Поэзия Ломоносова

Поэзия Ломоносова. Наряду с работами в области точных наук, с упорными занятиями русской историей протекала работа М.В.Ломоносова в области русского языка и литературной теории и практики.

Ломоносов обратил внимание на ритмообразующую роль ударения в русских народных стихах. До Ломоносова господствовало чуждое природе русского языка стихосложение. От стихотворца требовалось лишь соблюдать во всех строчках одинаковое количество слогов и ставить в конце строки рифму.

Будучи смелым новатором и следуя природе русского языка, Ломоносов распространил чередование ударных и безударных слогов на все виды стиха. Сам Ломоносов особенно ценил ямб, считая его наиболее бодрым и энергичным размером. Любимым стихотворным жанром Ломоносова была ода, представлявшая собой как бы торжественную ораторскую речь в стихах. Восторженные похвалы науке - одна из основных тем ломоносовской поэзии. Усилия Ломоносова как поэта-ученого были направлены на сближение литературной и разговорной речи, на обеспечение целостности и самостоятельности национального русского языка.

Ведь литературным языком еще оставался средневековый церковнославянский язык, оторванный от живой разговорной речи. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В.Ломоносова. В 1750 и 1751 годах он пишет трагедии Тамира и Селим и Демофонт. Первое издание стихов М.В.Ломоносова было выпущено Академией в 1751г. Вне Академии на М.В.Ломоносова начинают смотреть, главным образом, как на поэта.

Профессору химии приходится оправдываться у своих высоких покровителей и любителей поэзии в том, что он тратит время на физику и химию. Мировое пространство, обширность безмерных мест, по его замечательному выражению, звздное небо, небесные светила - любимый образ и предмет созерцания М.В.Ломоносова Открылась бездна звзд полна Звездам числа нет, бездне - дна. Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкий прах, В свирепом как перо огне, Так я в сей бездне углублн, Теряюсь, мысльми утомлн. Загадка величественного знакомого зрелища северного сияния вызывает у физика-поэта вдохновенные строки Но где ж, натура, твой закон С полночных стран встат заря Не солнце ль ставит там свой трон Не льдисты ль мешут огнь моря Се хладный пламень нас покрыл Се в ночь на землю день вступил О, вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав Вам путь известен всех планет Скажите, что нас так мятет Что зыблет ясный ночью луч Что тонкий пламень в твердь разит Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит Как может быть, чтоб мрзлый пар Среди зимы рождал пожар М.В.Ломоносов своим научно-поэтическим взором смотрит на истинный образ Солнца, раскрытый только современной астрофизикой Когда бы смертным толь высоко Возможно было возлететь, Чтоб к Солнцу бренно наше око Могло приблизившись воззреть Тогда б со всех открылся стран Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся И не находят берегов, Там вихри пламенны крутятся, Борюшись множество веков Там камни, как вода, кипят, Горящи там дожди шумят.

Сия ужасная громада Как искра пред тобой одна. О, коль пресветлая лампада, Тобою, боже, вожжена Для наших повседневных дел, Что ты творить нам повелел М.В.Ломоносов был учным в поэзии и искусстве и поэтом и художником в науке.