С. 73. 6 Общее кол-во колоронимов в тексте Печаль полей - 345 Е.Ш 7 В конце основной части в табл. 1 приводится спектр всех цветов в поэме Печаль полей в процентном соотношении в табл. 3 приводятся все оттенки, объединенные в группы. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Поэтика цвета в произведениях Сергеева-Ценского

Что же представлял собою этот новый реализм начала XX века? Новаторство литературы этого времени было отмечено критикой. Е. Колтоновская писала в… Для литературы начала XX века характерно обращение в область других смежных с… Как писатель, С.Н. Сергеев-Ценский сложился в отрочестве, когда на него влияли Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С.…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эстетика цвета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Поэтика цвета в поэме Движения
Поэтика цвета в поэме Движения. Впервые поэма Движения была напечатана в журнале Современный мир 1. С.Н.Сергеев-Ценский отмечал, что кажется, не было такого критика, который не писал о Движениях .2

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги