рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

М. А. Булгаков и его главная книга

М. А. Булгаков и его главная книга - раздел Литература, Художественный мир М. А. Булгакова М. А. Булгаков И Его Главная Книга. Работу Над Романом Мастер И Маргарита Бул...

М. А. Булгаков и его главная книга. Работу над романом Мастер и Маргарита Булгаков начал в 1929 году, последние вставки к роману были сделаны в 1949 году, журнальный вариант появился в 1966 - 1967 годах. Первоначально роман назывался Черный маг или Копыто инженера. Булгаков обогатил советскую литературу феноменальным жанром, который теория искусства до сих пор не определила.

Мастер и Маргарита - сатирическая летопись той городской жизни 20-30-х годов, которая была доступна широкому художническому взору писателя. Такая характеристика приблизительна и может показаться парадоксальной легко усомниться в соединимости сатиры с ее субъективной пристрастностью и летописи с ее обязательной объективностью. Но зададимся еще одним вопросом разве хроника Салтыкова-Щедрина История одного города с ее аллегорическим буйством сюжетов и персонажей - не универсальный мир российского бытия, где безграничны всевластие единиц и покорность тысяч? Но Мастер и Маргарита - не просто повторение традиций классической сатиры.

Жанровая исключительность произведения - в дерзком сплаве гротеска и величавого, эпопейского экскурса в многовековую легенду. Роман Булгакова невелик по объему, но велик по глубине поставленных в нем вечных проблем что есть добро и зло и каково соотношение между ними, что есть истина и в чем заключается смысл человеческого бытия, что является самым страшным преступлением и каково бывает наказание за предательство и трусость, человек и власть - какова диалектика их взаимоотношений, что определяет выбор между свободой и несвободой, в чем разница между милосердием и прощением - вот далеко не полный круг вопросов, поднимаемых автором на страницах романа.

Сложна архитектоника произведения. На перекрестке трех пространств - исторического, социально-бытового и фантастического - представил в своем романе Булгаков судьбы своих героев, соединив фантастику и реальность, сатиру и романтику. По существу Мастер и Маргарита - роман в романе роман о судьбе Мастера и роман Мастера о судьбе Понтия Пилата.

Поэтому в сюжете произведения тесно переплетаются две линии московская, излагающая события 30-х годов, и ершалаимская, воссоздающая случившееся в далеком I веке нашей эры. Соединяет эти две линии сложная система литературных перекличек, получившая в науке название системы соответствий.

Система соответствий проявляется в наличие двойников главных героев Мастер - Иешуа, Иуда - Алоизий Могарыч, Левий Матвей - Иван Бездомный и т. д календарно-временных совпадений главные события в жизни центральных героев происходят в среду и воскресенье, пространственно-географических соответствий Нижний Город Ершалаим - Арбат, дворец Иуды Великого - ресторан Грибоедов и т. д. Таким образом, система соответствий призвана помочь читателю осознать случившееся во времена Иешуа и московские события XX века в единстве и почувствовать сходство эпох, живущих в преддверии Великого Судного дня. Многим читателям, вероятно, рассказ об одном дне римского прокуратора покажется самым впечатляющим в Мастере и Маргарите. Но не следует воспринимать этот рассказ как вставную новеллу.

Вся тайна композиционной цельности романа - в связующих нитях между далеким прошлым и текущим днем. Они еще не до конца объяснены исследователями в отношении стилевых переходов - от прозрачной предметной яркости, рельефности изображаемого до зыбких, с трудом улавливаемых внутренних импульсов и мотивов сумасшедшего внешнего коловращения обитателей современного города.

Антитеза добра и зла - вот где главная общность несхожих и неслиянных сюжетов. Но единство состоит и в способах художественной трактовки происходящего с людьми. В этом смысле Мастер и Маргарита вовсе не абсолютно автономное явление в русском искусстве. Постоянная смена психологического и фантастического в романе прекрасно отвечает законам художественного реализма.

И оказывается, что Булгаков - наследник Гоголя не только в силу своего тяготения к фантасмагоричности сцен, к изображению мироздания как деформированного бытия, необузданной стихии. В объяснении невероятной жестокости прокуратора Пилата по отношению к Иешуа Булгаков следует за Гоголем. Спор римского прокуратора Иудеи и бродячего проповедника по поводу того, будет царство истины или нет, порой обнаруживает если не равенство, то какое-то странное интеллектуальное сходство палача и жертвы.

Минутами даже кажется, что первый не совершит злодеяния над беззащитным упрямцем. Но Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи, Всадник Золотое кольцо, бесстрашный воин, дальновидный политик, обладающий неслыханной властью, осуждает на мученическую смерть невинного бродягу-философа. Осуждает, внутренне сочувствуя Иешуа и готовый признать его правоту. Осуждает потому, что сам он несвободен в своих симпатиях и антипатиях, несвободен в своем выборе страх перед кесарем, опасения доноса, боязнь испортить карьеру оказываются выше истины.

И вот философа отправляют на крест, а имя Понтия Пилата отныне станет во все века символом фарисейства и трусости и будет связываться с именем погубленного им человека. Мы теперь будем всегда вместе говорит ему во сне оборванный философ-бродяга раз один, то, значит, тут же и другой! Помянут меня, сейчас же помянут и тебя! И это, как и дарованное ему вне его воли бессмертие самая страшная пытка для Понтия Пилата.

В Иешуа Га-Ноцри Булгаков увидел пророка, опередившего своими проповедями время, его идеи - слишком новые, слишком дерзкие для восприятия обывателя, за них пришлось заплатить ценой жизни, но оборванный бродяга-философ - само воплощение чистой идеи добра, беззащитный и слабый в своей земной жизни, и личной судьбе, оказывается велик как правовестник новых человеческих идеалов. И в эпилоге романа, в сне Ивана Николаевича Понырева, автор опять сведет их вместе - Иешуа и Понтия Пилата, они пойдут рядом по лунной дороге, беседуя и улыбаясь.

И Иешуа будет готов даже солгать во спасение прокуратора да, казни не было. Образ Пилата демонстрирует внутреннее борение личности, и потому он по-своему драматичен. Но в человеке сталкиваются неравные начала личная воля и власть обстоятельств. Иешуа духовно преодолел последнюю, Пилату это не дано. Как человек он не одобряет смертный приговор, но в качестве прокуратора его утверждает. Собственно, Иешуа сам произносит себе приговор, открыв Пилату свою дерзкую утопию настанет конец императорскому владычеству, кесаревой власти.

История Понтия Пилата и Иешуа имеет двойную связь с основными сюжетными перипетиями произведения. Во-первых, она составляет содержание того романа, который пишет Мастер именно судьба его сожженной и восстановленной рукописи породила фразу Воланда, ставшую крылатой Рукописи не горят. Во-вторых, она, эта страшная история, как бы завершается в главном тексте книги.

Казалось бы, какое еще нужно завершение ведь Иешуа казнен. Но автору захотелось провозгласить победа зла над добром не может стать конечным результатом общественно-нравственного противоборства. Этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не может позволить весь ход цивилизации. Предпосылками для подобной веры были, убежден автор, поступки самого римского прокуратора. Ведь именно он, обрекший на смерть несчастного странника, приказал тайно убить Иуду, предавшего Иешуа. В сатанинском прячется человеческое и совершает, пусть и трусливо, возмездие за предательство.

Теперь, многие столетия спустя, носители дьявольского зла, чтобы окончательно искупить свою вину перед вечными странниками и духовными подвижниками, всегда шедшими на костер за свои идеи, обязаны стать творцами добра, вершителями справедливости. Так появился в Мастере и Маргарите Воланд, образ которого сразу же объяснен словами из Фауста Гете, введенными в эпиграф к роману Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Это - метафора человеческой противоречивости, разрешение которой, по Булгакову вот в чем одна из главных романных идей писателя, должно утвердить исторический оптимизм общества.

Все скверное в той московской суете чиновников, полуинтеллигентов и элементарных обывателей, которых карикатурно-шаржированно живописует романист, испытывает на себе сокрушительные удары Воланда. Мир предстает здесь как бы перевернутым уже почти невозможно сказать, где тут настоящая дьяволиада - в окололитературной, околохудожественной среде или в курбетах вездесущего сатаны с его бесовской свитой.

Героями московской истории являются те, чьими именами назван роман Мастер и Маргарита, но судьбы их так прочно вписаны в московскую жизнь 30-х годов, что она становится не только фоном для развития действия, но и пристальным объектом авторского исследования. Булгаков создает образ безумного мира, живущего по своим фантасмагорическим законам из нехороших квартир исчезают люди, бюрократизировано абсолютно все, костюм Прохора Петровича пишет резолюции и подписывает приказы, которые вернувшийся владелец полностью одобряет, процветает взяточничество, действия председателя Босого, распутство двоеженство Семплиярова, приспособленчество история Степы Лиходеева, директора Варьете, доносы Алоизий Могарыч, барон Майгель, безнравственность в самом широком понимании этого слова вор-буфетчик, Аннушка, квартирный проныра, дядя Берлиоза и др В этом странном мире царят низменные страсти и процветают бездарности и приспособленцы.

Но особенно мрачную картину являет литературный мир Москвы, своеобразной моделью его становятся в романе МАССОЛИТ - легко узнаваемый гибрид Рапа и позднейшего Союза писателей.

Ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов МАССОЛИТа не занимается своим непосредственным делом - литературным творчеством. Но зато с успехом решают в МАССОЛИТе квартирные, дачные, продовольственные и прочие житейские проблемы. Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин и другие твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе не то, что думаешь, а то, что положено.

Циничные, прагматичные, равнодушные ко всему, кроме своей карьеры, они формируют литературную атмосферу 30-х годов. И когда в этот мир входит Мастер со своим романом о Понтии Пилате, его и судьба его произведения оказывается предопределенной. Конфликт Мастера и МАССОЛИТа - конфликт двух концепций литературного творчества - оказывается легко разрешимым Мастер попадает в клинику Стравинского, он больше не хочет жить, поскольку не выносит насилия, плохих стихов и социального заказа. Его лишили главного для художника - свободы творчества.

Появление в этом ирреальном и безумном московском мире Воланда с его свитой воспринимается читателем как вполне естественное явление если жизнь превратилась в ад, то почему бы в ней не появиться Князю Тьмы? Дьяволиада в романе Булгакова получает интересную трактовку если в жизни нет сил, способных восстановить справедливость, если закон безмолвствует и молчит добро, то восстановление миропорядка готовы выполнить силы зла. Поэтому Воланд и иже с ним не похожи на традиционные исчадия ада, они вполне симпатичные сущности предприимчивый Коровьев, угрюмый и немногословный Азаззелло в крахмальном белье, с обглоданной куриной косточкой в кармане, озорной, тщеславный и обидчивый кот Бегемот и, конечно же, Воланд, полный достоинства, мудрости и спокойствия.

Силы зла выступают как судьи, несущие справедливое возмездие каждому по заслугам его наказан за взяточничество Никанор Иванович Босой, за ложь - Варенуха, за безделье и разврат - Степа Лиходеев, за доносы - барон Майгель, за бюрократизм - заведующий филиалом, за жульничество - буфетчик, за плохие и бездарные стихи - Иван Бездомный.

То, что не могут сделать силы Света выполнить карательную функцию - сделали силы Тьмы, руководствуясь при этом добродетельными и даже назидательными целями.

Антитеза добра и зла в лице Воланда и Иешуа не состоялась. Более того, именно Воланд совершает благое дело спасение Мастера, воссоединение его с Маргаритой и восстановление текста романа о Понтии Пилате - рукописи не горят. Все будет правильно, на этом устроен мир - в этих словах, принадлежащих Дьяволу, еще раз подтверждается вера самого автора в закон справедливости. В булгаковском романе множество литературных отголосков и отражений. Но одно из исходных для замысла впечатлений - гениальное творение Гете, звучавшее в ушах автора еще и в сопровождении музыки Гуно. Булгаковская Маргарита в зеркально-перевернутом виде варьирует историю Фауста.

Фауст продавал душу дьяволу ради страсти к познанию и предавал любовь Маргариты. В романе Маргарита готова на сделку с Воландом и становится ведьмой ради любви и верности Мастеру. В образе Маргариты он навеян личностью Елены Сергеевны, жены писателя, истинной сподвижницы в его возвышенном и тяжком труде, может быть, нагляднее всего видны творческая смелость, дерзкий вызов Булгакова устойчивым эстетическим законам.

С одной стороны, в уста Маргариты вложены самые поэтические слова о творце, о его бессмертии, о прекрасном вечном доме, который станет ему наградой. С другой - ведь это именно возлюбленная Мастера летает на половой щетке над бульварами и крышами Москвы, крушит оконные стекла, запускает острые когти в ухо Бегемота и называет его бранным словом, просит Воланда превратить домработницу Наташу в ведьму, мстит ничтожному литературному критику Латунскому, выливая ведра воды в ящики его письменного стола.

Трудно найти в мировой литературе подобное смешение стилей. Откуда оно? В конечном счете - от соседства трагедии и фарса, высокого и комического, что являла собой человеческая история на всех стадиях своего развития. Булгаков, связав времена, соединил и самые, казалось бы, взаимоисключающие свойства и формы бытия. Величавая патетика, нежнейшие интонации, дикий, скрежещущий хохот и разбойничий свист, канцелярско-лакейское подобострастие, культ вечного и сиюминутное живоутробие, дремучее суеверие и мудрое всеведение, красота мира и его сор и кровь, музыка и болезненные вскрики - все выставлено в романе на обозрение и просит быть услышанным, не нуждаясь в особом подтверждении, ибо все это было всегда и именно в таком сочетании.

Книга Булгакова десятками нитей связана с театром, да она и по природе своей театральна. Роман разворачивается в сценах то празднично-бурлескных, как сенсационный парад черной магии в Варьете, то манящих загадкой, как знакомство с Воландом в первых главах, то напряженно интеллектуальных, как поединок Иешуа с Пилатом.

Сюжет не вытягивается линейно, он ветвится подобно живому дереву, возвращается в бегущих отражениях, как в волшебных зеркалах, создающих вторую и третью перспективу. Мысль о преображении, перевоплощении всегда волновала Булгакова. На низшей ступени - это преображение внешнее, перемена лика и облика, что сродни волшебству грима и театрального костюма.

Известен афоризм писателя Кино - это погоня, театр - это переодевание замечание ценное прежде всего как самохарактеристика драматурга. Переодевание входит в поэтику и булгаковского романа. На великом балу у сатаны костюмированы хозяева и гости, что, впрочем, не удивительно в сцене, имеющей все приметы театрального зрелища с эффектной сменой декораций. Покидая Москву, преображенными выглядят Воландовы спутники фиолетовый рыцарь Коровьев, Азаззелло в стали доспехов и юноша-паж, обернувшийся на время котом Бегемотом, а теперь, как и остальные, сбросивший колдовскую нестойкую одежду. Да и вообще эта потешная нежить и нечисть постоянно меняет имена и личины.

Кот Бегемот то добродушнейшее создание на свете, щеголь и дамский угодник, говорящий по-французски и вызолотивший усы, то продувная бесцеремонная бестия - толстяк в рваной кепке Но эта способность к переодеванию, смене облика на другом этаже замысла вырастает в идею внутреннего преображения.

Свой путь душевного обновления проходит в романе Иван Бездомный и в результате заодно с прошлой биографией теряет свое искусственное и временное имя. Только недавно в споре с сомнительным иностранцем Бездомный, вторя Берлиозу, осмеивал возможность существования Христа, и вот уже он, в бесплодной погоне за Воландовой шайкой, оказывается на берегу Москвы-реки и как бы совершает крещение в холодной ее купели. С бумажной иконкой, приколотой на груди, и в нижнем белье является в ресторан МАССОЛИТа, изображенный подобием вавилонского вертепа - с буйством плоти, игрой тщеславия и яростным весельем.

В новом своем облике Иван выглядит сумасшедшим, но в действительности это путь к выздоровлению, потому что, лишь попав в клинику Стравинского, герой понимает, что писать скверные антирелигиозные стихи - грех перед истиной и поэзией. Берлиозу за его неверие в чудеса отрезали голову, а Иван, повредившись головой, потеряв рассудок, как бы обретает его, прозрев духовно. Душевная болезнь как симптом нравственного здоровья - старая тема русской литературы, развитая еще Герценом в повести Доктор Крупов , Чеховым в Палате 6 . Одно из проявлений душевного выздоровления - отказ от претензии на всезнание и всепонимание.

В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникает перед нами в облике скромного ученого, будто заодно с фамилией изменилось и все его духовное существо. Перевоплощение отметит и фигуру Мастера. В скромном обитателе подвальчика, как тень воспоминания о какой-то былой жизни, мелькнет сходство с Гоголем, и сам мотив сожженной рукописи - не огненный ли это блик от того камина, куда был брошен второй том Мертвых душ ? Но, быть может, в каком-то смысле он еще и отражение Иешуа Га-Ноцри? Воображение художника порою будто набрасывает на его плечи разорванный голубой хитон Мастер умирает и воскресает со своим героем, как феникс, самосжигается и восстает из пепла.

А Маргарита? У Булгакова она уже совсем явно склонна к перевоплощению, миграции души - в духе ли новой антропософии или древнейшего платоновского переселения душ. Есть в ней отсвет Маргариты Наваррской - московской прапрапраправнучкой королевы Марго называет ее Коровьев.

Но ведь Маргарите суждено еще обернуться ведьмой и, совершив свой опасный и мстительный полет над Арбатом, оказаться на балу у сатаны. А конец героев? Не смерть, а какое-то новое, утешительное, изобретенное для них автором преображение в покое мечта о доме с садом, где тихо звучит музыка Шуберта, и Мастер в своем вечном колпаке за любимой работой.

Покой, тишина, мир - ключевые понятия для Булгакова. Война, драка и крики, шумная публичность - их антиподы. Кстати, Булгаков и в жизни старался быть в стороне от литературных скандалов, шумных полемик, избегал многолюдных писательских собраний. Как мы теперь понимаем, он был в центре литературы, но инстинктивно держался на околице того, что называют литературной жизнью. Слово покой, часто мелькающее в переписке Булгакова, на разные лады повторяется и в его романе.

Понтий Пилат страдает, что и ночью ему нет покоя. Маргарита опасается, что, нарушив обещание вступиться за Фриду, не будет иметь покоя на всю жизнь. К покою тянется смертельно уставший, измученный испытаниями Мастер. Притягивает к себе загадка слов, определивших посмертную судьбу Мастера Он не заслужил света, он заслужил покой. Учитель Левия Матвея не хочет взять Мастера к себе, в свет, и это место романа не зря стало камнем преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в нем заключено собственно авторское отношение к вере и идее бессмертия.

У читателя возникает вполне закономерный вопрос почему же все-таки Мастер не заслужил света? Почему ему уготован только покой? Исследователи считают, что Мастер уже сделал свое дело на земле - создал роман о Понтии Пилате и Иешуа, но в какой-то момент сломался, отступился от своего детища, поэтому - покой, а не свет. Другие же полагают, что только покой может быть прибежищем для такой усталой и бесконечно измученной человеческой души, она просто не сможет воспринять Свет. Есть и иное толкование - покой у Булгакова не совсем покой в маленьком домике, увитом плющом, Мастер будет трудиться - заниматься творчеством, общаться со своими великими собеседниками, т. е. покой его странный - слишком деятельный.

В русской поэзии можно встретить строки, противопоставляющие метафизический надмирный покой и иррационально-субъективную волю, свободу земному счастью. Поэтому критики склонны видеть в состоянии булгаковского героя срединное между жизнью и смертью.

Но как бы то ни было, в финале романа автор отправляет своих героев туда, где им будет хорошо - где не будет насилия и несвободы, где будет властвовать великая и неуничтожимая сила Любви. Художественный мир писателя. В письме советскому правительству М. Булгаков нарисовал свой литературный и политический портрет. Своей первой чертой писатель назвал приверженность идее творческой свободы, творческой мысли, противостояние оболваниванию личности, воспитанию рабов, подхалимов и панегиристов.

С первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях черные и мистические краски я - мистический писатель, в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции выделено мной Авт а самое главное - изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина. Способ противостоять революционной бесовщине писатель видел в упорном изображении русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. При этом писатель, по мысли М. Булгакова, должен стать бесстрастно над красными и белыми. Провозглашаемые этой декларацией принципы близки к традициям Н. В. Гоголя.

М. Булгаков по праву считал себя продолжателем дела Гоголя, но не Гоголя - создателя натуральной школы, каким видел его в первую очередь В. Белинский, а Гоголя - романтика и мистика, запечатленного, например, в скульптуре Н. А. Андреева, стоящей ныне во дворике дома Аксаковых, где скончался автор Мертвых душ. Как и Гоголь, Булгаков ставил человека перед лицом вечности задавался вопросом о нравственной цели бытия.

Опыт XX столетия позволил ему даже обострить мысль своего предшественника и утверждать, что отказ от нравственности может привести человечество к концу света.

Извечная борьба Добра и Зла, нравственности и аморальности - постоянная тема произведений писателя. Трагическая судьба художника, его тяжелые отношения с властью - другая проблема, постоянно волновавшая М. Булгакова. Здесь он ощущал себя в родстве с Жаном Батистом Мольером, жизнеописанию которого он посвятил роман и пьесу. Тоску, разочарование в человечестве и мире он, подобно классическим романтикам прошлого, надеялся победить Любовью, Добром, Справедливостью, Честью и Творчеством. Любовь и идиллический семейный уют с кремовыми шторами, зеленой лампой над столом, цветами, музыкой и обязательными в этой обстановке книгами - царят во всех произведениях писателя, начиная с Белой гвардии и кончая Мастером и Маргаритой. Тема рыцарского служения добру, преодоления смерти то в драматических, то в комических ситуациях пронизывает уже Записки юного врача, а позднее находит воплощение в трансформированном воображением Булгакова образе сервантесского дон Кихота и в персонажах Белой гвардии, в фигурах докторов Преображенского и Борменталя из Собачьего сердца, академика Ефросимова из Адама и Евы, не говоря уже о главных героях последнего романа писателя.

Созданный писателем художественный мир соединяет в себе пластически убедительную реальность и фантастику, конкретно-бытовой и философский планы.

Это сближает Булгакова не только с Гоголем, но и с немецкими романтиками, в частности с Э. Т. А. Гофманом. Один из современников вспоминает, как Булгаков мистифицировал его, читая слегка измененный текст статьи о Гофмане как якобы написанный о самом Булгакове.

Широкая публика его охотно читала, но высшие критики относительно него хранили надменное молчание цитировал этот текст Булгаков К его имени прикрепляются и получают хождение названия, вроде спирит, визионер и, наконец, просто сумасшедший Но он обладал необыкновенно трезвым и практическим умом На первый взгляд, его творческая система кажется необычайно противоречивой, характер образов колеблется от чудовищного гротеска до нормы реалистического обобщения. У него черт разгуливает по улицам города - Тут Булгаков даже руки простер от восторга Вот это критик! Словно он читал мой роман! Ты не находишь И продолжал - Он превращает искусство в боевую вышку, с которой, как художник, творит сатирическую расправу над всем уродливым в действительности Необычные сюжетные ситуации фантастическое пребывание Чичикова в XX веке открытие чудо-луча, способствующего росту всего живого, или чудесное превращение дворняги Шарика в агрессивного Полиграфа Полиграфовича Шарикова помогают писателю настолько заострить нравственные проблемы, что они приобретают поистине вселенское универсальное измерение.

Так, например, красный луч в неумелых руках становится роковым для всей страны неслучаен здесь уже выбор цветового определения. Название Роковые яйца не только напоминает о фамилии большевика-фанатика Рокка, но и содержит апокалиптический смысловой оттенок столица России едва не погибает от нашествия гадов.

И лишь Великая Природа или Бог, пославшая летом снег, убивает страшных рептилий.

Научный эксперимент по пересадке собаке человеческого гипофиза - своего рода буквальное воплощение лозунга Интернационала Кто был никем, тот станет всем - и последующее воспитание нового человека приводит сначала к потопу пусть не всемирному, но разрушительному, а потом к почти полной разрухе, грозящей полной гибелью культуры. События гражданской войны из Белой гвардии вписываются в космическое противостояние пастушеской звезды Венеры и кровавого бога войны Марса. А самое страшное убийство, описанное в этом романе, завершается такой деталью космического пейзажа звезда Марс над Слободкой вдруг взорвалась в замерзшей выси, блеснула огнем и оглушительно ударила. И хотя из последующей фразы становится ясно, что речь идет не о мистической каре, ниспосланной человечеству, а всего лишь о снаряде наступающих красных полков, эффект глобального обобщения достигнут, и Новое Царство начинается со Страшного Суда. Важнейшей особенностью художественной манеры писателя является активное присутствие в тексте автора-повествователя, то слегка ироничного, то лирически взволнованного, то трагически одинокого.

Речь идет не о прямых публицистических вторжениях, а о почти интимном дружеском разговоре с читателем, об особой сказовой манере, присущей Булгакову Да, был виден туман Так вот-с И тут, представьте себе Я вам доложу и т. п. Вот, например, типичный для авторской речи лирический монолог Никогда.

Никогда не сдергивайте абажур с лампы! Абажур священен. Никогда не убегайте крысиной побежкой на неизвестность от опасности.

У абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга ждите, пока к вам придут. А вот как заканчивается роман Белая гвардия, первоначально названный Булгаковым Крест Все пройдет. Страдания, мука, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему? Список использованной литературы 1 П. А. Николаев Михаил Булгаков и его главная книга. Москва, изд. Художественная

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Художественный мир М. А. Булгакова

Но при жизни мужа, да и позже, ей с лихвою хватало обязанностей хозяйки дома, на которой еще лежало отрадное бремя - поднять семь человек детей,… Деды писателя и по матери, и по отцу принадлежали к церковному сословию. В XIX… Небезразлично и то, что родовые корни Булгакова уходят в Орловскую землю здесь плодородный для русского гения пласт…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: М. А. Булгаков и его главная книга

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сатира Булгакова
Сатира Булгакова. Когда в 1930 году Булгаков отважно и даже с некоторым нажимом заявил Я - мистический писатель он, несомненно, имел в виду прежде всего свои фантастико-сатирические повести и сожже

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги