Путь Родиона Роскольникова от преступления к наказанию

Тема Путь Родиона Раскольникова от преступления к наказанию.Оглавление Введение 1. История создания психологического романа. .2. Образ Раскольникова 3.1 Предпосылки возникновения теории 3.2 Крушение теории 3.3 Наказание преступника 16 Заключение18 Список использованной литературы 19 Приложения 20 Введение Тема преступления и наказания в романе Достоевского актуальна и в наше время.

До сих пор не прекращаются споры о сущности авторского замысла, об идейной направленности романа, о его центральном герое. Достоевский создатель социально-психологического романа. Его психологизм существенно отличается от психологизма Тургенева и Толстого. Писатель глубоко исследует не только внутренний мир отдельного человека, но и психологию, типичную для разных слоев общества, для разных социальных групп. Следует уделить внимание и художественному мастерству Достоевского-романиста.

Композиция и сюжет Преступления и наказания отличается исключительным своеобразием. Роману присущи динамичность развития действий, отсутствие экспозиции, тесная взаимосвязь сюжетных линий, насыщенность событиями. Внутренняя композиция строится на принципе антитезы. Цель данной работы раскрыть внутренний мир Родиона Раскольникова от преступления до наказания. Для достижения поставленной цели возможно решения следующих задач - рассмотреть историю создания романа - раскрыть образ Родиона Раскольникова - исследовать теорию Раскольникова и ее влияние 1. История создания романа Преступление и наказание Путь Ф. М. Достоевского к роману Преступление и наказание был долгим.

Задуман он был еще в начале 50-х годов. В октябре 1859 года Достоевский пишет брату В декабре начну роман помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту Намеки, которые встречаются в письмах и тетрадях писателя, указывают, что роман-исповедь это роман о преступление и наказании Раскольникова.

Подтверждается это еще и тем, что в первоначальном варианте роман и существовал в форме исповеди Раскольникова. Однако в 1859 году роман не был начат. Развитие его замысла некоторые исследователи связывают с влиянием пушкинских Цыган, при этом ссылаются на черновые тетради Достоевского, где встречается такая запись Алеко убил. Сознание, что он сам недостоин своего идеала, который мучает его душу. Вот преступление и наказание.

Замысел вынашивался в продолжение еще шести лет. Тягостный и мучительный 1864 год дает писателю обильный материал для задуманного произведения. После смерти брата Достоевский оказывается в страшной материальной нужде. Над ним нависает угроза долговой тюрьмы. Весь год Федор Михайлович вынужден был обращаться к петербуржским ростовщикам, процентщикам и другим кредиторам.

Не жалея здоровья и сил, просиживая за работой до шести часов утра, пытаясь спасти издававшийся вместе с братом журнал Эпоха, Достоевский все же не может выбиться из нужды и доводит сумму своего долга до двадцати пяти тысяч рублей. Он перестает бороться за журнал и возвращается к своему основному делу писательскому ремеслу. Возникает идея романа на злободневную тему о пьянстве. В июле 1865 года он предлагает редактору Отечественных записок А. А. Краевскому роман Пьяненькие, где предлагает написать о драматической судьбе детей в семьях алкоголиков.

Роман мой называется Пьяненькие и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч и проч Из-за материальных затруднений Краевский не принял предложенный роман, и Достоевский решил уехать за границу, чтобы вдали от кредиторов сосредоточиться на творческой работе.

За границей денежная драма разыгрывается с новой остротой в Висбадене Достоевский проигрывает в рулетку все, вплоть до карманных часов. К. К. Страхов. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. с. 122 Он писал своим друзьям отчаянные письма Сижу в отеле, кругом должен, денег ни гроша со вчерашнего дня я не обедаю и питаюсь только чаем Жизненные тупики, которые возникли на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя.

М. Г. Качурин. Русская литература. с. 222 В сентябре 1865 года, обращаясь в журнал Русский вестник к издателю М. Н. Каткову, Достоевский так излагает замысел романа Это психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, недоконченным идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного положения.

Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в узде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одного помещика, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении гуманного долга к человечеству, чем уже, конечно, загладится преступление, если только можно назвать это преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете и которая через месяц, может быть, сама собою померла бы Почти месяц он проводит до окончательной катастрофы.

Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце.

Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтоб хотя погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям, чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли свое. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело Итак, основной вариант как мы видим, сложился у Достоевского к осени 1865 года. Катков сумел оценить гениальность плана романа и немедленно выслал автору аванс.

С предельным напряжением Ф. М. Достоевский работает над романом всю осень, однако в конце ноября все написанное он сжигает было много написано и готово я все сжегновый план, меня увлек, и я начал сызнова. Первоначально замысел разрастался, становился объемнее и сложнее. В феврале 1866 года Достоевский сообщает своему другу А. Е. Врангелю Недели две тому назад вышла первая часть моего романа в январской книги Русского вестника.

Называется Преступление и наказание. Я уже слышал много восторженных отзывов. Там есть смелые и новые вещи. Как это было обычно для него, параллельно с печатанием Достоевский лихорадочно продолжает работать над новым произведением до конца 1866 года Сижу за работой, как каторжник Всю зиму я ни к кому не ходил, ни какого ничего не видалИтак продолжится до окончания романа, если не посадят в долговое отделение.

Осенью 1866 года, период завершении работы над Преступлением и наказанием, Достоевский снова попадает в исключительно трудные обстоятельства писатель был вынужден одновременно напряженно работать и над другим произведением романом Игрок. По контракту с издателем Стелловским он должен был представить к 1 ноября новый роман. В случае невыполнения контракта издатель получал право в течение 9 лет даром и как вздумается печатать все, что будет написано Достоевским. В начале октября Достоевского не было написано ни одной строчки Игрока.

Положение казалось безвыходным, катастрофическим. В такой ситуации друзья посоветовали Федору Михайловичу обратиться к помощи стенографии, которая в то время начинала только входить в жизнь приглашенная Достоевским молодая стенографистка Анна Григорьевна Сниткина была лучше ученицей петербургских курсов стенографии, ее отличали незаурядный ум, твердый характер и глубокий интерес к литературе. Меньше чем через месяц Игрок был завершен и вовремя сдан издателю.

Сотрудничество с А. Г. Сниткиной оказалось чрезвычайно плодотворно вскоре она становится женой и верным другом и помощником гениального писателя, опыт работы над Игроком Был перенесен и на роман Преступление и наказание. В ноябре и декабре 1866 года Достоевский диктует Анне Григорьевне последнюю, шестую часть и эпилог Преступление и наказание, которые печатаются в декабрьском номере журнала Русский вестник. В марте 1867 года роман выходит отдельным изданием. К. К Страхов.

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. с. 121-125 2.

Образ Раскольникова

В романе Преступление и наказание Раскольников не умирает буквально от... Поражение демократических сил, обстановка общественной реакции принесл... Художественный анализ духовного мира человека, теоретика-индивидуалист... Петров. Сама приставка анти- неприменима к роману, наполненному борением проти...

Наказание преступника

Г. . Муки Раскольникова изображены с такой силой, что мы словно вместе с ни... Мы видим эту сцену словно бы глазами Раскольникова, чувствуем, как и о... Русская литература. С.238-240.

Заключение

Заключение Преступление и наказание это идеологический роман, в котором сталкивается нечеловеческая теория с человеческими чувствами. Достоевский, великий знаток психологии людей, чуткий и внимательный художник, пытался разобраться в современной действительности, определить меру влияния на человека популярных в то время идей революционного переустройства жизни и индивидуалистических теорий. Вступая в полемику с демократами и социалистами, писатель стремился показать в своем романе, как заблуждение неокрепших умов приводит к убийству, пролитию крови, калеча и ломая молодые жизни.

Цель данной работы раскрыть внутренний мир Родиона Раскольникова от преступления до наказания. В своем романе Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, наполеонизма.

Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и в конце концов раскаяние главному герою романа. Идея сила, формирующая человека, его характер, определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда. Высшими людьми Достоевский считал людей идеи, только их он выбирает в качестве героев своих романов. Сверхчеловек- это человек идеи говорил о них Достоевский Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в его голове, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда со страданием и беспокойством, и уже поселившись в натуре, требует и незамедлительного

Приложения

Приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит тотчас же измениться и во всей своей жизни.

Проблемы, поставленные Достоевским, остры и актуальны в наше время нисколько не меньше, а может быть даже и больше. Основной его идеей, как мне кажется, является то, что общество, построенное на сиюминутной выгоде, на делении людей на нужных и ненужных, общество, в котором люди привыкают к страшнейшему из грехов - убийству, не может быть нравственным и никогда люди не будут чувствовать себя счастливыми в таком обществе.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Е. Г. Буянов. Романы Ф. М. Достоевского. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 3-е изд. М. Изд-во МГУ, 1999. 104 с. 2. В. А. Грихин, А. А. Смирнов. Пособие по русской и советской литературу.

М Изд-во Моск. Ун-та, 256 с. 3. М. Г. Качурин. Русская литература. М Просвещение, 1984. 382 с. 4. Ю. В. Лебедев. Русская литература ХIХ века -я половина Кн. для учителя. М. Просвещение, 1990. 288с. 5. Г.Н. Поспелов. Творчество Ф. М. Достоевского. М Знание,1971.64 с. 6. С. М. Петров. История русской литературы ХIХ века вторая половина. Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. Рус. Яз и лит Изд. 4-е, испр. М Просвещение, 1978. 608 с. 7. Л. А. Смирнова, Л. В. Соколова, В. И. Федорова и др. Русская литература ХVIII ХIХ веков Справ. материалы Кн. для учащихся ст. кл. М. Просвещение АО Учеб. Лит 1995. 463 с. 8. К. К. Страхов, Л. Д. Страхова.

Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. М. Дрофа, 2001. 160 с. Приложение Критика о романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Н.Н. Страхов Весь роман сосредотачивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собой последствия в духе совершившегося.

Так роман и называется на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно дело идет о преступлении и наказании. Преступление вовсе не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова люди, в характеристику которых входит преступление, совершают дела этого рода легче и совершенно иначе. Раскольникову же просто довелось перенести на себе преступление можно сказать, что оно с ним случилось и душа его отозвалась на него так, как отозвалась бы, вообще говоря, душа всякого человека Раскольников есть истинно русский человек именно в том, что дошел до конца, до края дороги, на которую его завел заблудший ум. Эта черта русских людей, черта чрезвычайной серьезности, как бы религиозности, с которою они предаются своим идеям, есть причина многих наших бед. Из рецензии Преступление и наказание.

Роман в шести частях с эпилогом Ф. М. Достоевского Д. И. Писарев Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула ни одна капелька пролитой крови, чтобы ни один живой человек не мог проникнуть его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его своим ангелом-хранителем, сокровищем и утешением корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки.

Он даже сам не понимал, зачем он его сделал.

Он видит только, что ему приходится, так или иначе, нести на себе все последствия этого дурацкого дела. Эти последствия оказываются очень мучительными. Подробная история этих мучительных последствий наполняет собой почти весь рома г. Достоевского она начинается со второй части и оканчивается только вместе с эпилогом Из статьи Борьба за жизнь В. В. Зеньковский Вера в человека у Достоевского покоится не на сентиментальном воспевании человека она, наоборот, торжествует именно при погружении в самые темные движения человеческой души. Из книги История русской.