Аспект анализа источника

Аспект анализа источника. У Плутарха есть фигуры легендарные, мифологические, но большинство конкретные исторические лица. В Жизнеописаниях Плутарх создает идеальную картину, ставшую канонической, исторической древности Греции и Рима. Плутарх подходит к биографии не как ученый фактограф, а как моралист поэтому он прежде всего выделяет основные черты нравственного облика своих героев, постепенно развертывающиеся в разных ситуациях его жизни, а затем группирует вокруг этого стержня свой материал.

Получается своеобразный психологический этюд на биографическом материале, скорее напоминающий о Характерах Феофраста, чем о традиционном типе биографии.

Такой моралистический подход придает персонажам Плутарха законченный пластичный, хотя во многом и условный облик, а изложению Плутарха повествовательную последовательность и связность, подкрепляемую традиционным для диатрибы ассоциативным сцеплением мыслей. Моралистический подход подчеркнут парным подбором греческих и римских биографий краткое вступление к каждой паре биографий обычно намечает общие черты облика героев, более подробное заключение сопоставление - жанр, хороню разработанный и риторических школах их индивидуальные отличия.

Моралистический подход в сочетании с культом полисной древности порождает возвышен но-идеализированную трактовку героев даже немногим одиозным персонажам Демотрий, Антоний придан импонирующий размах страстей. По существу, Плутарх решал ту же проблему монументально-сентиментального изображения старины и ее актуального переосмысления, какую на сто лет раньше в Риме решал Ливий. Что касается Суллы, у Плутарха он изображен честно и бесстрастно, отчего выводы о достоинствах и недостатках читатель может делать сам. Читая Суллу, можно проанализировать, что, как и все тираны, Сулла был человеком высокомерным, непостоянным и бесчеловечным.

С многочисленными друзьями был весел и общителен, но хитер и харизматичен, отличался необузданностью в страстях, что делало характер его правления неоднозначным. Примечательно высказывание Карбона, о том, что, воюя с жившими в душе Суллы лисицей и львом, он больше терпел от лисицы.

В целом повествование захватывает простотой изложения и живостью языка, которым оно написано. 2.2.