рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чарльз Диккенс. Произведения “Домби и сын”, “Тяжелые времена”, ”Холодный дом"

Работа сделанна в 2002 году

Чарльз Диккенс. Произведения “Домби и сын”, “Тяжелые времена”, ”Холодный дом" - Зачетная Работа, раздел Литература, - 2002 год - Харьковский Институт Экономики Рыночных Отношений И Менеджмента Зачетная Раб...

Харьковский институт экономики рыночных отношений и менеджмента Зачетная работа по УЗК на тему Чарльз Диккенс.Произведения Домби и сын , Тяжелые времена , Холодный дом Подготовила Дядичева Анастасия Фёдоровна студентка I курса по специальности Маркетинг г. Евпатория 2002 г. План I. Краткие биографические сведения 3 II. Произведения 40-х годов 1. Роман Домби и сын 5 - краткий анализ произведения - критический взгляд на героев - выделение главных проблем романа III. Произведение 50-х годов 15 - краткая характеристика произведений этого времени 1. Роман Холодный дом 16 - краткий анализ произведения критический взгляд на героев в понимании автора - выделение главных проблем романа 2. Роман Тяжелые времена 26 - краткий анализ романа - критический взгляд на героев - критический взгляд на роман в целом - выделение главных проблем произведения.

I. Краткие биографические характеристики. Великий английский писатель Чарльз Диккенс родился 7 февраля 1812 г в семье мелкого чиновника.

Детские годы его прошли в нужде и лишениях. Законченного образования получить ему так и не удалось. Школой для бедующего писателя стала сама жизнь, изучив стенографию, и стал парламентским репортёром, молодой Диккенс исколесил по большим дорогам всю Англию, побывал на предвыборных митингах, заглянул в тюрьмы, присутствовал на заседаниях суда. В конторе адвоката он познакомился с миром стряпчих, судейских крючкотворов, образы которых позже так часто появляются на страницах его романов.

И везде - в палате общин, сельских трактирах, в городских трущобах - он жадно и внимательно присматривается к окружающей его жизни, наблюдая её контрасты, пытался понять, почему так тяжело и трудно приходится большинству его соотечественников. Наблюдение над политическими нравами Англии в те годы породила у Диккенса известное недоверие к правящим классам, к государственному устройству Англии.

В последствии он неоднократно категорически отклонял предложения выставить свою кандидатуру на выборах в парламент. В ранних корреспонденциях и очерках Диккенса видны демократические тенденции, определяющее всё последующее творчество писателя. Появление романа Посмертные записки Пикквинского клуба 1836 - 1837 делает молодого автора широко известным в Англии и за её пределами. Писательская деятельность Диккенса чрезвычайно плодотворна. За 37 лет напряженной творческой работы он создал пятнадцать больших романов, множество новел, очерков, путевых заметок.

В 40-е годы он недолгое время издает либеральную газету Дейлиньюс 50-е и 60-е годы возглавляет журнал Домашнее слово, а затем Круглый год. Предавая громадное значение воспитательной роли литературе, Диккенс уделяет много внимания редакторской деятельности, работе с молодыми писателями. Смерть застала писателя в работе над рукописью последнего, незавершенного романа Тайна Эдвина Друда. Громадная затрата энергии, колоссальная нервное напряжение преждевременно подорвали здоровье писателя. 8 июня 1870 года Диккенс почувствовал себя плохо, 9 июня его не стало.

II. Произведения 40-х годов. Роман Домби и сын Это что-то уродливо, чудовищно прекрасное В.Г. Белинский Лучшим произведением Диккенса 40-х годов был роман Домби и сын. Работа над ним была начата в Англии в октябре 1846 г продолжена в Швейцарии и Франции и завершена в апреле 1848 г. после возвращения в Лондон. Роман создавался в период наивысшего подъема чартизма в Англии.

Во второй половине 40-х годов все более и более очевидной становилась беспочвенность многих иллюзий писателя и, прежде всего - его веры в возможность существования классового мира. Не могла не быть поколеблена и уверенность писателя в эффективности апелляции к буржуазии. Жестокое подавление рабочего движения английской буржуазией послужило для него серьезным уроком. Опыт жизни, богатство наблюдений, накаленная атмосфера предреволюционной Европы позволили Диккенсу создать произведение с большой идейной глубиной и художественной убедительностью раскрывающее антигуманистическую сущность буржуазных отношений.

Большая заслуга Диккенса заключается в том, что он сумел показать взаимосвязь и взаимозависимость, существующую между отдельными сторонами и явлениями жизни. Это свидетельствовало о более углубленном подходе писателя к явлениям социальной действительности, и не могло в свою очередь не оказать влияние на своеобразие романа и в первую очередь на его построение.

В Домби и сыне дана широкая картина жизни Англии, где все вплоть до мельчайшей детали подчинено единству замысла. Все сюжетные линии романа сходятся и переплетаются в едином центре. Большое количество действующих лиц романа сосредоточены вокруг фигуры центрального героя судьба и своеобразие каждого из них служат единой задаче - глубже раскрыть характер главного героя повествования. Идейно-художественным центром романа является образ мистера Домби - крупного английского негоцианта, возглавляющего фирму Домби и сын. Диккенс задумал Домби и сын как роман, в котором будет разрешена проблема гордости. Но моральная категория гордости теснейшим образом связана у него с теми социальными условиями, которые ее порождают.

Трагедия Домби - это трагедия, потерпевшей поражение гордыни человеческой вместе с тем история Домби убеждает в ошибочности того мнения, что деньги всесильны и на них могут быть куплены привязанность, счастье, любовь.

Больше того, рассказывая в романе историю крушения семьи и честолюбивых надежд Домби, Диккенс с большой силой убежденности доказывает, что деньги несут с собой зло, отравляют сознание людей, порабощают их, превращают в бессердечных гордецов и эгоистов. Таков мистер Домби. В образе Домби воплощена власть денег, которой подчиняется жизнь буржуазного общества. Домби бездушен, суров, холоден. Процветание фирмы - вот цель его жизни, смысл его существования - Домби и Сын! В этих трех словах выражалась одна единая идея жизни мистера Домби. Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы давать им свет Реки и моря были сотворены для плавания их судов, радуга сулила им хорошую погоду ветер благоприятствовал или противился их мероприятиям звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они. Интересы фирмы определяют образ мыслей ее владельца, его отношение к окружающим, его поступки.

По существу говоря, Домби не хозяин своего предприятия, а жалкий невольник порабощенный своим же собственным величием, впряженный в свою собственную триумфальную колесницу, подобно вьючному животному. В представлении маленького Поля Домби образ отца сливается с могущественной фирмой.

На вопрос, как зовут его папу, он отвечает Домби и сын. Домби самоуверен, и это качество его основано на твердой уверенности в непоколебимой силе богатства Деньги являются причиной того, что нас почитают, боятся, уважают, заискивают перед нами и восхищаются нами. Домби - типично английский буржуа.

Это проявляется в его стремлении проникнуть в аристократическую среду, сблизиться с людьми светского круга отношение Домби к майору Бегстоку. Это проявляется и в его снобизме. С величайшим презрением относится Домби ко всем тем, кто стоит ниже его на общественной лестнице. Денежные интересы мистера Домби, деятельность его фирмы в той или иной мере оказывают влияние на судьбы остальных героев романа и, прежде всего на тех, кто связан с ним родственными узами.

В связи с этим нельзя не обратить внимания на следующую особенность романа. Заглавием романа служит название фирмы - Домби и Сын. Однако все внимание писателя сосредоточено на изображении Домби не в сфере его повседневной практической деятельности, а в сфере его отношении с членами своей семьи или людьми, которые имеют к ней то или иное отношение. Правда, писатель ведет нас и в контору мистера Домби, раскрывает его взаимоотношения с управляющим Каркером, рассказывает историю счастливого спасения Уолтера Гея, который оказался одной из жертв преступных замыслов мистера Домби. Но все же делец Домби показан главным образом в стенах своего дома. Было бы неправильно считать, что этим самым Диккенс ограничил рамки изображения действительности, сосредоточив внимание на проблемах семейного морально-этического характера.

Заслуга писателя состоит в том, что через семейные отношения он раскрыл характер отношений между людьми в буржуазном обществе, одной из клеточек которого и является семья мистера Домби. В этой семье все подчинено суровым законам бесчеловечного мира капитала. И именно в этом плане глубокий смысл приобретает заглавие романа.

Домби и Сын - название фирмы и в то же время - это история семьи, в членах которой ее глава мистер Домби видел не людей, а лишь послушных исполнителей его воли и безропотных служителей интересам его процветающей фирмы. На окружающих людей Домби смотрит только с точки зрения их полезности для его дела. И потому он просто не замечает свою дочь Флоренс. В его глазах она - лишь фальшивая монета, которую нельзя вложить в дело. Все свои надежды Домби связывает с маленьким Полем. Сын должен стать наследником и продолжателем дела отца, всю свою жизнь приумножавшего богатства фирмы.

Совершенно не трогает Домби смерть его первой жены она выполнила свой долг - родила ему сына-наследника, и этого вполне достаточно, чтобы забыть о ней. Домби часто имели дело с кожей, но никогда не имели дела с сердцем замечает Диккенс.

Эгоизм Домби не знает границ. Но и внимание его к кому-либо не может принести добра. Гибнет маленький болезненный Поль. Он не может перенести той системы воспитания, которой подвергает его бездушный отец. Домби видит в сыне будущего дельца. Он пытается внушать сыну принципы эгоизма, толкует с ребенком о могуществе денег. Полю запрещают любить его сестру Флоренс и кормилицу, запрещают играть со своими сверстниками.

Наследник богатой фамилии лишен нормального детства. Школа Блимбера и пансион миссис Пипчин оказываются губительными для него слабенький и нежный, он нуждался в заботе и ласке. Поль умирает, и возлагаемым на него надеждам не суждено сбыться. Так Домби приносит в жертву фирме то единственное, что любил в жизни - сына. Смерть сына еще больше ожесточает Домби. И если раньше он не замечал Флоренс, то теперь он проникается ненавистью к дочери, продолжающей жить, тогда как его сын и наследник умер. Отношения между людьми Домби воспринимает как своего рода торговые сделки.

Он покупает себе жену красавицу Эдит. Эдит - аристократка по происхождению. Такая жена будет великолепным и полезным украшением дома Домби. Это выгодно для фирмы. Вступая в брак с Эдит, Домби ни на минуту не сомневается в благородстве своего поступка. Домби уверен, что за деньги можно купить покорность и послушание, верность и преданность. Однако власть денег оказывается далеко не всесильной при столкновении с гордой и сильной Эдит. Она уходит из дома Домби. И впервые поколеблена уверенность Домби в несокрушимости его могущества.

Семейная жизнь Домби терпит полное крушение. Умирает первая жена, умирает Поль, бегут из дома Эдит и Флоренс. Неудачи постигают Домби и в его делах. Управляющий Каркер, которому Домби слепо доверялся, разоряет его и бежит с его деньгами. Каркер, в совершенстве владеющий оружием лести и лицемерия проходит школу мистера Домби и, усвоив бесчестные приемы обогащения, обращает их против своего хозяина.

Домби остается в полном одиночестве. Основным приемом создания образа Домби является гипербола. Гипербола - одно из средств сатирического мастерства Диккенса. Преувеличивая основную черту характера или внешности своего героя, писатель раскрывает через нее наиболее существенные стороны описываемого явления. Особенность характера мистера Домби - чопорного английского буржуа - прекрасно передана благодаря тому, что Диккенс постоянно обращает внимание читателя на холод, исходящий от Домби, на ту атмосферу замораживающего холода, которая царит в его доме. Мрачные, холодные, пустынные комнаты наводят на мысль о смерти, посетившей недавно дом мистера Домби Ручки звонков, шторы и зеркала, обернутые газетами и журналами навязывали отрывочные сообщения о смертях страшных убийствах.

Каждая люстра, закутанная в полотно, напоминала чудовищную слезу, падающую из потолочного глаза. Из каминов неслись запахи, как из склепов и сырых подвалов. Фасад дома мистера Домби величественен и мрачен.

Его окна выходят на улицу, куда почти никогда не заглядывает солнце. Во дворе растут лишь два чахлых дерева, и листья их прокопчены настолько, что они не шелестят при дуновении ветра, а стучат один о другой. Весь облик хозяина гармонирует с его мрачным унылым жилищем. Диккенс явно утрирует черты характера и поведения Домби. Он отмечает, что появление Домби обычно вызывает падение температуры в комнате. Диккенс сравнивает своего героя с вечно прямой и холодной кочергой, с каминными щипцами.

Нельзя в то же время не заметить, что в романе Домби и сын Диккенс отказывается от чрезмерной прямолинейности в изображении характеров своих героев. Характеры Домби, Каркера и особенно Эдит Диккенс стремится раскрыть в присущей им психологической сложности. Домби жесток, бездушен и холоден, но его чувство к Полю велико, и переживания в связи со смертью мальчика мучительны. Домби эгоистичен, и в то же время он бесконечно одинок.

Домби горд, но обреченность этого одинокого гордеца становится очевидной задолго до его окончательного падения. Предупреждение о ней звучит в отдаленном шуме волн, который слышится маленькому Полю о ней как бы снова и снова напоминают те мрачные и несколько зловещие пейзажи, картины которых сопутствуют описанию жизни Домби. И уже совсем явственно это предупреждение слышится в главах, посвященных описанию взаимоотношений Домби и Флоренс. Автор прямо говорит о грозящей мистеру Домби расплате за его бессердечие и жестокость Ему суждено вспомнить об этом в той самой комнате в грядущие годы. Дождь, бьющий по крыше, ветер, стонущий снаружи, быть может, предвещали это своим меланхолическим шумом.

Ему суждено вспомнить об этом в этой комнате в грядущие годы! Еще более сложен характер Эдит Грейнджер. Она выросла в мире, где все продается и все покупается. Ее также продали, выдав замуж сначала за Грейнджера, а потом за мистера Домби. Меня продали так же позорно, как продают на невольничьем рынке женщину с петлей на шее - горько жалуется она. Эдит горда, высокомерна, но и слишком унижена и подавлена, чтобы спасти себя. И все же Эдит восстает против деспотизма Домби, против того бесправного положения, в котором она оказалась, став его женой.

Она тоже уходит из дома Домби и тем самым наносит удар по его фирме. Унижение и гордость, подавленность и мятежность сочетаются в натуре Эдит. Диккенс создал в романе замечательную по силе художественной выразительности и разнообразию индивидуальностей галерею образов людей из народа.

Каждый из них в отдельности и все они вместе противостоят миру Домби - и уже не только в моральном, но и в социальном плане. В этом противопоставлении отражаются противоречия между господствующими классами и народом. Кочегар Тудл и его жена, капитан Катл и лавочник Джиле, горничная Сьюзен Ниппер воплощают в себе лучшие свойства простых людей. Говоря о кочегаре Тудле, Диккенс подчеркивает, что этот рабочий - полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби. Он прекрасный семьянин, и его семья не заражена всепроникающей алчностью и корыстолюбием.

Ему чужда лесть и преклонение перед силой золота. Присущее ему и другим простым людям чувство собственного достоинства сочетается с ясным умом, добротой, отзывчивостью. С большой симпатией относится Диккенс к трудолюбивому Тудлу, чудаковатому Катлу, острой на язычок и быстрой на работу Сьюзен Ниппер. Всех этих людей сближает подлинная человечность и готовность помочь друг другу в беде. Именно в их среде находит приют и поддержку Флоренс.

Общий тон повествования в романе Домби и сын печален, все чаще гнев и возмущение сменяют веселый смех. Да и сам характер смеха становится иным. Смех Диккенса не только окончательно утрачивает свою безобидность, но становится гневно-осуждающим во всех случаях, когда писатель направляет его против тех, кто олицетворяет несправедливость существующих порядков. А в романе Домби и сын Диккенс достигает большой глубины типизации, запечатлев в образе Домби наиболее характерные черты английского буржуа и показав глубину той бездны, которая отделяет людей типа Домби от мира кочегара Тудла. Традиционная счастливая концовка этого романа находится в явном противоречии со всем повествованием.

В Домби и сыне переход от юмора к сатире вполне очевиден при этом речь идет не только об элементах сатиры, а о характере мировосприятия и эмоциональном отражении действительности. Исследователи творчества Диккенса справедливо отмечают, что в романе Домби и сын сама манера характеристики комедийных образов находится в непосредственной связи с их социальной принадлежностью.

Так, например, капитан Катл и владелец лавки морских инструментов Джиле - фигуры явно комические, даже карикатурные. Но эти простые, честные и отзывчивые люди глубоко симпатичны автору, и он смеется над ними весело и добродушно. И этот смех, это тонкое иронизирование над слабостями старых чудаков утверждают добрые начала в человеке и служат большой задаче - созданию положительных образов простых людей.

Совершенно в ином плане изображены мистер Домби и английские аристократы. Сатиричен, например, карикатурный образ матери Эдит - миссис Скьютон. Она смешна со своими жеманными ужимками, лицемерными речами, фальшивыми улыбками. Но не только смешна эта алчная и злая молодящаяся старуха отвратительна она торгует свой дочерью, извлекая выгоду из ее красоты, Диккенс зло смеется над миссис Скьютон, издевается над ее попытками выглядеть в свои семьдесят лет цветущей красавицей, над ее стремлением царить в обществе и над ее готовностью пресмыкаться перед богатством Домби. Свое резко отрицательное отношение к миссис Скьютон и к другим представителям высшего света образ Феникса Диккенс передает с помощью приемов сатирического шаржа описание внешности миссис Скьютон, ее отвратительных ужимок, ее безвкусных туалетов. Но наибольшей обобщающей силы сатира Диккенса достигает в образе центрального героя - мистера Домби, образ которого перерастает в символ зла, порождаемого капитализмом.

Таким образом, можно выделить следующие проблемы, затрагиваемые в этом романе проблема гордости проблема зависимости от богатства проблема заискивания отношение Домби к Бегстоку проблема эгоизма и холодности Отношение Домби к дочери и жене проблема душевной силы и мощи пример Флоренс и Эдит проблема бесчестия пример Домби и Каркера проблема опустошенности и как следствие этого o проблема обреченности o проблема прозябания жизни.

III. Произведения 50-х годов.

Пятидесятые годы являются периодом наибольшей творческой зрелости Диккенса. Он создает крупнейшие социальные романы Холодный дом , Тяжелые времена , Крошка Доррит, которые являются вершиной сатирического мастерства писателя. В них он осуждает и обличает уже не отдельных представителей капиталистического общества, но всю систему в целом. Жестокая правда буржуазных отношений предстает в романах 50-х годов без всяких прикрас, без всякой идеализации, во всей ее сложности и непримиримости.

В изображении действительности сгущаются мрачные краски, преобладают трагические мотивы. Рассеиваются прежние иллюзии Диккенса, тускнеет его былой оптимизм, размышления о будущем Англии лишены теперь светлой перспективы. Диккенс любит людей, верит в них, он по-прежнему друг и защитник обиженных и обездоленных. Но он не знает, как им помочь. Положительные герои в романах Диккенса 50-х годов - честные, благородные и мужественные люди. Но как изменить окружающий их жестокий и несправедливый мир, они не знают, как не знает этого и сам автор.

Герои Диккенса запутываются в лабиринте общественных противоречий и погибают, как рабочий Стивен Блекпул Тяжелые времена, или замыкаются в себе, пережив тяжелые испытания, потеряв близких и дорогих им люден, как Джарндис и Эстер Соммерсон Холодный дом. Отступает на задний план яркий юмор ранних произведений, нет больше счастливых концов. Гневная сатира, патетическая риторика - вот преобладающие черты романов этого периода. Роман Холодный дом В 1853 г. Диккенс закончил роман Холодный дом. Это большое многопроблемное и многоплановое произведение, в котором глубоко раскрыты сложные противоречия английской действительности.

Общее пессимистическое звучание романа вытекает из неверия писателя в возможность разрешить трагические противоречия жизни общества теми путями, на которые прежде он возлагал надежды. Холодный дом отличается смелостью и остротой социальных обобщений, большой впечатляющей силой сатирических образов.

Объектом критики становится английский консерватизм, стремление буржуазии сохранить в неприкосновенности установленные порядки и ту страшную рутину, которая царит в государственных учреждениях. Тема романа - судебный процесс между представителями семейства Джарндис, который на протяжении многих десятилетий ведется канцлерским судом Англии. Канцлерский суд с его сложной бюрократической машиной, системой подкупов и крючкотворством, с его бесконечной судебной волокитой становится воплощением всего общественно-политического строя Англии, ее консервативной государственной системы.

Замысел романа определил его композицию. Судьбы всех главных героев, так или иначе, связаны с канцлерским судом. То, что происходит в стенах его мрачного здания, накладывает свой неизгладимый отпечаток и на жизнь владельцев богатых аристократических особняков, и на существование обитателей лондонских трущоб. Канцлерский суд - это своего рода узел сложнейших социальных противоречий, трагическую неразрешимость которых так глубоко чувствовал Диккенс в годы работы над Холодным домом. Роман начинается картиной холодного туманного дня, она дает тон всему повествованию.

Описание тумана, окутавшего весь город, становится как бы прелюдией к повествованию о бесконечно тянущемся, запутанном судебном процессе. Все действующие лица романа, так или иначе, замешаны в процесс Джарндисов героиня романа Эстер Самерсон, мистер Джарндис, молодой человек Ричард и его жена Ада, лорд и леди Дедлок и, наконец, какая-то безродная, никому не известная помешанная старушка Флайт, которая тоже ходит на все заседания суда и живет надеждой на скорое окончание процесса.

Разбирательство дела Джарндисы против Джарндисов тянется много десятков лет, но не приводит ни к каким результатам. Свидетелями и участниками этого сложного судебного процесса, начатого из-за наследства стали многие поколения семьи Джарндис. Росли горы протоколов, кипы бумаг, которые приходилось носить мешками, а процессу не видно было конца.

Но вот он кончился, и выяснилось, что наследства, из-за которого шел спор, не хватило даже на покрытие судебных издержек. Для чего же нужна была вся эта судебная волокита? На ней нажились ловкие дельцы из канцлерского суда. С гневом и болью пишет Диккенс о бессмысленности и жестокости подобного рода порядков. На страницах романа возникает необычайно смелое сопоставление канцлерского суда с тряпичной лавкой старьевщика, а лорд-канцлера, облеченного силой и властью закона с выжившим из ума старьевщиком Круком.

Старый безумный Крук называет себя лорд-канцлером, а всю ту рухлядь, которая заполняет его лавку, он сам сравнивает с кипами бумаг, хранящихся за толстыми стенами канцлерского суда. Подобного рода сопоставление убедительно раскрывает мысль писателя о том, что бюрократическая машина буржуазной законности изжила себя, показав свою паразитарность, вырождение, полное обветшание и гнилость. Мы окончательно убеждаемся в этом, прослеживая намечаемые Диккенсом параллели несколько дальше, Старьевщик Крук умирает страшной необычной смертью от самовозгорания описание этой смерти символизирует неизбежность крушения обветшавшей и изжившей себя государственной машины.

Этот Лорд Канцлер остался верен своему званию до конца и умер смертью заслуженной всеми лордами канцлерами всех судов и всеми властями, под какими бы именами они не выступали, всюду, где господствуют ложные претензии и где творится несправедливость. В Холодном доме Диккенс обращается к описанию жизни самых различных социальных слоев общества.

Аристократические салоны и лавка старьевщика, загородные поместья и грязные трущобы Лондона, великолепные апартаменты в особняке Дедлоков и убогое жилище рабочего-кирпичника. В самом сюжете романа Диккенс стремится передать сложность социальных отношений в обществе. Важным моментом является то, что судьбы героев, принадлежащих к различным общественным слоям, самым неожиданным образом переплетаются друг с другом.

Эстер Самерсон оказывается внебрачной дочерью блестящей светской дамы леди Дедлок, а безвестный капитан Хоудон, похороненный па кладбище для бедняков бывшим возлюбленным леди Дедлок. Важное значение имеет в романе встреча бездомного метельщика улиц Джо с женой баронета Дедлока, она происходит на могиле капитана Хоудона. Диккенс ставит вопрос об ответственности представителей высшего общества перед простыми людьми. Таким образом можно сделать вывод, что Холодный дом - роман о вопиющих социальных контрастах современной Диккенсу Англии.

Большой социальной остроты критика Диккенса достигает в описании английской аристократии и, прежде всего аристократического семейства Дедлоков. Пародируя стиль светской хроники, он подробнейшим образом рассказывает об укладе жизни в доме сэра Лестера. Приверженность издавна установленным традициям, пренебрежительное отношение к людям, стоящим ниже их - все это характеризует Дедлоков как типичных представителей британской знати. В их доме собирается цвет высшего общества, предстающего в сатирическом описании Диккенса скопищем чванливых уродов с претензиями, намного превосходящими их личные данные.

И все же в фальшивом мире счастья и благополучия была леди Дедлок, которая вовремя смогла осознать всю свою ничтожность. Судьба леди Дедлок глубоко трагична. Ее прошлое вынесено автором за пределы романа. Бесприданница Гонория вышла замуж по расчету. До вступления в брак с сэром Лестером Дедлоком она узнала радости и горести любви и внебрачного материнства, она ошибалась и с точки зрения света грешила, но ей доступны были человеческие чувства и страдания.

Став леди Дедлок, она перестает быть человеком, превращается в светскую куклу, холодное и бездушное изваяние, украшающее лондонские салоны. О леди Дедлок, фешенебельной львице, о ее победах и лаврах Диккенс говорит неизменно иронически. От лица до достопочтенного Боба Стойло, любителя конного спорта, являющегося величайшим авторитетом в глазах общества, он признает ее самой объезженной женщиной во всей конюшне. Раскрывая характер своей героини, писатель подчеркивает роль чувства, которое пробуждает ее снова к жизни.

Она видит почерк когда-то любимого ею человека, она встречается с дочерью, она все больше осознает ужас и унизительность своей двойственной жизни. Но этого недостаточно для Диккенса. Чтобы вернуть ей утраченную человечность, автор хочет дать ей возможность перестать быть леди Дедлок, вырвать ее из окружения Дудлей, Кудлей, расслабленных кузенов и прочих завсегдатаев света.

Чтобы стать человеком, она должна уподобиться беспризорнику Джо, должна покинуть дом сэра Лестера и в одежде простой работницы блуждать по большим дорогам и городским трущобам. Когда разорваны все сословные связи, сломаны все общественные перегородки, когда она становится выброшенным из жизни существом без рода, без племени исчезает леди Дедлок, остается только мать Эстер и возлюбленная капитана Хоудона.

Глубоким, искренним чувством проникнуто ее последнее, предсмертное письмо, обращенное к дочери. Суровым, сдержанным пафосом отмечена ее смерть на могиле любимого человека. Одна из глав романа, носящая ироническое заглавие Наш возлюбленный брат, заимствованное из заупокойной службы английской церкви, описывает последний путь тела капитана Хоудона, обитателя жалких трущоб, переписчика деловых бумаг, умершего в крайней нищете. Тело капитана Хоудона проходит все унизительные этапы осмотра, дознания и судебного следствия, пока, наконец, не попадает на гнусное свалочное место, называемое кладбищем для бедных. Для придания большей остроты своей сатире Диккенс пользуется лексиконом заупокойной службы.

Горько-иронически звучат непрерывно повторяющиеся слова погребального обряда возлюбленный брат наш, ныне преставившийся так не соответствующие зловонной яме, которую уготовали ему его братья как место последнего упокоения. Диккенс рассказывает, как приходит церковный сторож вместе с приходской братией и уносит тело ныне преставившегося возлюбленного брата нашего на кладбище зловонное, отвратительное На гнусный клочок земли, который и турок отверг бы, как дикое отвратительное место, перед которым содрогнулся бы и кафр, приносят они тело возлюбленного брата благотворительности, нашего, ныне преставившегося, чтобы похоронить его по христианскому обряду. Здесь, на кладбище, которое со всех сторон окружено домами и к железным воротам которого ведет только узкий зловонный проход, на кладбище, где вся скверна жизни соприкасается со смертью и все ядовитые испарения смерти соприкасаются с жизнью зарывают на глубине одного или двух футов возлюбленного брата нашего. Это страшное заброшенное место является для Диккенса позорным свидетельством будущим векам о том времени, когда цивилизация и варварство совместно вели на поводу наш чванный остров. В то же время это место согрето любовью и памятью всеми отвергнутого беспризорного мальчика, старательно подметающего ступеньки могилы своего друга, бесхитростно выражая этим свою преданность умершему. Сурово осуждается в романе буржуазная филантропия.

Диккенс издевается над попытками благотворителей помочь беднякам.

Жалкие подачки бессильны, что-либо изменить в жизни народа.

Они лишь оскорбляют чувство собственного достоинства, столь развитое у людей труда. Рабочий-кирпичник возмущен приходом в его дом дамы-благотворительницы. Он знает, что лишь бедняк способен понять другого бедняка и только простые люди могут помочь друг другу.

Диккенс в явно сатирических тонах описал он деятельность всевозможных благотворительных обществ, их членов и учредителей. Достаточно вспомнить миссис Джеллиби. Эта дама посвятила себя заботам о далеком африканском племени, она вела переписку с жителями Бориобула-Гха, пачками отсылала туда всевозможные брошюры, которые могли наставить на путь истинный никогда не виданных ею бориобульцев. С насмешкой пишет Диккенс о том, что, водя телескопом по далеким горизонтам в поисках достойных объектов для благотворительности миссис Джеллиби и ей подобных не замечали того, что делается рядом с ними. Писатель прекрасно передает это с помощью выразительной детали маленький метельщик улиц Джо с жадностью ест хлебную корку на крыльце здания общества по распространению Евангелия в чужеземных странах.

Образ Джо занимает важное место в романе. В его судьбе отражены страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых, не находящих места в своей родной стране.

Джо - бродяга, у него нет дома, нет близких людей, он подвергается постоянным преследованиям, ему не разрешают бродить по улицам, отовсюду гонят, оскорбляют. Зловещая тень полицейского настигает его в каждом укромном углу. Проходи, не задерживайся этот окрик преследует его всюду. Слышишь. Джо обращается к своему маленькому герою писатель Тебе, да и всем вообще нет дела до того, что великие светила парламентского неба вот уже много лет не показывают тебе своей деятельностью примера продвижения без задержки. Это мудрое правило, это глубоко философское предписание относится только к тебе и оно - начало и конец твоего нелепого бытия на земле.

Проходи, не задерживайся! Ты, конечно, не должен уходить совсем, Джо, ибо на это великие светила никак не согласны, но не задерживайся! В жизни Джо не было ни одной светлой минуты. Он не знает ни своего отца, ни матери, даже имени своего он не знает Он вечно голоден и совершенно невежественен. История Джо - это история превращения человеческого существа в жалкого затравленного зверя.

Странное, вероятно, состояние быть таким, как Джо говорит Диккенс Шататься по улицам, смотреть на непонятные начертания и пребывать в полном неведении смысла этих таинственных знаков, в таком множестве пестреющих над магазинами, на углах улиц, на дверях и на окнах! Видеть, как другие читают, видеть, как другие пишут, видеть, как почтальоны разносят письма и оставаться слепым и немым. Во время игры уличных музыкантов Джо и стоящая рядом с ним собака слушают музыку быть может, с одинаковым чувством удовлетворения. Однако образ Джо является не только свидетельством страшного унижения человека в современном обществе.

Этот маленький жалкий бродяжка знает преданную любовь и подлинную привязанность, он воплощает ту истинную человечность, которую писатель не может найти в холодном буржуазном мире. Воздействие социальной обстановки на формирование характера Диккенс раскрывает в образе Ричарда, продолжая тем самым тему Давида Копперфильда и раскрывая ее более углубленно.

Жизнерадостный, способный Ричард втягивается в процесс Джарндисы против Джарндисов, и это роковым образом влияет на всю его последующую жизнь. Все его надежды и стремления отныне связаны с исходом процесса. Ожидание богатства портит его. Он ссорится со своими лучшими друзьями, становится подозрительным, недоверчивым, делает несчастной свою жену. Участие в процессе не проходит для него безнаказанно оно накладывает отпечаток на всю его жизнь, портит его характер, подтачивает здоровье, ускоряет его гибель.

Финал романа печален, хотя судьба главной героини - Эстер Самерсон - устраивается вполне благополучно. Умирает Ричард, трагически погибает леди Дедлок. Гибнет маленький Джо. Много тяжелого пришлось перенести и Эстер. Страдания и горе знакомы каждому из героев Холодного дома, и они вполне закономерны в том страшном мире, где судьбой людей распоряжаются бездушные служители интересов буржуазных партий, которых Диккенс остроумно окрестил ставшими нарицательными именами Тудлов, Кудлов, Дудлов, Будлов.

Характерная черта Холодного дома как социального романа - его многоплановость, большая широта охвата действительности. Этим объясняется и своеобразие композиции. Рассказ ведется от лица автора или от имени Эстер Соммерсон. Иногда эмоциональное воздействие на читателя достигается тем, что Эстер как бы дублирует Диккенса. Так, при описании канцлерского суда или кладбища для бедных наивная, подчеркнуто прозаическая речь Эстер как бы оттеняет гневную публицистичность речи автора, ее причудливую, смелую, подчас неожиданную образность.

Образ рассказчицы, ее наивность, недогадливость, постоянные повторы в ее несколько приподнятой, восторженной речи усиливают трагическое впечатление от сцены, когда Эстер, единственная из всех, кто сопровождает мертвую женщину, не узнает в ней свою мать и принимает ее за ту, с которой леди Дедлок поменялась платьем. Она лежала там взволнованно повторяет Эстер Я видела, но я не понимала и это была моя мать, холодная и мертвая Холодный дом - роман о трагических и неразрешимых противоречиях английской жизни.

Среди главных проблем романа Холодный дом будет правильным отметить следующие проблема эгоизма судебный процесс в кругу семьи проблема бессмысленности затевание самого процесса как факта проблема бездушности и непонимания людских чувств как таковых на примере всех участников процесса в целом и в частном примере леди Дедлок проблема душевной красоты и непримерения с фальшью и порядками внешнего мира на примере оборвыша Джо проблема стандартизации и типизации людей пример всех участников процесса проблема заскорузлости юридической системы.

Роман Тяжелые времена

Единственное, что по-прежнему хочет противопоставить писатель черством... Так рекомендует себя Гредграйнд. Но, в сущности, они одного поля ягоды. Но писатель показывает, что решимость рабочих - следствие ужасающих ус... Хмурую, безрадостную и неприглядную картину являет собой действительно...

литература состояла из таких романов, как Тяжелые времена, хотя это один из лучших романов у самого Диккенса и хотя собственной русской литературе мы в настоящее время желали бы таких романов как можно более. Главными проблемами романа Тяжелые времена являются следующие проблема прозябания проблема восприятия фактов как единственных составляющих жизни как процесса проблема отсутствия человеческих качеств проблема неумения восприятия жизненных ситуаций как случайностей проблема невосприятия человеческих чувств и фантазий как необходимы условий проживания жизни проблема бездушной практики эксплуатации рабочих проблема низведения человека до роли рабочей силы как само собой разумеющееся.

Список использованной литературы 1. Михальская H.П. Чарльз Диккенс.

Очерк жизни и творчества Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Москва, 1959г. 2. Нерсесова М.А. Творчество Чарльза Диккенса. Издательство Знание. Москва, 1957г. 3. Катарский И.М. Диккенс. Критико-биографический очерк. Издательство Художественная литература. Москва, 1960г. 4. Эмгус Уилсон Мир Чарльза Диккенса. Издательство Процесс. Москва, 1975г. 5. Сильман Т. Диккенс.

Очерки творчества Издательство Художественная литература. Ленинград, 1970г.

– Конец работы –

Используемые теги: Чарльз, Диккенс, произведения, Домби, сын, Тяжелые, Времена, Холодный, дом0.157

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чарльз Диккенс. Произведения “Домби и сын”, “Тяжелые времена”, ”Холодный дом"

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Проблемы взаимоотношений личности и общества в произведениях Юрия Трифонова ("Дом на набережной", "Старик")
Начиная с самых первых рассказов детство и юношество было теми критериями, по которым писатель словно проверял реальность на гуманность и… Ранимая, добавим мы. На вопрос анкеты Комсомольская правда 1975 года о том,… Печататься он начал рано, рано стал профессиональным писателем но по-настоящему читатель открыл Трифонова с начала…

Понятие и виды рабочего времени и времени отдыха
Рабочее время это установленный законодательством отрезок календарного времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего… Максимальный предел длительности рабочего времени установлен… Статья 37 Конституции РФ, закрепляя в п. 5 право на отдых, указывает, что работающему по трудовому договору…

Каким видит Лермонтов героя своего времени в романе "Герой нашего времени".
Так как главный герой этогоромана родился и вырос среди этого поколения ,То он, конечно, обладает такиминравственным качествами, как эти Печорин -… Белинский Печорин не может найти настоящую цель вжизни, так как его искания… Но в отличие от Онегина, примирившегося со своей жизнью, Печоринищетопасности, стремится к активной жизни и глубоко…

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно путём облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими глубокие уровни в кремнии достигается компромисс между этими… Например, для многих приборов, таких как высоковольтные транзисторы, необходим… V th = (3kT/m) 1/2 » 10 7 см/сек – тепловая скорость носителей s p , s n – сечение захвата электронов и дырок…

Научные взгляды на достоинство личности и их юридическое закрепление с древнейших времен до Нового времени
ИДЕЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА В ПОЛИТИКО ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКТРИНАХ И ПРАВЕ...

Причины дефицита времени. Инвентаризация времени
Введение с... Причины дефицита времени с... Инвентаризация времени с Организационные принципы распорядка дня с...

Определение времени жизни носителей в высокоомном кремнии. Влияние времени жизни на параметры высоковольтных приборов на кремнии
Обычно компромисс между этими конкурирующими параметрами достигается путм облучения электронами, протонами или легированием примесями , дающими… Также время жизни является важным параметром для характеризации высокоомного… В программах моделирования полупроводниковых приборов одномерных 1, двумерных 2 решаются стандартные уравнения…

А.П. Чехов и его произведения: "Унтер Пришибей", "Палата N6", "Дом с мезонином"
Он создает сотниминиатюр которые обхватывают все многообразие российской обывательской жизни, обрядоваясторона церковной жизни с ее обрядами,… Острееделаются характеры героев. Ч. разоблачает тупого, сонного российского обывателя,показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости,…

Досуговая культура населения Веймарской Германии в произведениях художественной литературы и современников
Традиционными элементами досуговой культуры немцев являлось увлечение театром, музыкой, чтением, создание многочисленных ферейнов (клубов, кружков… Политизация и поляризация общественной жизни веймарского общества, особенно в… В частности, в Германии создавались мужские хоры из представителей различных профессий, включая и трактирщиков и…

Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны
Введение. 2 Административно-территориальное деление России в XVIII – XX вв. 2 Создание и территориальная организация федеральных округов. 2… Особенности административно-территориального деления государства… Задачами территориально-государственного строительства являются определение количества управленческих уровней,…

0.099
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Электронные схемы для дома и быта Светодиоды не горят.При напряжении выше +2,3 В открываются транзисторы V8, V9 и загорается красный светодиод V5, индицируя "1". Диоды V1- V4 служат… Увы, в наше время даже такой пробник приобрести нелегко. Зато довольно просто… Монтаж выполняется навесным способом. Резисторы — типа МЛТ. Конденсаторы С1 и С2 — К73-17, СЗ и С4 — любые…
  • особенности сюжета и композиции произведения Мертвые души Но когда эти черты, присущие разным жанрам, смешиваются между собой, создают своеобразное неповторимое сочетание - такое произведение поначалу… Одни нашли его издевательским. Реакционная критика просто глумилась над… Но почему же именно этот жанр Гоголь избрал для воплощения своих идей? Неужели поэма настолько вместительна, чтобы…
  • Психологический кризис нашего времени С точки зрения социологии, основной двигающей силой развития цивилизации является человек. Сегодня одной из центральных проблем для науки является… Решение этой теоретической задачи должно быть основанием для выработки… Однако на уровне науки пока не выработано общего для большинства ученых понимания того, что есть самость человека и…
  • Психология времени и пространства Антропогенез – процесс происхождения человека. Бессознательное – (1) совокупность психических процессов, актов и состояний,… Модальность - сопряжение с внешней средой.
  • Дисциплины обслуживания. Модель с приоритетами. Дисциплины обслуживания с приоритетами, зависящими от времени Примерами дисциплин обслуживания являются постоянно используемая модель «первый пришел - первый обслужен» (FCFS-first came-first served), называемая… Предположим, что требования принадлежат одному из P различных приоритетных… Всякий раз, когда принимается решение для выбора требования на обслуживание, выбор делается в пользу требования с…