рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы романа

Образы романа - раздел Литература, Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание" Образы Романа. В Самом Начале Романа Раскольников Встречается С Семено...

Образы романа.

В самом начале романа Раскольников встречается с Семеном Захарычем Мармеладовым, спившимся чиновником, основной идеей которого является не борьба со злом, внутри и вокруг себя, а смирение с ним как с чем-то неизбежным. Самоуничижение вот главный принцип Мармеладова.

Этот безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким и прекрасно это осознает, но не может противостоять своей слабости. Единственная его надежда на то, что в день страшного суда Бог простит таких, как он, только за то, что ни один из них сам не считал себя достойным того. Встреча с Мармеладовым сыграла решающую роль в становлении теории Раскольникова, который не был способен, да и не хотел мириться с нищетой и повторять судьбу Семена Захарыча. После разговора с ним главный герой еще больше уверился в правильности своих убеждений.

Укрепила эту веру и его встреча с Катериной Ивановной, протест которой выражается лишь в словах и в бесплодных, порой болезненных мечтаниях. Подобный путь привел ее к потери рассудка и смерти от чахотки. Крах Катерины Ивановны убеждает главного героя в том, что единственный выход это активное действие, а не слова. Раскольников тоже один из униженных и оскорбленных, но он полон желания решительно изменить свою жизнь, пусть даже через преступление.

Порой он сомневается, боится загубить свою душу, но его манит результат, причем более ощутимый, чем тот, которого добилась Соня Мармеладова. О ней Раскольников впервые услышал от ее отца, и история эта чрезвычайно поразила Родиона. Соня, по мнению главного героя, совершает, может быть, даже более страшное преступление, чем он, убивая не кого-то, а себя. Она жертвует собой, а жертва эта напрасна. Так же как впоследствии окажется напрасной и жертва Раскольникова. Поэтому он с первого взгляда признает в Соне близкого человека, а она, приняв на себя его страдания, становится его верной спутницей.

Все старания Сони направлены на разрушение бесчеловечной теории Раскольникова. По ее мнению, выход кроется в смирении и принятии основных христианских норм. Для Сони религия не просто условность, а единственное, что помогает выжить в этом страшном мире и дает надежду на будущее. В конце концов, идея христианского смирения Сони побеждает чудовищную теорию Раскольникова.

И с этого начинается нравственное возрождение главного героя. И Соня, и Мармеладов, и сам Раскольников люди, прикоснувшиеся к пороку. Но есть у Достоевского и другие герои. Это мать и сестра Раскольникова и его университетский товарищ Разумихин. Недаром общение с ними после преступления невыносимо для главного героя. Он понимает, что души их чисты и что совершенным убийством он навсегда отделил себя от них. Они олицетворяют для Раскольникова отвергнутую им совесть. Ведь и Разумихин, и Дуня не приемлют теорию сверхчеловека.

Меня более всего возмущает, что ты кровь по совести разрешаешь, говорит Раскольникову его друг, по натуре очень добродушный человек, для которого чувство товарищества превыше всего. Но ведь ты кровь пролил в отчаянии восклицает Дуня, узнав о страшном преступлении брата. И для нее, и для Разумихина путь Раскольникова неприемлем. Они представляют новое поколение, которое будет гуманно, человечно и великодушно. Они антиподы Раскольникова, они отрицают его теорию.

Но есть в романе персонаж, который сам себя считает двойником главного героя. Это Свидригайлов один из наиболее сложных образов Достоевского. Он, как и Раскольников, отверг общественную мораль и всю жизнь потратил на поиск удовольствий. По слухам, Свидригайлов даже виновен в смерти нескольких людей. Он заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то, казалось, навсегда потерянные чувства. Но раскаяние к Свидригайлову в отличие от Раскольникова приходит слишком поздно, когда времени на обновление уже не осталось.

Пытаясь заглушить угрызения совести, он помогает Соне, детям Катерины Ивановны, своей невесте и после этого пускает пулю себе в лоб. Таков финал всех, кто ставит себя выше законов человеческого общества. Сообщение о самоубийстве Свидригайлова стало последним доводом для Раскольникова в пользу чистосердечного признания. Но немаловажную роль в этом сыграл и следователь Порфирий Петрович человек умный, проницательный, тонкий психолог.

Не имея в руках прямых доказательств вины Раскольникова, он понимает, что единственный способ разоблачить преступника заставить говорить его совесть. Ведь Порфирий Петрович прекрасно видит, что перед ним не ординарный убийца, а жертва ложной теории, частично порожденной и тем общественным порядком, который он защищает. На протяжении всего романа Порфирий Петрович выступает обличителем взглядов Раскольникова, суровым и безжалостным. Признание Раскольникова во многом его заслуга.

Однако даже на каторге главный герой жалеет не столько о пролитой им крови, сколько о том, что не смог выдержать взятого на себя груза. Идя по улице, он думает, что каждый из прохожих убийца не лучше его, только совершают эти люди преступления по-другому, в рамках так называемой общественной морали. Как, например, Петр Петрович Лужин. Этот никого не убил и не ограбил, но он знает множество других способов погубить человека пример тому поминки Мармеладова. Поэтому Лужин так же бесчеловечен, как обыкновенный убийца.

В романе он служит олицетворением буржуазного общества, столь ненавистного главному герою.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психологизм романа Достоевского "Преступление и наказание"

В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем… Глубокий психологизм романов Ф. М. Достоевского заключается в том, что их… Так начинается роман Ф.М. Достоевского Преступление и наказание.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы романа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образ Петербурга
Образ Петербурга. в романе Достоевского Преступление и наказание Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, уже бросающего свои косые лучи, из жалкой каморки под самой кровлей

Способы раскрытия психологии героев
Способы раскрытия психологии героев. в романе Преступление и наказание Ф.М. Достоевского В центре многих романов Достоевского находится одна необыкновенная, загадочная личность. И все герои

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги