Раскол Родиона Раскольникова

Раскол Родиона Раскольникова. Широк человек, я бы сузил говорил Ф. М. Достоевский, для которого человеческая душа это вместилище добродетелей и страстей, любви и ненависти, истины и лжи, настолько тонко переплетающихся друг с другом, что подчас не распознаешь их настоящее лицо была тем бездонным и неиссякаемым колодцем, из которого он черпал жизнь для своих произведений. Душа человека была для писателя своего рода образом всего мира, тем зеркалом, которое отражает всю сложность, противоречивость и многообразие человеческой жизни.

Самым страшным для Достоевского в этой жизни, в которой постоянно борются добро и зло, была ее способность раздваиваться, раскалываться, подменять одно другим, выдавать видимое за реальное, мнимое за действительное. Герой романа Преступление и наказание - Родион Раскольников, сама фамилия которого говорит о том, насколько он был подвержен этому искушению живет словно на границе сна и яви. Его не в меру чувствительная, тонкая, болезненная душа впитывает в себя ту гнетущую атмосферу уныния, безнадежности и отчаяния, которая его окружает.

Нищета, грязь, пьянство, разврат, искалеченные человеческие судьбы вот все, что видит Раскольников. Всем сердцем стремится он уйти из этого засасывающего болота. Его тянет то вниз, то вверх погрязшая во мраке душа Раскольникова из чувства противоречия рвется к свету, к солнцу, сознание бессилия что-либо изменить в этой жизни побуждает его бросить ей дерзкий вызов, существование на дне жизни уносит мысли Раскольникова ввысь, чтобы с этих высот взирать на человечество. Он раскалывается, раздваивается, не может себя найти он то воспаряет надо всем миром и ощущает себя солнцем, то погружается во мрак одиночества и ненависти, то размышляет о всечеловеческом счастье, то отгораживается от людей, презирая всех и каждого, окаменев в чудовищном самолюбии и гордыне.

Наполеоном хотел стать и хотел добра людям - вот каковы мотивы преступления Раскольникова, во всяком случае, так он сам объясняет себе его причины. Но, к сожалению, Родион не до конца честен с собой, он поддается искушению самообмана, ибо даже самые возвышенные мысли порождены все той же гордыней, все ростки его теории произрастают из одного корня зла. Одно то, что он осмеливается разделить людей на высших и низших, что он допускает возможность убийства даже во имя светлых идеалов, делает его моральным убийцей еще до самого преступления.

Теория Раскольникова насквозь лжива, и поэтому она куда ужаснее, чем убийство за кусок хлеба герой Достоевского сам признается в этом Если б только я зарезал из того, что голоден был, то я бы теперь счастлив был. Надуманность, непоследовательность, несостоятельность теории Раскольникова обнаруживается уже в ходе преступления, когда он убивает Лизавету, которую причислял ко второму, высшему разряду.

Если он преступает черту ради таких, как Лизавета, то как объяснить ее убийство К какому разряду отнести теперь мать и сестру Раскольников боится такой постановки вопроса, который сам же и задал себе он видит, что у него ничего не сходится во имя своей же теории он должен отступиться от тех, кого любит, презирать тех, за кого страдает, и, наоборот, должен любить тех, кого ненавидит и считает тварями дрожащими, ничтожествами.

Он вновь ощущает раскол в душе, попадает в замкнутый круг, тупик, из которого нет иного выхода, как только повернуть обратно, отказаться от своей гордыни. Но он пока что не в силах побороть ненависть, которую испытывает ко всем без исключения.

С отчаянием и злобой спрашивает он себя, почему же он так ненавидит мать и сестру, которых всегда так сильно любил И не находит ответа Бездну, которая разделяет желаемое и реальное, слово и дело, мысль и поступок, эту расколотость жизни Достоевский подчеркивает на протяжении всего романа. Уже два его центральных образа полный возвышенных мыслей, а по сути своей низкий убийца Раскольников и продающая свое тело, но святая Сонечка Мармеладова говорят о том, насколько важна была для писателя именно внутренняя правда, чистая совесть человека.

Достоевский показывает, что Раскольников обрел целостность, лишь раскаявшись, когда душа его восстала от духовной смерти и ощутила милосердие божье. Древнекитайский философ Лао-Цзы, видя противоречивость человеческой жизни, говорил То, что сжимают, расширяется. Достоевский, который сужает человеческую душу, ставя ее в экстремальные ситуации, когда человек оказывается на краю пропасти, тем самым дает ей возможность через мытарства и страдания расшириться, чтобы дать место Любви и Истине.

Мир униженных и оскорбленных. Первые страницы романа погружают читателя в убогую обстановку петербургских трущоб, в одном из переулков которых живет, борется с нуждой, создает теорию и совершает убийство Родион Раскольников. Автор очень подробно и детально описывает его убогую, душную каморку, расположенную под самой крышей, больше напоминающую шкаф, чем квартиру. Эта крошечная клетушка шагов в шесть длиной, с запыленными желтыми, отклеивающимися от стен обоями и низким давящим потолком воссоздает атмосферу тесноты и безысходности, которая усиливается описанием душного июльского дня в Петербурге.

Фигура замечательно красивого юноши, одетого в лохмотья, странно гармонирует с отвратительным и грустным колоритом ремесленного квартала, с нестерпимой вонью из распивочных, в которых коротали время бедные чиновники и цеховые рабочие. Везде теснота, духота, скученность людей, вынужденных ютиться в убогих квартирках, что еще больше усугубляют чувство духовного одиночества в толпе.

Люди разобщены и озлоблены, подозрительны и недоверчивы. Они утрачивают способность к жалости и состраданию, и это ярко проявляется в реакции посетителей распивочной на пьяную исповедь бедного чиновника Мармеладова. В его рассказе о своей судьбе разворачивается страшная жизненная драма человека, которого раздавил и искалечил жестокий мир. Душа нормального умного, совестливого человека не может вынести ежедневных унижений, когда приходится быть безмолвным свидетелем оскорбления собственной жены, видеть голодных детей, знать, что дочь, чистая, честная девушка, живет по желтому билету.

Переполненный страданиями, Мармеладов ничего не требует от слушателей, кроме простого человеческого участия. Но его искренняя, взволнованная исповедь вызывает только хихиканье и насмешливое любопытство, в котором явственно проступает презрение. Именно на примере семьи Мармеладовых в значительной степени раскрывается тема униженных и оскорбленных людей, их многочисленных бедствий в сей великолепной и украшенной многочисленными памятниками столице. Так возникает в романе образ Петербурга, холодного, мертвенного города, равнодушно взирающего на горе и страдания людей.

Великолепная панорама русской столицы еще больше подчеркивает нищету, безысходность положения обитателей петербургских трущоб. Строгие, изысканные линии роскошных зданий оттеняют убогие закоптелые комнаты с дырявыми простынями и ободранным диваном, в одной из которых ютится семья Мармеладовых.

Мир униженных и оскорбленных в романе многолик и разнообразен. Судьба Катерины Ивановны, до предела измученной и издерганной женщины, пытающейся навести чистоту в убогой квартирке, не знающей, чем накормить голодных детей, непохожа на судьбу ее падчерицы Сони, идущей на панель, чтобы помочь семье. Драматична жизнь сестры Раскольникова, красавицы Дуни, которая вынуждена терпеть издевательства и незаслуженный позор, обладая гордостью и самолюбием брата.

Всюду искалеченные, изломанные судьбы, причина которых постоянная, безысходная нужда, страшные условия жизни, недостойные человека. Все эти примеры закономерно приводят к выводу о невозможности в этом жестоком мире жить по нормам общечеловеческой морали. Бедность, бесправие, унижения толкают людей на нарушение христианских заповедей. Герой романа Достоевского рано или поздно оказывается перед выбором умереть или жить ценой сделок с совестью.

К этому миру неприложимы общепринятые нравственные законы. Если бы Сонечка Мармеладова не стала жить по желтому билету, умерла бы с голоду ее семья. Когда Раскольников в разговоре с ней говорит о самоубийстве как о единственно достойном выходе, его слова вдруг прерывает тихая реплика Сони А с ними-то что будет Значит, любовь к ближнему лишает ее даже такого выхода, как смерть. Чтобы помочь мачехе и ее детям. Соня фактически убивает себя как личность, но удивительным образом сохраняет и чистоту, и цельность, и высокую нравственность.

Ее преступление оправдано христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Сестра Родиона Раскольникова Дуня готова выйти замуж за преуспевающего дельца Лужина, не любя его, а значит, сознательно обрекая себя на жизнь, лишенную радости. Она решается на этот шаг по той же причине, что и Соня, вытащить семью из нищеты, помочь брату завершить образование в университете. Значит, в мире униженных и оскорбленных, несмотря на ужасающие условия жизни, люди способны сохранить благородство, любовь, сострадание, великодушие.

Изображая мир петербургских трущоб, писатель не только испытывает жалость и сочувствие к обездоленным и униженным людям, но и восхищается их замечательными человеческими качествами, которые труднее всего сохранить в невыносимых условиях. Таким образом, тема униженных и оскорбленных органически связана с теорией Раскольникова не только потому, что она порождена жестокостью окружающего мира и является своего рода бунтом против него. В этом же мире существует и любовь, и сострадание, и желание помочь ближнему.

И это наполняет писателя верой в возможность построения общества, в котором люди будут изнемогать от любви друг к другу. Только любовь, а не насилие единственный возможный путь для достижения гуманного, справедливого общества. Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на нужных и ненужных, общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.