рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тайны сна смешного человека

Тайны сна смешного человека - раздел Литература, Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот") Тайны Сна Смешного Человека. Он Заснул, Чего Никогда Не Случалось Прежде, За ...

Тайны сна смешного человека. Он заснул, чего никогда не случалось прежде, за столом, в креслах XXV 108 . Следует отметить, что для героя его сон такая же действительность, как явь, свой сон он проживает действительно и реально.

Не всякий сон - фантастика. Многие из них лежат в пределах реального или вероятного, в них нет ничего невозможного.

Сновидец, даже зная, что он видит сон, верит в реальность происходящего Захаров В.Н. Статья Фантастическое Достоевский. Эстетика и поэтика. Словарь-справочник под ред. Г.К.Щенникова. Челябинск, 1997г. С.54 Есть у Достоевского сны, которые остаются снами и только. На первый план в них выступает психологическое содержание, они имеют важное композиционное значение, но не создают второго плана. В рассказе Сон смешного человека сон вводится именно как возможность совсем другой жизни, организованной по совсем другим законам, чем обычная иногда прямо как мир наизнанку Захаров В.Н. Статья Фантастическое Достоевский.

Эстетика и поэтика. С.54 Жизнь, увиденная во сне, остраняет обычную жизнь, заставляет понять и оценить ее по-новому в свете увиденной иной возможности сон несет в себе определенную философскую значимость. И сам человек во сне становится другим, раскрывает в себе иные возможности и лучшие, и худшие, он испытывается и проверяется сном. Иногда сон прямо строится как увенчание-развенчание человека и жизни Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.

М 1972г. С.171 Сон смешного человека - рассказ о нравственном прозрении героя посредством сна, об обретении им истины. Сам сон можно назвать собственно фантастическим элементом в рассказе, но рожден он сердцем и рассудком героя, обусловлен реальной жизнью и многими понятиями с ней связан. Сам Достоевский в письме к Ю.Ф.Абаза от 15 июня 1880 года писал Пусть это фантастическая сказка, но ведь фантастическое в искусстве имеет предел и правила.

Фантастическое должно до того соприкасаться с реальным, что вы должны почти верить ему XXV 399 . Начался сон с вполне реальных долгожданных для героя событий - он застрелился, его похоронили. Далее же он был взят из могилы каким-то темным и неизвестным существом, и они оказались в пространстве XXV 110 . Существом этим смешной человек был вознесен на ту самую звезду, которую он видел в просвете облаков, когда вечером возвращался домой. А звезда эта оказалась планетой, совершенно подобной нашей Земле. Ранее, в середине 60-х, Достоевский высказывал предположение, что будущая райская жизнь может быть создана на какой-нибудь иной планете.

А теперь он переносит героя своего произведения на другую планету. Подлетая к ней смешной человек увидел солнце, совершенно такое же, как наше. Неужели возможны такие повторения во вселенной, неужели таков природный закон И если это там земля, то неужели она такая же земля, как наша совершенно такая же, несчастная, бедная XXV 111 восклицал он. Но Достоевского занимала отнюдь не научная сторона вопроса о повторах во Вселенной.

Его интересовало возможно ли повторение нравственных законов, поведения, психологии, свойственных людям Земли, на иных обитаемых небесных телах? Смешной человек попал на планету, на которой не было грехопадения. Это была земля, не оскверненная грехопадением, на ней жили люди не согрешившие, жили в таком же раю, в каком жили, по преданиям всего человечества, и наши согрешившие прародители XXV 111 . С религиозной точки зрения, решение вопроса о цели истории, о золотом веке счастья человечества неотделимо от истории грехопадения человека.

Что же произошло на этой планете? Что увидел и что пережил на ней смешной человек ? О, все было точно так же, как у нас, но, казалось, всюду сияло каким-то праздником и великим, святым и достигнутым, наконец, торжеством XXV 112 . Люди на планете не испытывали грусти, ибо им не о чем было грустить. Только любовь царила там. Не было у этих людей никакой тоски оттого, что их материальные нужды удовлетворялись полностью в их сознании не существовало антагонизма между земным преходящим и небесным вечным. Сознанию этих счастливых обитателей золотого века свойственно было непосредственное познание тайн бытия.

Религия, в нашем, земном, смысле, у них отсутствовала, но у них было какое-то насущное, живое и беспрерывное единение с Целым вселенной, а в смерти видели они еще большее расширение соприкосновения с Целым вселенной. Сущностью их религии была какая-то влюбленность друг в друга, всецелая и всеобщая XXV 114 . И вдруг все это исчезает, взрывается, летит в черную дыру смешной человек, пришедший с земли, отягченный первородным грехом сын Адама, ниспроверг золотой век Да, да, это кончилось тем, что я развратил их всех! Как это могло совершиться - не знаю, не помню ясно Знаю только, что причиной грехопадения был я XXV 115 . Достоевский умалчивает о том, как это могло свершиться.

Он ставит нас перед фактом, а от имени смешного человека говорит Они научились лгать и полюбили ложь и познали красоту лжи XXV 115 . Они познали стыд и возвели его в добродетель, они полюбили скорбь, желанным стало для них мучение, так как истина достигается только страданием.

Появилось рабство, разъединение, обособление начались войны, полилась кровь Появились учения, призывающие всем вновь соединиться, чтобы каждому, не переставая любить себя больше всех, в то же время не мешать никому другому и жить, таким образом, всем вместе, как бы в согласном обществе XXV 117 . Идея эта оказалась мертворожденной и породила только кровавые войны, в ходе которых премудрые старались истребить немудрых, не понимающих их идеи. Мучительно переживая свою вину в развращении и уничтожении золотого века на планете, смешной человек хочет искупить ее. Я умолял их, чтобы они распяли меня на кресте, я учил их, как сделать крест. Я не мог, не в силах был убить себя сам, но я хотел принять от них муки, я жаждал мук, чтобы в этих муках пролита была вся моя кровь до капли XXV 117 . Вопрос об искуплении своей вины, о муках совести ставил перед собой и пытался решить его не только смешной человек. Муки совести страшнее для человека, чем внешняя кара государственного закона.

И человек, пораженный муками совести, ждет наказания, как облегчения своей муки делится своим мнением Н.А.Бердяев.

Бердяев Н.А. О русской философии. Свердловск, 1991г. С.71 Сначала смешной человек оказался змеем-искусителем, а затем пожелал стать спасителем-искупителем Но не стал он на той планете-двойнике земли подобием-двойником Христа сколько ни упрашивал он распять его во искупление греха, над ним только смеялись, видели в нем юродивого, сумасшедшего.

Более того, жители потерянного рая оправдывали его, говорили, что получили лишь то, чего сами желали, и что все то, что есть теперь, не могло не быть XXV 117 . В его душу вошла скорбь, невыносимая и мучительная, такая, что он почувствовал близкую смерть.

Но тут смешной человек проснулся. Планета же осталась в состоянии греха и без надежды на искупление и избавление. 2.4.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Экзистенциальные проблемы в творчестве Ф.М.Достоевского ("Дневник писателя", "Сон смешного человека", "Идиот")

После появления Христа, как идеала человека во плоти, стало ясно, что высочайшее, последнее развитие человеческой личности именно и должно дойти до… Достоевский Ф.М. Статьи и заметки, 1862-1865. Полное собр.соч. В 30ти т. Т.20.… Вопросы философии, 1990г. 6, с.89. Христос - это любовь, доброта, красота и Истина. К ним необходимо стремиться…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тайны сна смешного человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Ипполита и его место в романе
Образ Ипполита и его место в романе. Замысел романа Идиот появился у Федора Михайловича Достоевского осенью 1867 года и в процессе работы над ним претерпел серьезные изменения. В начале центральный

Ипполит Терентьев заблудшая душа
Ипполит Терентьев заблудшая душа. Потеря веры в вечную жизнь, по мысли Достоевского, чревата оправданием не только любых безнравственных поступков, но и отрицанием самого смысла существования.

Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя
Сон смешного человека и его место в Дневнике писателя. Впервые фантастический рассказ Сон смешного человека был опубликован в Дневнике писателя в апреле 1877 года ранний набросок датируется приблиз

Пробуждение и перерождение смешного человека
Пробуждение и перерождение смешного человека. Очнувшись, он видит перед собой револьвер и отталкивает его от себя. К смешному человеку вновь вернулось непреодолимое желание жить и проповедовать. Он

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги