Художественное своеобразие

Художественное своеобразие.

Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам Максим Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя Пелагеи Ниловны, чьим именем названа книга.

Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения жителей слободки, деревни, города, рабочих фабрики Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт.

Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра. Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман очень современной книгой.

Несмотря на то что позиция автора к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл. 2.3 Смысл заглавия романа М.Горького МАТЬ. Название произведения кратко, но выразительно. Образ матери не просто центральный в романе, он является выражением системы художественного видения писателя, охватывающего всю ткань произведения, определяющего его содержание.

В 1909 году М. Горький записывает Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения. Выбирая Ниловну, а не Павла Власова в качестве центрального персонажа, Горький стремится подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходят, по его мнению, в среде рабочего класса.

В повести нет ни одного события, которое не было бы так или иначе связано с образом матери Ведь именно мать является истинным, человечным, любящим, искренним образом. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны, женщины, которая безгранично любит своего сына. То же самое я могу сказать и о любой матери, но далеко не любая мать будет понимать и разделять идеи и взгляды собственных детей, тем более настолько радикальные. Смысл заглавия произведения заключается в символике образа матери-созидательницы, матери, рождающей будущее в детях своих.

М. Горький подытоживает те представления о матери, которые появились еще в ранних его произведениях, где он говорит Прославим женщину-мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни, прославим в мире женщину-мать единую силу, перед которой склоняется смерть Сказки об Италии. Чрезвычайно важным моментом произведения становится сон Ниловны, в котором звучит основная тема жизни матери Не оставляйте детей своих на одиноком пути Этот сон становится переломной чертой в жизни героини.

Она полностью освобождается от старой веры. И мы не сомневаемся Ниловна поможет выжить своим детям, даст им необходимые силы, поддержит их в самую тяжелую минуту и встанет на борьбу против насилия, неравенства и беззакония. Мать Горького это целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие. Нет сомнений тема воскрешения души - второго рождения человека, связавшего свою судьбу с судьбой народа была самой важной во всем творчестве Горького. 2.4