рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Ипполит Терентьев заблудшая душа

Ипполит Терентьев заблудшая душа - раздел Литература, Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") Ипполит Терентьев Заблудшая Душа. Потеря Веры В Вечную Жизнь, По Мысли Достое...

Ипполит Терентьев заблудшая душа. Потеря веры в вечную жизнь, по мысли Достоевского, чревата оправданием не только любых безнравственных поступков, но и отрицанием самого смысла существования.

Мысль эта нашла отражение и в статьях Достоевского и в его Дневнике писателя 1876г Мне показалось пишет Достоевский что я ясно выразил формулу логического самоубийцы, нашел ее. Веры в бессмертие для него не существует, он объясняет это в самом начале. Мало-помалу, мыслью своею о собственной бесцельности и ненавистью к безгласности окружающей косности он доходит до неминуемого убеждения о совершенной нелепости существования человеческого на Земле XXIV, 46-47 . Достоевский понимает логического самоубийцу и уважает в нем его поиски и мучения.

Мой самоубийца и есть именно страстный выразитель своей идеи, то есть необходимости самоубийства, а не индифферентный и не чугунный человек. Он действительно страдает и мучается Для него слишком очевидно, что ему жить нельзя и - он слишком знает, что прав, что опровергнуть его невозможно XXV, 28 . Практически любой персонаж Достоевского Ипполит тем более, как правило, действует на самом пределе заложенных в нем человеческих возможностей.

Он почти всегда во власти аффекта. Это герой с мятущейся душой. Мы видим Ипполита в перипетиях острейшей внутренней и внешней борьбы. Для него всегда, в каждый момент слишком многое поставлено на карту. Именно поэтому человек Достоевского, по наблюдению М.М.Бахтина, нередко поступает и говорит с оглядкой, с лазейкой то есть оставляет за собой возможность обратного хода. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.

М 1972г. С.305. Неудавшееся же самоубийство Ипполита является ничем иным как самоубийством с лазейкой. Бахтин М.М.Указ.соч с.272. Этот замысел верно определил Мышкин. Отвечая Аглае, предполагающей, что Ипполит хотел застрелиться только для того, чтобы она потом прочла его исповедь, он говорит То есть, это как вам сказать? Это очень трудно сказать. Только ему наверно хотелось, чтобы все его обступили и сказали ему, что его очень любят и уважают, и все стали бы его очень упрашивать остаться в живых.

Очень может быть, что он вас больше всех имел в виду, потому что в такую минуту о вас упомянул хоть, пожалуй, и сам не знал, что вас имеет в виду VIII, 354 . Это отнюдь не грубый расчет, это именно лазейка, которую оставляет воля Ипполита и которая в такой же степени путает его отношение к самому себе, как и его отношение к другим. И это верно угадывает князь к тому же, может быть, он и не думал совсем, а только этого хотел ему хотелось в последний раз с людьми встретиться, их уважение и любовь заслужить. VIII, 354 . Поэтому голос Ипполита имеет некоторую внутреннюю незавершенность.

Недаром его последние слова каким должен быть по его замыслу исход и фактически оказались не совсем последними, так как самоубийство не удалось. Достоевский знакомит нас с новым типом двойника одновременно мучитель и мученик. Вот как пишет о нем В.Р.Переверзев Тип двойника философствующего, двойника, поставившего вопрос об отношении мира и человека, впервые является перед нами в лице одного из второстепенных персонажей романа Идиот Ипполита Терентьева Переверзев В.Р. Гоголь.

Достоевский. Исследования. М 1982г. С.228-229 Самолюбие и ненависть к себе, гордость и самооплевывание, мучительство и самоистязание являются лишь новым выражением этого основного раздвоения. Человек убежден, что действительность не соответствует его идеалам, а значит, он может требовать иной жизни, значит, он имеет право обвинять мир и буйствовать против него. См.об этом Тюнькин К.И. Романтическая культура и ее отражение в творчестве Достоевского Романтизм в славянской литературе.

М 1973. С.300 В противоречии со скрытой установкой на признание другими, определяющей весь тон и стиль целого, находятся открытые провозглашения Ипполита, определяющие содержание его исповеди независимость от чужого суда, равнодушие к нему и проявление своеволия. Не хочу уходить говорит он не оставив слова в ответ слова свободного, а не вынужденного не для оправдания о, нет! Просить прощения мне не у кого и не в чем а так, потому что сам желаю этого VIII, 342 . На этом противоречии построен весь образ Ипполита, им определяется каждая его мысль, каждое слово. С этим личным словом Ипполита о себе самом переплетается и слово идеологическое, которое обращено к мирозданию, обращено с протестом выражением этого протеста и должно быть самоубийство.

Его мысль о мире развивается в формах диалога с когда-то обидевшей его высшей силой. Дойдя до предела позора в сознании собственного ничтожества и бессилия , Ипполит решил не признавать ничьей власти над собой - и для этого свести счеты с жизнью. Самоубийство есть единственное дело, которое я еще могу успеть начать и окончить по собственной воле моей VIII, 344 . Для Ипполита самоубийство и есть протест против бессмысленности природы, протест жалкой твари против всемогущей слепой, враждебной силы, которой является для Ипполита окружающий его мир, в процессе столкновения с которым и находится герой Достоевского.

Он решает застрелиться при первых лучах солнца, чтобы этим выразить главную свою мысль Я умру прямо смотря на источник силы и жизни, и не захочу этой жизни VIII, 344 . Его самоубийство должно стать актом высшего своеволия, ибо своей смертью Ипполит хочет возвеличить себя. Он не приемлет философии Мышкина из-за ее основного принципа - признания решающей роли смирения.

Говорят, смирение есть страшная сила VIII, 347 - отметил он в исповеди, и он с этим не согласен. Бунт против бессмыслицы природы противоположен признанию смирения как страшной силы. По убеждению Достоевского, выход из тех мук и страданий, которые испытывает Ипполит, способна дать только религия, только то смирение и христианское всепрощение, которое проповедует князь Мышкин.

Свои размышления на эту тему представил В.Н.Захаров В библиотеке Достоевского был перевод книги Фомы Кемпийского О подражании Христу, изданный с предисловием и примечаниями переводчика К.Победоносцева в 1869 году. Заглавие книги раскрывает одну из краеугольных заповедей христианства каждый может повторить искупительный путь Христа, каждый может изменить свой образ - преобразиться, каждому может открыться его божественная и человеческая сущность.

И у Достоевского воскресают мертвые души, но умирает бессмертная, забывшая Бога, душа. В его произведениях может воскреснуть великий грешник, но не исправился бы настоящий подпольный, чья исповедь не разрешается перерождением убеждений - покаянием и искуплением Захаров В.Н. Синдром Достоевского.

Север , 1991г. 11. С.151 И Ипполит и Мышкин тяжело больны, оба одинаково отвергнуты природой, но в отличие от Ипполита, князь не застыл на ступени той трагической разорванности и разлада с собой, на которой стоит юноша. Ипполит не сумел перебороть свои страдания, не сумел достичь внутренней ясности. Ясность и гармонию с собой князю дали его религиозные, христианские идеалы. Фридлендер Г.М. Роман Идиот Творчество Ф.М.Достоевского.

М 1959. С.199 1.3. Бунт Ипполита. Бунт Ипполита Терентьева, нашедший свое выражение в его исповеди и намерении убить себя, полемически направлен против идей князя Мышкина и самого Достоевского. По мысли Мышкина, сострадание, являющееся главным и, возможно, единственным законом бытия всего человечества и единичное добро способны привести к нравственному возрождению людей и, в будущем, к общественной гармонии. Ипполит же имеет на это свой взгляд единичное добро и даже организация общественной милостыни не решают вопроса о свободе личности.

Рассмотрим мотивы, приведшие Ипполита к бунту, высшим проявлением которого должно было стать самоубийство. По нашему мнению, их четыре. Первый мотив, он лишь намечен в Идиоте, а продолжение будет иметь в Бесах бунт ради счастья. Ипполит говорит о том, что хотел бы жить ради счастья всех людей и для возвещения истины, что ему хватило бы всего четверти часа, чтобы говорить и убедить всех. Он не отрицает единичное добро, но если для Мышкина оно - средство организации, изменения и возрождения общества, то для Ипполита эта мера не решает главного вопроса - о свободе и благосостоянии человечества.

Людей он обвиняет в их бедности если они мирятся с таким положением, то они виноваты сами, их победила слепая природа. Он твердо убежден, что на бунт способен далеко не каждый. Это удел лишь сильных людей. Отсюда возникает второй мотив бунта и самоубийства как его проявления - заявить свою волю к протесту. На такое волеизъявление способны лишь избранные, сильные личности. Придя к мысли, что именно он, Ипполит Терентьев, может сделать это, он забывает первоначальную цель счастье людей и свое и видит обретение личной свободы в самом изъявлении воли. Воля, своеволие становятся и средством и целью.

О, будьте уверены, что Колумб был счастлив не тогда, когда открыл Америку, а когда открывал ее Дело в жизни, в одной жизни в открывании ее, беспрерывном и вечном, а вовсе не в открытии! VIII 327 . Для Ипполита уже не важны результаты, к которым могут привести его действия, для него важен сам процесс действия, протеста, важно доказать, что он может, что у него есть на это воля. Поскольку средство волеизъявление становится и целью, уже не важно, что совершать и в чем проявлять волю. Но Ипполит ограничен во времени врачи дали ему несколько недель и он решает, что самоубийство есть единственное дело, которое я еще могу успеть начать и окончить по собственной воле моей VIII 344 . Третий мотив бунта - отвращение к самой идее обретения свободы через волеизъявление, которая принимает уродливые формы.

В кошмарном сне жизнь, вся окружающая природа представляются Ипполиту в виде отвратительного насекомого, от которого трудно скрыться.

Все кругом - сплошное взаимное поядение. Ипполит делает вывод если жизнь так отвратительна, то и жить не стоит. Это не только бунт, но и капитуляция перед жизнью. Эти убеждения Ипполита становятся еще более основательными после того, как он увидел картину Ганса Гольбейна Христос во гробу в доме Рогожина.

Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос если такой точно труп а он непременно должен был бы быть точно такой видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все, веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что этот мученик воскреснет Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого, немого зверя, который поглотил глухо и бесчувственно великое и бесценное существо, которое одно стоило всей природы и всех ее закономерностей VIII, 339 . Значит, существуют законы природы, которые сильнее Бога, допускающего такое глумление над лучшими своими созданиями - над людьми. Ипполит задается вопросом как стать сильнее этих законов, как победить страх перед ними и перед высшим их проявлением - смертью? И он приходит к мысли о том, что самоубийство является тем самым средством, которое способно победить страх смерти и тем самым выйти из-под власти слепой природы и обстоятельств.

Идея самоубийства, по замыслу Достоевского - логическое следствие атеизма - отрицания Бога и бессмертия.

В Библии неоднократно говорится о том, что начало премудрости, нравственности и законопослушания - это страх Божий. Речь идет при этом, не о простой эмоции страха, а о несоизмеримости двух таких величин, как Бог и человек, а также о том, что последний обязан признавать безусловный авторитет Бога и Его право на безраздельную власть над собой Бачинин В.А. Достоевский метафизика преступления.

СПб, 2001г. С.39 И речь идет отнюдь не о боязни загробных, адских мук. Ипполит не принимает во внимание важнейшую и основополагающую идею христианства - тело лишь сосуд для бессмертной души, основа и цель существования человеческого на земле - любовь и вера. Завет, который Христос оставил людям завет самоотверженной любви. В ней нет ни тягостной унизительности, ни превозношения Заповедь новую даю вам, любите друг друга, как я возлюбил вас Ин. XIII, 34 Ветловская В.Е. Религиозные идеи утопического социализма и молодой Ф.М.Достоевский.

Христианство и русская литература. СПб 1994. С.233 . Но в сердце Ипполита нет веры, нет любви, а надежда, единственная - на револьвер. Поэтому и мучается он, и страдает. Но страдания и мучения должны привести человека к раскаянию и смирению. В случае с Ипполитом его исповедь-самоказнь не является раскаянием потому, что Ипполит по-прежнему остается замкнутым в своей собственной гордости гордыне. Он не способен просить прощения, а, следовательно, и не может простить других, не может искренне раскаяться.

Бунт Ипполита и его капитуляция перед жизнью осмысливаются им как нечто еще более необходимое, когда сама идея обретения свободы через заявление воли на практике принимает уродливые формы в действиях Рогожина. Одна из функций образа Рогожина в романе именно в том, чтобы быть двойником Ипполита в доведении до логического конца его идеи волеизъявления.

Когда Ипполит начинает чтение своей исповеди, Рогожин с самого начала один понимает его главную идею Разговору много ввернул молчавший все время Рогожин. Ипполит посмотрел на него, и, когда глаза их встретились, Рогожин горько и желчно осклабился и медленно произнес Не так этот предмет надо обделывать, парень, не так VIII 320 . Рогожина и Ипполита сближает сила протеста, проявляющаяся в стремлении заявить свою волю Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973г. С.213 Разница между ними заключается в том, на наш взгляд, что один заявляет ее в акте самоубийства, а другой - убийства.

Рогожин для Ипполита тоже порождение уродливой и страшной действительности, именно этим он неприятен ему, что усугубляет мысль о самоубийстве. Вот этот особенный случай, который я так подробно описал говорит Ипполит о посещении его Рогожиным во время бреда был причиной, что я совершенно решился Нельзя оставаться в жизни, которая принимает такие странные, обижающие меня формы.

Это привидение меня унизило VIII 341 . Однако и этот мотив самоубийства как акта бунта не является главным. Четвертый мотив связан с идеей богоборчества и вот он-то и становится, на наш взгляд, основным. Он тесно связан с вышеизложенными мотивами, подготовлен ими и вытекает из раздумий о существовании Бога и бессмертия. Именно здесь сказались размышления Достоевского о логическом самоубийстве.

Если нет Бога и бессмертия, то путь к самоубийству и убийству, и другому преступлению открыт, такова позиция писателя. Мысль о Боге нужна как нравственный идеал. Нет его - и мы наблюдаем торжество принципа после меня - хоть потоп, взятого Ипполитом в качестве эпиграфа для своей исповеди. По Достоевскому, этому принципу может противостоять только вера - нравственный идеал, причем вера без доказательств, без рассуждений. Но бунтарь Ипполит выступает против этого, он не хочет слепо верить, он хочет все понять логически.

Ипполит бунтует против необходимости смириться перед обстоятельствами жизни только потому, что это все - в руках Божьих и все окупится на том свете. Неужто нельзя меня просто съесть, не требуя от меня похвал тому, что меня съело для чего при этом понадобилось смирение мое негодует герой VIII 343-344 . Причем, главное, что лишает человека свободы, по мнению Ипполита, и делает его игрушкой в руках слепой природы это смерть, которая рано или поздно придет, но неизвестно, когда будет.

Человек послушно должен ждать ее, не распоряжаясь свободно сроком своей жизни. Для Ипполита это невыносимо кому, во имя какого права, во имя какого побуждения вздумалось бы оспаривать теперь у меня мое право на эти две-три недели моего срока? VIII 342 . Ипполит хочет решать сам - сколько жить и когда умереть. Достоевский считает, что эти претензии Ипполита логически вытекают из его неверия в бессмертие души. Юноша задается вопросом как стать сильнее законов природы, как победить страх перед ними и перед высшим их проявлением - смертью? И Ипполит приходит к мысли о том, что самоубийство является тем самым средством, которое способно побороть страх смерти и тем самым выйти из-под власти слепой природы и обстоятельств.

Идея самоубийства, по мысли Достоевского логическое следствие атеизма - отрицания бессмертия, болезни души. Очень важно отметить то место в исповеди Ипполита, где он намеренно заостряет внимание на том, что его идея самоубийства, его главное убеждение, не зависит от его болезни. Пусть тот, кому попадет в руки мое Объяснение и у кого станет терпения прочесть его, сочтет меня за помешанного или даже за гимназиста, а вернее всего, за приговоренного к смерти Я объявляю, что читатель мой ошибется и что убеждение мое совершенно независимо от моего смертного приговора VIII 327 . Как видно, не стоит преувеличивать факта болезни Ипполита, как это сделал, например, А.П.Скафтымов Чахотка Ипполита играет роль того реактива, который должен служить проявителем заданных свойств его духа нужна была трагедия моральной ущербности обида Скафтымов А. Тематическая композиция романа Идиот Нравственные искания русских писателей.

М 1972г. С.123 Таким образом, в бунте Ипполита его отрицание жизни является непререкаемо последовательным и неотразимым.

ГЛАВА 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Ипполит Терентьев заблудшая душа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Ипполита и его место в романе
Образ Ипполита и его место в романе. Замысел романа Идиот появился у Федора Михайловича Достоевского осенью 1867 года и в процессе работы над ним претерпел серьезные изменения. В начале центральный

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя
Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя. Впервые фантастический рассказ Сон смешного человека был опубликован в Дневнике писателя в апреле 1877 года ранний набросок датируется приблиз

Тайны сна смешного человека
Тайны сна смешного человека. Он заснул, чего никогда не случалось прежде, за столом, в креслах XXV 108 . Следует отметить, что для героя его сон такая же действительность, как явь, свой сон он прож

Пробуждение и перерождение смешного человека
Пробуждение и перерождение смешного человека. Очнувшись, он видит перед собой револьвер и отталкивает его от себя. К смешному человеку вновь вернулось непреодолимое желание жить и проповедовать. Он

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги