Авторские синонимы Н. В. Гоголя

Авторские синонимы Н. В. Гоголя. Своим языком и стилем поэма Мертвые души отличается от прочих литературных произведений не только русских прозаиков девятнадцатого века, но и самого Гоголя.

По нашему мнению, во многом это достигается по средствам авторской контекстуальной синонимии писателя. Достоверно известно, пишет в своей работе Язык и сознание А. Л. Лурия 7, что до выхода в печати Мертвых душ, в русском литературном языке не было, например, зафиксировано таких слов, как пикенция, пикендрас и пичуха для обозначения карточной масти пики. Такие синонимы Гоголь употребил для того, чтобы показать психологию ограниченности азартных картежников, несуразность и несовершенство их речевого мышления.

Скорее всего, такие слова не были вымышлены самим писателем, но были услышаны им в реальной жизненной ситуации. Заслуга Гоголя в том, что он выделил для себя эти слова и привнес их в русский литературный язык. Эти и другие гоголевские контекстуальные синонимы помогают преодолевать словесное однообразие наряду с синонимами языковыми, общенародными, также они передают психологическую атмосферу в среде говорящих, а в некоторых случаях например, в случае, описанном выше служат средством сатирического эффекта.

ГЛАВА III 3. 1.