рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Петербург в романе Преступление и наказание

Работа сделанна в 2003 году

Петербург в романе Преступление и наказание - Реферат, раздел Литература, - 2003 год - Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского Петербург В Романе Преступление И Наказание. В Начале Июля, В Чрезвычайно Жар...

Петербург в романе Преступление и наказание. В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке на улицу и медленно, как бы в нерешительности отправился к К-ну мосту.

Из следующих абзацев читатель улавливал, что дело происходило в Петербурге, вблизи Сенной площади. И если он был петербуржцем, он без особого труда мог догадаться, что молодой человек идет по Столярному переулку к Копушкину мосту через Екатерининский канал или, по-тогдашнему, канаву. И когда дальше рассказывалось о том, как, пройдя ровно семьсот тридцать шагов, молодой человек подошел к преогромнейшему дому, выходившему первой стеной на канаву, а другою на улицу, читатель понимал, что речь идет о садовой улице.

Современный писатель рассказывает, как он в наши дни бродил по переулкам, где происходит действие Преступление и наказание, держа в руках роман как путеводитель. Мы знаем великолепный Петербург, воспетый в торжественных и бессмертных стихах Пушкина. И Пушкин уже провидел социальные контрасты, терзавшие Северную Пальмиру. Однако Пушкин еще не придавал теневой стороне блистательной столицы империи первостепенного значения. Достоевский произвел полный переворот в психологии восприятия и художественного изображения Петербурга.

Он вспоминает о дворцах, башнях и садах пышной столицы только для того, чтобы сильней оттенить бедность и страдания, зависть и ропот нищего Петербурга. Раскольников, еще до убийства, забрел однажды из района Сенной, где он жил, на Острова. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какой-нибудь изукрашенной в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей.

Особенно занимали его цветы он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы он остановился и пересчитал свои деньги оказалось около тридцати копеек проходя мимо одного съестного заведения, вроде харчевни он выпил рюмку водки и съел с какою-то начинкой пирог Два мира, разделенные пропастью, но неразрывно связанные друг с другом. Пристально и неотрывно вглядывался Достоевский в улицы, переулки, дома, кабаки, притоны мещанского и просто нищего Петербурга, с их жалким людом, с их горестной участью. Подлинную сущность города он видел не в его внешности, а в социальных контрастах, динамичных и трагических, перетиравших в ветошку любого, попадавшего в их страшные вальцы.

Великолепный Петербург был рядом, но Раскольников видел его только мельком, как заманчивый мираж в пустыне, сам он не мог выбиться из духоты, толкотни, вони, столь известной каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Смрадные распивочные, оборванные пьяные, озабоченный, спешащий народ, серый отвратительный и грустный колорит улиц рождали в нем чувство глубочайшего омерзения.

В романе Преступление и наказание мы попадаем на черные лестницы, облитые помоями, во дворы колодцы, напоминающие душегубка, в город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, где невозможно оставаться здоровым, бодрым, полным сил. Он душит и давит.

Он соучастник преступлений, тот, кто порождает в душе человека бредовые идеи и теории. Для Достоевского Петербург мртвый город, насилие над природой. Медный всадник посреди болота. В нем причудливым образом сплелись элементы европейской и российской цивилизаций. Он полон парадоксов и фантастики. Петербург Достоевского среда, в которой уживаются многочисленные слои общества ростовщики, бедняки, студенты, интеллигенция, богачи и аристократы. Для каждого из них город видится по-разному кому-то празднично и весело, кому-то серо и безысходно.

Человек в Петербурге одинок. Как говорит Николка, в нем есть все, кроме отца и матери. Не случайно важнейшим словом в описании города и состояния героев становится слово душно. В Петербурге нет покоя душе человека. Нигде не теплоты человеческого общения, домашнего уюта. Несчастье обитает в Петербурге, ломает судьбу героев, приводит их к предельному отчаянию. Не случайно действие романа отнесено к городу белых ночей, особенно располагающих к снам наяву.

Именно сном кажется автору эта неестественная, призрачная жизнь столицы, так разительно не похожая на норму человеческого бытия. Образ Петербурга прочно ассоциируется в русской литературе с желтым цветом. Правда, это стало вполне очевидно уже после Достоевского, в поэзии XX века. Так строки петербургских стихов Блока В эти желтые дни меж домами мы встретимся, И на желтой заре фонари Анненского Желтый пар петербургской зимы, И Нева буро-желтого цвета Мандельштама к зловещему дегтю подмешали желток.

Вероятно, и в романе Достоевского обилие желтого как-то связано с самим ощущением Петербурга, его общего колорита. Желтый цвет основной цвет романа. В квартире старухи-процентщицы комната с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. Даже во сне, когда Раскольников как бы повторяет убийство, ему бросается в глаза желтый диван в комнате старухи. Само лицо героя после болезни становится бледно-желтым. Желтое лицо и у Мармеладова.

На Петровском острове ярко-желтые домики. Этот перечень можно бы продолжать и дальше. Желтый это как бы цвет того мира, того пространства, где было задумано и совершено преступление. В Петербурге Гоголя есть те же серые, желтые и грязно-зеленые дома, с их угрюмостью. Но описание Достоевского не так безысходно в этом мрачном городе мелькнет хоть один луч света. В душе героя и писателя мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей. Об этом думает Раскольников, идя на убийство он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Так входит в роман тема города и человека.

Достоевский писатель-гуманист, он протестует против существования губительного зла. Человек и его душа, умеющая радоваться тому, что на мгновение улица вдруг блеснет, фантастика, контрасты вот Петербург Достоевского. Образ Петербурга в романе символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой является сам действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Величина Достоевского-художника обусловлена, в частности, тем, что он с поразительной остротой и глубиной осознавая всю грандиозность и далеко идущие последствия той исторической ломки, которая началась в России в 60-х годах XIX века. Он чувствовал, что надвигаются по размаху социальные, технические, идейные и нравственные перевороты, которые действительно и произошло уже после его смерти, в XX веке. И главное здесь вовсе не в прямых пророчествах и предсказаниях будущих событий хотя и их можно найти Достоевского, а в необычайно ясном и углубленном видении тогдашних, современных Достоевскому процессов и фактов, в которых выражалась подготовка и нарастание грядущего всемирно-исторического переворота.

Достоевский вполне определенно говорил о том, что в современном ему обществе господствует чрезвычайное экономическое и нравственное потрясение Прежний мир, прежний порядок отошел безвозвратно Все переходное, все шатающееся.

Вскоре после окончания Преступления и наказания он писал Порассказывать толково то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии да разве не закричат что это фантазия. Конечно, это чрезвычайное потрясение только лишь началось в эпоху, когда Достоевский создавал Преступление и наказание, и лишь наиболее чуткие и проницательные люди могли предвидеть его последствия.

Те процессы и факты, которые поставил в центр внимания Достоевский, многим его современникам представлялись всего лишь случайными и исключительными явлениями, не воплощавшими в себя существа исторического развития. И само отражение этих явлений в романе Достоевского многие рассматривали именно как фантазию или в лучшем случае как опыт изображения патологических и уникальных характеров и ситуаций. Стремясь схватить существо чрезвычайного потрясения, обусловленного начавшимся переходом к новому состоянию мира, Достоевский обращается к конкретным жизненным фактам - в том числе к тем, которые повседневно отражаются на страницах газет.

В самом начале работы над Преступлением и наказанием он писал, объясняя реальные истоки своего замысла Есть много следов в наших газетах о необыкновенной шаткости понятий, подвигающих на ужасные дела. Исходя из этих фактов действительной жизни, Достоевский и создал переступающих нормы людей и весь преступный мир романа, преступный Петербург.

Я смутно предчувствовал всю мою будущность в эти смертельные три часа нашего въезда Он смотрит на город своей судьбы, на глухую и величественную панораму надвигающейся столицы кажется, никогда еще не возникало у него подобного чувства такого грозного ощущения грядущей беды, такого мучительного сомнения в неотменности выбора Весь этот спектакль решительно не стоит свечей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Петербург в творчестве Ф. М. Достоевского

Достоевский создает свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.В образе Петербурга, созданном русской литературой, можно… Одна идет от Пушкина, запечатлевшего по преимуществу величественный, строгий и… Каких же традиций придерживается Достоевский, создавая свой Петербург и в Белых ночах, и в Униженных и оскорбленных, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Петербург в романе Преступление и наказание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Петербург для Раскольникова
Петербург для Раскольникова. Петербург Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели от Ломоносова до поэтов наших дней. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, откры

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги