рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") - раздел Литература, Содержание Введение 2 Глава 1. Самоубийство С Лазейкой Образ Ипполита Теренть...

СОДЕРЖАНИЕ Введение 2 Глава 1. Самоубийство с лазейкой Образ Ипполита Терентьева. 1. Образ Ипполита и его место в романе 2. Ипполит Терентьев заблудшая душа 3. Бунт Ипполита 23 Глава 2. Трансформация образа смешного человека от логического самоубийцы до проповедника. 2.1. Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя 32 2.2. Образ смешного человека 3. Тайны сна смешного человека 4. Пробуждение и перерождение смешного человека 46 Заключение 49 Список литературы 55 ВВЕДЕНИЕ. Мир находится в постоянном поиске истины.

После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до того, чтобы человек нашел, сознал и убедился, что высочайшее употребление, которое может сделать человек из своей личности - это уничтожить свое Я, отдать его каждому безраздельно и беззаветно считает Федор Михайлович Достоевский.

Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20. Л 1984. с.172. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л 1972-1990. Далее сноски на это издание даются в тексте в скобках с указанием тома - римскими, страницы - арабскими цифрами. Человеку необходимо, прежде всего, чтобы, несмотря на всю бессмысленность мировой жизни, существовало общее условие осмысленности, чтобы последней, высшей и абсолютной ее основой был не слепой случай, не мутный, все на миг выбрасывающий наружу, и опять все поглощающий поток времени, не тьма неведения, а Бог как вечная твердыня, вечная жизнь, абсолютное благо и всеобъемлющий свет разума. Франк С.Л. Смысл жизни.

Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться человеку, ибо если человек не исполняет закона стремления к идеалу, то ждут его страдания и духовное смятение.

Достоевский, безусловно, человек интеллигентного склада, и он, несомненно, человек, пораженный вселенской несправедливостью. О царящей в мире несправедливости он и сам заявлял неоднократно с мучительной болью, и именно это чувство составляет основу постоянных раздумий его героев. Чувство это порождает в душах героев протест, доходящий до бунта против Творца тем отмечены Раскольников, Ипполит Терентьев, Иван Карамазов.

Чувство несправедливости и бессилие перед нею калечат сознание и психику героев, превращают их порой в издерганных, кривляющихся неврастеников. Для человека разумного, думающего тем более, для русского интеллигента, склонного к рефлексии несправедливость всегда бессмыслица, неразумие. Достоевский и его герои, пораженные бедствиями мира, ищут разумного основания жизни. Обретение веры - не одномоментный акт, это - путь, у каждого свой, но всегда осознанный и безгранично искренний.

Полным горя и сомнений был и путь самого Достоевского, человека, пережившего ужас смертной казни, попавшего с вершины интеллектуальной жизни в болото каторги, оказавшегося среди воров и убийц. И в этой темноте - светлый образ Его, воплощенный в Новом Завете, единственное прибежище для оказавшихся, как Достоевский, на грани жизни и смерти с одной мыслью - выжить и сохранить душу живой. Не счесть гениальных прозрений Достоевского. Он увидел ужас жизни, но также и то, что есть выход в Боге. Он никогда не говорил о брошенности людей.

При всей их униженности и оскорбленности есть для них выход в вере, покаянии, смирении и прощении друг друга. Самое большое достоинство Достоевского в том, что он удивительно ясно показал, что если Бога нет, то и человека нет. С одной стороны, Достоевский предсказывает, что будет в последние времена. Жизнь без Бога - полный распад. А с другой стороны, он так ярко описывает грех, так живописует его, как бы вовлекая читателя в него. Он делает порок не лишенным размаха, очарования.

Любовь русского человека к заглядыванию в бездну, о которой так вдохновенно говорит Федор Михайлович Достоевский, обернулась для человека падением в эту бездну. Камю, Жид называли Достоевского своим учителем потому, что им нравилось рассматривать, до какой глубины падения может дойти человек. Герои Достоевского вступают в опасную игру, ставя вопрос Могу ли я или нет переступить черту, которая отделяет человека от бесов Камю через это переступает ни жизни нет, ни смерти нет, ничего нет, если Бога нет. Шаргунов А. Ответы протоиерея.

Русский дом. 2, 2002г с.52. Экзистенциалисты - все поклонники Достоевского без Бога. Достоевский как-то писал, что если Бога нет, то все дозволено. Это - исходный пункт экзистенциализма позднелат. существование. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни во вне. Прежде всего, у него нет оправданий.

Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз и навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода. С другой стороны, если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой - в светлом царстве ценностей - у нас не имеется ни оправданий, ни извинений.

Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает. Сартр Ж.П. Бытие и ничто Опыт феноменологической онтологии. М Республика, 2000г. С.315. Таким образом, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. В связи с этим в мировой философской мысли выделились два основных направления экзистенциализма - христианский и атеистический - объединяет их лишь одно убеждение в том, что существование предшествует сущности. Оставим за рамками исследования проблемы, интересующие экзистенциалистов-атеистов, а обратим внимание на направление христианское, к коему русской философии относятся труды Бердяева, Розанова, Соловьева, Шестова.

См. Соловьев Вл. Три речи в память Достоевского , Розанов В. Размолвка между Соловьевым и Достоевским , Шестов Л. Перерождение убеждений , Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. В центре русского религиозного экзистенциализма стоит проблема человеческой свободы.

Через понятие трансцендирования - выход за пределы - отечественные философы приходят к трансцендированию религиозному, которое, в свою очередь, выводит их на убеждение, что истинная свобода - в Боге, а сам Бог и есть выход за пределы. Новая философская энциклопедия в 4-х т. М Мысль, 2001г. Т.4. С.420-421. Неизбежным для русских экзистенциалистов было обращение к наследию Достоевского.

Как философское течение экзистенциализм возник в начале ХХ века в России, Германии, Франции и ряде других стран Европы. Основным вопросом, которым задавались философы, стал вопрос о свободе существования человека - один из основных для Достоевского. Он предвосхитил ряд идей экзистенциализма, в числе которых и индивидуальные честь и достоинство человека, и его свобода - как самое главное, что есть на земле. Духовный опыт, необыкновенная способность Достоевского проникать в сокровенное человека и природы, знание о том, чего никогда еще не было сделали творчество писателя поистине неисчерпаемым источником, питавшим русскую философскую мысль конца XIX-начала ХХ века. Творчество экзистенциалистов несет в себе трагический надлом.

Если свобода для человека дороже всего на свете, если в ней его последняя суть, то она же оказывается бременем, снести которое очень трудно. Свобода, оставляя человека наедине с самим собой, раскрывает в душе его лишь хаос, обнажает самые темные и низшие ее движения, то есть превращает человека в раба страстей, приносит одни лишь только мучительные страдания.

Свобода привела человека на путь зла. Зло стало ее испытанием. Но Достоевский в своих произведениях преодолевает это зло силою любви, из него исходившей, разгонял потоками психического света всякую тьму, и как в знаменитых словах о солнце, восходящем над злыми и добрыми - он тоже разламывал перегородки добра и зла и снова чувствовал природу и мир невинными, даже в самом зле их Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым Наше наследие, 1991г. 6. С.70 Свобода открывает простор для демонизма в человеке, но она же может возвысить и ангельское начало в нем. В движениях свободы присутствует диалектика зла, но есть в них и диалектика добра.

Не в этом ли заключается смысл той потребности в страдании, через которую часто через грех приходит в движение эта диалектика добра? Достоевского интересуют и им вскрываются не только грех, порочность, эгоизм и демоническая стихия в человеке вообще, но не менее глубоко отражаются движения правды и добра в человеческой душе, ангельское начало в нем. Всю жизнь Достоевский не отходил от этого христианского натурализма и веры в скрытое, не явное, но подлинное совершенство человеческой натуры.

Все сомнения Достоевского в человеке, все обнажения хаоса в нем, нейтрализуются у писателя убеждением, что таится в человеке великая сила, спасающая его и мир горе лишь в том, что человечество не умеет использовать эту силу. Напрашивается своего рода вывод, что поистине не столько Бог мучил и испытывал человека, сколько мучил и испытывал Бога сам человек в его реальности и в его глубине, в его роковых преступлениях, в его светлых поступках и добрых деяниях.

Целью данной работы является попытка выделить сквозные темы позднего творчества Федора Михайловича Достоевского темы свободы, существования, смерти и бессмертия человека и определить их значение в интерпретации Достоевского для русских философов-экзистенциалистов Соловьева, Розанова, Бердяева, Шестова.

ГЛАВА 1.

Самоубийство с лазейкой Образ Ипполита Терентьева

Самоубийство с лазейкой Образ Ипполита Терентьева . 1.1.

Образ Ипполита и его место в романе

Русская литература, 1972г. В нем он ищет сострадание, но тут же мстит за свою слабость. Он сознает свои силы, стремления и не может примириться с бессмысленно... В проникновении в тайное тайных человека он один сравнялся с князем Мы... М 1972г.

Ипполит Терентьев заблудшая душа

Веры в бессмертие для него не существует, он объясняет это в самом нач... Бахтин М.М. 11. С.199 1.3. С.39 И речь идет отнюдь не о боязни загробных, адских мук.

Трансформация образа смешного человека от логического самоубийцы до проповедника

Трансформация образа смешного человека от логического самоубийцы до проповедника . 2.1.

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя

Смешной человек - герой рассматриваемого нами рассказа - положил себе ... 2.2. . Не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля XXI... Он считал необходимым и неотвратимым конец мирового процесса в силу вн...

Тайны сна смешного человека

Тайны сна смешного человека. И сам человек во сне становится другим, раскрывает в себе иные возможн... Существом этим смешной человек был вознесен на ту самую звезду, котору... Ранее, в середине 60-х, Достоевский высказывал предположение, что буду... Сознанию этих счастливых обитателей золотого века свойственно было неп...

Пробуждение и перерождение смешного человека

Пробуждение и перерождение смешного человека. После своего фантастического путешествия смешной человек убежден золот... Любовь становится сверхразумной, поднимаясь до ощущения внутренней свя... В устах другого то же высказывание приобрело бы иной смысл, иной тон и... С.64 Я видел истину не то, что изобрел умом, а видел, видел, и живой о...

Заключение

Заключение. В 1893 году Василий Розанов в статье О Достоевском писал В чем вообще значение гения в истории? Не в другом чем, как в обширности духовного опыта, которым он превосходит других людей, зная то, что порознь рассеяно в тысячах их, что иногда скрывается в самых темных, невысказывающихся характерах знает, наконец, и многое такое, что никогда еще не было пережито человеком, и только им, в необъятно богатой его внутренней жизни, было уже испытано, измерено и оценено Розанов В.В. О Достоевском Наше наследие, 1991г. 6. С.67 На наш взгляд, несомненная заслуга Федора Михайловича Достоевского заключается в том, что он многих привел к пониманию идей христианства.

Достоевский заставляет задуматься о самом главном.

Мыслящий человек не может не ставить вопросы о жизни и смерти, о цели своего пребывания на земле. Достоевский велик потому, что он не боится заглядывать в глубины человеческого существования. До конца старается он проникнуть в проблему зла, которая приобретает все более трагическое значение для человеческого сознания. Проблема эта, по нашему мнению, в истоке разных видов атеизма, и она остается мучительной, пока не откроется умиротворенному человеку благодатно Истина.

Многие великие писатели касались этой темы, и порой более глубоко и ярко, чем философы и даже богословы. Они являлись своего рода пророками. Надо знать глубины зла, чтобы не строить иллюзий в социальном или нравственном плане. И надо знать глубину добра, чтобы противостоять атеизму. Нам остается только согласиться с нашим современником протоиереем Александром, по мнению которого самый великий из наших пророков, самая великая душа, мучившаяся вопросом противостояния добра и зла, был Федор Михайлович Достоевский Шаргунов А. Ответы протоиерея.

Русский дом, 2002г. 2. С.52 Тягостная атмосфера романов Достоевского не действует на читателя угнетающе, не лишает его надежды. Несмотря на трагический исход судеб главных героев, в Идиоте как и в других произведениях писателя слышна страстная тоска по счастливому будущему человечества. Отрицательная развязка у Достоевского доказала, что безнадежность и цинизм не оправданы - что зло подточено, что выход, хотя и неизвестен пока, но он есть, что нужно во что бы то ни стало его найти - и тогда блеснет луч утренней зари Кирпотин В.Я. Достоевский-художник.

Этюды и исследования. М 1972г. С.192-193 Герой Достоевского практически всегда поставлен в такое положение, что нуждается в шансе на спасение. Для смешного человека таким шансом стал сон, а для Ипполита Терентьева - так и не выстреливший револьвер. Другое дело, что смешной человек воспользовался этим шансом, а Ипполит умер, так и не придя к согласию с миром и, прежде всего, с самим собой.

Безоговорочная вера и христианское смирение - вот ключи к счастью, считал Достоевский. Смешной человек оказался способным вновь обрести утраченные высшие цели и высший смысл жизни. В конце концов, каждый герой Достоевского упирается в безысходность, перед которой он бессилен, как перед глухой Мейеровой стеной, о которой так мистически красноречиво говорит Ипполит. Но для самого Достоевского безысходность, в которой оказывается его герой лишь новый повод для поиска других средств преодоления ее. Не случайно во всех последних романах писателя такую большую роль играют представители молодого поколения - юноши и дети. В Идиоте с этой идеей связан образ Коли Иволгина. Наблюдение над жизнью родителей, других окружающих его людей, дружба с князем Мышкиным, Аглаей, Ипполитом становится для Коли источником духовного обогащения и роста его индивидуальности.

Трагический опыт старшего поколения не проходит для Иволгина-младшего бесследно, заставляет его рано задуматься о выборе своего жизненного пути. Читая Достоевского, роман за романом, будто читаешь единую книгу о едином пути единого человеческого духа с момента его зарождения.

В произведениях великого русского писателя словно запечатлены все взлеты и падения человеческой личности, понятой им как единое целое. Все вопросы духа человеческого выступают во всей своей неотразимости, поскольку личность его единственна и неповторима. Ни одно из произведений Достоевского не живет само по себе, отдельно от других тема Преступления и наказания, например, практически прямо переливается в тему Идиота. В Достоевском мы наблюдаем полную слитность проповедника и художника он проповедует как художник, а творит как проповедник.

См. об этом подробнее Кирпотин В.Я. Достоевский-художник. Этюды и исследования. М 1972г. Всякий гениальный художник тяготеет к изображению закулисных сторон человеческих душ. Достоевский заходил здесь далее, чем кто бы то ни было из великих реалистов, не теряя при этом своего призвания.

Писатель исключительно русской темы, Достоевский ввергает своего героя, русского человека, в бездну проблем, возникающих перед человеком вообще на протяжении всей его истории. На страницах произведений Достоевского оживает в преломлении индивидуального сознания, вся история человечества, человеческой мысли и культуры. В лучших, золотистых своих страницах Достоевский навевал на читателя грезы всемирной гармонии, братства человеков и народов, гармонии жителя земли с этою, обитаемою им землею и небом.

Сон смешного человека, в Дневнике писателя, и некоторые места в романе Подросток дают в Достоевском почувствовать сердце, которое не словесно только, но реально прикоснулось тайне этих гармоний. Наполовину слава Достоевского основывается на этих его золотых страницах, как ее другая половина на знаменитом его психологическом анализе На прямой и краткий вопрос Да за что вы любите так Достоевского, за что Россия так чтит его, всякий скажет кратко и почти не думая Как же, это самый проницательный в России человек, и самый любящий Розанов В.В. Размолвка между Достоевским и Соловьевым Наше наследие, 1991г. 6. С.70 Любовь и мудрость - вот секрет величия Достоевского.

Вероятно, именно в этом, на наш взгляд, главная причина его всемирной, ныне все нарастающей славы. И, безусловно, именно в этом причина интереса к творчеству Достоевского философов различных течений и направлений, основным среди которых, несомненно, является течение экзистенциальное.

В наследии Достоевского присутствуют все основные вопросы, интересовавшие и интересующие философов - и самый главный вопрос о бытии, свободе и существовании человека. Достоевский - самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь - откровение сердца, бытия человеческого, сердца Иисусова. Достоевский открывает новую мистическую науку о человеке. Человек - не периферия бытия, как у многих мистиков и метафизиков, не преходящее явление, а самая глубина бытия, уходящая в недра Божественной жизни Бердяев Н.А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского О Достоевском Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. М 1990г. С.230 отмечает Н.А.Бердяев.

Достоевский антропоцентричен, он поглощен человеком, ничто так не волновало писателя как человек и движения его духа и души. Современный мир, переживший и переживающий величайшие социально-исторические потрясения, так уж устроен, что люди нынешних поколений наделены небывалой склонностью заглядывать в самые дальние, скрытые и темные глубины своей души. И лучшего помощника в этом, чем Достоевский, не отыскать и по сей день. СПИСОК ЛИТРАТУРЫ I 1. Достоевский Ф.М. Идиот. Полное собрание сочинений в 30-ти томах.

Т.8. Л 1972-1984. 2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876г. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.23. Л 1972-1984. 3. Достоевский Ф.М. Сон смешного человека.

Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.25. Л 1972-1984. 4. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1881г. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т.27. Л 1972-1984. II 5. Альтман М.С. Достоевский. По вехам имен. М 1975. 6. Бачинин В.А. Достоевский метафизика преступления. СПб, 2001. 7. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М 1972. 8. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Л 1929. 9. Белопольский В.Н. Динамика реализма. М 1994. 10. Бердяев Н.А. О русской философии.

Свердловск, 1991. 11. Бердяев Н.А. О самоубийстве. М 1998. 12. Бердяев Н. А. Откровения о человеке в творчестве Достоевского О Достоевском Творчество Достоевского в русской мысли. 1881-1931гг. М 1990. 13. Буланов А.М. Святоотеческая традиция понимания сердца в творчестве Ф.М.Достоевского Христианство и русская литература. СПб, 1994. 14. Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М.Достоевский Христианство и русская литература. СПб, 1994. 15. Гроссман Л.П. Достоевский.

М 1965. 16. Гус М.С. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М 1971. 17. Гуревич А.М. Динамика реализма. М 1994. 18. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973. 19. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск, 1978. 20. Захаров В.Н. Синдром Достоевского Север , 1991. 11. 21. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского. Л 1985. 22. Захаров В.Н. Фантастическое как категория поэтики романов Ф. М.Достоевского Преступление и наказание и Идиот Жанр и композиция литературного произведения.

Петрозаводск, 1978. 23. Иванов В. Достоевский и роман-трагедия Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931гг. М 1990. 24. Кашина Н.В. Человек в творчестве Достоевского. М 1986. 25. Касаткина Т. Характерология Достоевского. М 1996. 26. Кирпотин В.Я. Достоевский-художник Этюды и исследования. М 1972. 27. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского Статьи и исследования. М 1983. 28. Кунильский А.Е. Принцип снижения в поэтике Достоевского роман Идиот Жанр и композиция литературного произведения.

Петрозаводск, 1983. 29. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М 1994. 30. Лотман Ю.М. Роман Достоевского и русская легенда Русская литература, 1972, 2 31. Осмоловский О.Н. Достоевский и русский психологический роман. Кишинев, 1981. 32. Переверзев В.Р. Гоголь. Достоевский. Исследования. М 1982. 33. Поспелов Г.Н. Творчество Достоевского. М 1971. 34. Пруцков В.Н. Достоевский и христианский социализм Достоевский. Материалы и исследования. Л 1974. Вып.1. 35 Розанов В.В. О размолвке между Соловьевым и Достоевским Наше наследие, 1991. 6. 36. Розанов В.В. О Достоевском Наше наследие, 1991г. 6. 37. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского.

М 1981. 38. Сартр Ж.П. Бытие и ничто Опыт феноменологической онтологии. М Республика, 2000. 39. Скафтымов А. Тематическая композиция романа Идиот Нравственные искания русских писателей. М 1972. 40. Соловьев В.С. Собрание сочинений в 9-ти т. СПб, Общественная польза, 1999. 41. Сопровский А. Пристанище ветхой свободы Новый мир, 1992, 3. 42. Тюнькин К.И. Романтическая культура и ее отражение в творчестве Достоевского Романтизм в славянских культурах.

М 1973. 43. Франк С.Л. Смысл жизни Вопросы философии, 1990г. 6. 44. Фридлендер Г.М. Достоевский и мировая литература. Л 1985. 45. Фридлендер Г.М. Роман Идиот Творчество Ф.М.Достоевского. М 1959. 46. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М 1964. 47. Шаргунов А. Ответы протоиерея Русский дом, 2002, 2. III 48. Достоевский Эстетика и поэтика.

Словарь-справочник под ред. Г.К.Щенникова. Челябинск, 1997. 49. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.4. М Мысль, 2001.

– Конец работы –

Используемые теги: Экзистенциальные, проблемы, творчестве, Достоевского, Дневник, писателя, Сон, смешного, человека, Идиот0.122

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы. Нравственные качества настоящего человека. Судьба человека. Гуманное отношение к человеку. Милосердие и сострадание
Проблемы... Нравственные качества настоящего... Судьба человека...

Человек и мир человека в творчестве Ф.М.Достоевского
К такому разговору и приглашает нас классическая литература, в которой озабоченность судьбами всего человечества и пристальное исследование души… Признание этого приоритета и обещает настоящую духовную, мировоззренческую… В связи с целью данной работы является - разобраться в - составить общее представление о - выяснить - осветить подход…

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке
Даже такой малозначительный человек, как Лужин, вооружившийся теорией «разумного эгоизма», неожиданно для себя приходит к преступлению — к подлогу.… Пронизывающей, болезненной грустью наполнена сцена в кабаке, когда рядом с… Здесь Раскольниковым вдруг овладевает азарт отчаянного игрока: он начинает опсную «игру с огнем» («А что если я…

Из книги «Проблемы творчества Достоевского»
На сайте allrefs.net читайте: "Из книги «Проблемы творчества Достоевского»4"

Человек – высшая ценность Все во имя человека: ЧЕЛОВЕК КАК САМОЦЕННОСТЬ
Человек мера всех вещей Все для блага человека... Р В Насыров... Человек высшая ценность Все во имя человека...

Образ положительно прекрасного человека в творчестве Ф.М.Достоевского
Известно, что в этом романе писатель хотел показать «положительно прекрасного человека». Известно, что в черновых вариантах у Достоевского есть… Достоевский предвидит колоссальные трудности, когда задумывает свое детище. В чем же заключалась эта трудность? В первую очередь в том, что такого человека надо было ввести в противоположную ему…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблема человека в творчестве В.С. Соловьева
Значение наследия В. С. Соловьева. 1. ВВЕДЕНИЕ. В Кремле 17 января 2001 года глава нашего государства В.В. Путин торжественно принимал служителей… Владимир Сергеевич Соловьев крупнейший русский философ, заложивший основу… Корни феноменализма, экзистенционализма, персонализма в отечественной философии. Труды же В. С. Соловьева, умершего в…

Проблемы человека в конфуцианстве. Человек и природа в Чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим Есть ли…

Проблема человека в конфуцианстве. Человек и природа в чань-буддизме
Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных… Выявить эту черту означает постичь сущность человека. Какое качество можно считать специфическим человеческим? Есть…

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам