Тематическая характеристика определяемых слов - нарицательных и собственных имен

Тематическая характеристика определяемых слов - нарицательных и собственных имен. С точки зрения тематической характеристики определяемых слов при несогласованных субстантивных определениях можно выделить две большие группы - имена нарицательные и имена собственные, которые различаются своими морфолого-синтаксическими свойствами.

Так, нарицательное имя существительное в норме может присоединять как необособленное, так и обособленное определение разных типов, тогда как имя собственное тяготеет к присоединению только обособленных определений - в этом его сходство с личным местоимением.

В художественной речи Повести о жизни К.Г. Паустовского широко представлены имена собственные в роли определяемых слов. Это могут быть имена, фамилии, клички людей и животных, иногда сопровождаемые нарицательным именем существительным в роли необособленного одиночного приложения Феоктистов, тетя Дозя, дядя Юзя, старик Бригман и т.д. Широко и разнообразно с тематической точки зрения представлены нарицательные имена существительные.

Сюда входят 1 наименования лиц по половому, возрастному или социальному признаку человек с печальной улыбкой, женщина небесной красоты, старик с редкою бородой и т.д. гимназист младшего класса, начальник почтовой конторы, кардинал в пурпурной сутане, офицеры в белых кителях 2 термины родства сыновья этих обездоленных людей, дочери бедного шарманщика 3 наименование реалий быта книга с переводными картинками, клетка говорящего попугая, икона Божьей матери, могила из белого мрамора 4 детали одежды туфли со стоптанными каблуками, платье с заплатами на локтях, перчатки с застежкой на пуговицах 5 наименование животных, растений и явлений природы роща с непролазным орешником, вода из этих озер, лето со страшными грозами 6 наименование жилищ, учреждений и т.п. лавочка старого букиниста, костел без свечей.

Особую группу составляет абстрактная лексика 1 отглагольная разговор о моем поведении, запах подводного царства, блеск первых листьев 2 отадъективная лексика тишина мирных кладбищ, зелень трав. Иногда в роли определяемого слова выступает сочетание нарицательного имени существительного с одиночным приложением, маркированным дефисом служка-монах карлик-еврей.

Разнообразие тематических групп нарицательных и собственных имен в роли определяемого слова в художественной речи Повести о жизни К.Г. Паустовского свидетельствует о широте охвата действительности и богатстве изобразительно-выразительных средств, используемых автором в работе над словом. 8. Роль несогласованных субстантивных определений в Повести о жизни К.Г. Паустовского Несогласованные субстантивные определения, как обособленные, так и обособленные, в Повести о жизни К.Г. Паустовского подчинены решению общей художественной задачи - дать максимально разнообразное, богатое красками и художественно достоверное описание людей, реалий быта, предметов, явлений природы, событий, т.е. всего, что входит во всеобъемлющее понятие жизнь.

В этом смысле возможности несогласованных субстантивных определений достаточно велики, так как они способны выражать самые разнообразные признаки, свойства и характеристики предметов, передавать тончайшие оттенки смысла и эмоциональной выразительности.

При этом, за счет возможности совмещения атрибутивных, объектных и обстоятельственных значений, возникает эффект семантической глубины и емкости, что очень важно для создания художественного образа.

Особенно важна роль несогласованных определений в создании художественной детали.

В целом в плане изобразительной функции несогласованные определения в художественной речи Повести о жизни характеризуют лицо или предмет в качественном или количественном отношении, по цвету, звуку и запаху, по материалу и веществу, дают конкретизирующую пространственную или временную характеристику и т.д. В плане выразительности они передают эмоционально-экспрессивную характеристику лица или предмета, а также выражают психологическую, нравственную или эстетическую оценку, самые тонкие нюансы отношения автора к изображаемому.

Уточняют характеристику лица или предмета, явления и употребляющиеся в одном контексте с несогласованными определениями приложения, о которых, однако, надо говорить особо.

ГЛАВА ІІ. Анализ приложений в Повести о жизни К.Г. Паустовского 1.