Реферат Курсовая Конспект
Фауст - герой эпохи титанов - раздел Литература, Роль легенды о маге и чернокнижнике в создании произведения Гете "Фауст". Фауст - Герой Эпохи Титанов. Героем Первой Юношеской Драмы Гёте Был Историчес...
|
Фауст - герой эпохи титанов. Героем первой юношеской драмы Гёте был исторически реальный человек - Гец фон Берлихинген - рыцарь и соратник мятежных крестьян.
Героем последнего и величайшего произведения Гёте стал также исторически реальный человек - Доктор Фауст. Он был современником и соотечественником Геца. И это вовсе не случайное совпадение Первая половина XVI века Германии ознаменовалась великой крестьянской революцией, временем развития гуманизма. В современном языке гуманизм означает человеколюбие или человечность вообще. В истории европейской культуры это слово имеет ещё и очень конкретное, частное значение.
Гуманистами называли передовых ученых и литераторов XV - XVI веков, которые стремились освободить науку, искусство и художественную литературу от власти церкви, с тем чтобы они служили не прославлению религии, как это требовалось в средние века, а людям, их пользе и интересам. Такими гуманистами были Эразм Роттердамский - автор замечательной сатирической книги Похвала глупости, свободолюбивые, просвещенные рыцари Ульрих фон Гуттен и Франц фон Зикинген, ученый врач и фармацевт Парацельз и другие.
В начале XVI века произошли великие открытия, которые потрясли многовековые предрассудки и в корне изменили представления людей о вселенной, о природе земли. Об открытии Америки в странах Европы стало известно по-настоящему только в первые десятилетия XVI века. Первое кругосветное плавание Магеллана состоялось в 1519-м - 1522 годах. Опровергались тысячелетние представления о формах и размерах земли Неистовый, вдохновенный проповедник, талантливый поэт и хитроумный политик, Мартин Лютер решительно подорвал незыблемый прежде авторитет католической церкви.
Страстные революционные призывы Томаса Мюнцера и его друзей - анабаптистов стали одной из ведущих идеологических сил в крестьянской войне 1525 года. Всё больше распространялось изобретённое в предшествующем веке книгопечатание -действенное средство, позволявшее передавать человеческие мысли на любые расстояния в пространстве и времени и одновременно в разные концы света. Мир внезапно оказался намного шире и просторнее, чем думали раньше.
Всё очевиднее становилось, что не только всемогущий бог и его соперник дьявол о которых рассказывали попы и монахи но и простые смертные люди могут совершать чудеса. В Италии великий художник и учёный Леонардо да Винчи задумывался над проектом летательной машины. Алхимики в тайных лабораториях пытались найти философский камень - чудотворное вещество, способное превращать все металлы в золото, стремились изобрести снадобье, оживляющее мертвецов, и даже пытались создавать искусственные живые существа - гомункулюсов. В сознании людей этого беспокойного времени причудливо смешивались факты и легенды, настоящие открытия и фантастические слухи, старинные мифы и новые предрассудки, дерзновенные стремления к знаниям, к власти над природой и страх перед её таинственными, непостижимыми силами Это время было очень богато дарованиями художников и поэтов, клокотало страстями пылких бунтарей, реформаторов и революционеров.
Во многих странах Европы его называют эпохой Ренессанса, то есть Возрождения, но в Германии чаще говорят Эпоха Реформации и гуманизма. Художники и поэты, скульпторы и драматурги всё решительнее и смелее высвобождались из-под влияния церкви.
В поисках новых земных, а не заоблачных идеалов нравственности и красоты они обращались к наследству Древней Греции и Рима, которое раньше было предано церковному проклятию и запрещено как языческий соблазн. Искатели новых путей в науке и искусстве возрождали забытые или подавленные традиции античных культур, возрождали творческий опыт и принципы смелых и пытливых мыслителей и художников древности.
Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности - писал Ф. Энгельс в Диалектике природы 2. Все эти тенденции и мотивы вошли и в легенду о Фаусте. С этим временем тесно соприкасалась эпоха молодого Гете. И она тоже была временем брожения, титанически-дерзкого задора и Прометеевского нетерпения, и она была полна жаждой собственного всемогущества и славы, полна желания жить, полна страстного влечения к природе, с тою лишь разницей, что вместо знания природы сначала выступало чувство природы в духе Руссо и с мыслями Спинозы.
Наконец, и эпоха Гете шаг за шагом всё больше приближалась к классической образованности, пока, наконец, не достигла нового, более высокого и полного понимания классического идеала.
Гете, искал в истории своей родины примеры настоящего величия и героического размаха. Такие примеры, что могли бы помочь раскрепощать умы и сердца, освобождать их от плесени раболепия, от филистерского ожирения, от черных тенет поповщины Такие образы, чтобы их можно было противопоставить традиционным героям классицизма, имена которых заимствовались из мифологии или истории древности, а характеры и поведение формировались по правилам французской классицистской эстетики.
В этих исканиях то ли вскоре после Геца, то ли одновременно с ним был обретён Фауст.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Если в XVII в. философские идеи были привилегией высших классов общества, то в XVIII в. литература преследовала цель донести эти идеи в популярной… Если литература XVII в. носила полемический характер, то XVIII в. порождает… С одной стороны, это дерзкий порыв к универсальному знанию, но, с другой стороны, это сомнение в возможности…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фауст - герой эпохи титанов
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов