рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя - раздел Литература, Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") Сон Смешного Человека И Его Место В Дневнике Писателя. Впервые Фантастический...

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя. Впервые фантастический рассказ Сон смешного человека был опубликован в Дневнике писателя в апреле 1877 года ранний набросок датируется приблизительно первой половиной апреля, второй - концом апреля. Интересно отметить, что герой этого рассказа - смешной человек, как он сам себя характеризует уже в первой строке повествования - видел свой сон в прошлом ноябре, а именно 3 ноября, а в прошлом ноябре, то есть в ноябре 1876 года, в Дневнике писателя был опубликован другой фантастический рассказ - Кроткая о безвременно погибшей молодой жизни. Случайное совпадение? Наблюдение В.Н.Захарова См.об этом Захаров В.Н. Система жанров Достоевского.

Л 1985г Но, как бы там ни было, Сон смешного человека развивает философскую тему и решает идейную задачу рассказа Кроткая. К этим двум рассказам можно отнести еще один - Бобок - и нашему вниманию предстает оригинальный цикл фантастических рассказов, опубликованных на страницах Дневника писателя. Заметим, что в 1876 году на страницах Дневника писателя появилась также исповедь самоубийцы от скуки под названием Приговор. В Приговоре дается исповедь самоубийцы-атеиста, который страдает от отсутствия высшего смысла в его жизни.

Он готов отказаться от счастья временного существования, потому что уверен, что завтра все человечество обратится в ничто, в прежний хаос XXIII, 146 . Жизнь становится бессмысленной и ненужной, если она имеет временный характер и все завершается распадением материи планета наша не вечна и человечеству срок - тот же миг, как и мне XXIII, 146 . Возможная будущая гармония не спасет от разъедающего космического пессимизма. Логический самоубийца думает И как бы разумно, радостно, праведно и свято ни устроилось на земле человечество - все равно неизбежно разрушение, все это тоже приравняется завтра к тому же нулю XXIII 147 . Для человека, сознающего в себе духовно-свободное вечное начало, оскорбительна жизнь, возникшая по каким-то всесильным, мертвым законам природы Самоубийца этот - последовательный материалист - исходит из того, что не сознание создает мир, а природа создала его и его сознание. И вот этого-то он и не может простить природе, какое право она имела создавать его сознающего, стало быть страдающего ? И вообще, не создан ли человек в виде какой-то наглой пробы, чтобы посмотреть, уживется ли на земле такое существо? И самоубийца от скуки, приводя достаточно убедительные логические доводы, решает так как природу, произведшую его, он истребить не может, то истребляет себя одного единственно от скуки сносить тиранию, в которой нет виноватого XXIII 148 . По утверждению Э.Гартмана, стремление к индивидуальному отрицанию воли столь же нелепо и бесцельно, даже нелепее, чем самоубийство. Гартман Эд. Сущность мирового процесса, или Философия бессознательного.

М 1873-1875гг вып.2, с.372. Цит.по изд Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М 1994г. Он считал необходимым и неотвратимым конец мирового процесса в силу внутренней логики его развития, и религиозные основания тут не играют роли. Федор Михайлович Достоевский, наоборот, утверждал, что человек не в состоянии жить, если у него нет веры в Бога и в бессмертие души. Такой была мысль Достоевского в конце 1876 года, а спустя полгода после Приговора он печатает фантастический рассказ Сон смешного человека и в нем признает возможность золотого века человечества на земле.

Что касается жанра, то Достоевский наполнил рассказ глубоким философским смыслом, придал ему психологическую выразительность и серьезное идеологическое значение.

Он доказал, что рассказ способен решать такие проблемы высоких жанров поэмы, трагедии, романа, повести, как проблема нравственного выбора, совести, истины, смысла жизни, места и судьбы человека Захаров В.Н. Система жанров Достоевского.

Л 1985г. С.64 Рассказом могло стать все - любая жизненная ситуация или происшествие - от любовной истории до сна героя. 2.2. Анализ образа смешного человека. Смешной человек - герой рассматриваемого нами рассказа - положил себе застрелиться, другими словами - решился на самоубийство.

Человек теряет веру в себя в Бога, им овладевают тоска и равнодушие В душе моей нарастала тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня именно это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно Я вдруг почувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если бы нигде ничего не было XXV 105 . Болезнь времени - болезнь духа и души отсутствие высшей идеи существования.

Это характерно и для всеевропейского кризиса традиционной религиозности.

А из нее, из этой самой высшей идеи, из веры выходит весь высший смысл и значение жизни, само желание жить. Но для того, чтобы искать смысл и идею, нужно сознавать необходимость этого поиска. В письме А.Н.Майкову сам Достоевский заметил март, 1870 года Главный вопрос тот самый, которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь - существование Божие XXI, 2 117 . В записной тетради 1880-1881 годов он говорил о своей вере, прошедшей через большие испытания XXVII 48, 81 . Смешного человека же не посещает мысль о подобных исканиях.

Идеи этой великой тоски словно витают в воздухе, они живут и распространяются-размножаются по непостижимым для нас законам, они заразительны и не знают ни границ, ни сословий тоска, присущая высокообразованному и развитому уму, может передаться вдруг существу малограмотному, грубому и ни о чем никогда не заботившемуся.

Объединяет же этих людей одно - потеря веры в бессмертие души человеческой.

Самоубийство же, при неверии в бессмертие, становится неизбежной необходимостью такого человека. Бессмертие, обещая вечную жизнь, крепко связывает человека с землей, как ни парадоксально это может звучать. Возникает, казалось бы, противоречие если есть еще, кроме земной, другая жизнь, то зачем тогда цепляться за земную? Все дело в том, что с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель пребывания своего на грешной земле. Без этого убеждения в собственном бессмертии связи человека с землей рвутся, становятся тонкими и непрочными.

А потеря высшего смысла в виде той самой бессознательной тоски, несомненно, приводит к самоубийству - как единственно верному решению в сложившейся ситуации. Бессознательная эта тоска и равнодушие смешного человека есть, в сущности, мертвое равновесие воли и сознания - человек пребывает в состоянии подлинной инерции. Человек подполья у Достоевского только говорил об инерции, а на самом деле активно отрицал мир, и для него наступает конец истории - добровольное лишение себя жизни.

Смешной человек идет дальше - он убежден, что жизнь бессмысленна, и решает застрелиться. Смешной человек отличается от других самоубийц Достоевского Кириллов застрелился, чтобы доказать, что он - Бог Крафт покончил с собой от неверия в Россию Ипполит попытался лишить себя жизни от ненависти к слепой и наглой природе Свидригайлов не мог вынести собственной мерзости смешной человек же не может выдержать психологической и моральной тяжести солипсизма.

См об этом Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в литературе XX века. Горький, 1973г. Застрелюсь я размышляет герой рассказа и мира не будет, по крайней мере, для меня. Не говоря уже о том, что, может быть, действительно ни для кого ничего не будет после меня, и весь мир, только лишь угаснет мое сознание, угаснет тот час же, как призрак, как принадлежность одного моего сознания, и упразднится, ибо, может быть, этот мир и все эти люди - я-то сам один и есть XXV, 108 . Смешной человек мог бы присоединиться к пессимистическому афоризму кьеркегоровского эстетика как жизнь пуста, ничтожна! Хоронят человека, провожают гроб до могилы, бросают в нее горсть земли туда едут в карете и возвращаются в карете, утешают себя тем, что еще долгая жизнь впереди.

А что такое в сущности 7-10 лет? Отчего не покончить сразу, не остаться на кладбище всем, бросив жребий - на чью долю выпадет несчастье быть последним и бросить последнюю горсть земли на могилу последнего усопшего? Кьеркегор С. Наслаждение и долг. СПб, 1894г. С.29. Цит.по изд Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М 1994г. Внутренняя пустота такой философии безразличия и привела смешного человека к решению покончить с собой, а заодно и с миром.

В ноябрьском номере Дневника писателя за 1876 год в Голословном утверждении Достоевский говорит без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо XXIV 46 . Потеряв веру в Бога и в бессмертие, человек доходит до неминуемого убеждения в совершенной нелепости существования человечества на земле.

В этом случае мыслящий и чувствующий человек с неизбежностью подумает о самоубийстве. Не буду и не могу быть счастлив под условием грозящего завтра нуля XXIV 46 говорит самоубийца-безбожник в Голословных утверждениях. Здесь есть от чего прийти в отчаяние, и самоубийство логическое может превратиться в настоящее - таких случаев много. Смешной человек не выполнил своего намерения.

Самоубийству помешала нищая девочка, встретившаяся ему на пути домой. Она звала его, просила о помощи, но смешной человек прогнал девочку и ушел к себе в пятый этаж, в бедную маленькую комнату с чердачным окном. В этой комнате проводил он обычно свои вечера и ночи напролет, предаваясь смутным, бессвязным и безотчетным мыслям. Он вынул револьвер, лежащий в ящике стола и положил его перед собой. Но тут задумался смешной человек о девочке - почему не откликнулся он на ее призыв? А не помог-то он ей потому, что положил через два часа застрелиться, а в таком случае не может иметь никакого значения ни чувство жалости, ни чувство стыда после сделанной подлости Но вот теперь, сидя в кресле перед револьвером, он понял, что не все равно, что девочку-то жалко.

Я помню, что я ее очень пожалел, до какой-то даже странной боли, и совсем даже невероятной в моем положении и я был очень раздражен, как давно уже не был XXV 108 . В сознании смешного человека образовалась моральная брешь его идеально выстроенная концепция равнодушия дала трещину в тот самый момент, когда, казалось бы, должна была восторжествовать. 2.3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Ипполита и его место в романе
Образ Ипполита и его место в романе. Замысел романа Идиот появился у Федора Михайловича Достоевского осенью 1867 года и в процессе работы над ним претерпел серьезные изменения. В начале центральный

Ипполит Терентьев заблудшая душа
Ипполит Терентьев заблудшая душа. Потеря веры в вечную жизнь, по мысли Достоевского, чревата оправданием не только любых безнравственных поступков, но и отрицанием самого смысла существования.

Тайны сна смешного человека
Тайны сна смешного человека. Он заснул, чего никогда не случалось прежде, за столом, в креслах XXV 108 . Следует отметить, что для героя его сон такая же действительность, как явь, свой сон он прож

Пробуждение и перерождение смешного человека
Пробуждение и перерождение смешного человека. Очнувшись, он видит перед собой револьвер и отталкивает его от себя. К смешному человеку вновь вернулось непреодолимое желание жить и проповедовать. Он

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги