Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана Жизнь и судьба

Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана Жизнь и судьба. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе Жизнь и судьба Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении героизм людей на войне, борьбу с преступлениями фашистов, а также полную правду о происходивших тогда событиях внутри страны ссылке в сталинские лагеря, арестах и всем связанным с этим. В судьбах основных героев произведения Василий Гроссман запечатлевает неизбежные во время войны страдания, утраты, смерти.

Трагические события этой эпохи рождают в человеке внутренние противоречия, нарушают его гармонию с внешним миром.

Это видно на примере судеб героев романа Жизнь и судьба -Крымова, Штрума, Новикова, Грекова, Евгении Николаевны Шапошниковой. Народные страдания в Отечественной войне в Жизни и судьбе Гроссмана более мучительные и глубокие, чем в предшествующей советской литературе. Автор романа приводит нас к мысли, что героизм победы, завоеванной вопреки сталинскому произволу, более весом.

Гроссман показывает не только факты и события сталинского времени лагеря, аресты, репрессии. Главное в сталинской теме Гроссмана это влияние этой эпохи на души людей, на их нравственность. Мы видим, как храбрецы превращаются в трусов, добрые люди в жестоких, а честные и стойкие в малодушных. Мы уже даже не удивляемся, что самых близких людей порой пронизывает недоверие Евгения Николаевна заподозрила в доносе на нее Новикова, Крымов Женю. Конфликт человека и государства передается в размышлениях героев о коллективизации, о судьбе спецпереселенцев, он ощущается в картине колымского лагеря, в раздумьях автора и героев о тридцать седьмом годе. Правдивый рассказ Василия Гроссмана о скрывавшихся прежде трагических страницах нашей истории дает нам возможность увидеть события войны более полно.

Мы замечаем, что колымский лагерь и ход войны, как в самой реальности, так и в романе связаны между собой. И именно Гроссман был первым, кто показал это. Писатель был убежден, что часть правды это не правда. Герои романа по-разному относятся к проблеме жизни и судьбы, свободы и необходимости.

Поэтому у них и разное отношение к ответственности за свои поступки. Например, штурмбанфюрер Кальтлуфт, палач у печей, убивший пятьсот девяносто тысяч человек, пытается оправдать себя приказом свыше, властью фюрера, судьбой судьба толкала на путь палача. Но дальше автор говорит Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен, не хотеть. Проводя параллель между Сталиным и Гитлером, фашистским концлагерем и лагерем на Колыме, Василий Гроссман говорит, что признаки любой диктатуры одинаковы.

И ее влияние на личность человека разрушающее. Показав слабость человека, неумение противостоять силе тоталитарного государства, Василий Гроссман вместе с тем создает образы поистине свободных людей. Значимость победы в Великой Отечественной войне, завоеванной вопреки диктатуре Сталина, более весома. Эта победа стала возможной именно благодаря внутренней свободе человека, способного, сопротивляться всему, что бы ни уготовила ему судьба Сам писатель сполна изведал трагическую сложность конфликта человека и государства в сталинскую эпоху.

Поэтому он знает цену свободы Только люди, не испытавшие на себе подобную силу авторитарного государства, его давления, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе подобную силу, удивляются другому - способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста.