рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структурные особенности сравнений

Работа сделанна в 1998 году

Структурные особенности сравнений - Дипломная Работа, раздел Литература, - 1998 год - Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой Структурные Особенности Сравнений. Полные Сравнения. Первая Группа В Этой Кла...

Структурные особенности сравнений. Полные сравнения. Первая группа в этой классификации содержит сравнения, в которых не отсутствует ни один из компонентов структуры, например А вы, безудержные дети, С умом, пронзительным, как лед. 70, т.1 145 - подымает покатую, горбом, крышку. 70, т.5 138 В данных сравнениях можно выделить предмет ум, крышка, образ лед, горбом и признак, по которому они сравниваются пронзительный, покатую. В приведенных выше примерах все компоненты нераспространены и лаконичны.

Таких сравнений в этой группе большинство. Но нередко предмет употребляется вместе с определением, которое распространяет его и усиливает яркость образа Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. 70, т.1 195 - Во дворе будущего музея веселые черноокие люди перекатывают огромные квадраты мрамора под раскатистую речь, сплошь на р, крупную и громкую, как тот же мрамор. 70, т.5 157 В прозаических сравнениях иногда используются сразу два предмета с различными оттенками значения, например он был весь расслабленный, расстроенный, точно шел не туда, куда сам хочет, а куда нога хочет 70, т.5 95 Особой экспрессией обладают прозаические сравнения, в которых два разных предмета располагаются по разные стороны образа.

Образ сравнения становится своеобразным композиционным центром фразы, который обрамляют предметы сравнения, например явление очень красивой дамы - с громадными зелеными глазами в темной глубокой и широкой оправе ресниц и век, как у Кармен и с ее же смуглым, чуть терракотовым румянцем. 70, т.5 178 Встречаются и сравнения, в которых довольно распространен образ В этом дремлющем доме ты словно чужая, Словно грустная гостья, без силы к утехам. 70, т.1 89 - дворник семнадцати лет, с щеками пышущими, как те печи, которые он так жарко и с таким жаром топил. 70, т.5 162 Есть сравнения, в которых достаточно распространены и предмет, и образ. Например открытку Украла и зарыла на дне своей черной парты, немножко как девушки дитя любви бросают в колодец - со всей любовью! 70, т.5 87 - Пушкин - с монаршьих Рук руководством Бившийся так же Насмерть как бьется Мощь - прибывала, Сила - росла С мускулом вала Мускул весла. 70, т.2 288 Интересны в этой группе также сравнения, образы которых получают развитие и самостоятельный характер, приобретают самоценность Чувство, что в комнате сразу стало тесно не комната, а клетка, и не только волк в ней - я с ним! 70, т.4 34 - Как пойманную птицу - сердце Несу к тебе, с одной тревогой Как бы не отняли мальчишки, Как бы не выбилась сама. 70, т.1 501 Такие сравнения во многом символичны и включают в себя очень большой подтекст.

В прозе М.И.Цветаевой особенно распространены сравнения, образ которых еще не получает абсолютной самостоятельности в тексте, но развивается, расширяя образность описания, например горят - точно от пламени вьются косы, две черных косы, одна на спине, другая на груди, точно одну костром отбросило. 70, т.4 298 Среди сравнений этой группы особенно ярко выделяются такие, в которых варьируется образ.

Он как бы двоится, и этим подчеркивается семантическая синонимия образов в их определении предмета, например по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что - мой, Как госпиталь или казарма. 70, т.2 315 - зубы, белей всех сахаров и мраморов 70, т.5 157 В подобных случаях наблюдается такое явление, которое можно назвать сравнение в сравнении Стихи растут как звезды и как розы - от церкви расходились две совершенно одинаковых дороги, как две руки, как два крыла 70, т.5 153 Здесь распускающийся цветок уподобляется разгорающейся звезде, и наоборот, а руки сравниваются с крыльями так же, как и крылья можно сравнить с руками.

Другая функция приема варьирования образа - показ предмета с разных сторон, выделение различных аспектов его видения поэтом Иногда Христос пел, а богородица подпевала, и нас совершенно не удивляло, что поет она больше мужским, а он - скорее женским, тонким, потому, что она была темная и крепкая, а он - светлый и слабый, и получалось, что каждый поет именно своим голосом, себе в масть и в мощь как комар, например, и шмель. 70, т.5 94 - Я помню первый день, младенческое зверство, Истомы и глотка божественную муть, Всю беззаботность рук, всю бессердечность сердца, Что камнем падало - и ястребом - на грудь. 70, т.1 372 В иных случаях второй образ в сравнении как бы уточняет первый Игра состояла в том, чтобы сбыть другому с рук пикового валета Шварцего Петера, как в старину соседу - горячку, а еще и нынче - насморк передать наградив, избавиться. 70, т.5 40 - И все глядит - внимательно - как даме, Как женщине - в широкие глаза. 70, т.1 373 Автор как бы подыскивает здесь более точное слово.

Сама поэтесса говорила Я вещь окончательно понимаю только через слово собственное. Слово для поэта совершенно самостоятельная единица ценности. Ища слова, поэт ищет смысла. 70, т.5 283 . В лирике М.И.Цветаевой в некоторых случаях двойник образа располагается непосредственно перед сравнением, выносится за его рамки Так, опустив глубокую завесу, Закрыв глаза, как занавес над пьесой 70, т.2 303 Это делает образы ритмичными, придает им зримость и глубокую значимость.

Нередко образ сравнения не просто удваивается, но и утраивается Сижу, буквально залитая восторгом из его глаз, одетая им, как плащом, как лучом, как дождем, вся, 70, т.4 227 - Удар, доходящий - как женское пенье, Как конское ржанье, Как страстное пенье сквозь косное зданье Удар - доходящий. 70, т.2 326 В последнем примере наблюдается сопряжение сразу нескольких приемов усиления выразительности сравнения варьирование образов, их распространенность и повтор признака. Повторы образа и признака в структуре цветаевских сравнений также встречаются нередко.

Например Двух - жарче меха! рук - жарче пуха! Круг - вкруг головы. 70, т.2 364 - А сумрак крадется как тать, Как черная тать роковая.

Функциональная значимость этих повторов будет рассмотрена в следующей главе.

В прозе сразу несколько образов сравнения нередко используются автором для более точного разъяснения признака сравнения, например Над Петербургом стояла вьюга.

Именно - стояла как кружащийся волчок - или кружащийся ребенок - или пожар. 70, т.4 281 Но нередко в прозаических сравнениях дается и более подробное разъяснение самого образа, своеобразная защита его точности и емкости и опровержение его случайности Они жили - как стая белогоговых птиц, белоголовых из-за платков, птиц- из-за вечной присказки няни, ведшей мимо А вот и ихнее гнездо хлыстовское . 70, т.5 92 В данном сравнении в подробном и развернутом изложении дается не только расшифровка, но и мотивы возникновения образа сравнения и его происхождение.

Среди лирических сравнений, содержащих три ипостаси образа, хочется выделить следующее Водопадами занавеса, как пеной - Хвоей - пламенем - прошумя. 70, т.2 204 Перед нами цепочка зримых динамических образов. Если выстроить их во времени, они предстают цепью непрерывных преображений волнуясь, белый занавес собрался в вертикальные складки и стал водопадом, шумные струи падающей воды вспенились снизу вверх, пена налилась зеленым цветом, сгустилась в хвойные ветви и вдруг - зелень чуть шелестевшей хвои резко перекинулась в красноту пламени.

Признак сравнения специально дается в конце фразы, чтобы притягивать звуковые ассоциации тихим шелестом пены дать меру шума занавеса-водопада, уточнить этот звуковой образ сравнением с шорохом хвои, потрескиванием огня. Особенность этого сравнения в том, что три различных образа характеризуют предмет и по цвету зрительно, и по звуку.

Иногда такой прием удвоения или утроения образа сравнения становится структурным компонентом всего стихотворения Это просто, как кровь и пот Царь - народу, царю - народ Царь с небес на престол взведен Это чисто, как снег и сон. Царь опять на престол взойдет - Это свято, как кровь и пот. 70, т.1 397 Часто целое стихотворение строится на веренице сменяющих друг друга образов сравнения, что придает ему особую динамичность и стремительность Любовь - еще старей Стара, как хвощ, стара, как змей, Старей ливонских янтарей, Всех привиденских кораблей Старей камней, старей - морей 70, т.2 336 Этот прием используется М.И.Цветаевой и в прозе, когда описание предмета строится на ассоциативно сменяющих друг друга образах сравнения, например И еще - сама фигура рояля, в детстве мнившаяся мне окаменелым звериным чудовищем, гиппопотамом, помнится, не из-за вида я их никогда не видала а из-за звука, гиппопо само тулово, а хвост - там. А потом, с переводом вещей на человеческое - пожилой мужской фигурой тридцатых годов тучный, но изящный, несмотря на громоздкость - грация, тот опытный, немолодой, непременно - фрачный танцор, которого девушки, только взглянув, предпочитают самому воздушному и военному.

А еще лучше - дирижер! ярко-черный, плавный, без лица, потому что всегда спиной и полный чар. Поставь рояль дыбом, и будет дирижер! И, оставив и танцора, и дирижера ведь рояль только вблизи неповоротлив на вес - непомерен.

Но отойди в глубину, положи между ним и собой все необходимое для звучания пространство, дай ему, как всякой большой вещи, место стать собой, и рояль выйдет не менее изящным, чем стрекоза в полете. 70, т.5 29 У М.И.Цветаевой встречаются также и различные вариации признака сравнения С этой открыткой я жила - как та же девушка с любимым - тайно, опасно, запретно, блаженно. 70, т.5 87 - Блещут, плещут, хлещут раны - кумачом. 70, т.1 571 Но чаще, особенно в лирике, встречаются такие сравнения, в которых сменяются пары признаков и образов, ведь именно они составляют образную основу сравнений Был замок розовый, как зимняя заря, Как мир - большой, как ветер - древний. 70, т.1 134 - Ничего, ничего, кроме самой мертвой, холодной как лед и белой как снег скуки, я за все мое младенчество в церкви не ощутила. 70, т.5 48 - Процветай, народ Твердый, как скрижаль, Жаркий, как гранат, Чистый, как хрусталь. 70, т.2 362 В лирике М.И.Цветаевой компоненты сравнения порой своеобразно словесно обыгрываются в стихотворении Женщина, в тайнах, как в шалях, ширишься, В шалях, как в тайнах, длишься. 70, т.2 240 Взаимообмен предмета и образа, их зеркальность подчинены общей семантике контекста и способствуют созданию атмосферы загадочности, сумеречных шорохов, тайн, недомолвок, пророчеств.

Если принять за образец сравнение, в котором после предмета следует признак, а затем образ, то можно говорить о наличии инверсии в цветаевских сравнениях.

Это инверсия предмета и образа Словно тихий ребенок, обласканный тьмой, С бесконечным томленьем в блуждающем взоре, Ты застыл у окна. 70, т.1 94 - Черт сидел на Валериной кровати голый, в серой коже, как дог, с бело-голубыми, как у дога или остзейского барона, глазами 70, т.5 32 Предмет сравнения, его основа, часто дается только в самом конце, потому что М.И.Цветаева создает образы не отталкиваясь от предмета, а через образы идет к предмету, который, в свою очередь, сам порой становился не менее условным и метафорическим, чем образ сравнения, например Ноты мне - мешали мешали глядеть, вернее не-глядеть на клавиши, сбивали с напева, сбивали с знанья, сбивали с тайны, как с ног сбивают, так - сбивали с рук, 70, т.5 13 Во многих сравнениях наблюдается инверсия образа и признака А месяц, как кинжал турецкий, коварствует в окно дворца. 70, т.1 510 - хвост, львицын, большой, голый, сильный 70, т.5 32 Среди этой группы сравнений также необходимо отметить те, в которых предмет дистанцируется от образа, что наполняет сравнение глубиной и особым волнообразным ритмом назвав предмет, автор вновь возвращается к нему, но уже на новом витке, через образ сравнения Море синеет вдали, как огромный сапфир. 70, т.1 79 - Много времени спустя мама застала ее за странным занятием она собирала на коленях пыль по углам и нежно целовала.

На вопрос Да что с тобой? сквозь внезапные и-и-и с трудом можно было понять Как тужурка тоже серая! 70, т.5 99 2. Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует признак.

Вторая группа представляет собой сравнения, в которых опущен признак, на основе которого сопоставляются предметы, например Панели - как серебро. 70, т.1 241 Предмет панели в этом сравнении известен, образ тоже серебро, а признак пропущен.

В значительной части сравнений этой группы признак восстанавливается по смыслу, если это сравнение традиционно для русского языка и образ, заключенный в нем, в сознании воспринимающего уже несет в себе определенную семантическую нагрузку.

Например, ночь ассоциируется с черным цветом, снег - с белым, лед - с холодом, и эти ассоциации находят свое отражение в лирических сравнениях Я помню точно рокот грома И две руки свои, как лед. 70, т.1 205 - Друг другу вняли - без обета Мундир как снег и черный плащ. 70, т.1 30 - Кормилица с дородным петухом В переднике - как ночь ее повойник Докладывает. 70, т.1 265 Среди прозаических сравнений также употребляются уже устоявшиеся, несколько привычные и не требующие дополнительной расшифровки, например Дом в течение целых трех недель всеми своими обитателями спал как заколдованный. 70, т.5 194 - поломавшись перед дверью, как деревенские перед угощением, 70, т.5 32 Другие сравнения не столь традиционны, но в них также легко угадывается признак Волосы мои сейчас как шлем. 70, т.1 314 - имеется ввиду прическа, то, как они уложены Та молча перекатывает на желтом лице черные бусы-глаза 70, т.4 202 - описывается форма глаз круглые и другие качества блестящие, маленькие Глаза - щели, 70, т.4 147 - Лицо - луна, 70, т.4 133 -данные сравнения характеризуют предмет описания по форме Меж великанов-соседей, как гномик Он удивлялся всему. 70, т.1 145 - здесь на признак, характеризующий величину маленький указывает уменьшительный суффикс -ик- гномик Что видят они Пальто на юношеской фигуре.

Никто не узнал, никто, Что полы его, как буря. 70, т.1 236 Это сравнение нетрадиционно и необычно, но, несмотря на это, признак здесь определяется по семантике образа, рисующего динамичную картину движения, ветра, развевания. В этой группе есть и сравнения, в которых признак не только не подразумевается, а просто не нужен Только речи и руки За трепетом уст и рук Есть великая тайна, молчанье на ней как перст. 70, т.2 173 Зримое восприятие вполне определенного жеста заменяет здесь какие бы то ни было пояснения.

Но гораздо интереснее в этой группе такие сравнения, в интерпретации которых возможны несколько трактовок Путь комет- Поэтов путь. 70, т.2 184 Здесь имеется в виду и быстрота, и яркость, и всеми замеченность, и романтичность, и в какой-то мере обреченность.

В сравнении Весь - как струна! 70, т.1 519 характеризуется не только внешний вид человека высота, стройность, прямота, но и его состояние напряженность, нервозность, способность отреагировать на малейшее прикосновение.

Сопоставляя время суток с людьми определенной категории в сравнении Ночь как воры 70, т.2 224 , поэтесса очень оригинально подчеркивает основные качества этого времени суток осторожность воров не слышно в тишине, ее черноту, темноту воров не видно в темноте, ее вероломство, таинственность, обман.

Сравнение Нет точно лед треснул. 70, т.5 138 характеризует не только звук голоса, его отрывистость, резкость, но и впечатление, которое производит на слушателя смысл фразы, ее содержание одно такое слово может разрушить все безвозвратно.

Третья ассоциация, заложенная в подтексте сравнения - интонация голоса с льдом ассоциируется холодность, равнодушие.

Сравнение Одел меня по губы Сон - бархатная шуба. 70, т.1 417 показывает, что сон, так же как и шуба, может быть желанен, мягок, глубок, приятен, тепл утопая в бархатной шубе хочется мечтать о прекрасном, а во сне - видеть прекрасные сны В некоторых сравнениях различные трактовки могут не гармонировать друг с другом и даже друг другу противоречить Так, посредине шпал, Где даль шлагбаумом выросла, 70, т.2 160 Здесь даль такая же далекая длинная, как шлагбаум. Но в то же время шлагбаум преграждает дорогу, а даль - устремляется вперед без преград.

А там, далеко впереди, она становится горизонтом и горизонтальной чертой перечеркивает дорогу, как шлагбаум.

Теперь остановимся на сравнениях, отсутствие признака в которых компенсируется дополнительным распространением образа Для них любовь - минутный луч в тумане 70, т.1 97 Определение минутный указывает на кратковременность этого чувства. В ушах - туман, и в двух шагах - туман И солнце над Москвой - как глаз кровавый. 70, т.1 558 Определение кровавый подчеркивает особенность цвета описываемого предмета.

Как раскатившиеся жемчужины, японский щебет 70, т.4 8 Определение раскатившиеся характеризует звуки речи, сходные со звуками падающих жемчужин.

Стук. В ставню - куст, мерзлой веткой, как мерзлым пальцем. 70, т.5 139 Здесь с помощью повтора определения мерзлый передается характер звука - его звонкость.

Признак может восполняться не только распространением, но и осложнением образа Распахнутые глаза у Мандельштама - звезды, с завитками ресниц, доходящими до бровей. 70, т.4 144 - Ты рыцарь, ты смелый, твой голос ручей, С утеса стремящийся вниз 70, т.1 33 В прозе употребляются сравнения, для пояснения признака которых используются аффиксы самого слова, которое заключает в себе образ сравнения Что за Белый такой разорялась она, вся трясясь бриллиантами, крючковатым носом и непрестанно моргающими желтыми глазами. 70, т.4 222 В данном случае суффикс -оват- указывает на неполноту отсутствующего признака, то есть на приблизительность сходства, устанавливаемого сравнением.

В лирических сравнениях М.И.Цветаевой отсутствующий признак может заменяться и дополнительным предложением Я Эва, как ветер, а ветер - ничей 70, т.1 33 Есть также сравнения, в которых распространены и предмет, и образ Как слабый луч сквозь черный морок адов - Так голос твой под рокот рвущихся снарядов 70, т.1 293 В этой группе необходимо отметить также сравнения, в которых присутствуют сразу несколько образов, причем в прозе встречаются такие структуры сравнений, в которых несколько различных образов соединены в одном слове Та прямая линия непреклонности, живущая у меня в хребте живая линия твоей дого-бабье-фараоновой посадки. 70, т.5 54 - Камнем с небес, Ломом По голове Нет, по эфес Шпагою в грудь - Радость! 70, т.2 212 Автор как бы подыскивает нужное слово, более точное для обрисовки данной ситуации.

Перед нами проходит сам процесс поэтического творчества, процесс создания стихотворения на глазах у читателя.

Несомненно, что такая структура сравнения облегчает его трактовку при отсутствии определяющего признака.

А сравнение с несколькими предметами, наоборот, усложняет образ в лирике Ударят в колокол - крещусь. Посадят голодом - пощусь. Душа и волосы - как шелк. Дороже жизни - добрый толк. 70, т.1 405 Здесь образ сравнения шелк приобретает многозначность благодаря семантике сравниваемых предметов. По отношению к волосам сравнение с шелком определяет такие их качества, как блеск, гладкость, шелковистость и др. Но когда с шелком поэтесса сравнивает душу, то говорит при этом прежде всего о ее послушности, податливости, смиренности, тихости, благонравности.

Такое усложнение сравнения в лирике может становится структурной особенностью стихотворения В пещеру без света, в трущобу без следу, В листве бы, в плюще бы, в плюще - как в плаще бы Ни белого хлеба, ни черного хлеба В росе бы, в листве бы, в листве - как - в родстве бы 70, т.2 339 В прозе М.И.Цветаевой сравнения неполной структуры часто начинают взаимодействовать друг с другом в контексте.

Например, сопоставление одного сравнения с другим при сравнительном описании внешности героев Что лучше рачьи, лягушачьи, огромные, немигающие глаза фрейлейн Паулы или болонкины, из-под болонкиных же кудельков, непрерывно мигающие красновато-голубые Фрейлейн Энни? 70, т.5 144 Для такого приема характерно употребление сравнений одинаковой структуры с образами одного семантического ряда. 3. Неполные сравнения, в структуре которых отсутствует предмет. Третью группу составляют сравнения, в структуре которых имеются признак и образ, а предмет опущен Ростком серебряным Рванулся ввысь. 70, т.2 30 - И, чтобы все сказать честные, как речная вода. 70, т.5 181 Как правило, это безличные конструкции И вот - теперь - дрожа от жалости и жара, Одно завыть, как волк, одно к ногам припасть. 70, т.2 380 - надышать, как на оконное стекло, 70, т.5 28 Но частотны в этой группе сравнений и определенно-личные конструкции с глаголами в первом лице множественного числа настоящего времени Сидим, зачарованные - немного как птицы - неотступным взглядом А.А 70, т.5 122 - Пышно и бесстрастно вянут Розы нашего румянца Лишь камзол теснее стянут.

Голодаем как испанцы, 70, т.1 143 С глаголом в первом лице единственного числа настоящего времени А все же с пути сбиваюсь Особо - весной! А все же по людям маюсь, Как пес под луной, 70, т.1 525 - выхожу гладкая, как мышь. 70, т.4 78 И определенно-личные конструкции с глаголами во втором лице единственного числа После бессонной ночи слабеет тело, Милым становится и не своим ничьим.

В медленных жилах еще занывают стрелы - И улыбаешься людям, как серафим. 70, т.1 282 В прозе частотны конструкции с глаголом в единственном числе в прошедшем времени Мать точно заживо похоронила себя внутри нас - на вечную жизнь. 70, т.5 14 и конструкции с глаголом в будущем времени белые, при нажиме, явно веселые, а черные - сразу грустные, верно - грустные, настолько верно, что, если нажму - точно себе на глаза нажму, сразу выжму из глаз - слезы. 70, т.5 15 Образ прозаических сравнений неполной структуры может быть оформлен и в виде обособленного распространенного деепричастного оборота Рояль у самого окна, точно безнадежно пытаясь в него всем своим слоновым неповоротом - выйти, 70, т.5 19 В эту группу отнесены и такие конструкции, предмет которых, несмотря на то, что отсутствует в самой структуре сравнения, употребляется в контексте, чаще в препозиции Глаза сообщничества, от которого вы тщетно отбиваетесь.

Если вы их прочли, вы еще более пропали, чем если вы им поверили.

И, странная вещь, именно их, у интеллигенции слывущих честными, простолюдин неизменно назовет бесстыжими.

Слово, которого, кстати, вы никогда не услышите о черных, нет, только о светлых, а из светлых - только о голубых И чтобы все сказать честные, как речная вода. 70, т.5 181 - Две руки - ласкать - разглаживать Нежные головки пышные Две руки - и вот одна из них За ночь оказалась лишняя. Светлая - на шейке тоненькой - Одуванчик на стебле! 70, т.1 518 Такой прием не только не обедняет сравнение, но и выделяет его на фоне контекста, позволяет сравнению достичь некоторой самостоятельности образа, яркого и свежего.

Признак в данном примере удваивается Светлая - на шейке тоненькой и от этого сравнение становится еще более выразительным. В эту группу сравнений входят и такие, предмет которых вообще не называется он дается в названии стихотворения. Например, сравнение из стихотворения Педаль Лязгает! Как зной из фальши Клавишей, разбитых в гуд 70, т.2 191 Сравнение из стихотворения Земное имя Так, с каждым мигом все неповторимей К горлу - ремнем. 70, т.1 548 4. Неполные сравнения, в структуре которых присутствует только образ.

Сравнения, в структуре которых присутствует только образ встречаются исключительно в лирических произведениях М.И.Цветаевой, так как в поэзии именно образы служат для выражения чувств и эмоций лирической героини и потому становятся самодостаточными и независимыми Возмездие за то, что злейшим судьям Была - как снег. 70, т.1 534 Предмет и признак здесь подразумеваются, и это углубляет и расширяет смысл сравнения, так как читатель неизбежно начинает размышлять над тем, что хотел сказать автор, по-своему трактовать это сравнение.

Даже при анализе данного примера могут возникнуть несколько вариантов трактовки признака сравнения - чиста, как снег, то есть невиновна - бела, как снег, а следовательно противопоставлена злейшим судьям и всему миру, как белое и черное - холодна как снег, то есть равнодушна к какому-либо суду над собой, как писала сама М.Цветаева Право суда над поэтом никому не дано. Единственный суд над поэтом - само-суд . 70, т.5 373 . Здесь есть и такие сравнения, как и в предыдущей группе, в которых предмет дан в названии стихотворения.

Например, стихотворение Жар- птица Как зарница! На хвосте Золотые блестки. 70, т.1 118 Предмет и признак могут быть даны в контексте Точно нору во мне прорыли До основ, где смоль Я любовь узнаю по жиле Всего тела вдоль Стонущей. 70, т.2 246 У М.Цветаевой есть стихотворения, полностью состоящие из таких сравнений.

Например, стихотворение Отрок Пустоты отроческих глаз! Провалы В лазурь! Как ни черны - лазурь! Игралища для битвы небывалой, Дарохранительницы бурь. Книгохранилища пустот! Провалы отроческих глаз Пролеты! Душ раскаленных - водопой -Оазисы Чтоб всяк хлебнул и отпил, И захлебнулся пустотой 70, т.2 51 Здесь можно наблюдать нагнетание сравнений, они дополняют друг друга, перебивая, торопясь высказать, выразить все ассоциативные образы, возникающие в сознании автора.

Стихотворение производит впечатление стихийной, захлебывающейся речи и от этого очень эмоциональной. Также необходимо отметить сравнения, самостоятельно заполняющие все стихотворение, предмет которых дается заключительным аккордом в финальной строке. Например Два зарева нет, зеркала! Нет, два недуга! Два серафических жерла , Два черных круга Обугленных Пламень и мрак! Две черных ямы Бессонные мальчишки - так - В больницах Мама! Над каменностию простынь - Две черных славы.

Встают - два солнца, два жерла Нет, два алмаза Подземной бездны зеркала Два смертных глаза. 70, т.2 33 Здесь образы сравнения следуют друг за другом по нарастающей, становясь с каждым разом все фантастичнее, ярче, усиливая напряженную эмоциональность и порывистость речи поэтессы, как бы захлебывающейся от избытка чувств - и в конце вдруг обособленно, четко и спокойно называется сам предмет сравнения, на котором и сосредотачивается вся важность сказанного.

Самую суть и особенности сравнений этой группы собственно почему она и была выделена для отдельного рассмотрения составляют такие сравнения, в которых предмет и признак не только не подразумеваются, но и не нужны вовсе. Эти неполные сравнения существуют в тексте как совершенно самостоятельные и независимые образы, направленные на более яркое и адекватное выражение авторской мысли Ты пишешь перстом на песке, А я подошла и читаю, Уже седина на виске.

Моя голова - золотая. Как будто в песчаный сугроб Глаза мне зарыли живые. Так дети смеющийся лоб Над Библией клонят впервые. 70, т.1 520 Здесь даны два сравнения, идущие друг за другом и рисующие последовательно сменяющиеся картины. Первое сравнение Как будто в песчаный сугроб глаза мне закрыли живые указывает и на цвет волос лирической героини, и на слезы, появившиеся в ее глазах при взгляде на пишущего и раздумьях о себе и своей судьбе. Второе сравнение обращает нас опять к герою к тому, кто пишет и характеризует его самого как человека чистого, неискушенного, с открытой душой Так дети сияющий лоб над Библией клонят впервые. А в следующем примере сравнения через воплощенные в них образы раскрывают тоску и муку неразделенной любви Ипполит! Ипполит! Болит! Опаляет В жару ланиты Что за ужас жестокий скрыт В этом имени Ипполита! Точно длительная волна О гранитное побережье.

Ипполитом опалена! Ипполитом клянусь и брежу! Это слепень в раскрытый плач Раны плещущей Слепень злится Это - красною раной вскачь Запаленная кобылица! 70, т.2 172 Образ волны возникает здесь для описания того, как лирическая героиня вновь и вновь с неотвратимой неизбежностью, с постоянством морских волн обращается к любимому и сердцем и мыслями.

И все время натыкается на непонимание, презрение и осуждение, как волна на холод и камень гранитных стен. Второе сравнение являет нам образ слепня, жалящего в открытую рану - оно дает всю меру боли и муки, которую испытывает при этом героиня.

Образы волны, слепня и запаленной кобылицы органично вплетаются в ткань произведения и достигают такой силы и самостоятельности, что продолжают жить и за пределами сравнения Слепень злится. Результаты наших наблюдений показывают, что большинство сравнений М.И.Цветаевой - полные, то есть имеют в своей структуре все три компонента предмет, признак и образ. Но употребление таких сравнений не стандартизировано. М.И.Цветаева освежает их форму варьированием признака или образа, выполняющим различные функции, которые зависят от контекста и задачи автора.

Часто целые стихотворения и куски текста строятся на веренице сменяющих друг друга образов сравнения, что придает им динамичность и стремительность. Также в структуре сравнений, встречающихся у М.И.Цветаевой, можно отметить различные типы инверсий. Характерной особенностью многих сравнений является предельная дистанцированность предмета от образа, что придает сравнению ритмичность и глубину. Обладают интересными особенностями и сравнения неполные.

Отсутствие признака позволяет читателю по-разному трактовать многие сравнения, как бы соучаствовать в процессе создания художественного образа. Эта особенность сравнений позволяет воспринимать их творчески, они как бы пропускаются сквозь душу читателя и вбирают из нее что-то свое. Здесь подтверждается такая мысль М.И.Цветаевой А что есть чтение как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределом слов Чтение - прежде всего - сотворчество. 70,т.5 280 . Но все-таки для более адекватного понимания авторской мысли в сравнениях, в которых опушен признак, поэтессой как бы расставлены своеобразные знаки, меты, подсказывающие верный путь трактовки.

Это может быть как дополнительное осложнение элементов структуры сравнения, так и своеобразие контекста. В прозе нередко приводится подробное разъяснение отсутствующего компонента сравнения. Подобный прием используется и при сравнениях полных, например Памятник Пушкина был совсем черный, как собака, еще черней собаки, потому что у самой черной из них всегда под глазами что-то желтое или под шеей что-то белое. 70, т.5 61 Особенностью прозаических сравнений является и их взаимодействие друг с другом в тексте они либо просто сменяют друг друга, уточняя и углубляя образ, либо сопоставляются друг с другом, либо одно финальное сравнение подытоживает и обобщает несколько предшествовавших ему сравнений.

Сравнения, в структуре которых отсутствует предмет, как правило тесно привязаны к контексту, так как именно в нем прячется отсутствующий компонент структуры.

Но он может быть и в заглавии произведения. Своеобразное использование сравнений в лирике - это сравнения, состоящие из одного образа. Хотя они и малочисленны, но представляют наибольший интерес. Они приобретают в тексте статус самостоятельных, независимых образов и становятся необходимым компонентом в образной системе стихотворения. Глава 4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Сравнения в поэзии и прозе М.И.Цветаевой

Сравнение - один из способов осмысления действительности, одна из форм художественного мышления. Без сравнений не может обойтись ни один язык, а особенно ярко, выразительно и… Сравнения рассматриваются исследователями на материале разных языков, творчества разных поэтов и писателей, с разных…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структурные особенности сравнений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Семантические особенности сравнений
Семантические особенности сравнений. Сравнение - это фигура речи, состоящая в уподоблении одного предмета другому, у которого предполагается наличие признака, общего с первым. 1 430 Анализ различны

Особенности построения сравнений
Особенности построения сравнений. Язык располагает большими возможностями выразить идею сравнения. В творчестве М.И.Цветаевой можно выделить различные грамматические и синтаксические способы постро

Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка
Средства усиления экспрессивности сравнений на фонетическом уровне языка. На фонетическом уровне это прежде всего звукопись, что для М.И.Цветаевой принципиально важно. Она писала Словотворче

Словообразовательные средства усиления экспрессивности сравнений
Словообразовательные средства усиления экспрессивности сравнений. Экспрессивность сравнений усиливается и различными словообразовательными средствами. Поэзия М.И.Цветаевой, нередко тр

Способы усиления экспрессивности сравнений и их эмоциональная окрашенность на лексическом уровне
Способы усиления экспрессивности сравнений и их эмоциональная окрашенность на лексическом уровне. Можно рассмотреть способы усиления экспрессивности сравнений и на лексическом уровне.

Сравнения - фразеологизмы в творчестве М.И.Цветаевой
Сравнения - фразеологизмы в творчестве М.И.Цветаевой. Очень интересно и своеобразно поэтесса использует в сравнениях различные фразеологизмы А что говорю - не слушай! Все мелет - бабье! Сама поутру

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги