От Тредиаковского до Княжнина

От Тредиаковского до Княжнина. Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга.

В XVIII в. это был величавый град Петров, воспетый в одах М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова, Г.Р.Державина. Все они жили в столице и участвовали в сотворении е литературного облика. Но сначала нужно было реформировать русский язык. Это сделали Василий Кириллович Тредиаковский в сочинении Новый и краткий способ к сложению российских стихов и Михаил Васильевич Ломоносов в работе Российская грамматика. Тредиаковский ввел в язык такие слова, как, например, общество, искусство, благодарность, дальновидность и даже гласность.

В свою очередь, с именем Ломоносова связано появление в русском языке слов чертеж, практика, температура и т.д. При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Сама императрица переписывалась с французскими просветителями и анонимно редактировала журнал Всякая всячина. Это было в стиле того времени в журналах высказывались все новые философские и политические идеи, и верховная власть желала держать этот процесс под контролем.

Однако с разрешением частных типографий пресса быстро встала на нежелательный для правительства путь развития. Появились журналы, критиковавшие крепостной строй, произвол чиновников и даже самодержавие. Первым среди них был Трутень 1769-1770 гг издаваемый Николаем Ивановичем Новикувым. Этот видный просветитель и организатор тайных масонских лож был не только журналистом, но и издателем первого собрания русских исторических памятников Древней российской вивлиофики 1773-1775. Журналы Н.И.Новикова Трутень, Пустомеля, Живописец, Кошелек были закрыты.

Комедию Д.И.Фонвизина Недоросль, поставленную в 1782 г Екатерина II приняла благосклонно, но печатать не разрешила, резонно рассудив, что печатное слово опаснее устного. Более сурово обошлись с А.И.Радищевым, автором Путешествия из Петербурга в Москву 1790 г которое, по словам императрицы, пыталось произвесть в народе негодование противу начальников и начальства и содержало неистовые изражения выражения противу сана и власти царской.

Радищев был приговорен к смертной казни и лишь по милости Екатерины навечно сослан в Сибирь в Илимский острог. Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия, получившая такое название в отличие от Академии наук и художеств, созданной в январе 1724 г. Одной из главных целей новой академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями.

Академию возглавила одна из образованнейших русских женщин Екатерина Романовна Дбшкова. Академиками стали крупнейшие столичные писатели Д.И.Фонвизин, М.М.Херасков, Г.Р.Державин, Я.Б.Княжнин им доверялась роль цензоров выходивших новых сочинений. Однако литераторы не оправдали надежд. Так, в 1793 г. Княжнин напечатал трагедию Вадим Новгородский, в которой императрица усмотрела критику монархии. Трагедия была сожжена, а допустившая е издание Дашкова смещена с поста президента Академии наук. Цензурные строгости ещ более усилились при Павле I, когда новые русские книги печатать стало практически невозможно.