рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образ Ипполита и его место в романе

Образ Ипполита и его место в романе - раздел Литература, Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") Образ Ипполита И Его Место В Романе. Замысел Романа Идиот Появился У Федора М...

Образ Ипполита и его место в романе. Замысел романа Идиот появился у Федора Михайловича Достоевского осенью 1867 года и в процессе работы над ним претерпел серьезные изменения. В начале центральный герой - идиот - был задуман как лицо морально уродливое, злое, отталкивающее. Но первоначальная редакция не удовлетворила Достоевского и с конца зимы 1867 года он начинает писать другой роман Достоевский решает воплотить в жизнь свою любимую идею - изобразить вполне прекрасного человека. Как ему это удалось - впервые читатели смогли увидеть в журнале Русский вестник за 1868 год. Интересующий нас более всех прочих действующих лиц романа Ипполит Терентьев входит в группу молодых людей, персонажей романа, которых сам Достоевский в одном из писем охарактеризовал как современных позитивистов из самой крайней молодежи XXI, 2 120 . Среди них боксер Келлер, племянник Лебедева - Докторенко, мнимый сын Павлищева Антип Бурдовский и сам Ипполит Терентьев.

Лебедев, выражая мысль самого Достоевского, говорит о них они не то, чтобы нигилисты Нигилисты все-таки народ иногда сведущий, даже ученый, а эти - дальше пошли-с, потому что прежде всего деловые-с. Это, собственно, некоторые последствия нигилизма, но не прямым путем, а понаслышке и косвенно, и не в статейке какой-нибудь заявляют себя, а уж прямо на деле-с VIII 213 . По мнению Достоевского, не раз высказываемому им в письмах и записках, нигилистические теории шестидесятников, отрицая религию, являвшуюся в глазах писателя единственной прочной основой нравственности, открывают широкий простор для различных шатаний мысли среди молодежи.

Рост преступности и аморальности Достоевский объяснял развитием этих самых революционных нигилистических теорий. Пародийные образы Келлера, Докторенко, Бурдовского противопоставлены образу Ипполита.

Бунт и исповедь Терентьева раскрывают то, что сам Достоевский в идеях молодого поколения склонен был признавать серьезным и заслуживающим внимания.

Ипполит - фигура отнюдь не комичная. Федором Михайловичем Достоевским была возложена на него миссия идейного оппонента князя Мышкина. Кроме самого князя, Ипполит - единственное действующее лицо в романе, которое имеет законченную и цельную философско-этическую систему взглядов систему, которую сам Достоевский не принимает и старается опровергнуть, но к которой относится с полной серьезностью, показывая, что взгляды Ипполита - это ступень духовного развития личности См.об этом Касаткина Т. Характерология Достоевского. М 1996г Как оказывается, в жизни князя был момент, когда он переживал то же, что и Ипполит.

Однако разница в том, что для Мышкина выводы Ипполита стали переходным моментом на пути духовного развития к другому, более высокому с точки зрения Достоевского этапу, в то время как сам Ипполит задержался на ступени мышления, которая лишь обостряет трагические вопросы жизни, не давая на них ответов См.об этом IX 279 . Л.М.Лотман в работе Роман Достоевского и русская легенда указывает, что Ипполит является идейным и психологическим антиподом князя Мышкина.

Юноша яснее других проникает в то, что самая личность князя представляет чудо Лотман Л.М. Роман Достоевского и русская легенда. Русская литература, 1972г. 2. С.35-36. Я с Человеком прощусь говорит Ипполит перед попыткой самоубийства VIII, 348 . Отчаяние перед лицом неизбежной смерти и отсутствие нравственной опоры для преодоления отчаяния заставляет Ипполита искать поддержки у князя Мышкина.

Юноша доверяет князю, он убежден в его правдивости и доброте. В нем он ищет сострадание, но тут же мстит за свою слабость. Не надо мне ваших благодеяний, ни от кого не приму, ни от кого ничего! VIII, 249 . Ипполит и князь - жертвы неразумия и хаоса, причины которых не только в социальной жизни и обществе, но и в самой природе.

Ипполит - неизлечимо болен, обречен на раннюю смерть. Он сознает свои силы, стремления и не может примириться с бессмысленностью, которую видит во всем вокруг. Это трагическая несправедливость вызывает возмущение и протест молодого человека. Природа представляется ему в виде темной и бессмысленной силы во сне, описанном в исповеди, природа является Ипполиту в образе ужасного животного, какого-то чудовища, в котором заключается что-то роковое VIII 340 . Страдания, вызванные социальными условиями, для Ипполита второстепенны по сравнению со страданиями, которые причиняют ему извечные противоречия природы.

Юноше, всецело занятому мыслью о своей неизбежной и бессмысленной гибели, самым страшным проявлением несправедливости представляется неравенство между здоровыми и больными людьми, а отнюдь не между богатыми и бедными. Все люди в его глазах делятся на здоровых счастливые баловни судьбы, которым он мучительно завидует, и больных обиженных и обкраденных жизнью, к которым он относит самого себя. Ипполиту кажется, что если бы он был здоров, уже одно это сделало бы его жизнь полной и счастливой.

О, как я мечтал тогда, как желал, как нарочно желал, чтобы меня, восемнадцатилетнего, едва одетого, выгнали вдруг на улицу и оставили совершенно одного, без квартиры, без работы, без единого знакомого человека в огромнейшем городе, но здорового, и тут-то я бы показал VIII 327 . Выход из таких душевных страданий, по убеждению Достоевского, способна дать только вера, только то христианское всепрощение, которое проповедует Мышкин.

Знаменательно, что и Ипполит, и князь - оба тяжело больны, оба отвергнуты природой. И Ипполит, и Мышкин в изображении писателя исходят из одних и тех же философско-этических посылок. Но из этих одинаковых посылок они делают противоположные выводы Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М Л 1964г. С.256 То, о чем думал и что чувствовал Ипполит, знакомо Мышкину не со стороны, а по собственному опыту. То, что Ипполит выразил в обостренной, сознательной и отчетливой форме, глухо и немо волновало князя в один из прошлых моментов его жизни.

Но, в отличие от Ипполита, он сумел перебороть свои страдания, достичь внутренней ясности и примирения, а помогли ему в этом его вера и христианские идеалы. Князь и Ипполита призывал свернуть с пути индивидуалистического возмущения и протеста на путь кротости и смирения. Пройдите мимо нас и простите нам наше счастье отвечает князь на сомнения Ипполита VIII 433 . Духовно разъединенный с другими людьми и страдающий от этого разъединения, Ипполит может, по убеждению Достоевского, преодолеть это разъединение только простив другим людям их превосходство и смиренно приняв от них такое же христианское прощение.

В Ипполите борются две стихии первая - гордость гордыня, эгоизм, которые не позволяют ему возвыситься над своим горем, стать лучше и жить для других. Достоевский писал, что именно живя для других, окружающих, изливая на них доброту свою и труд сердца своего, вы станете примером XXX, 18 . И вторая стихия - подлинное, личное Я , тоскующее по любви, дружбе и прощению.

И мечтал, что все они вдруг растопырят руки и примут меня в свои объятия и попросят у меня в чем-то прощения, а я у них VIII, 249 . Ипполит мучается своей ординарностью. У него есть сердце, но нет душевных сил. Лебедев понял, что отчаяние и предсмертные проклятия Ипполита прикрывают нежную, любящую душу, ищущую и не находящую взаимности. В проникновении в тайное тайных человека он один сравнялся с князем Мышкиным Кирпотин В.Я. Мир Достоевского.

М 1980г. С.87 Ипполит мучительно ищет поддержки и понимания других людей. Чем сильнее его физические и нравственные страдания, тем нужнее ему люди, способные понять и отнестись к нему по-человечески. Но он не решается признаться себе в том, что его мучает собственное одиночество, что главная причина его страданий - не болезнь, а отсутствие человеческого отношения и внимания со стороны других, окружающих его людей. На страдания, причиняемые ему одиночеством, он смотрит как на позорную слабость, унижающую его, недостойную его как мыслящего человека.

Постоянно ища поддержки у других людей, Ипполит прячет это благородное стремление под лживой маской самоупивающейся гордости и наигранно-циничного отношения к самому себе. Эту гордость Достоевский представлял как главный источник страданий Ипполита. Стоит ему смириться, отказаться от своей гордости, мужественно признаться себе в том, что нуждается в братском общении с другими людьми, уверен Достоевский, и страдания его кончатся сами собой.

Подлинная жизнь личности доступна только диалогическому проникновению в нее, которому она сама ответно и свободно раскрывает себя Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М 1972г. С.69 О том, что образу Ипполита Достоевский придавал большое значение, говорят первоначальные замыслы писателя. В архивных заметках Достоевского мы можем прочитать Ипполит - главная ось всего романа. Он овладевает даже князем, но, в сущности, не замечает, что никогда не сможет овладеть им IX 277 . В первоначальном варианте романа Ипполит и князь Мышкин должны были в будущем решать одни и те же вопросы, связанные с судьбой России.

Причем Ипполит рисовался Достоевскому то сильным, то слабым, то бунтующим, то добровольно смиряющимся. Какой-то комплекс противоречий остался в Ипполите по воле писателя и в окончательном варианте романа. 1.2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образ Ипполита и его место в романе

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ипполит Терентьев заблудшая душа
Ипполит Терентьев заблудшая душа. Потеря веры в вечную жизнь, по мысли Достоевского, чревата оправданием не только любых безнравственных поступков, но и отрицанием самого смысла существования.

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя
Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя. Впервые фантастический рассказ Сон смешного человека был опубликован в Дневнике писателя в апреле 1877 года ранний набросок датируется приблиз

Тайны сна смешного человека
Тайны сна смешного человека. Он заснул, чего никогда не случалось прежде, за столом, в креслах XXV 108 . Следует отметить, что для героя его сон такая же действительность, как явь, свой сон он прож

Пробуждение и перерождение смешного человека
Пробуждение и перерождение смешного человека. Очнувшись, он видит перед собой револьвер и отталкивает его от себя. К смешному человеку вновь вернулось непреодолимое желание жить и проповедовать. Он

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги