рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема Родины в лирике Некрасова

Работа сделанна в 2003 году

Тема Родины в лирике Некрасова - Реферат, раздел Литература, - 2003 год - Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова Тема Родины В Лирике Некрасова. Тема Родины Занимает Одно Из Ведущих Мест В Т...

Тема Родины в лирике Некрасова. Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова.

В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении Железная дорога автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей.

Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет! Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал Образ России, одержимой холопским недугом, возникает и в стихотворении Размышления у парадного подъезда. Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России.

Перед нами предстают образы крестьян-ходоков Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину.

Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме Кому на Руси жить хорошо он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме Кому на Руси жить хорошо. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения Поэт и гражданин он говорит Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает не будь поэтом, а будь гражданином.

Для Некрасова истинный поэт - это и есть отечества достойный сын. Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии. 3.Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов. С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, сеятеля и хранителя богатств страны, чьи работают грубые руки. Труд - основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах.

Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии - прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений - знаменитая Железная дорога. Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян.

Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой. На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение В ночь эту лунную Любо нам видеть свой труд Всё претерпели мы, божии ратники, Мирные дети труда! В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу - стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров Да не робей за отчизну любезную Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет всё, что господь ни пошлёт! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев - бурлаков.

Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта.

Некрасов рано понял, что В мире есть царь этот царь беспощаден, Голод названье ему. Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме На Волге поэт описал то, что потом всю жизнь забыть не мог Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой, Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть - Так лучше было бы ещё. Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью.

Это Иванушка - богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка - росту большого, рука, что железная, плечи - косая сажень. Трудничество - характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие.

Прокл в поэме Мороз, Красный нос уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю Большие, с мозолями руки, Подъявшие много труда, Красивое, чуждое муки Лицо - и до рук борода Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина голосящие родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца Родителям был ты советник, Работничек в поле ты был Эту же тему подхватывает в Кому на Руси жить хорошо Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит Ты думаешь, Матренушка, Мужик - не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою - а богатырь! Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым.

Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли - о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича.

В поэме Мороз, Красный нос автор рисует образ величавой славянки. Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая много работает, признаком красоты будет необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку. Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Во всякой работе ловка. Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сына раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни. С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали забота и нужда, на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, высыхали в фабричной неволе.

Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение Плач детей. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов Целый день на фабриках колеса Мы вертим - вертим - вертим! Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит Хоть умри - проклятое вертится, Хоть умри - гудит - гудит - гудит! Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа.

Стихотворение Плач детей - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство. Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме Дедушка он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. Горсточка русских, сосланных в страшную глушь, бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет Воля и труд человека Дивные дива творят! Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность.

Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего. 4. Некрасов-сатирик. Краткий анализ стихотворения Колыбельная песня. Стихотворение Колыбельная песня написано Некрасовым в 1845 году. Через повествование автора, через его наставления, скрытую критику показано предостережение младенца, заключающееся в сравнении его будущей жизни с жизнью отца. Но предостережение является не частным случаем, оно обращено ко всему человечеству.

Сопоставив бессмертную любовь автора к Родине, его сострадание, боль за мучающуюся Россию можно сделать вывод о недовольстве Некрасовым имеющимся строем, уничтожающим всю суть русского бытия, испепеляющего, изматывающего простой труженический народ. Между строк можно проследить тему нелегкой крестьянской судьбы и захватившей всю России бюрократии, которая живет за счет взятничества, за счет чьи-то жизней, за счет чьего-то неоцененного труда.

Русские чиновники никогда не отличались добронравностью и человеколюбием, но всегда имели уважение среди людей. Простой народ, побаиваясь за сое существование, вынужден был покорно поклоняться, выполнять все требования, пренебрегая своим мнением. Автор описывает блага при жизни человечьей, но делает это с отвращением, тем самым обнажая свои истинный чувство, свою жестокую точку зрения Будешь ты чиновник с виду, И подлец душой.

Провожать тебя я выйду- И махну рукой! Автор является ярым противником нечестно заработанного богатства, он показывает нам всю суть дармовой, богатой жизни. Некрасов объясняет нам, что существо, управляющее людьми, как скотом, наживающееся за их счет, за счет их страданий, не имеет носить гордого имени человек. Поэт противостоит несправедливости и бесчестию. Называя младенца безвредным, наивным, он говорит о душевной чистоте народе, его неиспореченности. Своеобразность художественных средств, в который раз подчеркивает мастерство автора, которое так четко и разумно доносит до читателя основы несправедливости.

Эпитеты, использованные автором, ещё раз доказывают нам главную цель произведения - показать людям последстви я расслоения общества, которое оставляет такой жестокий отпечаток в истории общества. Соотнося временя эволюции и времена написания стиха можно сказать, что история шла на попятную, при этом уничтожая все наращенные потенциалы развития.

Подводя итог можно сказать, что Некрасов являлся истинным патриотом, так яро защищающим Родину. Вся та несправедливость, которая блудила вокруг больной России для Некрасова совпадается в одном понятии - бюракратия. И Некрасов был прав, ведь и сейчас именно этот фактор, к сожалению, добивает Россию . 5.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Родина и народ в творчестве Н.А. Некрасова

Человек крутого нрава и деспотического характера, отец Некрасова не щадил своих подданных. Доставалось подвластным ему мужикам, хватили с ним горя и домочадцы, особенно… Крепостническое самодурство в те годы было явлением заурядным, но с детских лет глубоко уязвило оно душу Некрасова,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема Родины в лирике Некрасова

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Некрасов и Белинский
Некрасов и Белинский. Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги